Классификация игр детей дошкольного возраста
картотека на тему
Классификация игр детей дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassifikatsiya_igr_detey_doshkolnogo_vozrasta.doc | 82 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА ДЕТСКИЙ САД №63 «ИСКОРКА»
Классификация игр
детей дошкольного возраста
Воспитатель
Аросланкина И.В.
Г.Мытищи, 2018г
Классификация игр детей дошкольного возраста
Классы игр | Виды игр | Подвиды игр |
Игры, возникающие по инициативе ребенка | Игры экспериментирования |
|
Сюжетные самодеятельные |
| |
Игры по инициативе взрослого | Обучающие |
|
Досуговые |
| |
Игры народные | Обрядовые |
|
Тренинговые |
| |
Досуговые |
|
Творческая игра |
Организация творческой игры
Игры со строительным материалом | Театрализованные игры | Сюжетно-ролевые игры | Режиссерские игры |
1.Создание индивидуального пространства, обеспечение места и времени для игры 2. Объединение детей для совместной деятельности | 1. Работа над текстом литературного произведения 2. Распределение ролей 4. Развитие речевых выразительных средств | 1. Выбор тематики игр 2. Обращение к опыту ребенка 3. Подбор игрового материала 4. Опора на индивидуальность ребенка | 1. Подбор игрового материала 2. Руководство деятельностью ребенка (опосредованное сотворчество) 3. Постановка проблемного задания |
Развитие сюжетно-отобразительной игры детей 2-3 лет воспитатель должен:
- Пообщрять замену или обозначение игровых действий словом: «Чик-трак», «покушали»
- Стимулировать появление игровых сюжетов и возникновение интереса к игре другого ребенка
- Демонстрировать и поощрять игры с назначением предметов: помимо игрушек использовать разнообразные предметы-заместители
- Поощрять самостоятельность детей в игре и подборе игрушек
- Использовать моменты понимания детьми значений слов и предметов как важную предпосылку формирования ролевого поведения
- Осуществлять педагогическую поддержку игры по ходу развития игрового сюжета
- Наполнять предметное содержание игры смыслом общения одного человека другим
Для развития основных движений (на прогулке, или в помещении, 5-10 минут – игры):
- «К куклам в гости», «По тропинке», «Догони мяч», «Принеси предмет», «Пузырь», «Поезд», «Самолеты», «Догони собачку», «Догони мяч», «Курочка-хохлатка», «Автомобиль», «Подпрыгни до ладони», «Позвони в колокольчик», «Прыгай, как мячик», «Пробеги-подпрыгни», «Зайка беленький сидит», «Зайка серый умывается», «Доползи до погремушки», «В воротики», «Не наступи на линию», «Будь осторожен», «Обезьянки», «Мяч в кругу», «Лови мяч», «Целься верней», «Попади в корзину»
Для проведения музыкальных игр (8-9 игр в течение года)
- Организовать игру так, чтобы дети поняли игровую ситуацию, были веселы, активны, полностью поглощены происходящим
- Выступать в роли солиста, предоставляя небольшую роль в простйо игре ребенку, если он охотно берет её на себя
- Поощрять развитие умения слушать музыку, действовать согласно с ней
- Использовать в занятиях сюжетно-ролевые игры, где малыша изображают кого-либо (зайчиков, птичек)
Для развития театрализованной игры воспитателю рекомендуется:
- Поддержать ее в форме индивидуальной подражательной (взрослому, животным) игры с фигурками типа бибабо, с Петрушкой и т.п.
- Обеспечивать участие ребенка в дидактических играх-драматизациях (искупаем и оденем куклу Машу, оденем куклу Лену, покормим собачку)
- Поощрять эти игры, инициировать их помогать ребенку перенести опыт театрализованной игры и игры-драматизации в самодеятельные игры
К концу 3-го года сюжетно-ролевая игра как интегральный показатель развития ребенка и символико-моделирующий вид деятельности характеризуется следующими показателями:
- Ребенок пока не принимает на себя роль, например, мамы, но может копировать действия, движения, слова (кормит куклу, укладывает ее спать и др.)
- Использует предметы-заместители (кормит куклу палочкой и др.)
