Картотека игр по театрализованной деятельности для детей с нарушением зрения
картотека (подготовительная группа) на тему

Кобылина Татьяна Павловна

В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя. Велико значение театрализованной игры и для речевого развития (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи). Наконец, театрализованная игра является средством самовыражения и самореализации ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл novye_igry.docx28.49 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека игр по теме: “Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей у детей с нарушением зрения ”

Воспитатель: Кобылина Т.П МБДОУ № 89 «Крепыш»

Название игры

Задачи

Правила игры

«Измени голос»

Развитие речевого дыхания, мимики, жестов, внимания,  воображения детей.

Дети приветствуют друг друга от имени любого придуманного или сказочного

персонажа (лисы, зайца, волка), надевают (по желанию) костюмы и рассказывают, на  кого они стали похожи. Педагог помогает им изобразить выбранных героев через выразительные движения, мимику, голос.

«Где мы были, мы не скажем»

Способствование развитию чувства правды и веры в вымысел; обучение согласованным действиям.

Дети выбирают водящего, который уходит за дверь, а оставшиеся ребята вместе с воспитателем договариваются, кого или что они будут изображать. Затем приглашают водящего, который входит со словами: «Расскажите, где вы были, что вы делали». Дети отвечают: «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем! (если действие). Кого видели, покажем (если животное) и т.д. во время игры педагог помогает н6айти наиболее характерные особенности животных или предметов и выразительно их передатьспособствование развитию чувства правды и веры в вымысел; обучение согласованным действиям.

Подвижная игра «Смелые мышки»

Развивать слуховое восприятие,выразительность движений.

Сначала дети слушают стихотворение:

Вышли мышки как-то раз

Посмотреть который час.

Раз-два-три-четыре –

Мышки дернули за гири.

Вдруг раздался страшный звон…

Убежали мышки вон.

Педагог предлагает детям превратиться в мышек и выразительно изобразить их, используя жесты и мимику.

Подвижная игра «Дождь»

Обучение детей умению согласовывать свои действия с другими детьми; развитие воображения.

Детям дается возможность представить и изобразить, как капли дождя стучат по крыше, дороге. Показать, как дети шлепают по лужам, хлопают в ладоши и веселятся после дождя. Далее педагог объясняет, что в игре вместо дождя будет звучать музыка, напоминающая журчание воды, звон капелек. Когда музыка звучит, все дети шлепают по лужам (из картона или воображаемым). Как только музыка закончится, значит - надвигается «гроза» - все собираются вместе под крышей (зонтом). Детям предлагается изобразить «грозу» (постукивающие движения кулаками, хлопки в ладоши). В тот момент, когда дети изображают грозу, педагог говорит:

Гром повсюду, гром гремит,

В небе молния блестит!

Кончилась гроза, и мы опять,

Будем весело играть!

«Диктор»

Развивать  умение согласовывть речь с движением.

Один ребенок описывает кого-то из детей, остальные по приметам угадывают.

Игра повторяется несколько раз. Водящие меняются.

Игра «В гостях у бабушки»

Формировать мыслительные операции.Способствовать созданию благоприятного психологического климата.

Педагог, встречая детей, говорит, что сегодня  ним в гости обещала прийти

необычная гостья – бабушка Забава, которая любит играть и веселиться.

Предлагает позвать бабушку Забаву словами:

Здравствуй, бабушка Забава,

В гости ждем тебя сюда!

Приходи к нам поиграть,

Веселиться, хохотать.

Т-с-с-с, тихо, тишина.

Может, бабушка пришла?

Педагог просит детей очень тихо, на цыпочках, поискать бабушку, жестом

призывая к соблюдению тишины. Далее педагог «находит» бабушку (надевает фартук и платок) и действует от ее имени.

Бабушка Забава хочет познакомиться с детьми и подружиться. Предлагает

поиграть. Дети встают в круг. До кого бабушка Забава дотронется, тот называет свое имя. После этого бабушка Забава интересуется, как дети узнают друг друга при встрече (подсказать детям, что у каждого есть свои особенности).

«Пойми меня»

Развитие пантомимических навыков.

Педагог дает детям задание загадать любого персонажа из сказки В. Сутеева

«Яблоко», но держать свой замысел в секрете. Затем загадавшему нужно

изобразить своего героя, а детям отгадать, обосновывая ответ. Игра повторяется по желанию детей.

«Изобрази героя»

Воспитывать самостоятельность.

Ведущий предлагает изобразить сказочных персонажей, напоминая, что у каждого из них свои особенности, по которым их легко узнать:

Лиса, лисонька-лиса,

Шубка очень хороша!

Рыжий хвост, хитры глаза,

- Люблю курочек – да-да!

Петя, Петя-петушок!

Золоченый гребешок!

Как увидишь ты зарю,

Закричишь: «Ку-ка-ре-ку!»

Вышли зайки погулять,

Стали прыгать и играть.

