Развитие творческого мышления обучающегося в ВУЗе
материал на тему
Перед системой образования стоят задачи такой организации учебного процесса, в котором бы каждому студенту обеспечивались условия к обнаружению противоречий, нахождения оригинальных путей достижения цели.
Рассмотрение процесса развития творческого мышления обучающегося в высшем заведении остается педагогической проблемой, для решения которой существуют предпосылки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
referat.docx | 29.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие творческого мышления обучающегося в ВУЗе
Введение
В мире нет ничего фантастичнее, загадочнее, таинственнее, чем творческое мышление человека. Как часто наш мозг загружают набором сведений и фактов, порождая эрудитов или людей, способных воспроизвести и тиражировать узнанное. Таков результат репродуктивного обучения, которое практически не оставляет место (вытесняет) для творческого (когнитивного) мышления. Творчество рождает новое. Без творчества нет развития. Образование, которое учит и развивает творческое мышление, обеспечивает прогресс человечества. Современному открытому обществу с убыстряющимися процессами глобализации и информатизации требуются выпускники образовательных учреждений, обладающие творческим мышлением. Перед системой образования стоят задачи такой организации учебного процесса, в котором бы каждому студенту обеспечивались условия к обнаружению противоречий, нахождения оригинальных путей достижения цели.
Рассмотрение процесса развития творческого мышления обучающегося в высшем заведении остается педагогической проблемой, для решения которой существуют предпосылки.
Общеметодологические связаны с формированием творческого мышления в трудах философов (Н. А. Бердяев, А. А. Зиновьев, М. С. Каган, Б. М. Кедров), психологов (Э. Боно, А. В. Брушлинский, П. Я Гальперин, А. Н. Леонтьев, Ж. Пиаже, Я. А. Пономарев, Б. М. Теплов), педагогов (В. И. Андреев, В. В. Давыдов, И. Я. Лернер, М. И. Махмутов, М. Н. Скаткин, А. П. Тряпицына, Д. Б. Эльконин, Г.С.Альтшуллер).
Цель работы: охарактеризовать специфику творческого мышления и раскрыть основные условия развития творческого мышления студентов в процессе обучения в высшей школе.
1. Эволюция понятия творческое мышление.
Проследим развитие понятия творческое мышление. Еще античные философы (Гераклит, Демокрит, Платон) пытались объяснить природу творчества, поставив человека в центр философского изучения. Для этого периода характерно разделение творчества на Божественное (акт рождения, творения космоса) и человеческого (ремесло, искусство).
Углубленное изучение человека продолжили мыслители эпохи Возрождения (Ф.Петрарка, Д.П.Мирандола), развивавшие идеи гуманизма, согласно которым благо человека – главная цель социального и культурного развития. Гуманисты подходят к пониманию человека с точки зрения деятельности; ценность человеческой личности определяется ее заслугами и плодотворностью деятельности. Человек сам рассматривается как творец. Творчество понимается как искусство в широком смысле, гении – как носители творческого начала, а акт творчества – как «субъективный процесс в душе художника».
Сменившая Возрождение Реформация рассматривала творчество уже не в его эстетическом содержании, а как действие, делая акцент на предметно-практическую деятельность и, проводя своеобразную аналогию между творчеством и изобретательством, Ф.Бэкон, Гоббс, Локк трактовали творчество как удачную, но в большей мере случайную комбинацию различных, уже существующих, элементов.
Ф.В.Й. Шеллинг развил идеи И.Канта, объясняя творческую способность воображения единством сознательной и бессознательной деятельности. По мнению философа, гении, как наиболее одаренные этой способностью люди, творят бессознательно, однако данный объективный процесс протекает в субъективности человека. Творчество с этих позиций представляется в виде неодолимой, бессознательной стихии, являющейся выражением активности «мировой души», которая в «земных делах» проявляется при рождении произведений искусства. Поэтому высшей формой человеческой жизнедеятельности признается творчество художников и философов.
Г. Гегель нарисовал общую схему творческой деятельности «мирового духа», назвав ее «абсолютной идеей»; он же впервые указал на противоречия как основу всякой деятельности, основу развития.
