"Театральная деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников"
статья на тему
Театральная деятельность - это самый распространненый вид детского творчество. Она близка и понятна ребенку. Всякую свою выдумку, впечетление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и дейсвия, получая огромное эмоциональное наслаждение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_nizomidinovoy_m.s._na_konferentsiyu.docx | 21.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Низомидинова М. С., воспитатель
ГБДОУ детский сад № 6 Выборгского района
Санкт-Петербург
«Театральная деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников»
Театрализованная деятельность - один из самых эффективных способов воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип осуществления личностно-дифференцированного подхода в обучении и воспитании.
В настоящее время развитие творческого потенциала нашло отражение в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. Тем самым, объединив все основные общеобразовательные программы ДОУ и направив работу педагогических коллективов на развитие творчества у детей. Этот компонент представлен в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.
Изучение психолого-педагогической и методической литературы, передового опыта показывает, что в настоящее время накоплен большой теоретический и практический опыт организации театрально-игровой деятельности в детском саду. Вопросы, связанные с организацией и методикой театрализованной игровой деятельности, широко представлены в работах отечественных педагогов, учёных, методистов: Н. Карпинской, А. Николаичевой, Л. Фурминой, Л. Ворошниной, Р. Сигуткиной, И. Реуцкой, Л. Бочкарёвой, И. Медведевой, Л. Артёмовой, Т. Шишовой и другими.
Настоящая театрализованная деятельность представляет собой богатейшее поле для творчества детей. Развитие творчества дошкольников - дело сложное, но важное и нужное. Творчество детей в их театрально-игровой деятельности проявляется в трёх направлениях:
- творчество продуктивное (сочинение собственных сюжетов или творческая интерпретация заданного сюжета);
- творчество исполнительское (речевое, двигательное);
- творчество оформительское (декорации, костюмы и т. д.).
Творчество – это мир, наполненный яркими и удивительными образами. Детское творчество отличается от взрослого тем, что оно способно поразить своей оригинальностью, непосредственность и, конечно же, буйством фантазии.
В исследованиях Л.С. Выготского связывает воедино понятие творческих способностей и воображения, считая, что средства воображения влияют на развитие творческих способностей, которые характеризуются оригинальностью, продуктивностью, вариативностью создаваемых образов.
Творческий процесс является особой формой осуществления перехода от известного к неизвестному, к новому. С точки зрения психологического учения дошкольное детство является сензетивным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. В накопление опыта и знаний по мнению педагогов-психологов, таких как Л.С. Выготский, С.А. Козлова, О.М. Дьяченко, и есть необходимая предпосылка для развития творческой деятельности. Именно дошкольное детство признано благоприятным периодом для развития творческого воображения.
В работах авторов, которые разрабатывали проблемы творчества детей дошкольного возраста, отдельно выделяют понятие «детского творчества», которое проявляется уже в дошкольном детстве, характерными особенностями детского творчества являются наличие гибкости мысли, способности к оперированию новыми идеями, видение предметов в новых значениях.
Важнейшие условия для успешного развития творческих способностей:
1. раннее физическое развитие дошкольника.
2. создание обстановки, опережающей развитие детей.
3. творческий процесс, который требует максимального напряжения сил.
4. предоставление ребенку большой свободы в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов и так далее.
5. ненавязчивая, умная, доброжелательная помощь взрослых. Самое главное здесь не превращать свободу во вседозволенность, а помощь в подсказку.
6. тёплая дружелюбная атмосфера в семье и детском коллективе.
Но создание благоприятных условий недостаточно для воспитания ребенка с высоким творческим потенциалом, хотя некоторые западные психологи и сейчас считают, что творчество изначально присуще ребенку и, что надо только не мешать ему свободно самовыражаться. Но практика показывает, что такого невмешательства мало: не все дети могут открыть дорогу к созиданию, и надолго сохранить творческую активность. Оказывается, и педагогическая практика доказывает это, если подобрать соответствующие методы обучения, то даже дошкольники, не теряя своеобразия творчества, создают произведения более высокого уровня, чем их необученные самовыражающиеся сверстники. Не случайно сейчас так популярны детские кружки и студии, музыкальные школы и школы искусств. Конечно, ведется еще много споров о том, чему же и как учить детей, но тот факт, что учить надо не вызывает сомнений.
Л.С. Выготский заметил, что у детей дошкольного возраста появление замысла означает переход к творческой деятельности. Это проявляется во всех видах деятельности, и, в театрализованной прежде всего. Появление замысла связано с развитием творческого воображения.
В моей практике и профессиональной работе с детьми дошкольного возраста театрализованная деятельность представляет собой разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, специально написанные инсценировки). На творческо-речевых занятиях герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, измененные детской фантазией, - сюжетом игры-театрализации. Особенность театрализованной деятельности состоит в том, что она имеет готовый сюжет, а значит, деятельность ребенка во многом предопределена текстом произведения.
В театрализованной деятельности развиваются различные виды детского творчества: художественно-речевое, музыкально-игровое, танцевальное, сценическое, певческое. Как показал мой опыт многолетней профессиональной деятельности дети стремятся к художественному изображению литературного произведения не только как «артисты», исполняющие роли, но и как «художники», оформляющие спектакль, как «музыканты», обеспечивающие звуковое сопровождение. Каждый вид такой театрализации помогает раскрыть индивидуальные особенности, способности ребенка, развить талант и увлечь детей.
