Музыкальное воспитание дошкольников: традиции и инновации
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
Статья о традициях и инновациях в музыкальном воспитании дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzykalnoe_vospitanie_doshkolnikov_traditsii_i_innovatsii.doc | 39.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
«Музыкальное воспитание дошкольников: традиции и инновации»
Модернизация российского образования на современном этапе активизировала поиски ответов на многие вопросы педагогики, в том числе на вопросы, связанные с традициями и инновациями в образовании: какова суть педагогических традиций, в чем их специфические функции, какого их место в системе воспитательной работы в учебном заведении и др.
В традиции сконцентрирован проверенный временем опыт, позволивший предыдущим поколениям или группам людей в прошлом достигнуть определенного прогресса и закрепившимся в сознании людей как некое позитивное знание. Но традиция, возникнув из опыта человеческого общества, непрерывно подвергается его воздействию и своей неизменчивой частью- «ядром»- служит его устойчивости, в то время как изменяющаяся часть- «оболочка» способствует прогрессу. .
С течением времени традиция может подвергаться очень глубоким изменениям. Сам процесс развития традиции можно рассматривать как ряд этапов. Вначале является значимая для личности или группы людей идея. Затем проходит апробация и реализация этой идеи различными способами, после чего происходит отбор наиболее подходящего способа, который получает признание общества. Далее в него привносят новые элементы, не нарушающие его основу, т.е. взаимосвязь нового и старого обеспечивается толерантным отношением новых поколений к ценностям прошлого. Если же традиция вступает в резкое противоречие с изменившимися социально- культурными условиями, то она либо отмирает, либо заменяется инновацией, которая может впоследствии стать новой традицией.
Инновационная среда образовательного учреждения- это совокупность вводимых в образовательном учреждении новшеств, среди которых осуществляется профессиональная деятельность педагогов .Инновационная среда есть качественное состояние профессионально педагогической среды учреждения, имеющее очень высокий потенциал для развития. Она не всегда имеет сугубо положительные характеристики и оказывает позитивное влияние на педагогов. Результат зависит от состояния среды. Инновационная среда может быть неорганизованной, частично- организованной и организованной ( как средство). Возникновение её связывается с неустойчивостью функционирования образовательной системы, при которой участников учебно- воспитательного процесса перестает устраивать педагогическая реальность и появляется состояние открытости ко всему новому, передовому. Изучение влияния инновационной среды на образ жизни педагогов показывает, что инновационная среда способствует формированию у педагогов активного, подвижнического, творческого образа жизни, проявляющегося в таких способах жизнедеятельности, как сомнение в эффективности старых, традиционных способов педагогической деятельности; согласие с концепцией, новыми целями образовательного учреждения; собирание информации о новых, более эффективных способах, методах, подходах, способных обеспечить новое качество; созидание собственного стиля деятельности; соизмерение новых
педагогических результатов с прогнозом; сотрудничество в инновационной деятельности.
Исследователями (Э.Г.Абрамян, Э.С. Маркарян, К.В.Чистов и др.) был сделан вывод о том, что важно не противопоставлять инновацию традиции в целом, а рассматривать её как одну из сторон механизма развития функционирования традиции, диалектически противостоящую стабилизирующей её стороне. Это единственный способ, который помогает понять развитие традиции не только как результат внешнего воздействия, но и как следствие её самодвижения
. Нельзя говорить о традициях как о чем- то неизменном, на самом деле идет непрерывный процесс изменения и преобразования одних традиций и отмирание других, превращение некоторых инноваций в традиции. В этом и состоит основная логика взаимодействия традиций и инноваций. Таким образом, понятия «традиция» и «инновация» диалектически взаимосвязаны. Инновации характеризуют механизм традиции, показывая, что традиции могут видоизменяться (трансформироваться).
