Театральная деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников
статья по теме
В статье раскрывается значение театральной деятельности в развитии творческих способностей у дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teatralnaya_deyatelnost_kak_sredstvo_razvitiya_tvorcheskih.doc | 42 КБ |
Предварительный просмотр:
Театральная деятельность как средство развития творческих
способностей дошкольников
Преобразования, происходящие в обществе, порождают в образовании новые требования к подготовке детей к школе. Одним из них является развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста. Творческие способности – это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. Так как элемент творчества может присутствовать в любом виде человеческой деятельности, то справедливо говорить не только о художественных творческих способностях, но и о технических творческих способностях, о математических творческих способностях, и т. д.
Медведевым Д. А. в 2010 году был представлен новый проект развития системы образования «Наша новая школа», в которой поставлена цель преобразовать школу в «школу будущего». Для достижения цели выделены главные задачи:
- развитие творческой среды для выявления особо одарённых детей с раннего возраста;
- развитие творческих способностей у детей.
Творческие способности являются одним из компонентов общей структуры личности. Развитие их способствует развитию личности ребенка в целом. Если ребенок умеет анализировать, сравнивать, наблюдать, рассуждать, обобщать, то у него, как правило, обнаруживается высокий уровень интеллекта. Такой ребенок может быть одаренным и в других сферах: художественной, музыкальной, сфере социальных отношений, творческой, где его будет отличать высокая способность к созданию новых идей.
Дошкольный возраст даёт прекрасные возможности для развития творческих способностей. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека. Это самый благоприятный период для начала развития всего многообразия человеческих способностей. Но у ребенка начинают развиваться только те способности, для развития которых имеются стимулы и условия к моменту этого созревания. Чем благоприятнее условия, чем ближе они к оптимальным, тем успешнее начинается развитие. Развитие может достичь наибольшей высоты, и ребенок может стать талантливым и гениальным. Дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир.
Актуальная проблема образования и воспитания дошкольников средствами театрального искусства позволила обратиться к театральной деятельности в ДОУ не только как к самостоятельному разделу художественного воспитания детей, но как к мощному синтетическому средству развития их творческих способностей. Ведь искусство театра представляет собой органический синтез музыки, танца, живописи, риторики, актерского мастерства, сосредоточивает в единое целое средства выразительности, имеющиеся в арсенале отдельных искусств, и, тем самым, создает условия для воспитания целостной творческой личности, чем способствует осуществлению цели современного образования.
Таким образом, приходим к выводу, что выявлять и развивать творческие способности дошкольников лучше именно через театральную деятельность, так как театральная деятельность ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимой индивидуальности, его раскрепощение, вовлечение в действие, активизируя при этом все имеющиеся у него возможности; на самостоятельное творчество; развитие всех ведущих психических процессов. Способствует самопознанию, самовыражению личности при достаточно высокой степени свободы; создает условия для социализации ребенка; помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, значимости, возникающих в результате выявления скрытых талантов и потенций. Театральная деятельность не только развивает психические функции личности ребенка, художественные способности, но и общечеловеческую универсальную способность к межличностному взаимодействию, творчеству в любой области. К тому же для ребенка театрализованное представление - это хорошая возможность хотя бы ненадолго стать героем, поверить в себя, услышать первые в своей жизни аплодисменты.
Среда является одним из основных средств развития личности ребёнка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Причём предметно-пространственная среда не только должна обеспечивать совместную театрализованную деятельность детей, но и являться основой самостоятельного творчества каждого ребёнка , своеобразной формой его самообразования. Поэтому при проектировании предметно-пространственной среды , обеспечивающей театрализованную деятельность детей следует учитывать:
- индивидуальные социально-психологические особенности ребёнка;
-особенности его эмоционально-личностного развития;
-интересы , склонности, предпочтения и потребности;
-любознательность ,исследовательский интерес и творческие способности;
-возрастные и полоролевые особенности.
Безусловно, что в театрализованной деятельности огромную роль играет воспитатель. Следует подчеркнуть, что театрализованные занятия должны выполнять одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функции и ни в коей мере не сводиться только к подготовке выступлений. Их содержание , формы и методы проведения должны способствовать одновременно достижению трёх основных целей: развитию речи и навыков театрально- исполнительской деятельности; созданию атмосферы творчества ; социально- эмоциональному развитию детей.
