Семинар-практикум для педагогов "Вербальные и невербальные средства общения с детьми"
методическая разработка на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_praktikum_dlya_pedagogov_verbalnye_i_neverbalnye_sredstva_obshcheniya_s_detmi.docx | 27.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар-практикум для педагогов по теме
"Вербальные и невербальные средства общения в работе педагога"
Цель: Формирование у педагогов навыков позитивного и эффективного речевого общения с детьми.
Задачи:
- Выработать умение преодолевать психологические барьеры в общении.
- Снятие эмоционального напряжения.
- Развитие внимательности и наблюдательности к себе и другим людям.
- Формирование мимической экспрессивности.
- Повышение эмоциональной выразительности.
Из слов человека можно видеть,
за кого он хочет прослыть,
но то, что он есть на самом деле, можно угадать
лишь по мимике, жестам, телодвижениям,
которые непроизвольны.
(Ф. Шиллер)
1.Введение в тему.
По данным французского исследователя Ф. Сюлже, только 7% информации во время общения мы черпаем из содержания высказывания (“Язык дан человеку, чтобы лучше скрывать свои мысли”); 38% - интонация, 55% достоверной информации – через позу, мимику выразительные движения. Обмануть, ввести в заблуждения могут слова, даже тон, но только не жесты, которые по большей части непроизвольны и не поддаются сознательному контролю. Но и здесь также необходима осторожность. Всё не так очевидно, как кажется, иногда одно легко можно принять за другое.
Невербальная сторона является значимой частью процесса общения. Некоторые авторы утверждают, что 65% информации при разговоре человек получает через невербальные компоненты. В сущности, поза, положение рук, жестикуляция, мимика, взгляд, интонация голоса - все это создает смысловой фон общения. Язык нашего тела выражает неповторимый контекст, в котором одно и то же содержание может получить различный смысловой оттенок. Невербальная коммуникация помогает понять собеседника, информирует нас о том, как собеседник нас слушает.
Обычно, общаясь с другими, мы обращаем внимание на вербальное содержание сообщения и наиболее явные невербальные признаки; улыбку, выражение лица (грусть, радость), складывание рук в замок. Труднее улавливаются такие невербальные компоненты как интонация, контакт глазами и движения тела, которые передают не мало информации.
- Если вы хотите вызвать доверие собеседника, ребенка или коллеги, научитесь самому трудному и главному – будьте всегда в бодром расположении духа, управляйте своим состоянием, учитесь не только слышать, но и видеть себя со стороны.
- Невербальные проявления зависят от темперамента человека. Спокойный уравновешенный тип (флегматик) более спокоен в проявлении мимики, жестов, его речь спокойна и однотонна. Но педагог – актёр, и должен проявлять весь спектр мимических, интонационных проявлений.
- Очень важна в невербальном общении конгруэнтность, т. е соответствие жестов и того о чём говорит человек. Пример: «Я люблю детей». А сам в это время сжимает кулаки и бьёт ими по столу, т.е. нужно всегда следить, чтобы ваши жесты соответствовали тому, что вы говорите, т.к. если жесты расходятся со словами, человек на бессознательном уровне начинает доверять жестам, а не словам.
Сегодня, мы с вами будем учиться понимать вербальные и невербальные средства общения с детьми и использовать их в педагогическом процессе.
2.Психологическая настройка на работу. Сплочение группы.
Игра-приветствие.
Содержание. Все участники стоят в кругу. Первый игрок (это может быть ведущий, если группа малоактивна) говорит: «Здравствуйте. Я - Таня. Я сегодня вот такая» (показывает свое состояние мимикой, жестами). Вся группа говорит: «Здравствуй, Таня. Таня сегодня вот такая» и повторяет жесты, мимику Тани. Игра заканчивается, когда все участники поприветствуют окружающих, все участники хором говорят: «Здравствуйте!».
Упражнение Презентация себя в образе.
Назови свое имя и представь себя в виде явления природы. Каждый последующий участник повторяет имя и явление природы предыдущих участников и добавляет свое.
Упражнение “Изучи своё лицо”.