В возрасте 3-4 лет сюжетно-ролевые игры детей различной тематики постепенно становятся самодеятельными. Воспитателю необходимо:
- Осуществлять педагогическую поддержку самодеятельных сюжетно-ролевых игр; поощрять принятие роли, развертывание игрового действия и ролевое общение между детьми; поддерживать сохраняющуюся игру рядом или индивидуальную игру; одобрять ролевые реплики как средство кратковременного взаимодействия детей, играющих вместе; участвовать в играх детей, демонстрируя образцы ролевого поведения
- Поощрять эмоциональное и словесное обозначение своей роли для партнера, называние словом связанных с ней игровых действий, выделение сверстника как возможного партнера по игре;
- Следить за тем, чтобы предметно-игровая среда становилась средством развития самодеятельной игры; обеспечивать детям свободное использование образных игрушек, предметов-заместителей, средообразующих игровых моделей
- Разыгрывать с детьми сценки по знакомым сюжетам, поощрять самостоятельное развитие и изменение сюжета детьми
- Организовать для детей досуговые игры – игры-забавы, проводимые с народными игрушками (Петрушка, шагающий медведь, дровосеки, волчки); персонажами кукольного театра, музыкальными игрушками (обыгрывание с детьми стишков, сказок, песенок); проводить несложные празднично-карнавальные игры (шествие ряженых детей , сказочных персонажей), приуроченные к праздникам, досуговым паузам между занятиями
- Повышать положительный эмоциональный тонус детей, воспитывать чувство юмора, ощущение праздничной общности между ними и взрослыми во время праздников, игровых шествий с куклами)
Подвижные игры:
- Содействовать укреплению здоровья и правильному физическому развитию детей; ставить конкретные , сравнительно легко и быстро решаемые двигательные задания; постепенно переходить от знакомых игр к новым; приучать их к совместным действиям и коллективной игре, соблюдать простейшие правила игр; учить воспроизводить в общих чертах способы выполнения движений, действовать по сигналу воспитателя; поощрять самостоятельные игры с мячами, шарами, ленточками и другими пособиями и игрушками в помещении и на улице
Дидактическая игра:
- С помощью игры развивать их сенсорные способности, умение узнавать и называть цвет, величину, форму предметов; обучать умению находить сходства и различия в предметах, группировать по выделенным свойствам и назначению; расширять и уточнять представления об окружающем: предметах быта, растительном и животном мире, о приспособлении человека к сезонным изменениям в природе; развивать умение сравнивать две группы по количеству входящих в них предметов, ориентироваться в окружающем пространстве; создавать условия для самостоятельных игр детей с дидактическим материалами
Игры-драматизации:
- Предлагать несложные, понятные и интересные сюжеты игры-драматизации; музыкальный текст, яркий и высокохудожественный, доступный для воплощения детьми в движении, пении; начинать с игр-драматизаций, не включающих песен и сводя к минимуму словесный текст, в полной мере использовать движения; поручать в этих играх одну-две роли взрослому
Театрализованные игры:
- Включать в них музыкальные игры-драматизации, разыгрывание несложных сценок из жизни кукольных персонажей; приобщать к совместной согласованной игре, включающей индивидуальные реплики, эмоциональное представление персонажей; обращать внимание детей на реакцию зрителей, побуждать к сочувствию персонажам игры-драматизации или кукольного спектакля; использовать эти игры для воспитания потребности в интересном досуге, приобщать к культурным формам досуга
Для развития сюжетно-ролевой и досуговой игры детей 4-5 лет воспитателю необходимо:
- Активно поддерживать их самостоятельную игру, уделяя специальное внимание расширению кругозора, приобретению опыта других различных видов деятельности (конструирование, наблюдение, слушание художественных произведений)
- Организовать взаимодействие детей со сверстниками на уровне ролевых и партнерских взаимоотношений; поддерживать образование культурного игрового сообщества, партнерство и уважительное отношение играющих детей друг к другу, появление игрового диалога в форме ролевых высказываний, стремление соответствовать реальному событию
- Создавать условия для овладения ролевым поведением, благодаря чему роль становится средством развития сюжета дает социальную практику общения
- Поощрять самостоятельное создание детьми предметно-игровой среды для сюжетно-ролевой игры (при участии воспитателя), наделение в смысловом поле игры нейтральных предметов-модулей игровым значением, использование игрушек, предметов-заместителей, модулей по собственному решению детей; не навязывать постоянную готовую игровую среду в виде тематических «игровых уголков»
- Организовать досуговые игры, которые приобретают самостоятельный и разнообразный характер (игры-головоломки, настольно-печатные – лото различной тематики); практиковать игры-развлечения; театральные игры (кукольный театр, простые инсценировки, игры-драматизации), приуроченные к праздникам различного рода
Подвижные игры:
- Направлять подвижные игры на дальнейшее развитие и совершенствование основных и специализированных движений детей, применять их как «начальную школу» формирования важнейших двигательных качеств; использовать разнообразные подвижные игры, в том числе традиционные, народные, игры-забавы и т.д.; постепенно усложнять содержание и правила игр за счет увеличения объема знаний, расширения кругозора и обогащения двигательного опыта; учить понимать и осознавать в игровых ситуациях цель основного замысла, действовать в коллективе в соответствии с игровыми правилами, быть внимательными, быстро реагировать на сигнал и неожиданные изменения в окружающей обстановке, проявлять самостоятельность и пространственную ориентировку; воспитывать настойчивость в достижении цели при решении игровой задачи
Дидактическая игра:
- Обучать умению находить общее и различное в предметах, сравнивать и группировать по выделенным свойствам и назначению; развивать представления об основных эталонах формы и цвета; расширять и уточнять прдедставления об окуржающем мире, количественных и качественных отношеинях; активизировать, обогащать словарный запас и речевое общение; воспитывать способность действовать в соответствии с правилами дидактических игр; создавать условия для использования приобретенного опыта в самостоятельных дидактических играх
Театрализованные игры:
- Использовать в театрализованной игре элементы музыкальной игры-драматизации; сочетать решение простых игровых задач, индивидуальное и творческое исполнение своей роли, выразительный ролевой диалог; поощрять инициативу участников, оставляя за собой «режиссерскую» функцию; поддерживать активное участие в кукольных представлениях, «вождение» некоторых кукол, освоение простых «техник» кукловождения; помогать переносить элементы игровой драматизации в игры празднично-карнавального типа, а также в самостоятельные сюжетно-ролевые игры
К концу 5-го года сюжетно-ролевая игра как интегральный показатель развития ребенка и символико-моделирующий вид деятельности характеризуется следующими показателями:
- Ребенок принимает на себя роль, называя свою роль словами «Я – мама», «Я – врач»
- Выполняет игровые действия
- Использует предметы-заместители
- Проявляет реальные и игровые отношения
- Взаимодействует с другими детьми (договаривается о распределении ролей и содержании игры по ходу развития сюжета);
- Инициативен в организации предметной среды для самодеятельных игр
В старшем дошкольном возрасте (5-7 лет) среди главных педагогических целей работы с детьми является создание условий для реализации всех видов игр. Кроме сюжетно-ролевых в этот период интенсивно развиваются режиссерские игры, игры-фантазии, игры с правилами.
