картотека подвижных игр
картотека на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 16»
Подвижные игры в детском саду
Инструктор по физическому воспитанию : Л.С. Колпакова
Ачинск
Подвижные игры.
«День-ночь».
По сигналу взрослого «День!» дети бегают, играют. По сигналу «Ночь!» останавливаются, присаживаются на корточки и не шевелятся.
Вариант: Можно ввести в игру «Сову», которая будет проверят детей и забирать в своё «гнездо» тех кто шевелится.
Вариант: Игру можно проводить с фитболами. По сигналу «День!» дети катают мячи по залу или выполняют любые упражнения. По сигналу «Ночь!» ложатся на мяч (заранее оговоренным способом) на живот или на спину и расслабляются.
«Острова»
На полу лежат коврики. Их столько же, сколько детей. Дети бегают по залу, не наступая на коврики-острова. По сигналу взрослого «Акула!» все спасаются на ковриках-островах. Ведущий – «акула» проверяет, «плавает» в «море». Затем 1-2 коврика взрослый убирает. Дети спасаются по 2-3 человека на ковриках, не толкаясь и помогая друг другу. В конце игры все должны поместиться на одном коврике.
«Мы – девчонки и мальчишки»
Дети приседают за фитболами, ведущий говорит слова, дети по ходу выполняют движения:
Мы девчонки – встают только девчонки, руки на мяче.
И мальчишки – встают мальчики.
Забияки, шалунишки,
Любим бегать и скакать
Раз, два, три, четыре, пять! – Хлопают в ладоши 5 раз.
После слов бегают между мячей, не задевая их. По свистку взрослого садятся на мячи, сохраняя правильную осанку.
Вариант: Можно проводить игру с использованием стульев вместо мячей.
«Автомобили»
Дети катают мячи-фитболы по залу, стараясь не наталкиваться друг на друга.
Вариант 1: Ведущий (ребёнок или взрослый с большим мячом) старается столкнуться с мячом играющих, догоняет их, те в свою очередь убегают, уварачиваются от ведущего. Кого ведущий задел, тот выходит из игры на некоторое время.
Вариант 2: Дети стоят в любом порядке: в кругу, в шеренге, в колонне. Каждый должен хорошо запомнить своё место – гараж. По первому сигналу все «Автомобили» выезжают из гаражей и двигаются в любом направлении, по заранее условленным «улицам».
В центре зала стоит кто-нибудь из детей – «регулировщик» с флажком в руках. По его сигналу (поднимает флажок), все «автомобили» останавливаются и стоят с хорошей осанкой. «Регулировщик» опускает флажок – движение возобновляется. По сигналу взрослого «автомобили» спешат в свои гаражи. Тот, кто не добежит за это время до своего гаража, пропускает одну игру.
«Слушай сигнал»
Дети с ведущим (взрослым) заранее оговаривают правила, например: один свисток (или хлопок в ладоши) – прыжки на месте, два – бег, три – стойка основная. Задания могут быть любые. Игру можно проводить с фитболами.
«Море волнуется – раз!»
Дети двигаются по залу с плавными движениями рук со словами:
Море волнуется – раз,
Море волнуется – два,
Море волнуется – три!
Морская фигура на месте – замри!
Играющие замирают, изображая любую придуманную ими фигуру. Ведущий выбирает интересную фигуру (ребёнка), которая при повторении становится ведущим.
«Светофор»
Ведущий (взрослый) держит в руке 3 флажка. Дети бегают по залу. По свистку ведущий показывает один из флажков. Дети действуют в соответствии с цветом флажка.
Красный флажок – стоят неподвижно;
Жёлтый флажок – маршируют на месте;
Зелёный флажок – бегают.
Вариант: Игру можно проводить с использованием фитболов.
Красный флажок –сидят на мяче с сохранением правильной осанки;
Жёлтый флажок – принимают стойку за мячом, руки на мяче;
Зелёный флажок – бегают, катают мяч.
«Пчёлка»
Дети изображают пчёл, бегают по комнате, размахивая ручками – крыльями, «жужжат». Появляется взрослый – «медведь» - и говорит:
Мишка – медведь идёт,
Мёд у пчёл унесёт.
Пчёлки, домой!
Пчёлки летят в определённый угол комнаты – «улей». Медведь, переваливаясь, идёт туда же. «Пчёлки» говорят:
Этот улей – домик наш.
Уходи, медведь, от нас!
Ж-ж-ж-ж-ж
Пчёлки машут крыльями, прогоняя медведя, улетают от него, бегая по комнате. Медведь ловит их.
«Не ошибись»
Играющие становятся в круг. Взрослый, стоя в кругу, предлагает детям показать только то, что он назовёт. Например, он говорит: «Покажите уши» - все показывают уши, и взрослый проделывает то же; «Покажите нос, рот, щёку» и т.д. Когда дети увлекутся, взрослый предлагает показать, например, ухо, а сам показывает подбородок; некоторые дети ошибаются и повторяют движения взрослого. Сделавшие ошибку временно выходят из игры, пока не ошибутся другие. Игра повторяется 5-6 раз. Взрослый стоит в кругу, но не в середине круга.
«Сделай фигуру»
Дети разбегаются по всей площадке. По сигналу воспитателя они быстро останавливаются на месте и принимают какую-нибудь позу: приседают, поднимают руки в стороны и т.п. Воспитатель отмечает, чья фигура интереснее. После нескольких повторений можно предложить детям придумать фигуры парами, тройками, а также из определённых исходных положений (только стоя, стоя на коленях, на четвереньках).
Вариант: Можно игру проводить с использованием фитболов. Дети придумывают фигуры с использованием мяча.
«Охотник и зайцы»
Все дети «зайцы» встают за черту на одной стороне зала. Ведущий – «охотник» на другой стороне. «Охотник» засыпает – «зайцы» выбегают и играют по всему залу. «Охотник» с криком «пиф-паф» встаёт и бежит за зайчатами, в руках у него «ружьё». «Зайцы» прячутся за линией и принимают положение правильной осанки. «Охотник» забирает тех, кто стоит неправильно. Побеждают «зайцы» оставшиеся в игре.
Вариант: Можно проводить игру с использованием фитболов. Дети могут прятаться за мячи или садиться на них с сохранением правильной осанки.
«Раз, два, три – стоп!»
На расстоянии 10-16 шагов от границы площадки проводится линия, за которой стоят играющие. На другом конце площадки очерчивается круг (диаметр 2-3 шага) – место водящего. Повернувшись спиной к детям, водящий громко говорит: «Раз, два, три - стоп!» На эти слова все идут к водящему, делая шаг на каждое слово. На слово «стоп» останавливаются, а водящий быстро оглядывается. Того кто не успел остановиться и сделал дополнительное движение, водящий возвращает на исходную линию. Затем вновь поворачивается спиной и повторяет слова команды. Играющие продолжают движение с того места, где остановились первый раз на слово «стоп». Те, кого отослали на исходную линию, начинают движение оттуда. Побеждает ребёнок, успевший встать в круг к ведущему до слова «стоп». Он и становится водящим.
Правила: играющие начинают движения одновременно со словами водящего, выполняя на каждое слово один широкий шаг; водящий не должен поворачиваться до слова «стоп»; играющим нельзя двигаться после слова «стоп».
«Жуки»
Игра проводится под бубен, музыкальное сопровождение. По сигналу «жуки полетели!» - дети бегут врассыпную по всей площадке. По сигналу «жуки упали!» - меняется ритм ударов, дети ложатся на спину, делают свободные движения рук и ног – жуки барахтаются. По сигналу «жуки полетели!» - дети встают. Игра повторяется. Когда игра будет усвоена детьми, смена движений происходит в соответствии с характером музыкального сопровождения или с изменением ритма ударов в бубен.
Вариант: Можно игру проводить с использованием фитболов. «Жуки летают!» - бегают катая мячи. «Жуки упали» - ложатся животом на мяч, с опорой руками о пол и выполняют движения ногами - сгибая-разгибая.
«Летающий мяч».
Дети располагаются в центре зала. С двух противоположных сторон стоят 2 ребёнка у одного из них маленький мяч. Они бросают мяч друг другу, стараясь попасть в детей. Дети уворачиваются от мяча. Кого мяч заденет, тот выходит из игры на некоторое время.
«Пятнашки»
Безопасное положение для играющих: на носках, ноги полусогнуты, пятки и колени соединены, спина прямая, руки к плечам, голова прямо. Принявшего такое положение осаливать нельзя. Водящий старается догнать и осалить того, кто не успел убежать от него или не принял основного положения.
«Космонавты»
Дети располагаются на одной стороне площадки, «ракеты» - обручи или фитболы на другой стороне площадки. Дети говорят слова (можно выполнять упражнения, или построится в круг, двигаясь в одну сторону).
Ждут нас быстрые ракеты
Для прогулок по планетам,
На какую захотим,
На такую полетим,
Но в игре один совет -
Опоздавшим места нет!
После слов дети занимают обруч (встают в центр) или мяч (садятся на него). «Ракет» может не хватить на всех. Опоздавшие выходят на время из игры.
«Съедобное-несъедобное»
Дети располагаются по залу. Взрослый называет «съедобные предметы» или «несъедобные». Если предмет съедобный, дети поднимают руки вверх, если не съедобный – опускают. Взрослый, так же выполняет движения руками, но может «поймать» детей и выполнить неправильно: назвать съедобное, а руки опустить. В конце игры отмечаются дети не допустившие ни одной ошибки.
Вариант: игру можно проводить по-разному: с приседаниями, на мячах.
«Огуречик»
Дети становятся за линию на одной стороне площадки. На противоположной стороне живёт мышка (воспитатель или кто-либо из детей). Все идут по площадке по направлению к мышке и произносят:
Огуречик, огуречик,
Не ходи на тот конечик:
Там мышка живёт,
Тебе хвостик отгрызёт.
С окончанием слов мышка начинает ловить убегающих детей.
Вариант: У детей за пояс заправлена ленточка. Дети убегают от мышки, а она старается вырвать ленту. У кого мышка вырвет ленту, тот выходит из игры на некоторое время.
«Весёлые пары»
Дети бегают по залу. По сигналу «Стоп!» находят пару и касаются частями тела которые называет взрослый (ладони, спины, колени, голова и т.д.)
«Ловишки с лентами».
Ловишка догоняет детей, у которых за пояс заправлена ленточка. У кого ведущий вырвал ленту, тот выходит из игры на некоторое время.
«Ледяные фигуры»
Игра проводится как «Сделай фигуру», только оговаривается зимняя тематика (ёлочки, снежинки, снеговики и т.п.). Ведущий осматривает фигуры и «размораживает» понравившиеся ему фигуры.
«Бабочки и цветы»
Мальчики – «цветы» стоят по краям зала. Под лёгкую музыку девочки – «бабочки» легко бегают в центре зала, кружатся, танцуют. С изменением характера музыки «бабочки» стараются занять место – подбегают к мальчикам, встают позади них и кладут руки им на плечи. «Цветов» должно быть меньше, чем «бабочек».
«Снежинки и ветер»
Дети собираются в кружок и берутся за руки. По сигналу воспитателя: «Ветер задул сильный, сильный. Разлетайтесь, снежинки!» - разбегаются в разных направлениях по площадке, расправляют руки в стороны, покачиваются, кружатся. Воспитатель говорит: «Ветер стих! Возвращайтесь, снежинки в кружок!» Дети собираются в кружок и берутся за руки.
«Мороз – Красный Нос»
На противоположных сторонах площадки обозначаются два дома, в одном из них располагаются играющие. Посередине площадки лицом к ним становится водящий – Мороз – Красный нос. Он произносит:
Я Мороз – Красный нос.
Кто из вас решится
В путь – дороженьку пуститься?
Играющие хором отвечают:
Не боимся мы угроз,
И не страшен нам мороз.
После этого они перебегают через площадку в другой дом, Мороз догоняет и старается их заморозить (коснуться рукой). Замороженные останавливаются на том месте, где их настиг Мороз, и стоят так до окончания перебежки. Мороз подсчитывает, скольких играющих удалось заморозить. При этом учитывается, что играющие, выбежавшие из дома до сигнала или оставшиеся в доме после него, тоже считаются замороженными.
После нескольких перебежек выбирают нового Мороза. В конце игры подводится итог, сравнивают, какой Мороз заморозил больше играющих.
«Два мороза»
Могут быть одновременно два Мороза (Мороз – Красный нос и Мороз – Синий нос). Они произносят:
Мы два брата молодые,
Два Мороза удалые,
Я Мороз – Красный нос,
Я Мороз – Синий нос
Кто из вас решится
В путь дороженьку пуститься?
После слов дети перебегают на другую сторону, а Молрозы стараются поймать перебегающих.
«1,2,3,4,5»
Дети бегают по залу. По сигналу взрослого:
«1» - дети останавливаются по одному.
«2» - останавливаются, выбрав себе пару (держатся за руки);
«3» - тройками;
«4» - четвером;
«5» - становятся по 5 человек, держась за руки (можно кругом).
«Стоп!»
Дети бегают по площадке в разных направлениях. По сигналу воспитателя они должны остановиться и замереть, стараясь сохранять равновесие до сигнала: «Можно бегать!»
Вариант: Можно игру проводить с фитболами. По сигналу «Стоп!» дети принимают заранее оговоренное положение на мяче (сед на мяче, лёжа на мяче).
«Совушка»
Играющие, изображая птичек, находятся на одной стороне комнаты на скамейках и кубах. Один из играющих – совушка надевает шапочку совы и влезает повыше на гимнастическую стенку. Дети бегают, помахивают руками. Они изображают летающих птичек, затем останавливаются на расстоянии нескольких шагов от гимнастической стенки. Воспитатель:
Совушка – сова,
Большая – голова,
На суку сидит,
Глазами не глядит,
Да вдруг как…полетит!
После слова «полетит» совушка спускается сверху и бежит, помахивая руками; все птички улетают. Быстро убежав, дети садятся на скамейки, лесенки, кубы. Совушка улетает к себе на дерево. Птичку, которая не успеет спрятаться, совушка может увести к себе. Когда совушка снова отправится на охоту, птичка должна улететь. Закончить игру можно лёгким бегом и ходьбой с помахиванием руками – птички улетают в другой лес, подальше от совушки, а совушка спускается вниз и идёт, помахивая руками, искать их. Роль совушки ребёнок выполняет не более двух раз.
В старшей группе можно ввести правило, по которому спрятавшиеся от совушки птички не должны шевелиться. Для сигнала можно использовать такие слова:
Ночь наступает,
Совушка на охоту вылетает!
«Мыши»
На одной стороне комнаты или площадки – «мышиные норки»; напротив – «кладовая». В кладовую кладут предметы (кубики, шишки, камешки) изображающие продукты – сыр, масло, муку, крупу.
По сигналу взрослого «мыши» выбегают из «норок», направляются в кладовую и там «едят». По сигналу «Кошка» - мыши бегут в свои норки, а кошка их старается поймать.
Выбегать из норок и убегать в норки можно только по сигналу. Пойманные мышки садятся в сторонке. Игра кончается, когда все мышки будут пойманы.
«Садовник и цветы»
Играющие, цветы, находятся на одной стороне площадки, а водящий (садовник) – на противоположной стороне. Приближаясь к цветам, он произносит:
Я иду сорвать цветок,
Из цветов сплести венок.