Примите удобное положение, закройте глаза. С закрытыми глазами попробуйте почувствовать своё лицо “изнутри”, ощутить напряжения, возникающие в тех или иных мышцах, но не расслабляйте их, а просто отметьте про себя. Обратите внимание на лоб, веки, мышцы глаз, щёки, рот, подбородок – что вы чувствуете?
Теперь попробуйте усилить напряжение в тех мышцах, которые напряжены: сожмите губы, нахмурьте брови или улыбнитесь шире – что произошло?
И, наконец, абсолютно расслабьте своё лицо, начиная со лба… Что вы чувствуете теперь?
Рассматривая своё лицо “изнутри”, вы, вероятно, осознали, заметили такие переживания, о которых не подозревали, привыкнув к ним, как к фону. Кто-то заметил у себя улыбку – его можно поздравить; кто- то напряжение в мышцах глаз, кто-то ощутил сдерживаемое раздражение и сопротивление в крепко стиснутых зубах.
Вы можете не только осознавать, но и влиять на своё состояние, просто меняя выражение лица.
3.Педагогическая техника.
1 . «Неречевые средства»
Невербальные средства общения представляют значительную роль в управлении взаимоотношений, установлении контактов, во многом обуславливают эмоциональную атмосферу и самочувствие как ребенка, так и воспитателя.
Укажем на то, что средства невербального общения всегда нужным образом задействованы в ходе воспитательного процесса, несмотря на то, что, чаще всего, педагог не осмысливает их значения. Общепринято, что во взаимосвязь педагога с детьми, как, впрочем, любых субъектов общения, невербальное общение происходит по нескольким каналам:
- мимика;
- прикосновение;
- жесты;
- дистанция общения;
- визуальное взаимодействие;
- интонация.
Немного остановимся на разборе каждой из составляющих процесса невербального взаимодействия в системе «педагог-ребенок».
Мимическая сторонаобщения очень важна - по лицу человека можно иногда узнать больше, чем он может или хочет сказать, а вовремя появившаяся улыбка, выражение уверенности в себе, расположенности к общению может весомо помочь в установлении контактов.
Практически нескончаемое многообразие мимических движений и их сочетаний дает шанс педагогу выразить свое эмоциональное состояние и отношение к определенному ребенку, его ответу или поступку: отразить интерес, понимание или безразличие. А.С.Макаренко говорил так: «Не может быть хорошим воспитатель, который не владеет мимикой, не может дать своему лицу необходимого выражения или сдержать свое настроение».
Опыт показывает, что дети отдают предпочтение педагогам с доброжелательным выражением лица, с высоким уровнем внешней эмоциональности. Но, так же было заметно, что чересчур подвижные мускулы глаз или лица, как и их неподвижность, создает серьезные проблемы в общении с ребенком.
Многие педагоги считают обязательным создавать «особое выражение лица» для воздействия на детей. Часто - это требовательное выражение лица с нахмуренным лбом, сжатыми губами, напряженной нижней челюстью. Это лицо-маска, придуманный образ, считается, что оно способствует хорошему поведению детей, облегчает управление группой. Так же, существует достаточно известное явление – «определенное лицо для определенного ребенка». Но, как профессионал, воспитатель обязан владеть своим поведением в такой мере, чтобы этого избегать.
Упражнение в прочтении мимики и управлении мимикой. “Как поживаете?”:
Мимически отреагировать на вопрос “Как поживаете?” следующим образом:
По кругу первый спрашивает у следующего, тот отвечает мимикой, первый должен ответить правильно ли он его понял. (“Спасибо, хорошо”; “неважно”; “не могу даже, и ответить”; “очень хорошо живу”; “мерзко”; “более хорошо, чем плохо”; “супер”; «да так себе»; «хотелось бы лучше»).
Упражнение на контроль и коррекцию правильной позы, осанки, походки.
Следующее средство невербального общения - прикосновение, обозначаемое иногда как тактильная коммуникация. Применение прикосновения очень важно при работе с детьми. При помощи прикосновения можно привлечь внимание, установить связь, показать свое отношение к ребенку.