Неуклюжий, косолапый

Ходит по лесу медведь.

Если спросят. Что он любит,

Скажет: «Меду бы поесть!»

Дети изображают разных персонажей.

«Хитрый маленький зверек»

Развитие невербальной коммуникации.

Педагог предлагает детям представить, что все они разные зверята, и сидят в

клетках в зоопарке. Одного из детей выбирают на роль посетителя зоопарка. Он будет стоять в центре, и делать различные движения и жесты. «Зверята»

передразнивают посетителя, точно повторяя его жесты и движения. «Посетителя» выбирают с помощью считалки:

Над лучами, над водой

Хлынул дождик проливной.

А потом повисло в небе коромысло.

Ребятишек радует золотая радуга.

«Посетители в течении игры меняются несколько раз.

«Угадай, кто попросился под грибок»

Способствование развитию воображения.

Ребенок, имитируя движения сказки В.Сутеева, просится под грибок. Остальные дети пробуют догадаться, кто это

 «Скажи о друге ласковое слово»

Формирование у детей доброжелательного отношения друг к другу.

Педагог уточняет, какие ласковые и добрые слова мы можем произносить,

обращаясь к своим друзьям (Здравствуйте, как я рад(а) тебя видеть; какие красивые у тебя волосы; у тебя нарядная рубашка и пр.) После этого дети  идут по кругу с песенкой. В хоровод. В хоровод

Здесь собрался народ!

Раз-два-три – начинаешь ты!

Педагог передает сердечко

следующему ребенку, который должен, в свою очередь, ласково обратиться к рядом стоящему малышу.

Игровая пляска «Лучшие друзья»

Обучение детей умению согласовывать свои действия с текстом и с

другими детьми.

Поплясать становись и дружку поклонись.

Поплясать становись и дружку поклонись.

Будем все приседать: дружно сесть и дружно встать.

Будем все приседать: дружно сесть и дружно встать.

Машут ручки ребят – это птички летят.

Машут ручки ребят – это птички летят.

Топни ножкой одной и притопни другой.

Топни ножкой одной и притопни другой.

Ручки – хлоп, ручки – хлоп, еще раз: хлоп да хлоп.

Ручки – хлоп, ручки – хлоп, еще раз: хлоп да хлоп.

Вот и кончился пляс, поклонись еще раз.

Вот и кончился пляс, поклонись еще раз.

 «Что я умею»

Способствование развитию воображения.

Педагог встречает детей и предлагает поиграть в игру «Я умею…» Дети,

передавая мяч друг другу, говорят о том, что они умеют делать. Первым игру

начинает взрослый (например: «Я умею веселиться» и т.д.)

Игра на интонирование слов

Развивать речевое дыхание.

Детям предлагается с различным интонированием проговорить привычные слова: «здравствуйте» - радостно, приветливо, небрежно, угрюмо; «до свидания» - с сожалением, с огорчением или надеждой на скорую встречу; «спасибо» - уверенно, нежно, нетерпеливо, обиженно; «извините» - неохотно, с раскаянием.

«Изобрази вкус яблока»

Развивать умение применять выразительность мимики в игровой деятельности с переносом на жизненный опыт.

Педагог предлагает детям имитировать, как они кусают яблоко, изображая

мимикой, какое оно, по их мнению, на вкус. Причем первым начинает взрослый, а дети отгадывают (кислое, сладкое, горькое, вкусное и т.д.). Педагог нацеливает детей на то, что каждому может показаться яблоко на вкус разным, и от этого будет зависеть мимика.

«Хвастливый заяц»

Развитие умения передавать характер с помощью движения, голоса.

Заяц гордо хвастается. Голова откинута назад. Голос громкий, уверенный.Этюд повторяется несколько раз разными детьми.

Игры на развитие выразительной мимики.

Учить использовать мимику и жесты для создания яркого образа, передавать эмоциональное  состояние .

-Соленый чай.

-Ем лимон.

-Сердитый дедушка.

-Лампочка потухла, зажглась.

-Грязная бумажка.

-Тепло-холодно.

-Рассердились на драчуна.

-Встретили хорошего знакомого.

-Обиделись.

-Удивились.

-Показать, как кошка выпрашивает колбасу (собака).

«Изобрази жестом»

Закреплять умения выразительности жестов, движений, мимики.

Дети, стоя в кругу, жестами изображают слова, которые им называет педагог:”высокий», «маленький», «там», «я», «до свидания», «здравствуй», «нельзя», «иди сюда», «уходи отсюда», «тише» и др.

«Глухая бабушка»

Воспитывать умение работать в паре, развивать общую моторику,воображение, речь детей.

Ребенок разговаривает с глухой бабушкой (роль бабушки исполняет педагог),которая, оказывается, ищет именно его. Он уже понял, что с бабушкой надо разговаривать при помощи рук, так как она ничего не слышит. Бабушка спрашивает: «Где Саша?» (называет имя любого ребенка), «Чьи это книги?», «Чьи игрушки?», «Где мама?» и т.п. ребенок жестами отвечает.