Исследование данного вопроса продолжили представители Вюрцбургской школы «психологии мышления» (О. Кюльпе, К. Марбе, Н. Ах), которые рассматривали мышление как внутреннюю деятельность по решению задач; изучили динамику переживаний состояний на каждой стадии решения творческих задач; выделили этапы творческой деятельности:
1 этап – сознательная работа: подготовка, предпосылка для интуитивного поиска новой идеи;
2 этап – бессознательная работа: созревание идеи;
3 этап – переход бессознательного в сознание: вдохновение, инсайт;
4 этап –сознательная работа: развитие идеи и ее оформление и проверка.
Крупнейшими отечественными исследователями творческого мышления являются Я.А. Пономарев, Д.Б. Богоявленская, В.Н. Дружинин, А.Н. Леонтьев и др. Однако, толчок зарождению отечественной психологии творчества в конце 19 – начале 20 века был дан, прежде всего, филологами, литераторами, искусствоведами, в числе которых: Д.Н. Овсянико-Куликовский, Б.А. Лезин, П.К. Энгельмейр, М.А. Блох, О.С. Грузенберг и др. Б.А. Лезин, в частности, выявил качества личности творца (внимание и восприятие, способность к фантазии и выдумке, оригинальность, наблюдательность и субъективность, дар интуиции и предчувствия) и стадии творческого процесса: труд, бессознательная работа, вдохновение.
Можно выделить следующие качественные характеристики творческого мышления:
• дивергентность – способность выйти за пределы привычных представлений, увидеть объект с разных сторон и обнаружить новые способы его применения на практике;
• гибкость – способность находить и принимать множество решений, продуцировать множество идей в неожиданных ситуациях; без труда переходить от одной проблемы к другой, не ограничиваться одной точкой зрения;
• оригинальность – необычность, самобытность высказываемых идей и принимаемых решений, их интеллектуальная новизна и, при этом, научность, отсутствие девиантности;
• самостоятельность – способность принимать решения без помощи извне, не ориентируясь на авторитеты; неконформность оценок и суждений;
• новизна – отсутствие аналогов процессу (результату) в объективной действительности и/или в индивидуальном опыте субъекта.
2. Условия, стимулирующие развития творческого мышления студента.
Творческий процесс представляет собой особую форму качественного перехода от известного к неизвестному, что осуществляется через различные формы поисковой деятельности.
В качестве условий, способствующих развитию творческого мышления и креативности личности, Е.П. Торренсом было выделено следующее: наличие творческих способностей, творческих умений и творческой мотивации. При этом высокий уровень проявления творческих способностей может наблюдаться только при совпадении всех трех факторов.
Так, например, при отсутствии творческой мотивации высокий уровень творческих способностей не может гарантировать творческих достижений ни в науке, ни в искусстве, ни в других видах деятельности даже при полном овладении новейшими технологиями. И наоборот, наличие соответствующей мотивации необходимыми знаниями и умениями при отсутствии творческих возможностей не может привести к творческому результату, обеспечивая лишь исполнительское мастерство.
Существует распространенное мнение о том, что творческий потенциал человека не может быть развит, возможно лишь его освобождение. Однако опыт обучения некоторым аспектам и способам креативного поведения и самовыражения, моделирования творческих действий и способностей в различных сферах деятельности демонстрирует существенный рост показателей креативного мышления, а также появление и усиление таких качеств личности, как независимость, открытость новому опыту, чувствительность к проблемам, высокая потребность в творчестве.
Психологами был выделен ряд условий, стимулирующих и способствующих развитию творческого мышления:
− ситуации незавершенности или открытости, в отличие от жестко заданных и строго контролируемых;
− создание, разработка приемов и стратегий, предметов и инструментов для последующей деятельности;
− стимулирование ответственности и независимости;
− акцент на самостоятельных разработках, наблюдениях, чувствах, обобщениях.