Конечно, неприятно прикосновение, которое несет оттенок давления или силы.
Упражнение „Восковая палочка".
Игра для создания атмосферы доверия и поддержки в группе. Встать всем в круг поплотнее друг к другу. Один участник входит в центр круга. Играющий в центре расслабляется. Остальные, поставив руки перед собой, покачивают участника в центре из стороны в сторону. Поддерживая его, не дают упасть 1—2 минуты. Пусть через процедуру пройдут все.
Вопросы для обсуждения:
Кто смог расслабиться, снять зажимы?
Кто не боялся упасть?
Кто доверился участникам игры?
Оцените свое доверие по пятибалльной системе. Оцените характер прикосновений.
Предлагается высказаться всем желающим. Условия игры можно усложнить. Один встает на стул, вся группа стоит сзади, подставив руки. Стоящий на стуле падает вниз спиной. Стоящие ловят его, не давая упасть.
Особое место в системе невербального общения педагога имеет взгляд, которым он выражает свое отношение к ребенку, его поведению.
Воздействие взгляда педагога зависит от дистанции общения. Взгляд издали, сверху вниз, дает возможность педагогу увидеть сразу всех детей, но не позволяет вглядываться в каждого из них в отдельности. Действие взгляда,тем сильнее, чем ближе к воспитателю находится ребенок.
Особенно большое влияние оказывает пристальный взгляд, который может быть и неприятным.
Внимательный, доброжелательный взгляд при выслушивании ребенка дает право поддерживать обратную связь.
Упражнение “Взгляд”.
Продемонстрируйте ваш взгляд на ребенка (разбивка на пары):
- с укоризной,
- с настойчивым запретом,
- с безмерным удивлением,
- с гневом,
- с ожиданием дальнейших действий,
- с радостью
- с презрением
- с жалостью
- с брезгливостью
- с надеждой
- с любовью
- с ненавистью
- с гордостью
- с обожанием
- с тревогой
Развитие мимической экспрессивности.
Особое место в системе невербального общения педагога занимает система жестов. Жест обладает свойством «тайное делать явным», о чем педагог всегда обязан помнить.
Если движения педагога порывисты и нервны, то в результате возникает состояние напряженного ожидания неприятностей.
Значительными возможностями концентрации внимания слушателей обладает именно жест, эмоциональная насыщенность которого, чаще всего, привлекает внимание детей. Среди средств организации внимания почти всеми педагогами активно используются такие жесты, как жесты указания, жесты имитации, жесты подчеркивания.
Важна в использовании жестов и такая функция, как активизация разных познавательных процессов: восприятия, памяти, мышления и воображения. Жесты могут сопровождать рассказ педагога, с их помощью может реализовываться активизация зрительного восприятия, памяти, наглядно-образного мышления.
Совместная деятельность педагога и детей предполагает обязательную обратную связь. Именно с помощью жеста педагог часто «включает» ее, повышает ее интенсивность (жесты одобрения, оценки), или завершает контакт. Жест являются неотъемлемым компонентом обратной связи, без понимания которого трудно адекватно оценивать состояния ребенка, его отношения к педагогу, сверстникам.
Жесты в комплексе с другими невербальными коммуникациями применяются педагогом для обеспечения контроля за деятельностью детей. С этой целью чаще всего применяют оценивающие, регулирующие и дисциплинирующие жесты.
Жесты педагога часто становятся образцом для подражания. Особенно внимательны дети к случаям неточного применения жестов, которые отвлекают их от выполняемых разного рода заданий. К культуре невербального поведения педагога в целом и к его жестикуляции в частности необходимо предъявлять высокие требования.
Упражнение «Крокодил (Угадай слово)».
Игра одна из лучших по развитию «говорящих» жестов.
В игре обычно 4-5 отгадывающих. Один показывающий.
Задача показывающего – без слов, только с помощью жестов показать то или иное слово.
Слово или случайным образом берется из первой попавшейся книги, или кто-то из зала тихонько шепчет слово показывающему, а потом с удовольствием наблюдает, как показывающий «мучается». Иногда загадывается не слово, а фраза, пословица или строчка из песни. Вариаций может быть много.