-Перевёрнутый ящик-телевизор. Дети сидят на стульях и смотрят "передачу". Кто какую передачу смотрит? Пусть каждый расскажет о том, что он видит.

«Тише»

 Развитие творческих и интеллектуальных способностей детей

Два мышонка должны перейти дорогу, на которой спит котенок. Детямп  предлагается так перейти дорогу, чтобы не разбудить котенка, знаками показывая друг другу: «тише!».

Этюды на развитие творческого воображения.

 Совершенствовать исполнительские умения детей в создании выразительного образа.

Детям предлагается показать, как они любят свою игрушку, котеночка, собаку и т.д.

Передать книгу друг другу так, как будто это:

- кирпич;

- кусок торта;

- бомба;

- фарфоровая статуэтка и т.д.

Взять со стола карандаш так, как будто это:

- червяк;

- горячая печёная картошка;

- маленькая бусинка.

Куклы встречаются друг с другом и:

а) здороваются,

б) спрашивают друг друга о здоровье,

в) прощаются.

«Невоспитанный мышонок»

Создание комфортной среды для общения,

Мышонок идет по лесу. С ним здороваются зайцы, белки, а он отворачивается.

Этюды на общение.

Устранение излишнего мышечного напряжения, зажатости;

 развивать речевое дыхание.

Мышонок подбегает к зайцам, белкам, другим животным, которых дети могут выбрать по желанию, и говорит им вежливые слова.

Кукла празднует день рождения. К ней приходят её друзья и:

-поздравляют с днём рождения и дарят подарки.

-кукла благодарит за поздравление и приглашает к столу.

- один из гостей опоздал:  попросить прощение за опоздание.

- один из гостей нечаянно  разлил на скатерть компот, разыграть действия хозяев и провинившегося.

 «Рисунки на заборе

Развитие внимания, фантазии,воображения в своих творческих способностях.

Педагог предлагает каждому участнику нарисовать на «заборе» воображаемый рисунок, то есть начертить его пальцем. Наблюдающие должны рассказать о том, что они увидели, причём надо следить за тем, чтобы «рисунок» участника не «налезал»на предыдущий.

Упражнения и задания с воображаемыми предметами.

Коррегировать и развивать общую моторику.

- Вымыть руки.

- Нарисовать картину

- Наматывать клубок.

- Стирать платок.

- Лепить пирожки.

- Забивать гвозди.

- Нести ведро с песком.

- Подметать пол.

- Есть яблоко.

- Вышивать.

- Поливать цветы.

- Играть на музыкальном инструменте.

- Укачивать куклу.

- Пришить пуговицу.

Парные и коллективные упражнения.

Воспитывать умение работать в паре, коллективе,развивать координацию движения

 -Играть в мяч.

-Тянуть канат.

-Нести ведро.

-Нести бревно.

-Грести на байдарке.

-Играть в снежки.

-Играть в теннис.

-Передавать вазу с фруктами.

-Искать иголку.

-Ловить кузнечика, бабочку.

-Пилить дрова двуручной пилой.

-Накачивать шину

Игры и упражнения на развитие пластической выразительности.

Развивать пластическую выразительность.

«Тюльпан»

«Заводная кукла»

«Закрыть книжку, раскрыть»

«Осьминог»

«Тише!»

«Отдай»

«Иди ко мне»

«Уходи»

«До свидания»!

 «Не покажу»

«Я не знаю»

 «Игра в снежки»

« Игра с камешками»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по теме: "Развитие игровой деятельности у детей с нарушением зрения".

Уважаемые коллеги ,надеюсь данная статья будет вам интересна и полезна....

Ценность проектной деятельности для детей с нарушением зрения.

Ценность проектной деятельности для детей  с нарушением зрения....

программа дополнительного образования "Театрализованная деятельность для детей с нарушениями зрения".Календарно-тематический план по театрализованной деятельности детей 3-4 лет.кружок "Затейники"

Программа дополнительного образования поможет значительно повысить эффективность коррекционно-педагогической работы с детьми со зрительной патологией....

Картотека развивающих игр и упражнений для детей с нарушением зрения

Игры и упражнения направленные на развитие восприятия (зрительного, слухового, тактильного), внимания, мнестической деятельности, наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического мышле...

"Картотека игр развития пространственной ориентировки у детей с нарушением зрения"

Картотека игр для развития пространственной ориентировки.  Игры  на формирование ориентировки "на себе""Солнышко"  Цель: закреплять знания о месте расположения ...

Картотека игр и игровых упражнений для детей с нарушением зрения младшего дошкольного возраста на плеоптическом этапе лечения

Задачи:Развивать мелкую моторику, зрительно-моторную координацию, усидчивость. Учить составлять из частей целое.Учить детей активно вглядываться, включать все зрительные функции в процесс рассматриван...