Доклад на педсовете на тему: «Игра – азбука общения»
консультация на тему
Материал может быть полезен для воспитателей ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_na_ped.sovet_.docx | 20.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Автономное дошкольное образовательное учреждение
муниципального образования г. Долгопрудный
детского сада обще развивающего вида №13
«В гостях у сказки»
Доклад
на педсовете на тему:
«Игра – азбука общения»
Подготовила воспитатель:
Нарзикулова Д.М.
Правила воспитатель:
Понкратова О.В.
г. Долгопрудный
Человек не может жить, трудиться, удовлетворять свои материальные и духовные потребности, не общаясь с другими людьми. С самого рождения он вступает в разнообразные отношения с окружающими. Общение является необходимым условием существования человека и, вместе с тем, одним из основных факторов и важнейшим источником его психического развития в онтогенезе.
Все без исключения хотят видеть детей счастливыми, улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми. Но не всегда это получается, и одна из задач, стоящих перед педагогами ДОУ – помочь ребенку разобраться в сложном мире взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.
Способность общения или коммуникативные способности необходимо развивать с раннего возраста.
Коммуникативные способности включают в себя:
- желание вступать в контакт,
- умение организовать общение,
- знание норм и правил при общении.
Всему этому мы учим ребенка в семье, в детском саду, в общении с воспитателями, родителями. Чем раньше мы обратим внимание на эту сторону жизни ребенка, тем меньше проблем у него будет в будущей жизни. Значение взаимоотношений с окружающим огромно, и их нарушение – это один из показателей отклонения в развитии. Ребенок, который мало общается со сверстниками или не принимается ими из-за неумения организовать общение, быть интересным окружающим, чувствует себя уязвленным, отвергнутым. Это дети с заниженной самооценкой, эмоциональной неустойчивостью (беспокойные дети), агрессивные, конфликтные, застенчивые, замкнутые и имеющие речевые нарушения. И мы, как педагоги, должны вовремя увидеть эту проблему и помочь ребенку наладить отношения с окружающими, чтобы этот фактор не стал тормозом на пути развития личности.
Организация работы с детьми по развитию коммуникативной сферы ставит перед педагогами задачи, требующие интеграции всех разделов, взаимосвязь работы по коммуникативному развитию с ролевой и театрализованной игрой, играми с правилами, музыкально-ритмическими движениями, художественной литературой и прочее.
Игра – это ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста и самый лучший способ решения вопросов его воспитания и развития. Слово «играть» применительно к ребенку в давние времена означало «жить» и «дружить». Не случайно и современный ребенок обычно говорит: «Я хочу с тобой играть» или «Я с тобой больше не играю». Это, в сущности, означает «Я хочу с тобой дружить» или «Я больше с тобой не дружу».
Игра является отражением социальной жизни, оказывает существенное воздействие на всестороннее развитие ребенка. Игровой коллектив – это социальный организм с отношениями сотрудничества, навыками общения.
Игры очень разнообразны и условно их можно разделить на две большие группы: творческие игры (режиссерские, сюжетно-ролевые, театрализованные) и игры с правилами (дидактические и подвижные).
Когда малыш появляется на свет, он учиться общаться с взрослыми, знакомится с окружающим миром. К шести месяцам ребенок овладевает практически всеми навыками общения, кроме речи. Он отвечает улыбкой на улыбку и отворачивается, когда хочет прекратить общение. Однако навык общения необходимо упражнять и оттачивать, прежде всего, в игре (например, всем известные с детства игры-забавы «Ладушки», «Идет коза рогатая» и другие).
На рубеже двух-трех лет у малыша возникает самая первая форма игры, которую психологи назвали режиссерской. Когда ребенок научился самостоятельно придумывать сюжет и получил опыт ролевого поведения, то возникает основа для развития сюжетно-ролевой игры. Сюжетная игра сопровождает ребенка до младшего школьного возраста, видоизменяясь и приобретая новое содержание
Сюжетно-ролевые игры являются источником формирования социального сознания ребенка и возможности развития коммуникативных умений. Ребенок может развивать не только речевые умения, но и научиться играть не рядом с другими детьми, а вместе с ними. В игре, созданной под руководством педагога, создается новая жизненная ситуация, в которой ребенок стремится полнее реализовать формирующуюся с возрастом потребность в общении с другими детьми.
С развитием ребенка меняются и формы игрового общения. Постепенно в результате воспитательного воздействия у детей формируется умение распределять роли с учетом интересов и желаний каждого из участников. Педагог использует различные игровые приемы для формирования у детей общительности, чуткости, отзывчивости, доброты, взаимопомощи – всего того, что требуется для жизни в коллективе. Можно сказать, что воспитание в игре есть школа навыков культурного общения.