Задача отгадывающих – назвать слово, которое скрывается за этой пантомимой.
4.Педагогическая тактика.
2. Речевые средства общения.
Информация психолога: “С помощью знаков общаются не только люди, но и животные. У пчел очень сложная система танцев, у павианов известно 17, а у человекообразных обезьян около 30 звуковых знаков. Язык животных конкретный, он связан с непосредственными событиями и обстоятельствами. Петух не может рассказать курице о том, какое у него настроение и что было вчера. Человек может говорить о будущем и прошлом, передавать другому свои мысли, различные сообщения, воздействовать на поведение и деятельность других людей.”
В общении педагога с детьми большое значение имеет и тон речи.Интонация при общении взрослых может нести до 40% информации. Однако при общении с детьми воздействие интонации возрастает.
В интонации проявляются те переживания, сопровождающиеся речью педагога, обращенную к ребенку, и он реагирует на них. Ребенок очень точно узнает по интонации отношение к нему взрослых, он имеет исключительный «эмоциональный слух», расшифровывает не только содержание, смысл произнесенного слова, но и отношение к нему со стороны других.
При восприятии слов ребенок в первую очередь реагирует на интонацию ответным действие и лишь потом усваивает смысл сказанного. Крик или монотонная речь педагога утрачивает воздействующую силу потому, что сенсорные входы ребенка либо забиты (криком), либо он вообще не улавливает эмоционального сопровождения, что рождает безразличие. В связи с этим приходим к мысли о том, что речь педагога должна быть эмоционально насыщенной, однако при этом необходимо избегать крайностей; педагогу очень важно выбирать тон общения с детьми, соответствующий не только ситуации общения, но и нормам этики.
Упражнения на осознание интонационных особенностей речи.
Упражнение “Произнесите текст: “Зайку бросила хозяйка…”
- шепотом.
- с максимальной громкостью.
- волнообразно.
- как будто вы страшно замерзли.
- как будто у вас во рту горячая картошка.
- как маленькая девочка.
- как черепаха
- как маленький ребёнок
- как робот
- как пулемётная очередь
- как будто вы приказываете
- с испугом
- как будто вы влюблены
- не хватает зубов
- со злостью
- с равнодушием
Обсуждается значение голоса в общении, важность умения управлять своим голосом. Дается понятие “чарма” - мягкого, успокаивающего голоса, не включающего психологическую защиту; “императив” - жесткий, властный, подавляющий тон.
Вокруг каждого из нас существует пространство, которое мы стремимся держать в неприкосновенности. Возникающее напряжение в процессе общения с другими людьми может быть индикатором нарушения пространства.
Байка «Личное пространство»
Мама гуляет с 1.5 г. ребёнком. К ней подходит подруга, с которой мама начинает с воодушевлением разговаривать. В этот момент с ребёнком что-то происходит. Он ведёт себя так, как будто хочет разрушить это общение, кричит, капризничает, просится на руки, хотя, только что увлечённо играл самостоятельно.
Мораль: У ребёнка есть личное пространство, нарушение которого ведёт к изменению его поведения.
Комментарий: В данном случае всю ситуацию можно объяснить так. У ребёнка до 2-х лет пространство- это не только ближайшее к нему пространство, но и его мать. Как только чужая тётя переходит невидимую линию, всё его существо заставляет его отстаивать своё личное пространство. Он плачет, кричит, капризничает. Мама поступит неправильно, если будет говорить ему что-то.но если она возьмёт его на руки или обнимет, он окажется с ней вместе в неразделённом пространстве и быстро успокоится, хотя тётя ещё будет ему мешать. То, что у детей этого возраста большое личное пространство, можно увидеть, наблюдая за их игрой в песочнице. Каждый ребёнок сидит в своём углу, наблюдая за действиями соседа, но не стремится с ним общаться. Но уже к концу второго года жизни, и особенно с 3 до 5 лет, личное пространство ребёнка становится действительно его личным «освобождается от матери», ссужается, он уже легко общается с другими детьми и подходит намного ближе к другим людям. Ко времени поступления в школу личное пространство у ребёнка практически исчезает. Он очень близко подходит и к сверстникам, и к воспитателю. До пубертата (подросткового возраста, периода полового созревания) это расстояние минимально. Но затем оно постепенно увеличивается, и чем старше человек, тем труднее ему завязывать новые отношения. Теперь он комфортно чувствует себя лишь на расстоянии 2-х вытянутых рук. Ведь именно рукопожатие фиксирует у взрослых ту границу, за которую другой человек не должен заходить.
Мы знаем, немаловажное значение имеет и дистанция общения.
Дистанция общения способна как сближать, так и разъединять собеседников:
- интимная зона (15 – 45см) – главная из всех зон, близкие люди (родственники), близкие друзья,
- личная дистанция (45 – 75см) – в гостях, на вечеринках, преобладает вербальное общение; обмен информацией, опытом…
- социальная зона (75 – 200см) – посторонние люди; официальный характер общения,
- публичная зона (б. 2м) – общение с большой группой людей без непосредственного контакта с ней (ораторы, артисты).
Упражнение «Невербальная поддержка»
Инструкция: Рассчитайтесь на 1,2 образуйте два круга лицом друг к другу. Внутренний круг остаётся неподвижным, а внешний по команде двигается на один шаг. Оказавшись друг напротив друга, выполняют задание ведущего:
- Положите руки на плечи, и посмотрите друг другу в глаза.
- Улыбнитесь
- Закрыть глаза и поздороваться руками
- Повернитесь спиной, обопритесь друг на друга
- Выразите поддержку с помощью рук
- Обнять
- Подмигните
- Закрыть глаза и попрощаться руками
5.Рефлексия.
- Что мне понравилось?
- Что мне не понравилось?
- Где я мог бы применить полученные знания?
- Что бы я посоветовал?
Итак, можно сделать вывод –и вербальный и невербальный аспекты общения занимают значимое место в процессе взаимодействия педагога с детьми. Для того, чтобы сделать свою работу легче и приятнее, воспитатель должен уметь общаться с детьми даже не разговаривая, должен брать во внимание не только речь ребенка, но и каждый его жест, взгляд, каждое движение, в свою очередь очень строго контролировать свое невербальное поведение.
Литература:
Семёнова Е.М. Тренинг эмоциональной устойчивости. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тренинг для педагогов "Невербальные средства общения"
методическая разработка педагога-психолога может быть полезна в организации работы с воспитателями, упражнения данного тренинга помогут педагогам лучше понимать эмоциональное состояние окружающих...
Использование невербальных средств общения в коррекционной работе
Работе по коррекции речи должно уделяться все большее внимание. В ряду методических приемов значительное место занимает использование невербальных средств об...
Невербальные средства общения с детьми младшей группы
Спомощью приведенных примеров упражнений дети младшей группы учатся общаться, используя невербальные средства общения....
Семинар – практикум на тему: «Формы работы с детьми по развитию вербальных и невербальных средств общения»
В условиях ФГОС ДО формирование неречевых средств общения, коррекция недостатков эмоциональной сферы должны рассматриваться в качестве приоритетных задач воспитания, так как только согласованное сочет...
презентация"Формы работы с детьми по развитию вербальных и невербальных средств общения"
презентация для интерактивной доски. Теоретическая и практическая часть....
Семинар-практикум для педагогов по теме «Формы работы с детьми по развитию вербальных и невербальных средств общения»
Педагог ДОУ выступает в учебно-воспитательном процессе не только как организатор познавательной, игровой и других видов деятельности воспитанников, но и как руководитель коммуникации, т. к. его работа...
Семинар-практикум «Совместная игра с ребенком - идеальное средство общения и взаимопонимания»
Содержание 1. Формы общения ребенка со взрослым в дошкольном возрасте.2. Диагностика форм общения ребенка со взрослым.3. Беседа по таблице «Актуальные игры от 0 до 7 лет в зависимости...