В процессе обучения в вузе практически отсутствуют задачи, которые способствовали бы развитию всех мыслительных операций и характеристик мышления. В основном преобладают задания, имеющие решение алгоритмического типа и однозначный ответ. И студент, даже имея необходимые знания, критичность, гибкость и глубину мышления, не всегда способен решать задачи, поскольку присутствует определенного рода стереотип – все задачи решаются с помощью определенно заданных схем и любое решение, выходящее за рамки данной схемы, считается неверным.
Развивать творческое мышление – значит формировать и совершенствовать мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение и обобщение, классификацию, планирование, абстрагирование, и обладать такими характеристиками мышления, как критичность, глубина, гибкость, широта, быстрота, вариативность, а также развивать воображение и обладать знаниями разного содержания.
Для студентов технических специальностей, будущих инженеров, наибольшую актуальность приобретает развитие таких качеств, как гибкость и быстрота. Именно наличие данных качеств позволяет студентам более легко осваивать основы дисциплин, а также является необходимой составляющей их будущей профессиональной деятельности. Развитие творческого мышления дает возможность вырабатывать у студентов такие качества, как компетентность, эмпатию, умение устанавливать контакты и без потерь разрешать возможные конфликтные ситуации в профессиональной деятельности, умение быстро реагировать на изменяющиеся условия и находить адекватные пути выхода из тех или иных профессиональных или жизненных ситуаций.
Развивать творческое мышление и нацеливать на творчество необходимо также студентов, обучающихся на экономических или гуманитарных специальностях. Перед специалистами таких профилей профессиональной деятельности ставятся задачи, которые не всегда можно решить традиционными путями, а требуется креативный подход.
Творческая реконструкция основных структурных компонентов задания, включение их в новые системы связей активно содействуют формированию самостоятельности мышления, развивают оригинальность и находчивость ума.
Интеллектуальные задачи характеризуются большим разнообразием и различаются по условиям возникновения проблемы и характеру самостоятельно работы студентов:
1) оценочный выбор способа действия;
2) наличие фактов, содержащих действительные или кажущиеся противоречия;
3) различные оценки одного и того же явления;
4) обоснование или опровержение какой-то оценки явления;
5) возможность сделать противоположные оценочные выводы о явлении;
6) проблема, возникающая на «межпредметном уровне»
Раскрытие творческой индивидуальности студента должно привести к формированию у него потребности в самообразовании как свойства личности. Закономерный результат педагогического процесса – готовность к самообразованию – включает в себя не только устойчивый интерес к научному знанию, но и надежные способы его приобретения.
Психолого-педагогические условия, влияющие на формирование опыта творческого мышления, можно разделить на две группы: объективные (ситуативные) и субъективные (личностные)6. Субъективные условия – это устойчивые черты характера человека, способные влиять на состояния, вызванные той или иной ситуацией. К объективным относятся такие условия среды, такая организация образовательного процесса, когда не подавляется инициатива учащихся, формируется в них уверенность в своих силах и возможностях, стимулируется самостоятельность, развивается воображение.
I. Субъективные (личностные) условия – совокупность характеристик личности, воздействуя на которые (посредством педагогических приемов, методов, средств) формируется опыт творческого мышления будущих специалистов. Данная совокупность включает в себя:
1) Личностные качества обучающихся (черты творческой личности): неконформность, самостоятельность мышления; склонность к риску; развитое воображение, фантазирование; уверенность в себе; личностная активность; богатое подсознание; стремление к самосовершенствованию; профессиональное честолюбие, адекватная самооценка; задатки и способности т.д.
2) Устойчивая положительная мотивация творческой деятельности, мотивация достижения успеха, уровень притязаний личности, потребность в познавательной деятельности, в самореализации.
3) Установка на творчество, включающая систему эмоциональных состояний: настроение (расположенность к предстоящей деятельности); предвосхищение удовлетворенности от предстоящей деятельности и общения с аудиторией; эмоциональное «видение» предстоящей деятельности, ее основных контуров; вдохновение, возникающее из эмоционального увлечения материалом и предстоящей деятельностью.
4) Необходимый и достаточный уровень общей и специальной теоретической подготовки – как содержательная база для успешного решения профессиональных задач.
