КАРТОТЕКА
картотека (младшая группа) на тему

Светлана Леонидовна

картотека дидактических игр для детей младшего дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР.

УСВОЕНИЕ СИСТЕМЫ ЦВЕТОВЫХ ЭТАЛОНОВ

для детей младшей группы

Воздушные шары

Дидактическая задача. Способствовать формированию у детей цветовых представлений. Обучать соотносить цвета разнородных предметов. Упражнение рассчитано на первоначальное ознакомление детей с семью цветами спектра.

Материал. Полоска картона (30 х 12 см), на которой нарисованы нитки семи цветов спектра. Семь разноцветных картонных кружков — «воздушные шары»; их цвет соответствует окраске ниток .

Руководство. Воспитатель показывает детям картонную полоску, на которой нарисованы разноцветные нитки. Предлагает детям посмотреть на шарики: «Сегодня мы с вами поиграем в воздушные шарики. У каждого из вас на столе лежит картонная полоска. Посмотрите на нее и скажите, что вы на ней видите. Правильно, разноцветные ниточки. Теперь посмотрите на шарики, они тоже все разноцветные, как и ниточки. Для каждого шарика на полоске картона есть своя ниточка. К каждой ниточке нужно подобрать воздушный шарик такого же цвета и «привязать» его к ней. К красной нитке «привязать» красный шарик, к желтой — желтый, и синей — синий и так подобрать и «привязать» все шарики. Посмотрите, как это делается». Воспитатель прикладывает к нескольким ниткам воздушные шарики соответствующих цветов. Объясняет детям, что эти шарики подобраны правильно и их можно «привязывать» к ниткам. Затем показывает неправильно подобранные по цвету шары — к зеленой нитке прикладывает, например, желтый шар, к красной — оранжевый, к голубой—фиолетовый и т.д. | (объясняет детям, что «привязывать» эти воздушные шарики к ниткам нельзя, так как они неправильно подобраны по цвету.

Затем это задание дети выполняют самостоятельно. Если ребенок затрудняется правильно выполнить задание, воспитатель вначале сам подбирает и «привязывает» по два шарика на полоске ребенка, а остальные шарики предлагает найти и «привязать» самостоятельно.

Длительность и повторность. Продолжительность игры — 10 минут, проводится 1—2 раза.

Улетающие шары

дидактическая задача та же, что и в предыдущей игре. Дать представление о белом и черном цветах.

Материал. Семь книжек (10 х 10 см), обложки которых окрашены в цвета спектра. В верхней части обложек круглые отверстия. К отверстиям подведены черные «нитки». Внутренняя часть книжек не закрашена. Семь листков-вкладышей (цвет соответствует цвету книжек;).

Руководство. При выполнении задания двое сидящих рядом детей пользуются одним дидактическим пособием. Каждый ребенок получает не больше четырех спектральных цветов. Дети, успешно справившиеся с заданием, получают книжечки и вкладыши остальных цветов спектра.

Воспитатель предлагает детям разложить разноцветные книжки перед собой. Затем обращает внимание детей на большое количество белых шаров, привязанных к черным ниточкам. «Мы должны им помочь улететь,— говорит воспитатель.— Для этого надо к каждой книжечке подобрать такой же по цвету листок-вкладыш. Разложите их так, чтобы видно было, какого они цвета. Теперь,  если вы возьмете желтый  вкладыш и вложите в книжечку желтого цвета, цвета сольются и белый шарик улетит, останется только черная ниточка». К нескольким книжечкам воспитатель сам подбирает цветные вкладыши путем последовательного сопоставления цвета каждого вкладыша с цветом обложки, демонстрируя детям, как «улетают» белые шары, и учит это делать детей. Если цвет вкладыша подбирается неверно, белый шар в отверстии обложки сменяется цветным и игровая задача «полет шарика» не решается. В случае затруднения воспитатель помогает детям найти, соответствующий вкладыш, используя прием прикладывания, сличения цветовых объектов.

Длительность и повторность. Продолжительность игры — 10—12 минут, проводится игра 1—2 раза.

Игрушки

Дидактическая задача. Обратить внимание детей на то, что один и тот же цвет используется в окраске различных, предметов.

Материал. Лист белого картона (20 х 30 см) с изображением 21 квадрата (по три на каждый цвет спектра). Силуэтные изображения игрушек (21 предмет, по три на каждый цвет спектра). Силуэты игрушек выполнены из картона и по величине значительно меньше цветных квадратов. Это позволяет детям контролировать свои действия. Материал рассчитан на каждого ребенка. Весь комплект силуэтов вкладывается в конверт.

Руководство. Воспитатель показывает изображения цветных квадратов на листе картона и силуэты игрушек (на каждый из этих квадратов надо положить игрушку соответствующего цвета) и раскладывает на квадраты силуэты игрушек нескольких цветов, обращая внимание детей на то, что разные предметы (мячик, флажок, ракета и т.д.) могут быть одного и того же цвета. При этом он показывает детям и разные способы выполнения действий. Среди них знакомый способ последовательного сопоставления цветовых объектов, а также новый способ: отбор сначала всех объектов одного цвета и их размещение на трех квадратах. Если игрушка правильно подбирается по цвету, сливается с цветом квадрата, то задание считается выполненным.

Длительность и повторность. Продолжительность игры — 10—15 минут, проводится 1—2 раза.

Красивый букет

Дидактическая задача. Познакомить детей с цветами спектра и их названиями. Учить детей сравнивать предметы по цвету путем прикладывания их друг к другу.

Материал. Перфорированная панель из набора мозаики, окрашенная в зеленый цвет,— «лесная полянка». На ней расположены цветы, вырезанные из бумаги (все цвета спектра) и нанизанные па проволоку. Семь лепестков, окрашенных в цвета спектра. Небольшая вазочка для «сорванных» цветов.

Руководство. Воспитатель предлагает детям подойти к столу и посмотреть, как много красивых цветов распустилось на «лесной полянке». Рядом лежат лепестки. Один ребенок собирает лепестки в корзиночку и дает ее воспитателю.

«Я буду давать вам лепесток какого-нибудь цветка, растущего па полянке, и называть его окраску, а вы должны будете по лепестку найти и сорвать точно такой же цветок,— говорит воспитатель.— Если окраска лепестка и цветка совпадут, значит, цветок выбран правильно и его можно «срывать». Воспитатель показывает, как это делается. Затем он дает кому-либо из детей красный лепесток, просит назвать его цвет и найти по этому лепестку цветок на «лесной полянке».

В ходе занятия дети знакомятся с названием всех цветов спектра. Когда все цвета будут собраны в букет, их ставят в вазочку и дети еще раз называют тона каждого цветка.

Длительность и повторность. Длительность игры — 10—15 минут. Если дети без труда отыскивают нужный цветок на «полянке», игра в следующий раз усложняется за счет увеличения количества этих цветков (до 28, по четыре на каждый цвет спектра). Как и в первом варианте игры, дети по лепестку-эталону выбирают на «полянке» по одному цветку. Игра проводится в каждом варианте 1 раз.

Лебедушка

Дидактическая задача. Дать детям представление о том, что цвет — признак разнообразных предметов и используется для их обозначения. Закреплять названия цветов спектра. Прослушав народную песенку, дети выполняют аппликацию: наклеивают кружки синего, белого, зеленого цвета на бумагу черного цвета.

Материал. Разноцветные кружки (диаметр 2 см), черный лист бумаги, кисточка, салфетка для клея на каждого ребенка.

Баночка с клеем на каждый стол.

Руководство. Воспитатель раздает детям материал для аппликации. Затем читает народную песенку «Лебедушка»:

Вдоль по реченьке лебедушка плывет,

Выше бережка головушку несет,

Белым крылышком помахивает,

На траву водичку стряхивает.

Воспитатель объясняет, что лебедушка белая, реченька синяя, травка зеленая, показывает детям рисунок, иллюстрирующий прочитанный поэтический текст. «Мы сейчас с вами тоже сделаем интересную картинку,— говорит воспитатель,— будем наклеивать кружки такого цвета, о котором говорится в песенке (показывает образец). Речка, травушка, лебедушка обозначены у нас кружками разного цвета. Подумайте и скажите, какого цвета бывает речка. Правильно, синяя. Поэтому мы сделаем ее из кружков синего цвета. Посмотрите (показывает образец), кружочки наклеены в ряд, получилась дорожка из синих кружочков — это речка, «по реченьке лебедушка плывет». Кто скажет, какого она цвета? Правильно, белая, «белым крылышком помахивает». Белый кружочек положим над дорожкой-речкой. Вот так (показывает). Кто скажет, а какого цвета надо взять кружочки для травки? Правильно, зеленые (показывает, что кружочки зеленого цвета надо положить под кружочками синего цвета)».

После объяснения воспитателя дети самостоятельно выполняют задание. Воспитатель предлагает еще раз посмотреть на образец, правильно разложить все кружки на бумаге и наклеить их.

Длительность и повторность. Продолжительность упражнения — 10—15 минут. Чтобы у детей не закреплялась однозначная связь цвета с тем или иным предметом, при повторном проведении упражнения необходимо, чтобы этот же цвет обозначал другие предметы. Так, если синий цвет обозначает в данном случае речку, то в другом случае — василек. Упражнение повторяется 2 раза.

Живое домино

Дидактическая задача та же, что и в игре «Красивый букет». Дети должны встать в круг таким образом, чтобы совпали одинаковые цвета лент. От детей требуется называние цветов лент.

Материал. Ленты всех цветов спектра (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый).

Руководство. Воспитатель повязывает детям на руки ленты различных цветов в виде браслетов и предлагает всем быстро построить круг так, чтобы у каждого ребенка цвет ленты, повязанной на одной руке, совпадал с цветом ленты товарища, стоящего с той или другой стороны.

Длительность и повторность. Игра повторяется 2—3 раза в зависимости от интереса детей к игре и от степени овладения действием сравнения предметов. Продолжительность игры — не более 15 минут.

Полосатые коврики

Дидактическая задача. Учить детей практически применять знания, полученные ранее, сравнивать по цвету, используя промежуточное средство.

Материал. Листы плотной серой бумаги, на которой красками нарисована левая половина коврика (семь спектральных полос, белая и черная). Правая половина коврика — контурное изображение девяти полос, которое предстоит закрасить красками.

Руководство. Воспитатель показывает детям листы серого картона, на котором нарисованы цветные полосы. Дети называют цвета полос по порядку. Затем воспитатель обращает внимание на контурные ориентиры с одной стороны коврика: «Если вы правильно докрасите эти полоски, то получится разноцветный красивый коврик. Лучшие коврики мы повесим в кукольном уголке». Прежде чем приступить к выполнению задания, дети вместе с воспитателем вспоминают названия цветов гуашевых красок. Воспитатель напоминает, что после пользования каждой краской они должны хорошо промывать кисть, иначе полосы на коврике получатся грязными, а чтобы не ошибиться в подборе краски, надо сначала попробовать краску на бумаге, затем сравнить (приложить) получившийся тон с цветной полоской коврика. Если цвета совпадут, то, значит, краска выбрана правильно и ею можно докрашивать контурную полоску на коврике.

Длительность, и повторность. Продолжительность упражнения — 10—15 минут, проводится 1 раз.

Разноцветные обручи

Дидактическая задача. Учить детей подбирать предметы по слову, обозначающему цвет.

Материал. 21 цветной обруч (по 3 обруча на каждый цвет, спектра, диаметр 40 см) и 3 белых обруча (диаметр 56 см).

Руководство. Игра с разноцветными обручами проводится в зале. Дети образуют большой ровный круг. У каждого в руках цветной обруч. «Давайте представим,— говорит воспитатель,— что наш круг — это большая клумба и на ней растет много разноцветных цветов». На пол воспитатель кладет белый обруч (сердцевину цветка). Прикладывает к нему один за другим цветны обручи и одновременно называет цвета обручей-лепестков. «Расцветает» большой красочный цветок. Дети любуются им. Затем на пол кладут несколько белых обручей и детям предлагают выложить во круг них лепестки. Воспитатель называет тот или иной цвет спектра, и те, у кого обручи окрашены в названные цвета, подходят к белым обручам и прикладывают к ним свои цветные обручи.  Постепенно на полу возникают декоративные цветы. Когда цветы из обручей «расцветут на клумбе», дети рассматривают их с некоторого расстояния.

Длительность и повторность. Игра продолжается 10—15 минут. Заканчивается, когда «клумба украшена цветами». Повторяется 1—2 раза.

Украсим елочку

Дидактическая задача та же, что и в предыдущей игре, но используется по два оттенка каждого цвета спектра и большее количество предметов.

Материал. Планшет (30 X 50 см) с графическим изображением елочки, верхушку которой украшает снежинка. 14 разноцветных шаров (по два оттенка на каждый цвет спектра) и 18 цветных игрушек (по два оттенка на каждый цвет спектра, белый и черный); силуэтные изображения из цветной бумаги.

Руководство. Детям раздаются конверты с силуэтными изображениями елочных игрушек. На мольберт ставится план с изображением елочки. «Дети, совсем недавно на новогоднем празднике в детском саду,— говорит воспитатель,— все вы весело танцевали вокруг нарядной и красивой елки, украшенной разноцветными огнями и игрушками. Деду Морозу, который был на вашем празднике очень понравилось, как вы рассказывали стихи, пели песни. Когда Дед Мороз уходил, он просил передать вам вот эту маленькую елочку. Давайте украсим эту елочку разноцветными шарами и игрушками. Вот сколько игрушек оставил нам Дед Мороз. Посмотрите, у каждого из вас в конвертах имеются другие елочные игрушки определенного цвета. Я буду называть какой-нибудь цвет игрушек, и тот из вас, у кого такой цвет, подойдет к елочке и повесит их на нее.

Сначала мы с вами украсим елочку разноцветными шарами. Первый шар, который мы повесим на елочку, красный. У кого из вас красные шарики?»

Ребенок, у которого в конверте красные шарики, подходит с ними к елочке и, показав шарики всем детям, украшает елочку. Остальные дети в это время наблюдают, соответствуют ли цвета шаров и игрушек, которыми украшается елочка, их названию. За красными шариками на елочку крепятся оранжевые, желтые, зеленые, голубые, синие, фиолетовые. В такой же последовательности вслед за шарами елочка украшается игрушками, окрашенными в основные цвета спектра и их оттенки. Кроме основных цветов спектра, в наборе игрушек имеются белый и черный цвета.

После того как елочка украшена, детям предлагают перечислить, какого цвета игрушки повешены на елку.

Длительность и повторность. Продолжительность игры — 12—15 минут. Повторность игры зависит от умения детей правильно подбирать игрушки по слову.

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА СОПОСТАВЛЕНИЕ ФОРМЫ ПРЕДМЕТОВ С ГЕОМЕТРИЧЕСКИМИ ОБРАЗЦАМИ

Найди предмет такой же формы

Дидактическая задача. Учить детей выделять форму конкретных предметов окружающей обстановки, пользуясь геометрическими образцами. Дети впервые учатся сопоставлять форму предметов с геометрическими фигурами.

Материал. Геометрические фигуры (круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник), предметы круглой формы (мячи, шары, пуговицы), квадратной (строительный материал, платок, карточки лото), треугольной (строительный материал, флажок, морковь), овальной (яйцо, огурец, игрушка кит).

Руководство. Геометрические фигуры лежат на одном столе, предметы — на другом. Воспитатель просит детей подойти к столу (они истают вокруг стола), обращает внимание на различные предметы, лежащие на столе, и объясняет задание. Сначала показывает фигуру и предлагает одному ребенку назвать ее форму, затем найти на другом столе предмет такой же формы, положить его рядом. Если ребенок правильно нашел предмет и положил его около соответствующей фигуры, все дети хлопают в ладоши. На одном занятии каждому ребенку можно подобрать не более трех форм. Если он ошибается, то воспитатель предлагает ребенку обвести пальцем фигуру и предмет. Этот прием помогает ребенку правильно выполнить задание.

Игра заканчивается, когда воспитатель поочередно покажет все фигуры и дети найдут предметы соответствующих форм.

При повторном проведении игры воспитатель меняет предметы и геометрические фигуры.

Что лежит в мешочке?

Дидактическая задача. Закреплять знания детей о форме, упражнять и правильно соотнести несколько предметов с одним и тем же геометрическим образцом.

Материал. Набор геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, овал), мешочек с предметами разной формы: деревянные шарики, яички, бочонки, мячики, желуди, шишки; ягоды, фрукты, овощи (круглой и овальной формы), пуговицы (квадратной и треугольной формы).

Руководство. На краю стола раскладываются геометрические фигуры. Дети сидят полукругом. Мешочек находится у воспитателя. Дети по очереди вынимают предметы из мешочка, называют их, определяют форму. В случае затруднения воспитатель помогает соотнести предмет с геометрической фигурой: «Это — яйцо, оно овальной формы». Кладет яйцо рядом с геометрической фигурой — овалом. Постепенно дети располагают все предметы на столе рядом с определенной фигурой. При повторном проведении игры можно изменить набор предметов в мешочке, увеличить или уменьшить их количество.

Игра заканчивается после того, как все предметы раскладываются на столе против соответствующей формы.

Геометрическое лото

Дидактическая задача. Учить детей сравнивать форму изображенного предмета с геометрическими фигурами и подбирать предметы по геометрическому образцу. Игра отличается от предыдущей тем, что на этот раз дети действуют не с реальными предметами, а с их изображениями.

Материал. 5 карточек с изображением геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал), 5 карточек с изображением предметов разной формы: круглой (мяч, яблоко, футбольный мяч, шарик, воздушный шар), квадратной (коврик, платок, оконная рама, кубик, флаг), овальной (дыня, слива, лист, жук, яйцо), прямоугольной (портфель, конверт, книга, домино, картина).

Руководство. Воспитатель рассматривает вместе с детьми материал. Дети называют фигуры и предметы. Затем по указанию воспитателя подбирают к своим геометрическим образцам карточки с изображением предметов нужной формы. Воспитатель помогает детям правильно назвать форму предметов (круглая, овальная, квадратная, прямоугольная и треугольная). В игре принимают участие пять детей. Выигрывает тот, кто быстрее подберет пес карточки к геометрическому образцу. Затем дети меняются образцами друг с другом

Найди то, что я покажу

Дидактическая задача. Учить детей находить предмет определенной формы с использованием геометрических фигур-образцов. Игра требует двойного сопоставления: вначале форма предмета сопоставляется с геометрической фигурой, затем эта фигура — с формой другого предмета. То, что геометрическая фигура выступает здесь как посредствующее звено между двумя предметами, подчеркивает для детей ее значение в качестве образца, эталона, позволяющего определить форму предмета.

Материал. Набор плоскостных геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал) и два набора предметов различных форм.

Руководство. Воспитатель показывает детям геометрические фигуры-образцы, предлагает показать движением руки очертания этих фигур и назвать их. Затем дети рассматривают предметы различной формы: коробку, шарик, кольцо — круглой формы; флажок, кубик, пирамидку — треугольной формы; книгу, зеркало, поднос — прямоугольной формы и т. п. После этого воспитатель ведет детей в другую комнату и рассматривает находящиеся в ней предметы, объясняет, что среди них есть предметы таких же форм, какие они сейчас видели. Затем объясняет детям, как они будут играть: «Надо правильно подобрать к предмету геометрическую фигуру соответствующей формы, например, к коробке круглой формы нужно подобрать круг, с этой фигурой в другой комнате найти такой же предмет круглой формы, т. е. такую же коробку». При повторном проведении игры воспитатель усложняет задание: ребенок в другой комнате находит, используя фигуру в качестве образца, предмет такой же формы. Например, к кругу подбирает кольцо круглой формы и отмечает: «Коробка и кольцо — предметы круглой формы». Дети поочередно выполняют задание.

Игра заканчивается, когда все найдут нужные предметы, пользуясь геометрическими фигурами-образцами. При повторном проведении игры можно изменить набор предметов. Игра повторяется 3—4 раза.

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА АНАЛИЗ СЛОЖНОЙ ФОРМЫ

Выкладывание орнамента (упражнение)

Дидактическая задача. Выработать у детей умение воспринимать взаимное расположение фигур в пространстве Упражнение подготавливает к последующему расчленению сложных форм. Дети составляют орнамент из отдельных геометрических фигур, используя прием наложения каждой фигуры на ее контурное изображение. Упражнение предполагает постепенное усложнение задания — внимание детей постепенно переводится от каждой отдельной фигуры к особенностям расположения фигур в орнаменте.

Материал. 8 карточек из плотной бумаги, на которых выполнен орнамент из цветных геометрических фигур. Наборы карточек на каждого ребенка, содержащих такой же орнамент из геометрических фигур, обозначенных контурной линией. Наборы вырезанных из цветной бумаги геометрических фигур, совпадающих по величине с фигурами, составляющими орнамент. Наборы тех же фигур большего и меньшего размера; (контурные карточки с изображением геометрических фигур в большем и меньшем размерах выполняются на все цветные карточки-образцы).

Вариант 1

Руководство. Воспитатель показывает детям 2—3 карточки, на которых выполнен орнамент из одинаковых цветных геометрических фигур, предлагает кому-либо из детей обвести контур каждой фигуры, назвать ее, описать словами положение фигуры на карточке, затем объясняет задание. Вначале дети составляют орнамент из одинаковых фигур, затем — из разных фигур. Задание считается выполненным, если цветные фигуры полностью закрывают контурные линии орнамента.

Вариант 2

Ребенок действует с такими же геометрическими фигурами, но меньшими по размеру, чем контурные изображения в орнаменте. Задание считается выполненным, если фигура накладывается в центр соответствующего контурного изображения, при этом края фигуры должны быть параллельны краям контурного изображения.

Вариант 3

Геометрические фигуры больше по размеру, чем контурное изображение орнамента. Задание считается выполненным, если ребенок располагает фигуры на соответствующих местах и в нужном пространственном положении. Продолжительность заполнения орнамента на одной карточке —5—7 минут. Каждый вариант игры повторяется до полного овладения действием. К последующему варианту следует переходить только после усвоения предыдущего.

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА УСВОЕНИЕ СООТНОШЕНИЯ ПРЕДМЕТОВ ПО ВЕЛИЧИНЕ И ПО ОТДЕЛЬНЫМ ЕЕ ИЗМЕРЕНИЯМ

Упражнение с кругами

Дидактическая задача. Дать детям представление об отношениях трех предметов по величине; научить обозначать им отношения словами («больше»,«меньше»,«самый большой»)

Поскольку дети к этому времени уже должны устанавливать соотношение двух предметов (больше — меньше), основное внимание уделяется введению третьего предмета (самый большой, самый маленький).

Материал. Наборы из трех кругов постепенно увеличивающегося размера (по количеству детей).

Руководство. Воспитатель раздает детям наборы кругов, предлагает внимательно рассмотреть их, разложить на столе, обвести круги по контуру. После этого воспитатель вызывает одного ребенка и просит определить величину одного из кругов, учитывая его соотношение с другими. Ребенок называет величины всех кругов. Дети оценивают выполнение задания и сами находят самый большой или самый маленький из трех кругов. В случае затруднения воспитатель советует использовать прием примеривания к образцу.

Упражнение повторяется 1—2 раза.

Что там!

Дидактическая задача. Закрепить умение устанавливать соотношение трех предметов по величине, учить детей использовать это умение при выполнении действия с предметами (составление матрешки).

Материал. Деревянная трехместная матрешка (по количеству детей).

Руководство. Воспитатель предлагает детям загадку: «Ростом разные подружки, но похожи друг на дружку. Все они сидят друг в дружке, а всего одна игрушка». Затем разбирает матрешку, обращает внимание на верхнюю и нижнюю части, составляющие игрушку, на их соотношения, на порядок следования матрешек друг за другом от самой большой к самой маленькой. Сначала воспитатель сам собирает игрушку, затем его действия повторяют дети. Вкладывая одну матрешку в другую, они определяют, какая из них меньше, а какая — больше. Задание считается выполненным, если ребенок умеет правильно подобрать и соотнести части матрешек по величине, по рисунку и назвать их (большая, меньшая, самая маленькая).

Игра повторяется 1—2 раза.

Башня из кубов

Дидактическая задача. Учить детей сравнивать несколько объектов по величине (меньше, еще меньше) и располагать их по убывающей величине. Дети впервые располагают в определенной последовательности пять объектов, но в условиях, когда правильность их действий контролируется самим материалом. Это дает возможность получить нужный результат, не осознавая отношений между всеми пятью элементами. Дети должны определять словом отношения трех соседних элементов («большой», «поменьше», «самый маленький»)

Материал. Набор из пяти кубов разных размеров (большой куб — 10 см, маленький —2 см.)

Руководство. Дети рассматривают кубы, накладывают меньший куб на больший. В случае затруднения воспитатель сам строит башню и приговаривает: «На большой кубик поставлю маленький, потом еще меньше...» Обращает внимание на то, что, если башенка собрана правильно, она устойчива. Дети быстро обнаруживают свои ошибки: накладывая больший куб на меньший, они получают неустойчивую башню.

Повторность игры зависит от интереса детей к материалу и действия с ним.

Соберем башенку

Дидактическая задача. Учить детей собирать башенку, ориентируясь на образец и располагая кольца по убывающей величине. Задание отличается от предыдущего тем, что материал прямо не контролирует правильности его выполнения: неверно сложенная башенка не рассыпается. Выполнение действия регулируется образцом.

Материал. Башенка-образец и башенка из пяти колец на каждого ребенка.

Руководство. Воспитатель раздает детям материал и говорит: «Давайте вместе рассмотрим башенку. На стержне много колец, снимем их. Вот самое маленькое колечко, это побольше, это еще больше, еще больше и самое большое кольцо». Затем воспитатель собирает башенку: «Сначала на стержень надо надеть самое большое кольцо, затем поменьше...» После этого дети сами разбирают и собирают свои башенки. Дети постепенно находят следующее по величине кольцо. Воспитатель следит за действиями детей, напоминает, что надо выбирать все время самое большое кольцо из оставшихся и нанизывать на стержень. В случае затруднения или ошибок детям разрешается прикладывать выбранное кольцо к образцу, чтобы сопоставить его по величине.

Игра заканчивается, когда дети соберут башенку из пяти колец. Игра повторяется до тех пор, пока дети не научатся составлять башенку.

Цветные круги

Дидактическая задача. Учить детей устанавливать отношения между пятью объектами по величине, располагать их в порядке убывания и нарастания величины. В этой игре дети впервые знакомятся с отношениями элементов в ряду. Вначале при накладывании кругов они ориентируются на цвет. Но затем, когда Дети снимают круги и располагают в ряд, их внимание фиксируется на основном свойстве ряда - его односторонней направленности

(круги становятся все меньше или все больше). Следует добиваться, чтобы дети научились правильно без проб и ошибок размещать круги.

Материал. Наборы для детей и воспитателя, состоящие из четырех серий кругов. Каждая серия включает 5 кругов постепенно убывающих размеров, ободки кругов каждой серии окрашены в один из основных цветов, при правильном накладывании кругов получается сплошной фон. Диаметр большого круга — 10 см, маленького — 2 см.

Руководство. В игре принимают участие четверо детей. Воспитатель раздает каждому ребенку по набору кругов и обращает внимание на то, что материал контролирует каждую ошибку: «Самый маленький круг красного цвета. Если мы положим его на больший, то получится один круг красного цвета. Посмотрите, дети, мы закрыли розовый цвет. Ободки круга совпали по цвету. А если мы неправильно подберем круг, не той величины, то не будет общего красного круга». После этого детям предлагается наложить круги, чтобы получился сплошной фон (меньший круг следует наложить на больший). Дети проверяют друг у друга правильность выполнения задания. После этого дети снимают круги по порядку, раскладывая их на столе, и рассматривают получившийся ряд, называют величину кругов, отмечают направление ряда (от большего к меньшему или от меньшего к большему).

Игра заканчивается, когда все четыре серии кругов дети разложат на столе по указанию воспитателя. Игра повторяется 1—2 раза.

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ГЛАЗОМЕРА

Игра с двумя наборами

Дидактическая задача. Учить детей сравнивать предметы по величине путем накладывания одного на другой, находить два предмета одинаковой величины.

Материал. Две башенки из пяти колец. Одна башенка у воспитателя, другая — у ребенка.

Руководство. «Давай вместе поиграем»,— обращается воспитатель к ребенку и начинает снимать кольца с башенки, предлагая ребенку сделать то же. «А теперь найди такое же кольцо»,— говорит воспитатель и показывает одно из колец. Когда ребенок выполнит это задание, воспитатель предлагает сравнить кольца путем накладывания, а затем продолжить игру с кем-либо из детей.

Повторяется игра 1—2 раза.

Найди такое же колечко

Дидактическая задача. Учить детей находить два предмета одинаковой величины путем накладывания и на глаз. Усложнение по сравнению с предыдущей игрой состоит в том, что наборы колец, находятся в разных местах и их нужно разыскивать. Это побуждает детей переходить от выбора путем накладывания колец друг на друга к выбору на глаз.

Материал. Башенки из трех и пяти колец.

Руководство. Воспитатель снимает кольца с одной башенки и раскладывает их в разные места групповой комнаты (на подоконнике, столах и т.д.), затем раздает детям по одному кольцу от такой же башенки и говорит: «Найди такое же большое кольцо. Найди такое же маленькое». Воспитатель наблюдает, как дети справляются с заданием, помогает путем прикладывания колец друг к другу установить их идентичность.

Повторяется игра 1—2 раза.