Поэтому содержанием таких занятий является не только знакомство с текстом какого-либо литературного произведения или сказки , но и с жестами, мимикой, движением, костюмами ,мизансценой, т.е. со «знаками» визуального языка. В соответствии с этим практическое действие каждого ребёнка является важнейшим методическим принципом проведения данных занятий.
Необходимо, чтобы воспитатель не только выразительно читал или рассказывал что-либо, умел смотреть и видеть , слушать и слышать, но и был готовым к любому «превращению», т. е. владел основами актёрского мастерства и навыками режиссуры. Одно из главных условий- эмоциональное отношение взрослого к читаемому .При чтении детям необходима не столько артистичность, сколько искренность и неподдельность чувств педагога. Для малышей это является как бы образцом эмоционального отношения к тем или иным ситуациям.
Причём чем меньше ребёнок , тем определённее, акцентированнее должно быть чтение. Однако и переигрывать не рекомендуется – дети очень тонко чувствуют преувеличение и фальшь.
Старшим дошкольникам можно читать более сдержанно, менее эмоционально выраженно, чтобы не помешать самостоятельному усвоению ими содержания. Ни в коем случае нельзя навязывать свои оценки , отношение к прочитанному. Наоборот , необходимо предоставить детям возможность высказаться ,проявить эмоциональную активность.
Из многообразия средств выразительности в детском саду рекомендуется:
- во второй младшей группе формировать у детей простейшие образно- выразительные умения ( уметь имитировать характерные движения сказочных животных);
- в средней группе обучать элементам художественно – образных выразительных средств (интонации , мимике и пантомиме);
- в старшей группе совершенствовать художественно – образные исполнительские умения;
- в подготовительной к школе группе развивать творческую самостоятельность в передаче образа ,выразительность речевых и пантомимических действий .
Имитационным движениям ( сказочных животных) можно обучать детей на физкультурных и музыкальных занятиях , в свободной деятельности.
При обучении детей средствам речевой выразительности необходимо использовать знакомые и любимые сказки , которые концентрируют в себе всю совокупность выразительных средств русского языка и предоставляют ребёнку возможность естественного ознакомления с богатой языковой культурой русского народа. Кроме того , именно разыгрывание сказок позволяет научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании(речь, напев, мимика, пантомима, движения)
Развитие театрализованной деятельности в дошкольных образовательных учреждениях и накопление эмоционально - чувственного опыта у детей – длительная работа ,которая требует участия родителей .Активизации их интереса способствуют тематические вечера, в которых родители и дети являются равноправными участниками . Тематика таких вечеров может быть различной, например: «Любимые сказки», «Театральные встречи», «смешные истории» и др.
Желательно привлечь родителей к активному участию в таких вечерах в качестве исполнителей ролей , авторов текста, изготовителей декораций, костюмов и т. д . В любом случае союз педагогов и родителей будет способствовать интеллектуальному, эмоциональному и эстетическому развитию детей, развитию их творческих способностей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация статьи "Театральная деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников"
Презентация...
Статья "Театральная деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников"
Театральная деятельность - это самый распространненый вид детского творчество. Она близка и понятна ребенку. Всякую свою выдумку, впечетление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живы...
"Театральная деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников"
Театральная деятельность - это самый распространненый вид детского творчество. Она близка и понятна ребенку. Всякую свою выдумку, впечетление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живы...
Театральная деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников
Сегодня, когда широко и фундаментально решается проблема дошкольного образования и воспитания, когда внедрены Федеральные государственные образовательные ...
Презентация "Театральная деятельность- как средство развития творческих способностей дошкольников" Сапронова И.В. музыкальный руководитель МБДОУ детский сад №12 г. Ярцева Смоленской области
laquo;Театр – это волшебный мир.Он дает уроки красоты,морали и нравственности.А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира детей…»Б. М. Теплов...
Театральная деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников.
В статье говорится о значении театральной деятельности в развитии творческих способностей ребёнка....
«Театральная деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников»
Театральная деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников...