Мини-проект "Школа будущего"
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Заруцкая Татьяна Ивановна

Содействие мотивационной готовности ребенка к обучению в школе.

Участники мини-проекта: дети подготовительной к школе группы; воспитатели подготовительной к школе группы; родители.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mini-proekt_shkola_budushchego.docx32.75 КБ

Предварительный просмотр:

Мини-проект «СКОРО В ШКОЛУ»

Цель: содействие развитию интеллектуального потенциала и мотивационной готовности детей к школьному обучению.

Задачи: пробуждать интерес детей к школе и традициям школьной жизни, к профессии учителя; привлечь родителей к совместной творческой деятельности, стимулировать активность, заинтересованность в подготовке детей к школьному обучению; создать условия для творческой самореализации детей и родителей.

Участники мини-проекта: дети подготовительной к школе группы; воспитатели подготовительной к школе группы; родители.

План реализации мини-проекта


п/п

Совместная
деятельность

Цель

Ответственные

1

Экскурсия в школу. Знакомство
с учителем

Развитие интереса к школе, традициям школьной жизни, профессии учителя

Воспитатели подготовительной к школе группы

2

Сюжетно-ролевая игра «Школа»

Закрепление в игре правил поведения в школе. Формирование умений создавать игровой сюжет о школьной жизни

Воспитатели подготовительной к школе группы

3

Беседа с детьми «В какой школе ты бы хотел учиться?»

Расширение знаний детей о школе. Обучение умению выражать собственные мысли

Воспитатели подготовительной к школе группы

4

Дидактические игры «Скоро
в школу»

Развитие интереса детей к школе и традициям школьной жизни

Воспитатели подготовительной к школе группы

5

Создание макета «Наша школа»

Обобщение впечатлений

и представлений детей
о школе. Развитие творческих способностей детей при создании макета

Воспитатели подготовительной к школе группы

Технология реализации мини-проекта.

Проект «Скоро в школу» дает возможность пофантазировать детям о школьной жизни будущих времен, представить школьное здание, школьный стадион, классы, музей и школьную библиотеку.

Для расширения знания о школе воспитатель совместно с учителем организует для дошкольников экскурсию в школу. Сюжетно-ролевые и дидактические игры вызывают интерес и желание детей к творческой деятельности – созданию макета школы. Макет «Наша школа» совместно изготавливается детьми и взрослыми из детских рисунков, аппликаций с использованием природного и бросового материала.

Результаты:

•  Наличие интереса детей к школе и школьным традициям.

•  Продукт совместной деятельности – макет «Школа будущего».

Сроки реализации мини-проекта: 1 месяц.

МАТЕРИАЛЫ МИНИ-ПРОЕКТА «ШКОЛА БУДУЩЕГО»

Экскурсия в школу

Задачи: расширить знания детей о школе, профессии учителя, познакомить с помещениями школы, с некоторыми понятиями – «урок», «перемена»; вызвать желание учиться в школе; воспитывать уважение к труду людей, занимающихся воспитанием и образованием детей.

Ход экскурсии

Детей в школе встречает учитель. Воспитатель знакомит с ним, называет имя, отчество. Учитель проводит детей по всем помещениям школы, рассказывает об их назначении, задает вопросы детям.

Беседа с детьми во время посещения классной комнаты «Продолжи предложения»:

 Здание, в котором учатся дети, называется... (школа).

 Комната, в которой учатся дети, называется... (класс).

 Дети, которые учатся в школе, зовутся... (учениками).

 Взрослого, который учит детей, зовут... (учителем).

 Все ученики в школе сидят за... (партами).

 На стене перед учениками висит... (классная доска).

 Время занятий в школе называется... (урок, уроки).

 Время отдыха между уроками называется... (перемена).

 Для того чтобы знать, когда начинается и заканчивается урок, в школе звенит... (звонок).

 Кто сидит за учительским столом? (Учитель.)

 Какие предметы лежат на столах учеников? (Учебники, ручки, тетради, карандаши, линейки, ластики.)

 Как ты думаешь, что делают ученики на уроке? (Пишут, читают, отвечают на вопросы, слушают объяснения учителя.)

 Что должен сделать ученик, прежде чем ответить на вопросы учителя? (Ученик должен поднять руку.)

 Как ученики должны приветствовать учителя и прощаться с ним? (Вставая.)

Рассказ «Школьная библиотека».

Есть помещение, где находится много разных книг. Это библиотека. В школе тоже есть своя библиотека. Книги в библиотеке хранятся на полках, которые называются «стеллажи». Читатели сами подбирают нужные им книги, иногда им помогает работник библиотеки – библиотекарь.

Для того чтобы удобнее было искать книги, их расставляют в строгом порядке. В одном ряду стоят книги, в которых печатаются рассказы, повести, стихи – художественная литература; в другом ряду – учебная литература; в третьем – книги об искусстве, в четвертом – о спорте и т. д. Книги в каждом разделе подобраны по фамилиям авторов в алфавитном порядке.

Нужно помнить, что книгами в библиотеке пользуются многие читатели, поэтому обращаться с ними надо бережно.

Вопросы:

•  Что делают дети в библиотеке?

•  Кто помогает подбирать книги?

•  На чем стоят книги в библиотеке?

•  Для чего книги расставляют на стеллажах в строгом порядке?

Рассказ «Медицинский кабинет».

В школе есть медицинский кабинет – комната, где работают медсестра или врач. В случае необходимости они окажут медицинскую помощь: врач осмотрит, «послушает», даст лекарства, медсестра измерит температуру, сделает перевязку, укол. В медицинском кабинете стоит стеклянный шкаф, в котором хранятся лекарства, бинты, вата. Врач и медсестра носят белые халаты, и в их комнате всегда очень чисто. На каждого ученика заводится медицинская карта, куда вносятся сведения о состоянии его здоровья. Эти карты находятся у врача в медицинском кабинете.

Вопросы:

•  Что делает врач?

•  Какие предметы хранятся в стеклянном шкафу?

•  Куда вносятся сведения о состоянии здоровья учеников?

•  Что делает врач, чтобы помочь больному?

Рассказ «Школьная столовая».

В школе есть столовая, где в перерыве между уроками можно перекусить или пообедать. Пищу для завтраков и обедов готовят повара на комбинатах школьного питания. Ученики в столовой ведут себя как взрослые: они сами выбирают блюда, ставят их на поднос и расплачиваются с кассиром.

Вопросы:

•  Как называется профессия человека, готовящего пищу?

•  Чем отличается посещение столовой в детском саду от посещения столовой в школе?

Рассказ «Школьный вестибюль».

Просторное проходное помещение на первом этаже школы – вестибюль. Во многих школах на первом этаже кабинет директора, физкультурный зал, столовая. Во всех школах есть гардероб. В вестибюле ученики снимают верхнюю одежду и надевают сменную обувь. Для хранения одежды и обуви каждый ученик пользуется отдельной вешалкой в гардеробе.

Вопросы:

•  Как называется помещение на первом этаже школы?

•  Что ученики оставляют в раздевалке?

•  Какие кабинеты находятся на первом этаже школы?

Рассказ «Физкультурный зал».

Уроки физкультуры проходят в физкультурном зале – помещении, оборудованном различными спортивными снарядами.

Ученики занимаются на шведской стенке, кольцах, прыгают через коня, лазают по канату, упражняются с мячом. На матах делают кувырки, прыжки в длину и в высоту. Физкультурный зал – место для спортивных соревнований и игр: баскетбола, волейбола.

Рассказ «Актовый зал».

В школе есть актовый зал – большое красивое помещение для торжественных случаев с высокими окнами, настоящей сценой и занавесом, роялем, залом для зрителей. В актовом зале проходят школьные утренники, вечера, выступления приглашенных артистов. На сцене могут выступать и сами ученики.

Вопросы:

•  Как называется место, где выступают юные артисты?

•  Где сидят зрители?

•  На что похож актовый зал, когда на сцене идет представление, а в зале сидят зрители? (На театр.)

Картотека дидактических игр

•  Дидактическая игра «Кто работает в школе?».

Цели: систематизировать и расширить представления детей о школе; познакомить с профессиями людей, работающих в школе; пробуждать позитивное отношение детей к сотрудникам школы.

Ход игры:

1-й вариант. Воспитатель предлагает детям рассмотреть фотографии о школе, назвать профессии людей, работающих в школе. Уточнить признаки, по которым дети узнали профессию человека.

2-й вариант. Участник игры получает набор карточек. Из них ребенок выбирает те, на которых изображены предметы, соответствующие профессиям сотрудников школы.

3-й вариант. Ребенок выбирает карточку с изображением профессии, не показывая ее детям. Рассказывает об особенностях профессии. Сверстники называют профессию по описанию.

•  Дидактическая игра «Школьные принадлежности».

Цели: дать представление о школе, школьных принадлежностях и оборудовании; продолжать упражнять детей в развитии навыков классификации школьных принадлежностей, умении их называть; развивать память, внимание.

Ход игры:

1-й вариант. У детей игровое поле с изображением учителя и ученика. Ведущий показывает игрокам карточки-картинки
с изображением школьных принадлежностей. Игрок берет карточку и закрывает ею часть игрового поля. Выигрывает тот, кто быстро и правильно закроет игровое поле.

2-й вариант. Игра аналогична 1-му варианту. Ведущий читает загадки, а дети отгадывают, о каком предмете идет речь. Если ответ правильный, забирают карточку у ведущего и выкладывают ее на игровое поле. Выигрывает тот, кто первым заполнит игровое поле.

•  Дидактическая игра «Мой путь в школу».

Цель: закрепить у детей умение ориентироваться в пространстве; содействовать формированию знаний детей о правилах дорожного движения; вызвать желание самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни.

Ход игры:

1-й вариант. Дорога в школу непроста и полна неожиданностей. Избежать опасности сможет лишь тот, кто хорошо знает правила дорожного движения. Покажите с помощью фишки и простого карандаша свой путь к школе. Опасные участки (переход улицы) пометьте красными кружками. Вспомните и назовите правила перехода улицы.

2-й вариант. Воспитатель предлагает ребенку рассмотреть план-схему и, используя зеленые и красные кружки, показать дорогу в школу. Красные кружки обозначают опасные участки, а зеленые – безопасные участки дороги.

•  Дидактическая игра «Откуда ручка пришла?»

Цель: познакомить детей с историей возникновения шариковой ручки.

Ход игры:

1-й вариант. Воспитатель раскладывает на столе все карточки с картинками и предлагает группе детей выбрать и расположить предметы в порядке их появления в школе. Дети, правильно расположившие ряд, рассказывают о предметах и получают фишку.

2-й вариант. На столе картинки с изображением предметов. Воспитатель описывает один из них. Ребенок, первым отгадавший предмет, получает фишку. Выигрывает участник, набравший наибольшее число фишек. Ведущим может быть и ребенок.

3-й вариант. Ведущий предлагает рассмотреть ряд предметов «Как появилась ручка» и найти:

1. Ошибки в ряду предметов.

2. Недостающий предмет.

3. Закончить ряд предметов.

•  Дидактическая игра «Школьные чувства».

Цели: дать понимание того, что люди испытывают разные эмоциональные и физические состояния; учить различать, называть эмоции человека, изображать их; напомнить правила поведения в школе.

Ход игры:

1-й вариант. Ведущий показывает детям картинки с изображением эмоций (радости, страха, гнева, обиды). Детям необходимо придумать возможные ситуации в школе, в которых ученик может испытывать подобные эмоции.

2-й вариант. Воспитатель описывает различные ситуации из школьной жизни, которые могут происходить с детьми. Предлагает показать мимикой, жестами вызываемые чувства, эмоции.

•  Дидактическая игра «Собери портфель».

Цели: обобщить знания детей о школе; вызвать интерес к школе, пробуждать позитивное отношение к обучению в школе; воспитывать собранность и аккуратность.

Ход игры:

1-й вариант. Из набора карточек ребенок самостоятельно выбирает те предметы, которые необходимы для обучения в школе.

2-й вариант. В игре участвуют два игрока. Один ребенок рассказывает о предмете, изображенном на карточке, другой должен узнать и назвать этот предмет, после чего кладет его в портфель.

3-й вариант. Воспитатель предлагает рассмотреть предметы, находящиеся в портфеле, и оставить только те, которые нужны в школе.

•  Дидактическая игра «Путешествие в школу».

Цели: пробуждать позитивное отношение к обучению в школе; продолжать развивать навыки игры в команде: отвечать на вопросы кратко; действовать по очереди и уметь ждать, не нарушая общего хода игры; помогать товарищу при затруднении.

Ход игры:

1-й вариант.

Воспитатель. Здравствуйте, ребята! Я приглашаю вас в путешествие по школе. Она мне хорошо знакома. Я хочу вас познакомить со школьными кабинетами и с тем, чем занимаются в школе ученики. Ходить по школе мы будем по плану. Вы знаете, что это такое?

Дети. Да.

Воспитатель. Какие кабинеты и комнаты вы узнали на плане?

Дети. Это столовая, потому что круги на плане обозначают столы и стулья. А это музыкальный зал, там нарисован рояль. Это класс, в нем много парт.

Воспитатель. В школе есть разные кабинеты-классы. В каждом кабинете вас ждут интересные задания. Отправляемся путешествовать по школе. Вы будете бросать кубик и передвигаться по волшебной дорожке. Внимание! Зеленые кружки обозначают, что нужно двигаться вперед, желтые – это физкультурные переменки, а красные – угощения в столовой.

Дети по очереди бросают кубик и передвигаются по плану. Выигрывает тот, кто первым пройдет по всей школе.

2-й вариант.

Воспитатель предлагает изменить правила. Сообщает, что путешествие по школе будет проходить по кабинетам.

Дойдя до кабинета медицинского работника, дети включаются в игру «Витамины – это жизнь». Они перечисляют продукты, в которых есть витамины А, В, С, Д, Е, и рассказывают, как эти витамины влияют на жизнедеятельность организма.

Остановившись рядом с классной комнатой, малыши отгадывают ребус:

Подойдя к столовой, дети произносят пословицу о пользе здорового питания.

У кабинета музыки дети исполняют песню о школе; у кабинета математики педагог предлагает решить задачу; у кабинета литературы называют сказки известных писателей и поэтов: А. С. Пушкина; К. И. Чуковского.

В спортивном зале дети выполняют физкультминутку. (При желании можно определить победителей.)

•  Сюжетно-ролевая игра «Школа».

Программные задачи: содействовать закреплению умения у детей самостоятельно распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли; понимать воображаемую ситуацию и действовать в соответствии с ней; расширять сферу социальной активности ребенка и его представления о жизни школы, предоставив ему возможность занимать различные позиции взрослых и детей (учитель – ученик – директор школы).

•  Предметно-игровая среда (оборудование): школьные принадлежности; доски; журналы; указки; карты, атласы; дневники; предметы-заместители.

•  Примерные игровые действия: поступление в школу; подготовка к школе, приобретение необходимых школьных принадлежностей; 1 сентября – торжественная линейка; урок; перемена; уход домой.

Ход игры:

Подготовку к игре педагог может начать с беседы о том, что дети через год пойдут в школу: «Кто будет хорошо считать, играть, рассказывать, хорошо вести себя, тот пойдет в школу».

Об экскурсии в школу воспитатель предупреждает детей за несколько дней, чтобы они ждали этого события, чтобы у них создалось особое, приподнятое, даже торжественное настроение: «Пройдет четыре дня, и мы пойдем на экскурсию в школу. Надо хорошо себя вести. В школе мы с вами посмотрим, как ребята сидят на занятиях, учатся, как отдыхают после занятий на перемене».

Педагог заранее договаривается о времени экскурсии, чтобы к приходу детей в школе подготовились. Школьники могут смастерить для малышей какие-нибудь поделки из бумаги, картона. Прийти в школу детсадовцам нужно во время урока; пока все учащиеся в классах, педагог водит детей по коридору, показывает им, как много в школе классов, рассказывает: «Во всех учатся дети, сейчас в коридоре никого нет, потому что идет урок, ученики занимаются: они пишут, читают, рассказывают, считают. Когда урок закончится, прозвенит звонок и они выйдут из классов, начнется перемена».

Также воспитателю надо привлечь внимание детей к тому, что в школе очень чисто, школьники не пачкают полы, стены, не сорят, вытирают ноги при входе в школу. Они дежурят в раздевалке, классе, коридоре. Надо показать детям столовую, зал, кабинет врача, мастерскую и рассказать об их назначении.

Потом детей отводят в класс, чтобы они видели, как школьники сидят за партами, как аккуратно на парте сложены тетради и книги, а на крючке висят портфели, показать, в каком порядке у детей тетради и учебники – чистые, целые, обернуты в обложки. Дети должны увидеть, как ученики встают, здороваясь и прощаясь, если в класс входят или из класса выходят взрослые, как поднимают руку, если хотят ответить, как встают, отвечая учительнице.

Малышам надо обязательно поблагодарить школьников за подарки. После того как прозвенит звонок, воспитатель должен объяснить дошкольникам, что урок закончился, школьники сейчас пойдут отдыхать на перемену в коридор, а дежурный откроет форточку, вытрет доску и подготовит класс к новому уроку. Нужно показать, как спокойно, не толкаясь, ученики выходят из класса в коридор, как играют, как по звонку строятся возле своего класса и дежурный впускает их в класс, как они встают, приветствуя входящего учителя. После этого гости должны поблагодарить хозяев, попрощаться и пригласить их к себе в детский сад.

После экскурсии желательно рассмотреть с детьми у себя в группе открытки, картинки, на которых изображена школьная жизнь, объяснить детям непонятное, задать вопросы, составить рассказы. Затем можно предложить детям нарисовать рисунки на тему «Школа».

Через день или два во время прогулки педагог может подойти с детьми к школе и рассказать о ней: большая, красивая, светлая, ее строило много рабочих, чтобы детям было удобно учиться; школу надо беречь. Нужно показать детям, как одни ученики уходят из школы домой, а другие идут на занятия (если есть вторая смена).

На занятиях воспитателю совместно с детьми надо изготовить ряд вещей, нужных для игры в «школу»: склеить портфели, пеналы, сделать маленькие тетради, альбомы для рисования, раскрасить маленькие палочки, превратив их в ручки, и положить вместе с маленькими карандашами в пеналы, а пеналы – в портфели и т. д. Воспитателю следует объяснить детям назначение всех школьных принадлежностей, чтобы процесс изготовления игровых предметов был осмысленным.

Также дети готовят кукольные фигурки, вырезают их из картона, рисуют одежду.

Когда все приготовления к игре будут сделаны, педагог с детьми рассматривает картинку, на которой изображен какой-нибудь эпизод из школьной жизни. Можно показать дошкольникам фильм или мультфильм о школе.

В начале игры педагог предлагает детям «построить» школу. Можно по рисунку-образу или дать возможность пофантазировать. Когда школа будет «построена», надо «организовать» в ней класс и коридор, затем «оборудовать» класс, расставив в нем «парты» и «стол» для учительницы, сделанные из крупного строительного материала или склеенные из картона.

Затем педагог раздает ребятам картонные фигурки и говорит: «Вы – папы и мамы. Это ваши дети. Им надо учиться в школе. Нужно купить в магазине портфели, тетради, альбомы, карандаши, пластилин, пенал; в парикмахерской подстричь дочку или сына; сходить к доктору. Он посмотрит, здоровы ли дети. Если дочка или сын больны, надо вылечить, а потом вести в школу». Затем папы и мамы должны привести детей в школу, потому что дети еще не знают дороги.

После этого игра начинается. Дети идут в магазин за покупками, потом в парикмахерскую, в поликлинику. Когда «папы» и «мамы» приводят своих детей в школу, там их встречает учительница (первый раз эту роль берет на себя воспитатель). Учительница здоровается с детьми, знакомится с ними и говорит, что она будет их учить. После этого предлагает родителям попрощаться с детьми и уводит детей в школу, где объясняет им, показывая класс, что они будут здесь учиться писать, считать, рисовать, лепить, потом ведет их в коридор, зал и т. д., по пути рассказывая, что и где они будут делать. В классе учительница рассаживает детей за парты, помогает повесить их портфели на место и начинает урок. Во время перемены дети выходят из класса, ходят по коридору, играют, завтракают в столовой и т. д.

Дети играют с картонными куклами, наблюдают, как и что делает воспитательница, какие роли придумывает для игрушек. Игра в «школу» заканчивается тем, что детей отпускают домой, их встречают родители, они готовят с ними уроки.

Через определенное время воспитатель предлагает ребятам поиграть самостоятельно, внимательно следит за игрой и в случае необходимости советом или своим участием оказывает помощь в развитии замысла, сюжета игры.

Затем педагог может предложить детям играть в «школу» без кукол. Дети распределяют игровые роли – учитель, ученики, директор, вахтер, договариваются о том, что все роли будут разыгрывать поочередно. Затем обсуждают, какие у них сегодня будут уроки. Игра начинается. Учитель ведет уроки, ставит оценки, ученики выполняют все его требования; директор присутствует на уроке, следит за его ходом, поведением учеников и делает записи в своей тетради; вахтер дает звонок. После проведения всех уроков по расписанию роли меняются.

Воспитатель может посоветовать ребятам следующие сюжеты игры: одним детям взять с собой в школу завтрак, другим – позавтракать в школьной столовой; напомнить всем детям: не опаздывать на урок, слушаться учительницу, осторожно переходить улицу по дороге в школу; устроить в школе праздник – украсить класс и подготовить выступления, пригласить на праздник малышей из детского сада (детей из другой группы) и т. д.

После каждой игры воспитатель проводит обсуждение. Если в разыгрывании ролей дети допускают ошибки, нарушают внутренние правила игры (например, учитель кричит на детей, часто их наказывает, директор и уборщица не знают, что им делать в игровых ролях), воспитатель предлагает детям варианты более правильного и интересного ролевого поведения. Лучше, если воспитатель возьмет на себя роль директора. Это позволит ему непосредственно обогатить содержание игры в воображаемой ситуации.

Он вызовет к себе в кабинет учителя и посоветует ему, как нужно вести себя с детьми, как организовать игры и хороводы с детьми на переменах; поможет правильно составить расписание уроков; пригласит на работу учителей-предметников по физкультуре, ритмике, пению (чтобы многие дети смогли побывать в активных ролях).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Примерный план недели игры по гендерному подходу в воспитании: «Я мальчик – будущий мужчина, Я девочка - будущая женщина» в подготовительной к школе группе.»

Задачи:• Воспитывать культуру взаимоотношений между мальчиками и девочками;• Закреплять знания о здоровом образе жизни;• Способствовать укреплению физического здоровья детей;• Упражнять в различ...

календарно -тематическое планирование работы с будущими мамами "Оказание консультативной помощи будущим мамам"

№тема, цельматериалы, оборудованиеформа проведенияЦель: формировать представление будущих мам о психологической составляющей беременности, помочь расслабиться, погрузиться в свою беременность, н...

Клуб будущих первоклассников Консультация Тема: «Что нужно знать родителям будущих первоклассников».

Часто родители прибывают в некотором заблуждении по поводу подготовленности их детей к школьному обучению. Заблуждение это заключается в родительской уверенности в том, что ребёнок считается подготовл...

Консультация для родителей будущих первоклассников «Портрет будущего первоклассника».

Школа – это совершенно новая жизнь для ребёнка. Она создаёт такие формы регламентации жизни ребёнка, с которыми он ещё не сталкивался. Готовить ребёнка к школе необходимо, поскольку избежать приспособ...

Памятка для родителей будущего первоклассника Общие рекомендации родителям будущих первоклассников.

Памятка для родителей будущего первоклассника Общие рекомендации родителям будущих первоклассников. ...

Памятка для родителей будущего первоклассника Общие рекомендации родителям будущих первоклассников.

Принято считать, что дошкольника не учат, а развивают. Учебный процесс – основной вид деятельности только школьника. А ребенок 6-7 лет новые сведения о мире и людях получает через игровую деятел...

«О будущем не говорят, его делают!» Мастер класс «Играющие дети – взгляд из будущего»

В современном мире  дети  стали очень зажаты и внутренне и физически (пластически).  Редко встретишь сейчас  ребёнка открытого с природной   естественностью, которой ребё...