Сюжетно-ролевая игра (5-6 лет) воспитателю необходимо:
- Создавать условия для свободной самостоятельной сюжетно-ролевой игры, обогащая ее содержание и диапазон сюжетов и ролей на основе расширения собственного жизненного опыта детей, обогащения их кругозора, интереса к социальному миру, разнообразных знаний о нем
- Поддерживать инициативу в игре, обеспечивать свободу игрового творчество и корректировать только нежелательные в воспитательном смысле повороты сюжета
- Развивать гибкость ролевого поведения, развертывание взаимодействия со сверстниками в игре на основе общего интереса к содержанию игры и личных симпатий, поощрять практику социально-оправданного поведения
- Поддерживать индивидуальную и совместную режиссерскую игру, в которой дети в условной форме, используя готовые фигурки, предметы-заместители, отображают события, знакомые им из самых разных источников (сказки, фильмы, бытовые события)
- Обеспечивать возможность постоянно трансформировать, изменять предметно-игровую среду
- Инициировать наделение нужным игровым значением любых предметов и игрушек в смысловом поле игры; обобщение игровых действий в слове, перенос их во внутренний воображаемый план (игровое фантазирование)
- Поддерживать постепенный переход к самостоятельной организации детьми досуговой игры (интеллектуальные, забавы с игрушками, игры-развлечения)
- Организовать театральные и празднично-карнавальные игры
- Поощрять инициативность игрового поведения, проявление собственной индивидуальности в коллективных играх; широко использовать традиционные народные игры с правилами, способствующие физическому, социальному и этнокультурному развитию детей; занимать позицию равноправного партнера по игре
При организации подвижных игр необходимо:
- Использовать их как важное средство повышения двигательной активности, развития движения и двигательных качеств детей; расширения их познавательной сферы; совершенствовать сформированные у детей двигательные навыки и учить быстро выбирать наиболее эффективный способ выполнения движений; развивать координацию движений в часто меняющихся игровых ситуациях; широко использовать игры на занятиях и вне занятий; воспитывать выдержку и организаторские навыки; самостоятельность и активность, положительные взаимоотношения между играющими, смекалку; поощрять стремление и инициативу детей самостоятельно организовывать и проводить несложные подвижные и спортивные игры в природных условиях и разные сезоны года; включать игры, знакомящие с особенностями национальной культуры разных народов, их обрядами и обычаями; приобщать к спортивным играм и играм-эстафетам
В дидактической игре воспитатель решает задачи познавательного характера, используя ее как на занятиях, так и в свободное время:
Обучать умению объединять предметы по 2-3 признакам и на основе их общих понятий; развивать элементарные
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классификация игр детей дошкольного возраста
Классификация игр детей дошкольного возраста...
Игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. Классификация игр.
Учебный материал по педагогике....
ФОЛЬКЛОР КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. КЛАССИФИКАЦИЯ И ТЕРМИНОЛОГИЯ ДЕТСКОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА.
Фольклор как средство развития речи детей дошкольного возрастаФольклор как средство развития речи детей дошкольного возраста.Классификация и терминология детского музыкального фольклорСобирание и изу...
Классификация игр для детей дошкольного возраста
Детские игры – явление неоднородное. Даже глаз непрофессионала заметит, насколько разнообразны игры по своему содержанию, степени самостоятельности детей, игровому материалу....
Формирование навыков классификации у детей дошкольного возраста
Цель: способствовать формированию у детей осознанного отношения к процессу классификации объектов материального мира и сужения поля поиска с помощью отсечения несущественных признаков....
План бесед на развитие классификации для детей дошкольного возраста
Операции, связанные с классификацией объектов окружающего мира, базируются на единстве мыслительных действий:анализа (мысленного разложения целого на части или выделения из целого его сторон, действий...
Картотека игр по развитию операций мышления (классификация) у детей дошкольного возраста с ОВЗ (ЗПР).
Картотека игр по развитию операций мышления (классификация) у детей дошкольного возраста с ОВЗ (ЗПР)....