Не могу не отметить роль театрализованной деятельности в приобщении детей к искусству: литературному, драматическому, театральному. Мои дошкольники знакомятся с разнообразными видами театрального искусства. У них формируются представления о работе артистов, режиссеров, театрального художника, дирижера. А детям старшего дошкольного возраста доступно понимание, что в театрализованной игре-спектакле в постановке участвует весь творческий коллектив (все вместе творят одно дело - спектакль). По аналогии с опытом собственной театрализованной деятельности дети чувствуют и осознают, что театр дарит радость, и творцам, и зрителям.
Сами по себе театрализованные детские драматизации являются частью моей воспитательно-образовательной работы. Она имеет большое значение для развития личности ребенка-дошкольника не только потому, что в ней упражняются отдельные психические процессы, но и потому, что эти процессы поднимаются на более высокую ступень развития благодаря тому, что в такой деятельности развивается вся личность ребенка, его сознание.
В своей работе используя театрализованную игру я ставлю перед ребенком немало очень важных задач. Дети должны уметь при небольшой помощи с моей стороны организовываться в игровые группы, договариваться о том, что будет разыгрываться, определять и осуществлять основные подготовительные действия; уметь пригласить зрителей и показать им спектакль.
Для исполнения роли ребенок-дошкольник овладевает разнообразными изобразительными средствами. Следовательно, подготовленность к театрализованной игре я определяю и как уровень общекультурного развития.
Моя роль в организации и проведении театрализованной деятельности также очень велика. Она заключается в том, чтобы поставить перед детьми достаточно четкие задачи и незаметно передать инициативу детям, организовать их совместную творческую деятельность и направить ее в нужное русло; не оставлять без внимания ни одного вопроса, как организационного плана, так и вопросов, касающихся лично каждого ребенка (его эмоций, переживаний, реакции на происходящее); на трудности в театрализованной деятельности, с которыми дети сталкиваются. Одной из важнейших задач и работы считаю осуществление индивидуального подход к каждому ребенку.
Есть много разновидностей театрализованных игр, отличающихся художественным оформлением, а главное - спецификой детской театрализованной деятельности. В практической деятельности я использую такие виды театрализованной игры, как: кукольный, пальчиковый, теневой, настольный театр, игра-драматизация, музыкальные спектакли.
Таким образом, театрализованная деятельность создаёт условия для развития творческих способностей моих воспитанников. Такой вид деятельности требует от детей: внимания, сообразительности, быстроты реакции, организованности, умения действовать, подчиняясь определённому образу, перевоплощаясь в него, живя его жизнью. Поэтому, я считаю, что наряду со словесным творчеством драматизация или театральная постановка, представляет самый частый и распространенный вид детского творчества.
В этом и заключается наибольшая ценность детской театрализованной деятельности и дает повод и материал для самых разнообразных видов детского творчества. Результатом моих воспитанников является умение самим сочинять и импровизировать, инсценировать какой-нибудь готовый литературный материал. При этом дети сами изготавливают бутафорию, декорации, костюмы, что дает повод для изобразительного и технического творчества детей. И, наконец, сама театрализация, состоящая в представлении действующих лиц, завершает всю эту работу и дает ей полное и окончательное выражение детского театрального творчества.
Литература:
1. Антонова, Ю.А. Весёлые игры и развлечения для детей и родителей [Текст] / Ю.А. Антонова. М: ООО «ИД РИПОЛ классик», ООО «Дом 21 век», 2010. 288с. – Библиограф.: 280-286 с.
2. Игра дошкольника [Текст] / Под. ред. Новоселовой С.Л. М.: Просвещение, 2012. 286с.
3. Игра и развитие личности дошкольника [Текст] / АПИ СССР, НИИ дошк. вос-я. М.: Изд-во АПИ, 2013. 152 с.
4. Совершенствование творчества дошкольников в деятельности. Межвузовский сборник научных трудов. [Текст] – Свердловск, 2000. – 137 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация статьи "Театральная деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников"
Презентация...
Статья "Театральная деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников"
Театральная деятельность - это самый распространненый вид детского творчество. Она близка и понятна ребенку. Всякую свою выдумку, впечетление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живы...
Театральная деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников
В статье раскрывается значение театральной деятельности в развитии творческих способностей у дошкольников....
Театральная деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников
Сегодня, когда широко и фундаментально решается проблема дошкольного образования и воспитания, когда внедрены Федеральные государственные образовательные ...
Презентация "Театральная деятельность- как средство развития творческих способностей дошкольников" Сапронова И.В. музыкальный руководитель МБДОУ детский сад №12 г. Ярцева Смоленской области
laquo;Театр – это волшебный мир.Он дает уроки красоты,морали и нравственности.А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира детей…»Б. М. Теплов...
Театральная деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников.
В статье говорится о значении театральной деятельности в развитии творческих способностей ребёнка....
«Театральная деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников»
Театральная деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников...