Картотека (младший возраст) по теме: Картотека театрализованных игр
учебно-методическое пособие по музыке (младшая группа) по теме
Картотека включает в себя театрализованные игры, творческие упражнения, миниатюры, сценки, импровизации. Цель: развитие творческой активности Задачи: развитие творческого воображения, выразительности, пластичности, освоение образных движений. Развитие фантазии, наблюдательности, памяти.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word.docx | 35.01 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Картотека (младший возраст) по теме:
Картотека театрализованных игр
Картотека включает в себя театрализованные игры, творческие упражнения, миниатюры, сценки, импровизации.
Цель: развитие творческой активности
Задачи: развитие творческого воображения, выразительности, пластичности, освоение образных движений. Развитие фантазии, наблюдательности, памяти.
В гости к Дашеньке
Воспитатель: Ребята, вы любите ходить в гости? А бывает так, что ваши друзья живут далеко и надо добираться к ним на транспорте? Сегодня я приглашаю вас в гости к Дашеньке. На чём мы поедем? (Дети предлагают: на самолёте, на лошадке, на поезде…) Дашенька живёт далеко, и нам придётся ехать на разных видах транспорта.
Сначала мы с вами отправимся на самолёте.
Речевое упражнение « Самолёт »
- Как гудит самолёт? ( У-у-у. Дети, подражая педагогу, расставляют руки в стороны, вытягивают губы трубочкой, протяжно произносят звук «у-у-у», повышая и понижая голос, и «летят» друг за другом.)
Теперь нам нужно пересесть в поезд.
Речевое упражнение « Поезд »
- Как стучат колёса? (Чух-чух-чух. Вслед за педагогом дети сгибают руки в локтях,сжимают кулачки и, произнося «чух-чух», двигаются друг за другом.) На станции нас встречает лошадка.
Речевое упражнение «Лошадка»
- Как цокают копыта у лошадки? (Дети, подражая педагогу, щёлкают языком и скачут, высоко поднимая ноги.)
- Наконец мы приехали! Посмотрите, кто нас встречает! ( Воспитатель
берёт в руки большую куклу – это Дашенька.)
-Поздороваемся с Дашей! (Дети каждый по-своему здороваются с куклой.)
Хоровод с показом движений
Ай, люли, ай, люли! В гости к Дашеньке пришли:
Петушок в сапожках, курица в серёжках,
Селезень в кафтане, утка в сарафане,
Котик в новой свитке, кошечка в накидке,
С перстеньком на лапке, а собака – в шапке!
( Характерные движения: петух и курочка – важно вышагивают, селезень и утка – переваливаются с лапки на лапку, мягко ступает кошечка, собака прыгает от радости.)
В зимнем лесу
Дети слушают вальс.
- Ребята, зима принесла нам холод, снег, ветер. Как дует ветер зимой?
(Дети делают глубокий вдох носом и, надув щёки, с силой выдыхают воздух на четыре счёта)
- Ветер принёс снежинки. Они полетели, закружились!
(Воспитатель предлагает детям «превратиться» в снежинки и полетать под музыку)
- Ветер утихает, снежинки медленно опускаются на землю.
(Дети в произвольных позах садятся или ложатся на ковёр)
- Снег укрыл тёплым одеялом дороги, поля, лес. А кто же в лесу зимой не спит?
Загадка
Маленький, беленький: по лесочку прыг, прыг.
По снежочку тык, тык.
Игра на имитацию движений с приговариванием
- Представьте себе, что вы – маленькие заиньки.
Зайка маленький сидит и ушами шевелит: вот так, вот так! И ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть, надо лапочки погреть: хлоп-хлоп, хлоп-хлоп!
Надо лапочки погреть.
Зайке холодно стоять, надо зайке поскакать: скок-скок, скок-скок!
Надо зайке поскакать.
Дети имитируют движения и проговаривают стих.
Игра « Кого боится зайка? »
- Кого боится зайка? (Волка, лисы…)
- И вдруг из-за ёлки показалась лиса! (игрушка или би-ба-бо)
-Увидел заяц лису, испугался. Помчался заяц от лисы!
Хвост дрожит, дрожат усы. Нет спасения в лесу, прыгнул к ёжику в нору.
(Дети-зайчишки дрожат от страха, убегают от лисы, прыгают в «норку» к ёжику)
- Что же делает зимой ёж? (спит)
- Как в норке спит ёж? (свернувшись клубком)
Воспитатель предлагает поудобнее «улечься», звучит колыбельная.
Весёлый огород
Дети называют знакомые овощи, показывают муляжи.
-Представьте себе, что мы с вами в огороде на грядке ( дети «рассаживаются на грядке» ).
Воспитатель ходит и приговаривает:
Вот пришла я в огород! Репка, свёколка растёт.
И картошка, и капуста, и морковочка, и лук.
Детям я сварю сегодня овощной полезный суп!
-Ой, что это на грядке выросло? (дети называют овощи)
-Морковки, полезайте в корзинку! Идите ко мне! (встают кучкой)
И вдруг….Ах, овощи рассыпались! (дети разбегаются)
Воспитатель их вновь созывает, дети собираются, крепко держась за руки.
-Все овощи собраны, лежат в корзинке. Корзину я ставлю в машину и весь урожай едет домой.
♪ Едем, едем мы домой на машине грузовой.
Нам ворота отворяй, едет с поля урожай!
-Вот мы и дома. Пора варить овощной суп.
♪ Имитация: дети моют овощи, чистят, режут, кладут в кастрюлю, солят, мешают, пробуют, кормят кукол.
Две зелёные лягушки
На болоте две подружки, две зелёные лягушки.
Под лопух на кочку сели, свою песенку запели!
- Какую песенку запели лягушки? (Дети протяжно квакаают)
- Как запоют весёлые лягушки? (Дети весело и громко квакают)
На болоте две подружки, две печальные лягушки,
Под лопух на кочку сели, тихо песенку запели.
- Как будут петь печальные лягушки? (Дети тихо, жалобно квакают)
Над ширмой появляется кукла – лягушка:
- Здравсвуйте, ребята, ква-ква-ква, вы ребята – лягушата? (Да)
- Что же вы сидите, прошёл тёплый дождь, пора на прогулку! Растопыривайте ваши лапки, прыгайте на полянку.
Под весёлую музыку дети прыгают, как лягушата.
- Лягушата, вы проголодались? А посмотрите, вокруг вас столько комаров! Ловите их! (Дети открывают рты и двигают язычками)
- Наелись? Теперь можно поиграть!
Подвижная игра «С кочки на кочку»
На полу раскладываются обручи, под музыку дети скачут с кочки на кочку (прыгнуть в обруч), а со словами воспитателя: «Цапля идёт!» - дети прячутся-приседают.
Мини – сценка «Полянка»
Стихи к разыгрыванию сценки необходимо накануне раздать на дом.
Лисичка: Над полянкой, над лесной дует ветер озорной.
Этот ветер очень мил: он мне шёрстку распушил!
Бабочка: Светит солнышко с небес, разговаривает лес,
И приятная жара начинается с утра!
Зайчик: Весёлая полянка, душистые цветы!
Зелёная полянка, понравилась мне ты!
Лягушка: День хорош? Какая чушь! Отвратительная сушь!
Очень скверная погода: нет ни сырости, ни луж! Ква!
Кукла-лягушка прощается с детьми: Мне пора скакать в болото,
Много у меня заботы. Ждут меня мои ребята, озорные лягушата.
До свидания! Ква-ква-ква! До свидания!
Зайка весёлый и грустный
Воспитатель вносит зайку и грустным голосом читает стихи А. Барто «Зайку бросила хозяйка».
- Посмотрите, ребята, какой Зайка мокрый, грустный, одинокий. Давайте мы его пожалеем. (Дети вытирают Зайку, гладят, жалеют. Воспитатель помогает подобрать ласковые, утешительные слова: не плачь, Заинька, мы тебя любим, приласкаем, какой ты хороший….)
- Посмотрите, Зайка заулыбался, стал весёлым. (Воспитатель демонстрирует пиктограммы: весёлую и грустную, просит показать, каким был Зайка, каким он стал. Дети выбирают нужные пиктограммы.)
Мы умеем улыбаться, можем мы и погрустить.
Очень любим мы смеяться, ну а главное – дружить!
(Дети выполняют мимические упражнения: улыбаются, «грустят», смеются, на последней строчке дают друг другу руки.
Игра на пальцах
- Посмотрите, как крепко умеют дружить наши дети. А как умеют дружить наши пальчики? Покажите их.
Дружат в нашей группе (пальцы обеих рук соединяются в замок)
Девочки и мальчики.
С вами мы подружимся, (ритмичное касание пальцев обеих рук)
Маленькие пальчики.
Раз-два-три-четыре-пять, (поочерёдное касание пальцев обеих рук,
Начинай считать опять. начиная с мизинца)
Раз-два-три-четыре-пять (руки вниз, встряхнуть кистями)
Мы закончили считать!
Игра с движениями «Весёлые зайчата»
Мы - весёлые зайчата, любим прыгать и скакать.
Ну – ка, рыжая лисица, ты попробуй нас догнать!
Роль лисицы предлагается любому ребёнку, остальные дети – зайчата.
Пока дети проговаривают слова, лисичка сидит в «норке», а затем ловит убегающих зайчат.
Кисонька – мурлысонька
Воспитатель напевает: Детушки - касатушки!
Вы садитесь, не стесняйтесь,
Поудобнее располагайтесь!
Всем ли видно, всем ли слышно?
Приготовьте ушки, глазки,
Расскажу сейчас вам сказку!
С куклой кошкой или с ребёнком.
- Кисонька – мурлысонька, ты где была?
- На мельнице.
- Кисонька – мурлысонька, что там делала?
- Муку молола.
- Кисонька – мурлысонька, что из муки пекла?
- Прянички.
- Кисонька – мурлысонька, с кем прянички ела?
- Одна.
- Не ешь одна, не ешь одна!
Кто в гости пришёл?
Воспитатель держит в руках куклу Дашеньку.
- Вспомните, у кого мы с вами были недавно в гостях? А сегодня Дашенька у нас в гостях, давайте с ней поздороваемся и пригласим её в наш дружный хоровод.
Дети берутся за руки и вместе с куклой встают в круг, повторяя за воспитателем слова:
Хоровод
Хоровод водили, озорными были.
Вот и встали мы в кружок, а кто рядом здесь, дружок?
Педагог обращается к какому-либо ребёнку:
- Кто с тобой рядом стоит? (ребёнок называет рядом стоящего по имени в уменьшительно – ласкательной форме, например, Танечка)
Хоровод продолжается до тех пор, пока все имена не будут названы.
Театрализованная игра «Кто в гости пришёл?»
Воспитатель предлагает детям представить, что они не дети, а разные звери, птицы. По желанию можно выбрать шапочку – маску. Под музыкальное сопровождение ребёнок подходит к домику Даши и голосом своего героя просится в гости к Дашеньке. Она его «впускает».
И вот все животные в домике. Педагог напоминает детям русскую народную пословицу: «В тесноте, да не в обиде!»
Лошадка
Показать игрушку – лошадку: Гоп-гоп, гоп-гоп, ты скачи в галоп!
Ты лети, лошадка, скоро,
Через реки, через горы.
Всё в галоп, в галоп.
Гоп – гоп, гоп – гоп!
- Как скачет большая лошадка? (гоп – гоп, гоп – гоп)
- Поскачем, как большие лошадки! (высоко поднимать ноги, подпрыгивая, делают большие шаги)
- А теперь вы маленькие жеребята. ( гоп-гоп-гоп, гоп-гоп-гоп)
- Как скачут жеребята? ( маленькие шажки – подскоки)
Инсценировка «Лошадка» А. Барто.
Погладить, покормить, но сначала нарвать травы; покататься.
Паучок
Проговаривание чистоговорки: Са – са – са, вот летит оса.
- С разной силой голоса: тихо – громче – громко.
- Меняя интонацию: удивлённо, вопросительно, испуганно.
Разыгрывание мини – сценки «Пчёлки и медведь»
Пчёлка- мама: Пчёлки-детки, полетели собирать мёд с цветов.
Ой, медведь идёт! Мёд у пчёлок унесёт! Пчёлки, домой!
Пчёлки: Этот улей – домик наш! Уходи, медведь, от нас! Ж-ж-ж-ж!
Роль мамы-пчёлки воспитатель берёт на себя. Роль медведя предложить любому ребёнку.
Танец – игра «Паучок»
- В хоровод, в хоровод собирайся народ!
Воспитатель собирает детей в круг. Водящий садится в центре круга. Дети идут по кругу, приговаривая:
Паучок, паучок, тоненькие ножки, красные сапожки!
Мы тебя кормили, мы тебя поили,
На ноги поставили – танцевать заставили!
На этих словах дети подходят к водящему, ставят его на ноги, расходятся с прихлопыванием.
-Танцуй сколько хочешь, выбирай кого захочешь!
Водящий выбирает себе пару и выполняет танцевальные движения под музыку.
Прогулка к реке
- Ребята, мы отправляемся на прогулку к реке!
