Доклад: Игра-источник речевого развития.
методическая разработка по развитию речи
Одним из самых действенных средств для познавательно-речевого развития дошкольников является игра. Если во время непосредственно-организованной деятельности ребёнок получает знания, то во время игры имеет возможность отразить знания об окружающем мире, поделиться этими знаниями с товарищами, найти единомышленников по интересам. Определённые виды игр по-разному действуют на речевое развитие дошкольников. Примеры игр и их действие находится в докладе.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад№105 общеразвивающего вида» г. Сыктывкар
«Челядьöссöвмöдан 105 №-а видзаніншколаöдзвелöдан
Сыктывкарса муниципальнöйсьöмкуд учреждение»
Доклад по теме
«Игра -
источник речевого развития дошкольника».
Воспитатель: Тютюнова В.В.
г.Сыктывкар, 2020г.
«Игра - источник речевого развития дошкольника».
Игра для них - учеба,
игра для них - труд,
игра для них - серьезная форма воспитания.
Н. К. Крупская.
Одним из самых действенных средств познавательно-речевого развития дошкольников является игра. Если во время непосредственно- организованной деятельности ребенок получает знания, то во время игры он имеет возможность отразить знания об окружающем мире, поделиться этими знаниями с товарищами, найти единомышленников по интересам.
Определенные виды игр по-разному действуют на речевое развитие дошкольника.
Сюжетно-ролевые игры.
Основной особенностью сюжетно-ролевой игры является наличие в ней воображаемой ситуации, которая складывается из сюжета и ролей. Этой игре присущи эмоциональная насыщенность и увлеченность, самостоятельность, активность и творчество.
Роль игры.
Способствует развитию речевых навыков
Ориентирует детей на планирование собственного речевого поведения
Способствует овладению навыками и умениями диалогической речи в условиях межличностных взаимоотношений.
Формирует способность сыграть роль другого человека.
Помогает сплотить детский коллектив.
Способствует самоутверждению каждого в коллективе.
Умение отстоять свою точку зрения
Воспитывается сознательная дисциплина, трудолюбие взаимопомощь.
Тематика сюжетно- ролевых игр различна, подбирается в соответствии возрасту детей. Мною подобрана картотека игр старшего дошкольного возраста.
Игра- драматизация.
Драматизировать - значит разыграть в лицах произведение, сохраняя последовательность рассказанных в нем эпизодов и передавая характеры персонажей.
Роль игры- драматизации.
Совершенствование диалогов и монологов
Освоение выразительности речи
Развитие связной речи.
Способность перевоплощаться,
Является средством самовыражения и самореализации ребенка
Позволяет психологически сблизиться с героем сказки.
Обогащает жизненный опыт.
Чаще всего основой игр- драматизаций являются русские народные сказки «Теремок», «Репка», Лиса, заяц и петух» и др. Также важно в работе использовать игры-имитации, мини- постановки. Например, по рассказу В. Сутеева «Цыпленок и утенок» роль утенка я предложила девочке с хорошо поставленной речью, а роль цыпленка - ее подруге, которая стесняется. Затем я предложила поменяться ролями, и Ангелине удалась роль главного героя.
Строительно - конструктивные игры.
Строительно- конструктивная игра - это такая деятельность детей, основным содержанием которой является отражение окружающего мира в постройках и связанных ними действиях.
Дети самостоятельно возводят сооружения и обыгрывают их. Очень часто этот вид деятельности плавно переходит в сюжетно- ролевую игру.
Роль строительно - конструктивных игр.
Учат общаться со сверстниками
Развивают взаимопонимание.
Учат доводить начатое дело до конца.
Развивается интерес к технике, творчество, мышление, пространственное воображение.
Дидактические игры.
Это одна из форм обучаемого воздействия педагога на ребенка. Дидактическая игра реализует и обучающую и игровую цель.
Роль игры.
Побуждает к общению
Способствует закреплению навыков пользования инициативной речью
Способствует совершенствованию разговорной речи
Способствует обогащению словаря
Повышает результат коррекционной работы.
Влияет на формирование грамматического строя языка
Активизирует психические процессы
Вызывает интерес к процессу познания
Стимулирует работоспособность.
В своей работе с детьми использую различные виды дидактических игр: игры с предметами, настольно- печатные игры, словесные игры.
Игры с предметами соответствуют стремлению ребенка действовать с предметом и таким образом знакомиться с ним. В этих играх дети учатся сравнивать, устанавливать сходства и различия, знакомятся со свойствами предметов. Примеры таких игр: «Чудесный мешочек», «Опиши данный предмет», «Что сначала - что потом».
Настольно- печатные игры интересны детям при ознакомлении с окружающим миром. Они разнообразны по видам: «Лото», «Домино» «Парные картинки».
Словесные игры – эффективный метод воспитания самостоятельности мышления и развития речи. Они построены на словах и действиях играющих. «Запомни и назови», «Составь предложение», «Когда это бывает».
Игры-эксперименты.
Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи –и я запомню, дай попробовать - пойму».
Это особая группа игр, которые очень эффективны в решении познавательно-речевых задач. Они очень интересны и увлекательны, так как имеют возможность научиться видеть проблему, решать ее, анализировать и сопоставлять факты, делать выводы и добиваться результата.
Одно из направлений экспериментальной деятельности – это опыт. Опыты можно проводить как во время непосредственно-образовательной деятельности, так и в совместно-организованной деятельности. Например: после чтение рассказа Л. Толстого «Хотела Галка пить» мы вместе с детьми опытным путем доказали, что уровень воды действительно увеличивается, если в стакан добавлять камни.
Чтобы работа по речевому развитию была эффективной - в группе мы оформили зоны для познавательно- речевого развития. Она охватывает разнообразное содержание и предусматривает разные виды детской активности. Материал этой зоны содержит: дидактические и настольно- печатные игры разной направленности, коллекции, демонстрационный материал, оборудование для экспериментальной деятельности и проведение опытов, мини- библиотеку. Все это находится в полном распоряжении детей.
Для детей дошкольного возраста речевое развитие – это сложный, комплексный процесс, но если мы к решению задач подойдем грамотно и творчески, то проблем в усвоении задач у детей не возникнет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему "Речевое развитие детей раннего возраста."
В докладе помещён материал на тему "Развитие речи детей раннего возраста" и предназначен для воспитаталей групп раннего возраста....
Доклад по теме: «Речевое развитие дошкольников через развитие всех компонентов устной речи в различных формах и видах детской деятельности»
Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал г...
Доклад для педагогов «Речевое развитие дошкольников через познавательно - исследовательскую деятельность»
laquo;Речевое развитие дошкольников через познавательно - исследовательскую деятельность»...
доклад на тему "Речевое развитие дошкольников посредством современных образовательных технологий"
доклад для воспитателей...
Доклад по теме: «Речевое развитие детей дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС».
доклад...
Доклад на ГМО «Речевое развитие» Тема: «Речевые игры в старшей группе (из опыта работы)»
Речь не является врождённой способностью человека, а развивается в процессе онтогенеза. Речь ребёнка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики...
Доклад на тему: «Речевое развитие детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром»
laquo;Детство — каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие стало прежде всего познанием человека и Отечества. Чтобы в детский ум и сердце входили красота настоящего человека, величие...