«Театральная деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников»
статья на тему
Театральная деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teatralnaya_deyatelnost.docx | 25.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Корнева И.А., воспитатель
ГБДОУ детский сад № 6 Адмиралтейского района
Санкт-Петербурга
«Театральная деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников»
Театрализованная деятельность в детском саду – это прекрасная возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитание творческой направленности личности.
В условиях перехода на ФГОС ДОУ один из основных принципов дошкольного образования, отраженный в Стандарте: «Реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребёнка».
Все мы знаем, что знакомство с театром происходит в атмосфере волшебства, праздничности, приподнятого настроения, поэтому заинтересовать детей театром не сложно.
Театральная деятельность в детском саду имеет свои особенности. «Это волшебный край, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир». Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Играя, мы общаемся с детьми на «их территории». В детстве у каждого человека хотя бы на короткое время появляется свой собственный театр кукол. Все в нем – персонажи, декорации, ширмы - создается силой фантазии из подручных средств. Детский театр рождается из «оживления» предмета, неутолимого желания играть, веры в сказку и мечты о чуде. Вступая в мир игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей. Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а правильно поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. Можно сказать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Но не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.
Используя театрализованную деятельность в системе обучения детей в ДОУ, мы решаем комплекс взаимосвязанных задач во всех образовательных областях по ФГОС ДО:
Социально-коммуникативное развитие:
- формирование положительных взаимоотношений между детьми в процессе совместной деятельности;
- воспитание культуры познания взрослых и детей (эмоциональные состояния, личностные качества, оценка поступков и пр);
- воспитание у ребенка уважения к себе, сознательного отношения к своей деятельности;
- развитие эмоций; воспитание этически ценных способов общения в соответствии с нормами и правилами жизни в обществе.
Познавательное развитие:
- развитие разносторонних представлений о действительности (разные виды театра, профессии людей, создающих спектакль);
- наблюдение за явлениями природы, поведением животных (для передачи символическими средствами в игре–драматизации);
- обеспечение взаимосвязи конструирования с театрализованной игрой для развития динамических пространственных представлений;
- развитие памяти, обучение умению планировать свои действия для достижения результата.
Речевое развитие:
- содействие развитию монологической и диалогической речи;
- обогащение словаря;
- овладение выразительными средствами общения: словесными (регулированием темпа, громкости, произнесения, интонации) и невербальными (мимикой, пантомимикой, позами, жестами);
Художественно-эстетическое развитие:
- приобщение к высокохудожественной литературе, музыке, фольклору;
- развитие воображения;
- создание выразительного художественного образа;
- формирование элементарных представлений о видах искусства;
- реализация самостоятельной творческой деятельности детей.
Физическое развитие:
1. согласование действий и сопровождающей их речи;
2. умение воплощать в творческом движении настроение, характер и процесс развития образа;
3. выразительность исполнения основных видов движений;
4. развитие общей и мелкой моторики: координации движений, мелкой моторики руки, снятие мышечного напряжения, формирование правильной осанки.
Театрализованная деятельность в детском саду может быть включена, в соответствие с ФГОС, в образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, музыкально-художественной и т. д.); образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов; самостоятельную деятельность детей.
Содержание работы с детьми по театрализованной деятельности включает в себя:
- Пальчиковые игры;
- Упражнения по дикции (артикуляционная гимнастика);
- Задания для развития речевой интонационной выразительности;
- Игры-превращения, образные упражнения;
- Упражнения на развитие детской пластики;
- Ритмические минутки;
- Упражнения на развитие выразительной мимики, элементы пантомимы;
- Театральные этюды;
- Разыгрывание мини-диалогов, потешек, песенок, стихов;
- Просмотр кукольных спектаклей.
Требования к организации театрализованных игр:
• Содержательность и разнообразие тематики.
• Постоянное, ежедневное включение театрализованных игр во все формы педагогического процесса.
• Максимальная активность детей на этапах и подготовки, и проведения игр.
• Сотрудничество детей друг с другом и с взрослыми на всех этапах организации театрализованной игры.
• Последовательность и усложнение содержания тем и сюжетов, избранных для игр, соответствуют возрасту и умениям детей.
Таким образом, театрализованная деятельность – это не просто игра, а еще и прекрасное средство для интенсивного развития речи детей, обогащения словаря, развития мышления, воображения, творческих способностей. Занимаясь с детьми театром, мы делаем жизнь наших воспитанников интересной и содержательной, наполняем ее яркими впечатлениями и радостью творчества, на основе театрализованной деятельности можно реализовать практически все задачи воспитания, развития и обучения детей. Подавляющее число детей свободно владеют импровизационными умениями; умело используют средства театральной выразительности: мимику, жест, движения и средства интонации; владеют простейшими исполнительскими навыками и активно участвуют в театрализованных представлениях; с удовольствием выполняют творческие задания; стали намного добрее, общительней, внимательней друг к другу.
Литература
- Антипина Е. А. Театрализованная деятельность детей в детском саду: игры, упражнения, сценарии. М., ТЦ Сфера, 2003.
- Девина И. А., Маштакова И. В. Управляем эмоциями. М.,Ось,89, 2002, 48с.
- Иванцова Л. Коржова О. Мир кукольного театра. Ростов-на-Дону, Феникс, 2003, 160 с.
- Маханёва М. Д. Театрализованные занятия в детском саду. // Дошкольное образование № 12. 2002.
- Петрова Т. И., Сергеева Е. Л., Петрова Е. С. Театрализованные игры в детском саду. М., Школьная пресса, 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация статьи "Театральная деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников"
Презентация...
Статья "Театральная деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников"
Театральная деятельность - это самый распространненый вид детского творчество. Она близка и понятна ребенку. Всякую свою выдумку, впечетление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живы...
"Театральная деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников"
Театральная деятельность - это самый распространненый вид детского творчество. Она близка и понятна ребенку. Всякую свою выдумку, впечетление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живы...
Театральная деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников
В статье раскрывается значение театральной деятельности в развитии творческих способностей у дошкольников....
Театральная деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников
Сегодня, когда широко и фундаментально решается проблема дошкольного образования и воспитания, когда внедрены Федеральные государственные образовательные ...
Презентация "Театральная деятельность- как средство развития творческих способностей дошкольников" Сапронова И.В. музыкальный руководитель МБДОУ детский сад №12 г. Ярцева Смоленской области
laquo;Театр – это волшебный мир.Он дает уроки красоты,морали и нравственности.А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира детей…»Б. М. Теплов...
Театральная деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников.
В статье говорится о значении театральной деятельности в развитии творческих способностей ребёнка....