«Игра — источник речевого развития дошкольника»
учебно-методический материал (младшая группа) на тему
Одним из самых действенных средств познавательно-речевого развития дошкольников является игра. Если во время непосредственно- организованной деятельности ребенок получает знания, то во время игры он имеет возможность отразить знания об окружающем мире, поделиться этими знаниями с товарищами, найти единомышленников по интересам.
Определенные виды игр по-разному действуют на речевое развитие дошкольника
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 18.08 КБ |
Предварительный просмотр:
МАДОУ «Детский сад №13» Городского округа Кашира
Доклад
На тему
«Игра — источник речевого развития дошкольника»
Воспитатель: Блашкова.Л.Р.
Кашира 2017г
«Игра — источник речевого развития дошкольника»
Игра для них - учеба, игра для них - труд, игра для них - серьезная форма воспитания.
Н. К. Крупская.
Одним из самых действенных средств познавательно-речевого развития дошкольников является игра. Если во время непосредственно- организованной деятельности ребенок получает знания, то во время игры он имеет возможность отразить знания об окружающем мире, поделиться этими знаниями с товарищами, найти единомышленников по интересам.
Определенные виды игр по-разному действуют на речевое развитие дошкольника.
Сюжетно-ролевые игры.
Основной особенностью сюжетно-ролевой игры является наличие в ней воображаемой ситуации, которая складывается из сюжета и ролей. Этой игре присущи эмоциональная насыщенность и увлеченность,самостоятельность,активность и творчество.
Роль игры.
Способствует развитию речевых навыков
Ориентирует детей на планирование собственного речевого поведения
Способствует овладению навыками и умениями диалогической речи в условиях межличностных взаимоотношений.
Формирует способность сыграть роль другого человека.
Помогает сплотить детский коллектив.
Способствует самоутверждению каждого в коллективе.
Умение отстоять свою точку зрения
Воспитывается сознательная дисциплина, трудолюбие взаимопомощь.
Тематика сюжетно- ролевых игр различна, подбирается в соответствии возрасту детей. Мною подобрана картотека игр старшего дошкольного возраста.
Игра- драматизация.
Драматизировать - значит разыграть в лицах произведение, сохраняя последовательность рассказанных в нем эпизодов и передавая характеры персонажей.
Роль игры- драматизации.
Совершенствование диалогов и монологов
Освоение выразительности речи
Развитие связной речи.
Способность перевоплощаться,
Является средством самовыражения и самореализации ребенка
Позволяет психологически сблизиться с героем сказки.
Обогащает жизненный опыт.
Чаще всего основой игр- драматизаций являются русские народные сказки «Теремок», «Репка»,
Лиса, заяц и петух» и др. Также важно в работе использовать игры-имитации, мини- постановки. Например, по рассказу Сутеева «Цыпленок и утенок» роль утенка я предложила девочке с хорошо поставленной речью, а роль цыпленка - ее подруге, которая стесняется. Затем я предложила поменяться ролями, и Ангелине удалась роль главного героя.
Строительно - конструктивные игры.
Строительно- конструктивная игра - это такая деятельность детей, основным содержанием которой является отражение окружающего мира в постройках и связанных ними действиях.
Дети самостоятельно возводят сооружения и обыгрывают их. Очень часто этот вид
деятельности плавно переходит в сюжетно- ролевую игру.
Роль строительно - конструктивных игр.
Учат общаться со сверстниками
Развивают взаимопонимание
Учат доводить начатое дело до конца
Развивается интерес к технике, творчество, мышление, пространственное воображение.
Дидактические игры.
Это одна из форм обучаемого воздействия педагога на ребенка. Дидактическая игра реализует и обучающую и игровую цель.
Роль игры.
Побуждает к общению
Способствует закреплению навыков пользования инициативной речью
Способствует совершенствованию разговорной речи
Способствует обогащению словаря
Повышает результат коррекционной работы.
Влияет на формирование грамматического строя языка
Активизирует психические процессы
Вызывает интерес к процессу познания
Стимулирует работоспособность.
В своей работе с детьми использую различные виды дидактических игр: игры с предметами, настольно- печатные игры, словесные игры.
Игры с предметами соответствуют стремлению ребенка действовать с предметом и таким образом знакомиться с ним. В этих играх дети учатся сравнивать,устанавливать сходства и различия,знакомятся со свойствами предметов. Примеры таких игр: «Чудесный мешочек», «Опиши данный предмет», «Что сначала - что потом».
Настольно- печатные игры интересны детям при ознакомлении с окружающим миром. Они разнообразны по видам: «Лото», «Домино» «Парные картинки».
Словесные игры – эффективный метод воспитания самостоятельности мышления и развития речи. Они построены на словах и действиях играющих. «Запомни и назови», «Составь предложение», «Когда это бывает».
Игры-эксперименты.
Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи –
и я запомню, дай попробовать - пойму».
Это особая группа игр, которые очень эффективны в решении познавательно-речевых задач. Они очень интересны и увлекательны, так как имеют возможность научиться видеть проблему, решать ее, анализировать и сопоставлять факты, делать выводы и добиваться результата.
Одно из направлений экспериментальной деятельности – это опыт. Опыты можно проводить как во время непосредственно-образовательной деятельности, так и в совместно-организованной деятельности. Например: после чтение рассказа Л. Толстого «Хотела Галка пить» мы вместе с детьми опытным путем доказали, что уровень воды действительно увеличивается, если в стакан добавлять камни.
Чтобы работа по речевому развитию была эффективной - в группе мы оформили зоны для познавательно- речевого развития. Она охватывает разнообразное содержание и предусматривает разные виды детской активности. Материал этой зоны содержит: дидактические и настольно- печатные игры разной направленности, коллекции, демонстрационный материал оборудование для экспериментальной деятельности и проведение опытов, мини- библиотеку. Все это находится в полном распоряжении детей.
Для детей дошкольного возраста речевое развитие – это сложный, комплексный процесс, но если мы к решению задач подойдем грамотно и творчески, то проблем в усвоении задач у детей не возникнет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/23/picture-45549-1485171537.jpg)
Консультация для воспитателей "Роль дидактической игры в речевом развитии дошкольников"
Консультация для начинающих воспитателей....
![](/sites/default/files/pictures/2019/03/22/picture-207891-1553264549.jpg)
Деловая игра "Познавательно-речевое развитие дошкольников"
Работа по познавательно-речевому развитию детей тесно связана с развитием всех сторон речи. В процессе обогащения сознания детей различным познавательным содержанием происходит расширение, закрепление...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/17/picture-374162-1416238079.jpg)
Дидактические игры для речевого развития дошкольников
Несомненно, дидактические игры являются мощнейшим средством для развития речи у детей еще и потому, что их можно рекомендовать для использования родителям в домашних условиях. Прове...
![](/sites/default/files/pictures/2024/11/21/picture-560438-1732178331.jpg)
Игры для речевого развития дошкольников
В данной статье речь идет о речевых играх, которые помогают дошкольнику развивать грамотную речь, развивать память....
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/25/picture-761021-1456377571.jpg)
Доклад на РМО " Значение словесной игры в речевом развитии дошкольника.Развитие речи посредством пальчиковых игр"
Делилась своим опытом работы по данной теме....
![](/sites/default/files/pictures/2022/12/25/picture-999864-1671972927.jpg)
Доклад: Игра-источник речевого развития.
Одним из самых действенных средств для познавательно-речевого развития дошкольников является игра. Если во время непосредственно-организованной деятельности ребёнок получает знания, то во время ...