Маленькие ножки шагают по дорожке (дети идут мелкими шажками)
Большие ноги идут по дороге (широко шагают, высоко поднимая ноги)
- Шли мы с вами по широкой дороге, а теперь пойдём по узенькой тропинке (дети идут гуськом), осторожно, не ступите в лужу! На пути у нас канавка, осторожно, не упадите, перепрыгивайте по одному! Мы дошли до речки и нужно перебраться по мостику на другой берег (воспитатель кладёт на пол дощечку)
- Подойдём к речке, опустим руки в воду…Какая вода? (ответы детей)
-Умоемся… (дети набирают воображаемую воду в ладошки и проводят по лицу), стряхнём воду с рук.
Кто плещет в речке чистой спинкой серебристой? (рыбка)
- Представьте, что ваши ладошки – это маленькие рыбки. Пусть они поплавают. (включается музыкальный фон, дети двигаются по залу и делают волнообразные движения кистями рук)
- Ой, сколько рыбёшек в речке! И плотвичка, и карасики, и пескарики… И вдруг из камышей выплывает большая голодная щука! Рыбёшки, прячьтесь скорей за камушки!
Дети прячутся за стульчики, ребёнок в маске-шапочке «щуки» пытается поймать рыбок.
Прогулка по лесу
Дети, держась за руки, идут и приговаривают:
Пошли, пошли, поехали за спелыми орехами,
За ягодами, грибами, что родятся под дубами,
Что растут под клёнами, под липами зелёными.
-Мы с вами пришли в лес. Послушайте, как тихо в лесу.
Су-су-су, тихо осенью в лесу! ( дети повторяют )
-Послушайте, как шумит ветер в лесу?
Фу-фу-фу-фу! (дыхательные упражнения)
-Летят по ветру листья ш-ш-ш-ш….и падают на землю.
Шур-шур-шур! Что шуршит у нас под ногами? (листья)
-А под листьями спрятались грибочки и ягоды – брусника, клюква. Давайте поищем их. (Имитация: дети ходят, наклоняются и собирают в корзинки)
-Что у тебя? (гриб – картинка)
-Какой он? (маленький, красивый)
-А у тебя что за ягоды? (земляника – карточка)
-Как много грибов и ягод мы собрали, мне одной две корзины не донести. Помогите, пожалуйста! (имитация)
-А кто ещё любит грибы, ягоды и собирает их на зиму? (белки)
-Белочки скачут по лесу и собирают грибочки, ягоды, орехи. (дети изображают белок)
Вот какие белки трудолюбивые, много запасов сделали на зиму! Сделал дело, гуляй смело!
Ходит осень по дорожке
Воспитатель: Ходит осень по дорожке, промочила в лужах ножки,
Льют дожди, и нет просвета, затерялось где – то лето.
Осень золото роняет, холод пташек угоняет.
«До свиданья, лес и луг! Мы летим на тёплый луг».
Осень – холодное время года, некоторые птицы улетают на юг. А что же делают обитатели леса? ( роют норки, ищут укрытие от дождя и холода, устраивают берлоги).
Сказка «Теремок»
С использованием фланелеграфа, би-ба-бо или с участием самих детей.
Я расскажу вам сказку про теремок, который нашли звери в лесу.
- Как начинается сказка?
- Кто же первый пришёл к теремку? (как? Просит голосом мышки)
- Кто следом за мышкой? (лягушка просится - ква-ква)
- Что ответила мышка? (диалог)
- А за лягушкой кто пришёл? И т. д. по сюжету сказки.
Хомячок
Воспитатель собирает детей в хоровод.
К нам гости пришли! Дорогие пришли!
Мы не зря кисель варили, пироги пекли!
- Подходите, гости дорогие, угощайтесь! (Воспитатель раздаёт воображаемые пироги. Дети имитируют жевание)
- У кого пирог с малиной? А у кого с черникой? А с клюквой кому достался? Подкрепились? Вкусно? Посмотрите, ребята, к нам пришёл в гости Хомка-хомячок. (на фланелеграфе изображение хомяка)
- Хомячку на ухо села муха! Проговорим медленно и чётко, меняя силу голоса (тихо-громче-громко), меняя интонацию (вопросительно, удивлённо, испуганно)
- А теперь мы с Хомкой поиграем!
Хомка, хомка, хомячок, полосатенький бочок! (Дети поглаживают бока)
Хомка раненько встаёт, щёчки моет, шейку трёт. (Дети потягиваются)
Подметает Хомка хатку и выходит на зарядку. (Имитация)
Раз, два, три, четыре, пять, Хомка хочет сильным стать!
- Наш Хомка по весне сеет горох у себя на огороде.
Игра с использованием мимики и жестов.
Представьте себе, что вы маленькие горошинки, вы лежите в земле. Пригрело солнышко, прошёл дождь, горошины стали набухать, и вдруг показался росток. Росток пробился сквозь землю и. раскачиваясь, потянулся к солнышку. Появился один листочек, второй, и вот появился цветочек. Он качал своей головкой и улыбался солнышку.
В игре обязательно используется музыкальный фон.
Что умеют ваши ручки?
-Покажите ваши ручки. Вот они какие! Что умеют ваши ручки?
Дети двигают руками, пальцами рук делают непроизвольные движения.
Игра на пальцах.
В гости к пальчику большому приходили прямо к дому
Указательный и средний, безымянный и последний.
Сам мизинчик-малышок постучался на порог!
Вместе пальчики – друзья, друг без друга им нельзя!
Воспитатель, произнося текст, поочерёдно соединяет с большим пальцем указательный, средний, безымянный и мизинец.
-А ещё наши ручки умеют превращаться! Посмотрите, наши ручки могут превратиться в травку! Воспитатель ставит маленькую ширму, величиной с книгу, над ширмой показываются растопыренные пальцы рук.
-Наши руки могут превратиться в кустики! Над ширмой показываются кисти рук.
-А теперь наши руки стали деревцами. Руки вытягиваются до локтей
-Посмотрите, у нас вырос целый лес! А что такое лес?
-Но вот подул ветер и закачались деревца. Руки наклоняются в разные стороны.
-Ребята, сложите ваши ладошки. Они похожи на зёрнышки. Что может вырасти из зёрнышек? (дерево, кустик, цветок)
-Представьте себе, что ваше зёрнышко – это будущий цветок.
Дети прячутся за ширмой.
-Упало зёрнышко в землю, пригрело солнышко, прошёл дождь, и из зёрнышка появился росток. (Дети медленно поднимают над ширмой сложенные ладошки)
Росток рос, рос, и вскоре появился цветок (дети вытягивают руки до локтей, а затем раскрывают ладошки)
-Посмотрите, сколько цветов распустилось у нас в саду! А как они пахнут! (Дыхательное упражнение: глубокий вдох и медленный спокойный выдох)
-Ребята, а вы смогли бы превратиться в деревья?
Ветер тихо клён качает, вправо, влево наклоняет.
Раз наклон и два наклон. Зашумел листвою клён.
Дети поднимают руки вверх, изображая деревце, и проговаривают слова.
-Ах, какое красивое деревце! Детям в индивидуальном порядке предлагается сказать эту фразу с восхищённой интонацией.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СТАТЬЯ Статья по театрализованной деятельности (младший дошкольный возраст) по теме: "Значение театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста"
ldquo;Театр – это волшебный мир.Он дает уроки красоты, моралии нравственности.А чем они богаче, тем успешнееидет развитие духовного мирадетей…”(Б. М. Теплов)Театр, как известно, лю...
Картотека по физкультуре (младшая группа) по теме: картотека "Подвижных игр. 1 младшая группа" Выполнила Власова Ю.Ю.
Картотека по физкультуре (младшая группа) по теме: картотека "Подвижных игр. 1 младшая группа" Выполнила Власова Ю.Ю.РАЗВИТИЕ БЕГА, ПРЫЖКОВМедведь и дети (1 год 6 месяцев — ...
Мастер-класс для родителей и детей второй младшей группы на тему: «Роль театрализованной деятельности в развития детей младшего дошкольного возраста»
Цель: Донести до родителей значение и важность театрализованной деятельности для детей....
Сообщение на педсовет в группе раннего возраста на тему: «Влияние театрализованной деятельности на детей раннего возраста». Январь 2019 год
«Театр — это волшебный край, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир!» ...
Родительское собрание в младшей группе на тему"Значение театрализованной деятельности в жизни ребенка"
В год театра в нашей группе была проведена работа по знакомству детей с театром,развитию их театральных способностей.Чтобы активизировать родителей и показать им важность этого компонента в обще...
Картотека пальчиковых игр для детей младшего возраста по темам
В картотеке представлен комплекс упражнений для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста...
Картотека подвижных игр для детей 2 младшей группы картотека (младшая группа) на тему
В приложенном файле находится картотека, состоящая из 46 подвижных игр, для детей 3-4 лет. Данная картотека собрана в единый файл с помощью интерент ресурса....