Дошкольный возраст способствует успешному творческому развитию детей. Вкус к творчеству лучше всего формируется в активной творческой эстетической деятельности, а музыкальная деятельность более всего соответствует эмоциональной творческой природе восприятия дошкольника. Поэтому очевидна актуальность поиска инновационных музыкально- педагогических технологий музыкального образования дошкольников, обеспечивающих творческое развитие целостной личности каждого ребенка и качество его музыкального образования. Музыка и музыкальная деятельность есть средство и условие вхождения ребенка в мир социальных отношений, открытия и презентации своего «я» социуму. Круг задач музыкального воспитания и развития в дошкольном возрасте постоянно расширяется. Это задачи, связанные с вхождением ребенка в мир музыки, задачи развития музыкальной эрудиции и культуры дошкольников, ценностного отношения к музыке как виду искусства, музыкальным традициям и праздникам. Это также задачи, связанные с развитием опыта восприятия музыкальных произведений, сопереживания музыкальным образом, настроения и чувствам, задачи развития звукового, сенсорного и интонационного опыта дошкольников. Музыка выступает как один из возможных языков ознакомления детей с окружающим миром, миром предметов и природ и, самое главное, миром человека, его эмоций, переживаний и чувств.
Музыкально- двигательная активность, игра на детских музыкальных инструментах, музыкально- пальчиковые игры, организованные на музыкальных занятиях, развивают у ребенка физические качества, моторику и двигательные способности, помогают в становлении саморегуляции в двигательной сфере.
Все дети музыканты от природы, абсолютно все могут получать удовольствие от сопричастности с ней. В этом и состоит главная задача музыкального развития. Успешное решение зависит от содержания музыкального воспитания, от традиционных методов и приемов обучения, от инновационных форм организации музыкальной деятельности. ,
В настоящее время в системе образования происходит не только синтез существующих традиций и инноваций, но и возвращение к некоторым традициям, которые в силу различных обстоятельств были либо совсем утрачены, либо потеряли свое достойное место в педагогическом процессе.
В официальных документах Министерства образования Российской Федерации и Российской академии образования, на страницах периодической педагогической печати встречаются высказывания о том, что приоритетные проблемы меняющегося общества позволяет решить возрождение отечественных традиций и использование современного опыта в области образования и воспитания. Это позволяет сделать вывод, что основой построения новой концепции образования может стать взаимодействие традиционных и инновационных подходов в образовании.
Следовательно, традиции и инновации можно и необходимо рассматривать как особо значимый культурный и историко- педагогический феномен, так как именно благодаря их взаимодействию не только образование , но и все институты общественной жизни в эпоху социальный потрясений и реформ остаются способными к устойчивому саморазвитию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по музыкальному воспитанию в средней группе «Оздоровительная функция музыки, как составляющая системы музыкального воспитания дошкольников»
Конспект занятия в средней группе....
Духовно-нравственное воспитание дошкольников. Традиции, быт народов саха.
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, — не в кризисе экономики, не в смене политической системы,...
Проект "ДУховно-нравственное воспитание дошкольников. Традиции русского народа."
Формирование духовно-нравственных представлений детей 5-6 лет по средствам приобщения их к традициям русской народной культуры. Срок реализации проекта– 1 год (сентябрь 2014 года...
ПРОЕКТ "ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ. ТРАДИЦИИ РУССКОГО НАРОДА"
Проблема духовно-нравственного воспитания растущего поколения всегда была актуальной. Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое...
Проект "Духовно - нравственное воспитание дошкольников. Традиции русского народа"
Цель проекта: разработка методических условий и содержания воспитательно – образовательного процесса для формирования духовно – нравственного развития воспитанников посредством ознакомлени...
Проект по музыкально-патриотическому воспитанию детей на тему: «Использование инновационных технологий в музыкальном воспитании дошкольников».
laquo;Песня, как никакой другой жанр, всеобъемлюща.Она призвана отражать и преломлять в себекрупнейшие события эпохи. Она конденсирует в себеи тонкую лирику, и героику, и гражданственность».А.Ф...
"Развитие математических представлений старших дошкольников: традиции и инновации".
Математическое развитие дошкольников является начальным звеном единого непрерывного курса математики.Дошкольное детство- наиболее благоприятное время для формирования математических ...