В игре эффективно воспитывается умение жить и действовать сообща, оказывать помощь друг другу, развивается чувство коллективизма, ответственности за свои действия. Игра служит и средством воздействия на тех детей, у кого проявляется эгоизм, агрессивность, замкнутость. Необходимо помнить, что при организации и проведении коллективных сюжетно-ролевых игр особое значение приобретает индивидуальный подход к каждому ребенку, в зависимости от его интересов и способностей. Поэтому необходимым условием является поддержка и развитие всего лучшего, что может быть в ребенке.
Театрализованная игра как один из видов творческой игры является эффективным средством коммуникативного развития и создает благоприятные условия для развития чувства партнерства и освоения способов позитивного взаимодействия.
С развитием ребенка происходит развитие и усложнение театрализованной игры: в ясельных группах используются малые этюдные формы (игры-имитации животных, птиц), затем игры-импровизации, инсценировки, драматизации и режиссерская игра. Дети старших групп с удовольствием показывают театрализованные представления своим младшим друзьям.
Театрализованные игры свободны в импровизации, не подчиняются жестким правилам и условиям. Дети разыгрывают различные сюжеты, ситуации, беря на себя чьи-то роли. Тем самым вступают в разнообразные контакты между собой и по собственной инициативе имеют возможность строить взаимоотношения в значительной мере самостоятельно, сталкиваясь с интересами своих партнеров и приучаясь считаться с ними в совместной деятельности. Эти игры особенно полезны для развития образной и выразительной речи.
Вторая группа игр – игры с правилами. К ним относятся дидактические, настольные, подвижные игры. Четкими правилами эти игры способствуют познавательному, двигательному развитию. Основной компонент игры – правила. Благодаря им возникает новая форма удовольствия ребенка – радость оттого, что он действует так, как требуют правила. Правило открыто, т.е. адресовано самому ребенку, а не игровому персонажу. Поэтому оно может стать средством осознания своего поведения и овладения им. Игра с правилами развивает у ребенка необходимые способности: во-первых, выполнение правил связано с осмыслением воображаемой ситуации; во-вторых, несмотря на то, что игры познавательные, коллективная игра учит еще и общаться
Особо следует остановиться на организации образовательного процесса, т.е. занятия выстраивать в форме игровых ситуаций, что побуждает детей к сближению друг с другом, с педагогом на основе сопереживания самой ситуации. Такие игры -занятия предусматривают формирование у детей знаний и умений, необходимых для доброжелательного общения, воспитания хороших манер, что и называется культурой общения. Игровые задания следует подбирать от простого к сложному, короткие и доступные по содержанию. В качестве своеобразного отдыха предлагать подвижные игры, позволяющие детям расслабиться.
И еще. Все мы знаем, что развитие игровой деятельности прежде всего начинается в семье. Когда ребенок становится старше, идет в детский сад, родители считают, что теперь он должен играть сам, со сверстниками и что старые игры ушли в прошлое, а теперь наступила эра компьютерных игр.
Только при взаимодействии педагогического коллектива с семьей задача обучения родителей игре может быть решена полностью. Это консультации, семинары-практикумы, «Дни открытых дверей», приглашение родителей играть вместе с детьми в группе.
Мы должны играть вместе – воспитатели, родители, дети. Игра изменяет реальные отношения детей и взрослых, они становятся теплее, ближе, появляется общее дело, тем самым устанавливаются взаимоотношения, взаимопонимание, что сложно сделать потом.
Детство – это не только самая счастливая и беззаботная пора жизни человека. Бедность и примитивность игры пагубно отражаются на становлении личности, а также на коммуникативном развитии детей – ведь общение происходит в основном в совместной игре. Именно совместная игра – главное содержание общения. Играя и выполняя различные игровые роли, дети учатся видеть события с разных позиций, учитывать действия и интересы других, соблюдать нормы и правила. Так давайте же играть вместе с нашими детьми!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сообщение на педсовете На тему: «Игра - как самостоятельная деятельность».
Сообщение на педсовете На тему:«Игра - как самостоятельная деятельность»....
ДОКЛАД к Педсовету на тему: «Игра как фактор всестороннего развития ребенка, его социализации».
Игра - это ведущий вид деятельности, наиболее эффективная форма социализации ребёнка. В игре закладываются основы будущей личности....
Педсовет по теме: «Игра - форма организации детской жизни»
презентация и деловая игра с воспитателями....
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДСОВЕТЕ на тему: «ИГРЫ ДЛЯ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ ДЕТЕЙ И УЕДИНЕНИЯ»
ИГРЫ ДЛЯ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ ДЕТЕЙ И УЕДИНЕНИЯ.Цель и задачи создания уголка уединения в ДОУПоскольку нервная система дошкольника развивается, его психическое состояние весьма неустойчиво. Малыша легко уди...
Выступление на педсовете на тему "Игра как ведущая деятельность дошкольника. Игровые формы образования "
Презентация...
Квест-игра "Азбука общения"
Цель: Формирование методической компетентности родителей в решении проблемы речевого развития детей с нарушениями речи. Задачи: Научить родителей взаимодействовать со своими детьми.Показать...
Деловая игра "Азбука общения с ребёнком"
Деловая игра "Азбука общения с ребёнком"...