5) Профессиональная направленность личности – основа формирования мотивов, установок на профессионально-творческий подход к решению задач.
6) Целеполагание, сформированная «Я-концепция». Данный комплекс качеств личности не является статичным образованием, на него может и должно быть направлено формирующее воздействие на этапе профессионального образования, а далее доминирующая роль принадлежит процессам самовоспитания и саморазвития. Чтобы данные процессы могли успешно осуществляться, необходимо подготовить сознание личности. Личность профессионала – это не только результат, но и процесс; все профессионально значимые качества необходимо целенаправленно развивать и совершенствовать, обеспечив будущему специалисту соответствующие объективные (ситуативные) условия.
II. Объективные (ситуативные) условия – обеспечивают возможность целенаправленного педагогического (формирующего) воздействия, а также ориентируют его в соответствии с поставленными целями:
1) Личность и поведение педагога. Педагог выступает основным действующим лицом технологического процесса, организует его, обеспечивает конкретные практические взаимодействия с учащимися, включает их в подлинную систему ценностей, усиливает мотивационную поддержку студентам, активизирует их творческий потенциал (А.К.Маркова, Г.Е. Муравьева и др.). Творческая активность учащихся повышается, когда преподаватель проявляет собственную креативность. Кроме того, в процессе обучения педагог должен создавать такой психологический микроклимат в коллективе, в котором учащиеся чувствовали бы себя свободно, не боялись проявлять инициативу, чувствовали справедливое и доброжелательное отношение к себе.
Педагог должен быть способен создавать условия и осуществлять воздействия с тем, чтобы вызвать у учащихся нужные, запланированные изменения в сознании, мышлении, поведении и отношениях; в его функции входит осуществление подкрепления деятельности учащихся, поскольку поощрения и наказания формируют и закрепляют привычку; он должен быть тем образцом, примером творчески мыслящей личности, на который могут и желают ориентироваться учащиеся в своей деятельности.
2) Морально-психологический климат в коллективе, направленный на создание творческой атмосферы, устранение творческоподавляющих факторов и поддержку инициативы обучающихся. Подобная психологическая атмосфера характеризуется вовлеченностью всех учащихся в творческий процесс, свободой от стереотипов, неконформностью суждений, инициативностью и самостоятельностью студентов, их интересом и готовностью к творческой профессиональной деятельности Для этого педагог должен обеспечить взаимоуважение, опору на сильные стороны учащихся, учитывать их индивидуальные особенности, организовать учебный процесс в духе сотворчества и неравнодушного отношения к успеху всех и каждого. Для создания творческой атмосферы необходимо обеспечивать дух соревнования, подчеркивать безусловную ценность каждого студента, а также ценность их творческих идей.
3) Материально-техническая база. В основе любых профессионально значимых качеств, любых умений и навыков лежат знания. Усвоение необходимых знаний студентами – важнейшая задача образовательного процесса. Для приобретения достаточного объема знаний, студенты должны не только иметь интерес к учебному труду и навыки самостоятельной учебно-исследовательской деятельности, но и иметь соответствующие возможности. Это и литературный фонд, и компьютерное обеспечение, возможность пользоваться информационными базами данных сети Интернет, и доступ к культурным ценностям общества.
4) Организация учебного процесса. Организация образовательного процесса, направленного на формирование опыта профессионально-творческого мышления, должна характеризоваться проблемностью и, в целом, отвечать андрагогическим принципам (С.И. Змеев):
1.Приоритет самостоятельного обучения. Поскольку становление опыта профессионально-творческого мышления как глубинного личностного качества возможно только в процессе самостоятельной творческой деятельности, то при организации образовательного процесса основной упор должен делаться на самостоятельную работу учащихся (как на аудиторных занятиях, так и во внеаудиторное время), направленную на выполнение заданий, адекватных целям и задачам конкретного этапа.
2.Принцип совместной деятельности педагога и учащихся. Для эффективного развития креативности и реализации творческого потенциала учащихся необходима соответствующая психологическая атмосфера в коллективе, созданию которой способствует сотворчество педагога и обучающихся.
3.Принцип опоры на опыт обучающихся, согласно которому жизненный опыт учащихся должен использоваться окружающими в качестве источника обучения и самообучения. Студент приходит в вуз с определенным социальным и бытовым опытом, опытом обучения (учения) и, отчасти, профессиональным опытом, который может быть как положительным, так и отрицательным. Поэтому, с одной стороны, следует учитывать все позитивные его моменты, а с другой, нейтрализовать негативные проявления. Отсюда вытекает следующий принцип:
4.Индивидуализация обучения предполагает разработку образовательных программ в соответствии с конкретными профессиональными требованиями при учете личностных особенностей, опыта и уровня подготовленности учащегося. Данный принцип нашел свое отражение, в частности, при определении уровня сформированности опыта профессионально-творческого мышления каждого обучающегося и дифференцированном построении дальнейшего процесса (в виде выбора методов, форм, механизмов педагогического воздействия и содержания заданий).
5.Принцип контекстности обучения (по А.А. Вербицкому), в соответствии с которым должно осуществляться профессиональная направленность образовательного процесса, отраженная, прежде всего, в его содержании.
6.Принцип элективности обучения предполагает реализацию студентами предусмотренных академических свобод. Он, в частности, может быть реализован как предоставление студентам определенной свободы в выборе направления учебно-познавательной и научно-практической деятельности (задания для самостоятельной работы на выбор); средств и методов выполнения заданий; источников необходимой дополнительной информации и т.п.
7.Принцип развития познавательных потребностей, согласно которому а) результаты обучения оцениваются по реальному уровню сформированности тех или иных качеств личности, ее знаний, умений и навыков; б) образовательный процесс направлен на формирование у учащихся адекватной познавательной мотивации учебной деятельности. Процесс формирования творческого мышления должен строиться в форме проблемного обучения, предусматривающего постоянную постановку и разрешение учебных, научных и профессиональных проблем, что обусловливает включение таких механизмов, как: вопрос и самовопрос, обеспечивающие критическую оценку собственных знаний, умений, навыков; рефлексию как результат анализа собственных знаний, умений и возможностей.
Необходимость разрешения противоречия между наличием проблемы и невозможностью ее разрешения при данных конкретных условиях рождает потребность в дополнительной информации и, следовательно, воздействует на мотивационную сферу личности учащихся, формируя познавательные потребности.
Задаче формирования опыта творческого мышления студентов возможно подчинить все организационные формы обучения. Лекции, практические и семинарские занятия, самостоятельная работа учащихся во внеаудиторное время должны строиться по принципу проблемности.
Проблемная лекция пробуждает у студентов интерес к изучаемым вопросам, стимулирует активность и самостоятельность в поиске дополнительной информации, моделирует противоречия реальной профессиональной деятельности; знания слушателями приобретаются как бы самостоятельно в процессе разрешения проблемы.
Разновидностями проблемной лекции являются: лекция – пресс конференция, лекция - провокация, лекция - диалог.
Практические и семинарские занятия проблемного характера могут проводиться:
- в форме дискуссий по отдельным вопросам темы,
- «профессиональных боев», что требует изучения дополнительного материала;
- в форме защиты рефератов, что активизирует внимание всех студентов и способствует развитию доказательности мышления;
- как решение конкретных профессиональных ситуационных задач (научных проблем), в ходе которого развиваются умения формулировать и разрешать проблемы, применять на практике теоретические знания;
- в форме деловых игр. Деловые игры являются своеобразным активным методом подготовки кадров, так как эта подготовка включает в себя в определенной форме исследование, тренинг и обучение. При этом осуществляется воздействие на потребностно-мотивационную сферу личности учащихся, развиваются рефлексивные способности, формируется целостное профессиональное сознание, повышается уровень уверенности в себе.
Процесс формирования у студентов опыта творческого мышления заключается в целенаправленном взаимодействии, сотворчестве педагога и учащихся в адекватных специально организованных условиях с применением необходимых механизмов, форм и методов организации занятий.
Формы и методы организации занятий используются в комплексе и зависят от задач конкретного этапа формирования.
Можно выделить следующие группы методов, направленных на формирование опыта профессионально-творческого мышления:
1. По способу организации учебной деятельности:
a) Структурно-логические (задачные) методы. Они характеризуются поэтапной организацией постановки дидактических задач, выбора способов их решения, диагностики и оценки полученных результатов (от простого – к сложному ,от теории – к практике) (Г.А. Балл, И.П. Калошина).
б) Тренинговые методы. Они представляют собой систему деятельности по отработке определенных алгоритмов учебно-познавательных действий и способов решения типовых задач в ходе обучения (тесты и практические задания, в содержание которых на нормативном этапе следует добавлять элементы творчества).
в) Игровые методы. Данная группа методов характеризуется игровой формой взаимодействия субъектов образовательного процесса; образовательные задачи включены в содержание игры (деловые игры, профессиональные бои, дискуссии).
2. По формирующей направленности:
а) Методы развития опыта творческой деятельности:
- методы с применением затрудняющих условий: метод временных ограничений, метод внезапных запрещений, метод новых вариантов, метод информационной недостаточности, метод абсурда;
– методы группового решения творческих задач: метод Дельфи, метод «черного ящика», метод дневников;
– методы коллективного стимулирования творческих поисков: метод мозгового штурма, синектики. «Обобщенная мысль людей, направленная в единое русло, неизбежно сталкивается, переплетает десятки разномастных идей, рождая при этом оригинальные жизнеспособные решения. Один предлагает, другой развивает, третий формирует. Но каждый включается в творческий процесс придумывания. Кроме чисто практического результата –решения предложенной задачи, достигаются побочные эффекты, например, ломка стереотипов мышления… Кроме того, при принятии коллегиального решения, а именно такое подразумевает мозговой штурм, никто в будущем не откажется от него, так как в этом решении присутствует и его творчество».
– перечисление атрибутов и ассоциативные приемы, которые заключаются в побуждении к созданию новых словесных ассоциаций; метафорический синтез, предполагающий использование метафор и сравнений для возбуждения творческой мысли и направленный на то, чтобы «делать знакомое странным» (Л. Мун, Д.В. Ушаков).
б) Методы эмоционального воздействия (формируют опыт через переживание собственной профессионально-творческой и учебно-познавательной деятельности и создают установку на позитивное эмоциональное отношение к ней): поощрение, учебно-эмоциональная игра, создание ситуации успеха, стимулирующее оценивание, свободный выбор творческих заданий, побуждение к выбору альтернативных решений, подчеркивание личностной значимости учащихся (Е.Я.Яковлева).
в) Методы формирования готовности памяти. Профессиональные компоненты проявляются в умственной деятельности как направленность личности на решение профессиональных задач и оперирование профессиональными знаниями и умениями. Следовательно, их развитию способствует профессиональное содержание деятельности в целом и конкретных заданий в частности. На данном содержании и будут развиваться операциональные и качественные компоненты опыта профессионально-творческого мышления.
С.Д. Смирнов факторы, отрицательно влияющие на проявление и развитие творческих способностей разделяет на ситуативные и личностные. В числе ситуативных отрицательных факторов он называет:
• лимит времени – творческое мышление, творческая деятельность не терпит ни смысловых, ни временных ограничений. Следовательно, при организации учебного процесса необходимо тщательно подходить как к распределению времени, предназначенного на выполнение заданий, так и содержанию, объему заданий.
• состояние стресса, состояние повышенной тревожности, слишком сильная или слишком слабая мотивация, страх и повышенная самоцензура;
• желание быстро найти решение – зачастую скорость достигается за счет качества, когда возникает искушение решить хоть как-нибудь, главное - быстро;
• наличие фиксированной установки на конкретный способ решения – можно назвать это «пространственным ограничением», что недопустимо, поскольку творческое мышление рассматривается и с точки зрения новизны продукта, и с точки зрения новизны процесса мыслительной деятельности;
• способ предъявления условий задачи, провоцирующий неверный путь решения;
• неуверенность в своих силах, вызванная предыдущими неудачами.
Исходя из сказанного, С.Д. Смирнов предлагает принципы снижения творческо-подавляющего эффекта:
1. Не подавлять интуицию учащихся, развивать воображение, склонность к фантазированию – фантазирование освобождает мышление, снимает психологические ограничения.
2. Формировать у учащихся уверенность в своих силах. Для этого существует множество педагогических приемов, в частности – приемы поощрения: похвала, демонстративно уважительное отношение к мнению учащихся, подчеркивание их заслуг в решении задачи и т.п.
3. Стимулировать самостоятельный выбор целей, задач и средств их решения, т.е., во-первых, активизировать самостоятельность мышления, во-вторых, усиливать мотивацию активной деятельности путем предоставления большей свободы учащимся.
4. Не допускать формирования конформности мышления. Всячески подчеркивать, значимость оригинального решения по сравнению с традиционным, обычным в группе.
5. Формировать чувствительность к противоречиям, поскольку они лежат в основе всякого развития.
6. Использовать задачи открытого типа – задачи, которые предполагают несколько вариантов решения, не только создают возможность, но и обусловливают необходимость творческого подхода к решению.
7. Применять проблемные методы обучения, обучать эвристическим методам решения задач, привлекать учащихся к совместной исследовательской деятельности.
8. Опираться на положительные эмоции и поощрять склонность к риску и стремление быть самим собой, поскольку только свободный человек может творить.
Творчество – удивительный, мучительный величественный процесс, результатом которого является вся история изобретения, совершенствования различных изделий и технологий (Половинкин
С.И. Основы инженерного творчества М., 1988.)
Основы педагогики и психологии высшей школы / Под ред. А. В. Петровского. - М., 1986.
Исследование подтвердило гипотезу о том, что существенную роль в развитии творческого мышления студентов играет педагогическое руководство этим процессом. В конечном итоге оно выводит студент на желание заниматься саморазвитием творческих способностей. Для этой цели в учебный процесс необходимо вводить специальные курсы как рациональный вариант формирования культуры умственного труда, перевода мышления студента со стихийного и операционального уровней на эвристический и диалектико-эвристический.
Смирнов С. Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. — М.: Аспект Пресс, 1995. — 272 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД образовательная область коммуникация (связная речь) для детей подготовительной группы с ОНР. Тема: Составление творческого рассказа с опорой на «Теремок сказок» (авторская игровая методика развития творческого мышления Козыревой Н. А.)
Обучение творческому рассказыванию играет важную роль в развитии словесно-логического мышления, предоставляя большие возможности для самостоятельного выражения ребенком своих мыслей, осознанного отраж...
Развитие творческого мышления и творческого потенциала у детей старшего дошкольного возраста.
Развитие творческих возможностей детей всегда рассматривалось как одна из актуальных задач образования. В современном обществе способность творить расценивается выше знаний и умений. Даже для того, чт...
Сообщение на тему: "Развитие творческого мышления и воображения у детей через творческие игры и упражнения"
Сообщение из опыта работы на тему "Развитие творческого мышления и воображения у детей через творческие игры и упражнения"...
1. Мастер-класс «Практическое использование исследовательских методов обучения для развития творческого мышления обучающихся ДОО"
Материал предназначен для воспитатателей старшей группы. В основе мастер-класса - исследовательская деятельность....
консультация.Особенности развития творческого мышления и воображения в дошкольном возрасте. Игры на развитие творческого мышления старших дошкольников.7.12.2022
Особенности развития ткреативного мышления старших дошкольников.Игры на развитие творческого мышления ....
Игровые технологии как инструмент развития креативного мышления обучающихся
Тема практико-значимой работы«Игровые технологии как инструмент развития креативного мышления обучающихся...
2024 год. Лыжина К. К. Использования конструктора "Полидрон Проектирование " в развитии логического мышления обучающихся дошкольного возраста
Презентация "Использование конструктора "Полидрон Проектирование" в развитии логического мышления обучающихся дошкольного возраста". Автор: воспитатель Лыжина К. К....