Сделаем столбики

Дидактическая задача. Закрепить умение выбирать на глаз предметы одинаковой величины.

Материал. Стержень с одним кольцом от пирамидки для каждого ребенка. Кольца пирамид различной величины в корзине.

Руководство. В игре принимают участие 6—8 детей. Воспитатель предлагает каждому ребенку надеть на стержни кольца определенного размера (на одном стержне одни и те же кольца). Подбирая кольца, дети сравнивают их по величине, помогают друг другу, меняются кольцами. У детей получается ровный цветной столбик колец одинаковой величины — фигура, непохожая на башенку. В процессе выполнения задания воспитатель следит, чтобы дети точно соотносили величину каждого кольца: «Кольца должны быть одинаковыми».

Игра повторяется до тех пор, пока дети не научатся отбирать кольца одного размера и надевать их на стержень.

Построим дом

Дидактическая задача. Развивать глазомер при выборе по образцу предметов определенной величины.

Материал. Два набора домов (сделаны из картона): один используется в качестве образца, другой набор имеет четыре основы дома разной величины и части дома к этой основе (рамы, крыша, дверь). Части вставляются в соответствующие отверстия основы дома.

Руководство. В игре принимают участие все дети. «Плотники построили четыре дома разной величины,— говорит воспитатель.— Давайте посмотрим, чем отличаются части одного дома от другого. К какому дому какая часть подходит?» Дети вместе с воспитателем устанавливают пространственные соотношения частей. Воспитатель может предложить использовать прием обведения контура частей (крыши, двери, рам). После обследования образца воспитатель дает задание построить дом по образцу. Дети вставляют найденные части в соответствующие отверстия основы дома, в случае ошибок (часть не совпадает с вырезом) меняют эти части, отыскивают нужную. В конце игры дети сами выбирают лучшего «плотника».

Игра повторяется 2—3 раза.

Сбор фруктов

Дидактическая задача та же, что и в предыдущей игре. Усложнение в том, что различие между предметами по величине становится еще меньшим.

Материал. Яблоки-образцы разной величины (трех размеров — большие, поменьше, маленькие), три корзины — большая,

поменьше, маленькая, дерево со вставными яблоками трех размеров (вырезаны из плотного картона). Диаметр каждого следующего яблока меньше предыдущего на 0,5 см.

Руководство. Воспитатель показывает детям дерево с яблоками, вырезанными из картона, корзины, обращает внимание детей на разную величину яблок, затем вручает яблоко-образец одному ребенку и предлагает найти на дереве такое же яблоко. Ребенок находит нужные яблоки на глаз, проверяя путем примеривания к образцу. Дети поочередно сортируют яблоки по величине и раскладывают их соответственно в корзины.

Игра заканчивается, когда дети рассортируют все яблоки. Повторяется 2—3 раза.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАСТЕНИЯМИ (картотека основана на книге: Дрязгуновой В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М.: Просвещения, 1981. – 8о с. )

С раннего детства ребенок видит вокруг себя раз­личные овощи и фрукты. Постепенно он запоминает их названия, начинает находить знакомые среди них. Однако малыши почти не имеют представления об о...

Методический материал для воспитателей старшей группы. Перспективное планирование сюжетно - ролевых игр. Картотека подвижных игр, приложение. Картотека сюжетно - ролевых игр.

Картотека подвижных игр. Картотека наблюдений на прогулке (на год) старшая  группа. картотека сюжетно - ролевых игр с приложением. Перспективное планирование сюжетно - ролевых и театрализованных ...

Картотека (младший возраст) по теме: Картотека театрализованных игр

Картотека включает в себя театрализованные игры, творческие упражнения, миниатюры, сценки, импровизации. Цель: развитие творческой активности Задачи: развитие творческого воображения, выразительности,...

Картотека игр по развитию речи для дошкольников и картотека с/р игр

Картотека игр по развитию речи для дошкольников и здесь же картотека с/р игр....

Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики во второй младшей группе.

Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики  после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики...

Картотека дидактических и подвижных игр по формированию основ пожарной безопасности; картотека загадок и стихов о противопожарной опасности в быту, социуме, природе.

Картотека дидактических и подвижных игр по формированию основ пожарной безопасности; картотека загадок и стихов о противопожарной опасности в быту, социуме, природе....

Картотека для детей средней и младшей группы. Картотека сюжетно-ролевых игр

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 81 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детейВыборгского рай...