Цветы отвечают:
Не хотим, чтоб нас срывали
И венки из нас сплетали.
Мы хотим в саду остаться,
Будут нами любоваться!
С последним словом дети бегут на другую сторону площадки. Садовник старается до кого-либо дотронуться (сорвать цветок), если ему это удаётся, тот считается проигравшим. Игра повторяется, садовником можно назначить ребёнка или выбрать его с помощью считалки.
«Зайцы и сторож»
Игра проводится в виде перебежек. Один ребёнок или взрослый – «Сторож», а дети «зайцы».
Сторож стоя в центре зала: «Зайцы, вы куда пропали?»
Зайцы: «Мы в капусте отдыхали!»
Сторож: «А листочки не поели?»
Зайцы: «Только хвостиком задели!»
Сторож: «Вас бы надо наказать» (грозит пальцем)
Зайцы: «Так попробуй нас догнать!»
Зайцы перебегают на другую сторону, а сторож старается их поймать.
«Пустое место»
Дети становятся по кругу плотно друг к другу, руки держат за спиной. Водящий становится за кругом. Он проходит сзади играющих, дотрагивается до кого-нибудь, а сам продолжает бежать вокруг круга. Ребёнок, до которого дотронулся водящий, бежит вокруг стоящих по кругу детей в обратную сторону, стремясь быстрее водящего прибежать на своё место. Кто первый займёт пустое место, тот и остаётся в кругу, а оставшийся без места водит. Во время бега навстречу нельзя наталкиваться друг на друга и трогать руками стоящих детей.
«Ловишки с мячом»
У ведущего игрока фитбол. Остальные дети убегают по залу от ведущего, а тот старается осалить убегающих мячом, катая его по полу. Если ребёнка осалил ведущий (ловишка), то осаленный занимает положение – широкая стойка, руки в стороны. Любой ребёнок может выручить (спасти) осаленного. Он должен проползти у него между ног. Тогда осаленный ребёнок продолжает игру. Через некоторое время меняют ведущего и игра продолжается.
«Полицейский и автомобилисты»
Один ребёнок или взрослый – полицейский. У него свисток, жезл, фуражка или другой атрибут. Все дети – автомобилисты, у них в руках кольца-рули. В зале на полу разложены несколько ковриков или обручей. Дети-автомобилисты бегают по залу, по свистку полицейского – занимают коврик-гараж. На одном коврике могут поместиться по 2 и более детей-автомобилистов. Полицейский проходит и осматривает автомобилистов (выписывает штраф, отгоняет на штраф-площадку, проверяет техосмотр). При повторении игры ковриков-гаражей может быть меньше, а дети-автомобилисты стараются поместиться все вместе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики во второй младшей группе.
Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики...
Подвижные игры для младшей группы (картотека подвижных игр)
Подвижные игры для младшей группы Пузырь"Дети стоят вплотную по кругу, взявшись за руки. Вместе с воспитателем они говорят:Раздувайся, пузырь, Раздувайся большой, Оставайся такой, Да не лопайся.П...
КАРТОТЕКА ПОДВИЖНЫХ И МАЛО ПОДВИЖНЫХ ИГР ПО ВСЕМ ВОЗРАСТНЫМ ГРУППАМ
Картотека игр разработанна с целью укрепления и развития физических навыков детей дошкольного возраста....
Авторская картотека подвижных игр « Подвижная математика»:
Подвижные игры с использованием математических задач...
Картотека подвижных игр для детей старшего дошкольного возраста "Подвижные игры Народов севера"
Материал поможет обоготить поедставления детей о народах севера России. Даст возможность поиграть в подвижные игры....
Картотека подвижных игр малой степени подвижности (средняя группа)
В материале представлена подборка игр с предметами и без для проведения в заключительной части физкультурного занятия....
Картотека подвижных игр малой степени подвижности (подготовительная группа)
В представленном материале собраны подвижные игры для детей подготовительной группы, которые можно использовать в заключительной части физкультурного занятия....