"Развитие математических представлений старших дошкольников: традиции и инновации".
статья по математике (старшая группа)

Мягкова Марина Ильинична

Математическое развитие дошкольников является начальным звеном единого непрерывного курса математики.Дошкольное детство- наиболее    благоприятное время для формирования математических представлений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мягкова М.И., воспитатель

ГБДОУ детский сад №95 Красногвардейского района

Санкт-Петербурга

Развитие математических представлений старших

 дошкольников: традиции и инновации.

Дошкольное образование является первой ступенью непрерывного образования гражданина России и цели  его развития соответствуют стратегическим целям развития образования в России, закрепленным в Государственной программе развития образования до 2020г. Математическое развития дошкольников является начальным звеном единого непрерывного курса математики: дошкольники - начальная школа - основная школа - старшая школа.

Согласно Концепции развития математического образования в Российской Федерации , утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 24.12.2013 № 2506-р, качественное математическое образование необходимо каждому для его успешной жизни в современном обществе.   

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования в содержание образовательной области «Познавательное развитие» включает формирование первичных представлений о свойствах и взаимоотношениях объектов окружающего мира (форма, цвет, размер, материал, звучание, ритм, темп, количество, число, часть и целое, пространство и время, движение и покой, причина и следствие и др.). 

К моменту поступления в школу дети должны усвоить относительно широкий круг взаимосвязанных знаний. Практика показывает, что затруднения первоклассников связаны, как правило, с необходимостью усваивать абстрактные знания, переходить от действия с конкретными предметами, их образами к действию с числами и другими абстрактными понятиями. Такой переход требует развитой умственной деятельности ребенка. Дошкольное детство - это наиболее благоприятный период для глубокого формирования математических представлений, установления связи между основными математическими понятиями и реальными объектами окружающей действительности. Поэтому в подготовительной к школе группе особое внимание уделяют развитию у детей умения ориентироваться в некоторых скрытых существенных математических связях, отношениях, зависимостях: «равно», «больше», «меньше», «целое и часть», зависимостях между величинами, зависимости результата измерения от величины меры и др. Дети овладевают способами установления разного рода математических связей, отношений, например способом установления соответствия между элементами множеств (практического сопоставления элементов множеств один к одному, использования приемов наложения, приложения для выяснения отношений величин). Они начинают понимать, что самыми точными способами установления количественных отношений являются счет предметов и измерение величин. Навыки счета и измерения становятся у них достаточно прочными и осознанными, дети учатся устно составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание, находить в объектах окружающей действительности заданные геометрические формы, делать простейшие логические умозаключения и выражать их в речи.

   Исследования  психологов, многолетний опыт педагогов – практиков показывают, что наибольшие трудности в школе испытывают не те дети, которые обладают недостаточно большим объёмом знаний, умений и навыков, а те, кто не готов к новой социальной роли ученика с определённым набором тех качеств, как умение слушать и слышать, работать в коллективе и самостоятельно, желание и привычка думать, стремление узнать что-то новое.  Поэтому основными задачами математического развития дошкольников является:

    1.Формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества.

    2. Увеличение объёма внимания и памяти.

    3.Формирование мыслительных операций (анализа и синтеза, сравнения, обобщения, классификации, аналогии).

    4.Развитие образного и вариативного мышления, фантазии, воображения, творческих способностей.

    5.Развитие речи, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.

    6.Выработка умения целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих.

    7.Формировать умение планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами и алгоритмами, проверять результат своих действий.

Эти задачи  решаются в процессе ознакомления детей с количеством и счётом, измерением и сравнением величин, пространственными и временными ориентировками.

Общая цель непрерывного курса математики - новый тип образовательного результата, не сводимого к простой комбинации сведений и навыков и ориентированного на решение реальных задач. Таким образовательным результатом является функционально-грамотная личность: человек, обладающий свойствами и качествами, позволяющими ему достигать результатов в личной и профессиональной жизни в условиях конкретного общества.

Математическое развитие дошкольников обеспечивает преемственность в обучении между детским садом и начальной школой  и позволяет осуществить такую подготовку дошкольников, которая является достаточной для усвоения математических знаний в первом классе школы .

Многие психологи и педагоги (П. Я. Гальперин, А. Н. Леушина, Т. В. Тарунтаева и др.) считают, что формирование у дошкольников математических представлений должны опираться на предметно-чувственную деятельность, в процессе которой легче усвоить весь объем знаний и умений, осознанно овладеть навыками счета, измерения. Этого можно достичь, если строить обучение детей элементам математики как в непроизвольной повседневной жизни (в совместной деятельности детей и взрослых, в общении друг с другом), так и путем целенаправленного обучения на занятиях по формированию элементарных математических представлений. Все это делает проблему закрепления и применения элементарных математических представлений на занятиях и в быту актуальной на сегодняшний день.

Для поддержания интереса к занятиям педагог постоянно вносит  элементы игры (поиск, угадывание) и соревнования . В работе с детьми используются дидактические игры .

Оптимальной формой взаимодействия педагога с детьми дошкольного возраста является проблемно-игровая деятельность. Современные педагогические требования к мыслительной деятельности ребёнка состоят в развитии у него умений выбирать и осуществлять деятельность, используя активные поисковые, исследовательские действия, соотносить их с результатом, объективно оценивая его.

Перспективным методом обучения дошкольников математике на современном этапе является моделирование: оно способствует усвоению специфических, предметных действий, лежащих в основе понятия числа. Дети использовали модели (заместители) при воспроизведении такого же количества предметов (покупали в магазине шапок столько, сколько кукол; при этом количество кукол фиксировали фишками, так как поставлено условие - кукол в магазин брать нельзя); воспроизводили такую же величину (строили дом такой же высоты, как образец; для этого брали палочку такой же величины, как высота дома-образца, и делали свою постройку такой же высоты, как величина палочки). При измерении величины условной меркой дети фиксировали отношение мерки ко всей величине либо предметными заместителями (предметы), либо словесными (словами-числительными). [с. 29, с. 227]

Одним из современных методов обучения математике являются элементарные опыты. Детям предлагается, например, перелить воду из бутылочек разной величины (высокая, узкая и низкая, широкая) в одинаковые сосуды, чтобы определить: объем воды одинаков; взвесить на весах два куска пластилина разной формы (длинная колбаска и шар), чтобы определить, что они одинаковые по массе; расставить стаканы и бутылочки один к одному (бутылочки стоят в ряд далеко друг от друга, а стаканы в кучке близко друг к другу), чтобы определить, что их количество (равное) не зависит от того, сколько места они занимают.

Для формирования полноценных математических представлений и для развития познавательного интереса у дошкольников очень важно наряду с другими методами использовать занимательные проблемные ситуации. Жанр сказки позволяет соединить в себе и собственно сказку, и проблемную ситуацию. Слушая интересные сказки и переживая с героями, дошкольник в то же время включается в решение целого ряда сложных математических задач, учится рассуждать, логически мыслить, аргументировать ход своих рассуждений.

Таким образом, для успешного овладения детьми старшего дошкольного возраста математическими знаниями необходимо использовать все многообразие методов и приемов обучения математике как традиционных приемов (дидактические и логические игры, решение математических задач) так и инновационных (моделирование, конструирование, математические сказки, эксперименты).

Литература

1. «Моя математика» для старших дошкольников: Методические рекомендации для педагогов / М.В. Корепановой, С.А. Козловой, О.В. Прониной.-М.: Баласс, 2008.

2.Школа 2000...”. Математика для каждого: концепция, программы, опыт работы /         Под редакцией Г.В.Дорофеева. - М.: УМЦ “Школа 2000...”, 2000.

3. Л.Г. Петерсон и Н.П. Холина «Раз – ступенька, два – ступенька…»,  ЮВЕНТА ,Москва, 2016

4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» N9 6241 от 25 ноября 2013 г

5.Развивающие занятия с детьми 6—7 лет / Под ред. Л. А. Парамоновой. — М.: ОЛМА Медиа Групп, 2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ занятия по развитию математических представлений и познавательных способностей в игре «Математический КВН»

Занятие позволяет в игровой форме закреплять полученные математические представления и навыки....

Конспект по развитию математических представлений в подготовительной группе «Математическое странствие» с использованием мультимедиа

Предлагаю вам конспект занятия для детей подготовительной группы (6-7 лет) по теме «Математическое странствие». Материал подобран и структурирован в соответствии с задачами данной возрастной категории...

ПРОГРАММА «Математические ступеньки» Развитие математических представлений в подготовительной группе кратковременного пребывания

Программа предназначена для работы с детьми подготовительной группы кратковременного пребывания....

Методическая разработка «Путешествие в волшебный лес геометрических фигур» с детьми средней группы по развитию математических представлений (с использованием ИКТ, игровых технологий с математическим содержанием)

Методическая разработка совместной деятельности педагога с детьми. Цель её формирование математических представлений на основе изучения окружающего мира. Ребята получают письмо из волшебного леса ...

Представление собственного педагогического опыта работы по формированию и развитию математических представлений у детей дошкольного возраста.

Мною представлены материалы собственного многолетнего педагогического опыта работы  по формированию и развитию математических представлений у детей дошкольного возраста....

Математическая сказка как средство развития математических представлений дошкольников

Статья описывает использование в сказках математических персонажей....