Значение дидактических игр и занятий в группе раннего возраста
элективный курс (младшая группа) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_pervye_gody_zhizni_deteyproishodyat_ochen_sushchestvennye_izmeneniya_v_ih_razvitii.docx | 10.15 КБ |
Предварительный просмотр:
В первые годы жизни детей происходят очень существенные изменения в их развитии. В раннем возрасте ребенок овладевает величайшим достоянием человечества — речью. Этот бурный процесс развития не происходит сам собой, только благодаря природным возможностям организма. Нормальное созревание высшей нервной деятельности — необходимое условие полноценного развития ребенка. Но одних природных задатков для этого недостаточно, нужны дополнительные воздействия со стороны воспитывающих ребенка людей, для правильного развития ребенка недостаточно лишь нормального строения его организма и присущих человеку биологических задатков, необходимо еще активное воздействие на него окружающих взрослых людей.
Ценность раннего обучающего воздействия давно подмечена народом: им созданы детские песенки, потешки, игрушки и игры, которые забавляют и учат маленького ребенка. Например, такая испытанная веками потешка, как «Ладушки, ладушки» , заставляет малыша прислушиваться к тому, что говорит взрослый, следить за его действиями, подражать им (хлопать в ладоши, поднимать руки, опускать их на голову) . Народ создал чудесные произведения — потешки, прибаутки, с тем чтобы дети в игре словом учились тонкостям родного языка. Некоторые прибаутки побуждают подражать несложным звукосочетаниям, овладевать разными интонациями речи. Другие включают в себя незаменимый материал для упражнения детей в произнесении звуков.
Богатые возможности для сенсорного развития и совершенствования ловкости рук таят в себе народные игрушки : башенки, матрешки, неваляшки, разборные шары, яйца и многие другие. Детей привлекают красочность этих игрушек, забавность действий с ними. Играя, ребенок приобретает умение различать форму, величину, цвет предметов, овладевает разнообразными движениями, действиями. И все это своеобразное обучение элементарным знаниям и умениям осуществляется в формах увлекательных, доступных ребенку.
Народная мудрость создала дидактическую игру , которая является для маленького ребенка наиболее подходящей формой обучения.
Многому можно научить ребенка в процессе повседневного общения с ним в быту, во время режимных процессов (умывания, одевания и др., а также на прогулках, в играх). Но наиболее активной формой обучающего воздействия являются специально организуемые воспитателем дидактически направленные занятия и игры . На них воспитатель имеет возможность систематически, постепенно усложняя материал, развивать восприятие детей , сообщать им доступные сведения, формировать умения и некоторые важные качества. Организованный характер занятий , выделение для них особого времени в режиме дня дают воспитателю возможность заранее продумать содержание, подбор детских игр, воздействовать на всех детей . Как выше говорилось, наиболее соответствующей раннему возрасту формой обучения являются дидактические игры , когда ребенок, играя, незаметно для себя усваивает те сведения и умения, которые взрослый считает необходимым ему дать.
Игровая форма обучения — ведущая на ступени раннего детства . Но уже в этом возрастеона не является единственной. На втором, тем более на третьем году жизни внимание ребенка привлекает многое из того, что окружает его : ребенок может длительно рассматривать картинки, домашних животных, движущийся на улице транспорт. Он с интересом следит за действиями взрослых. Преднамеренный характер дидактических игр и занятий выдвигает необходимость определенной программы сведений, нужных детям, а также тех умений и качеств, которые должны быть у них сформированы.
Дидактические игры и занятия дадут хороший результат лишь в том случае, если воспитатели ясно представляют , какие задачи могут быть решены в процессе их проведения и в чем особенности организации этих занятий на ступени раннего детства .
Дидактические игры и занятия очень важны для умственного воспитания маленьких детей . Во время занятийу ребенка вырабатываются важные качества, необходимые для успешного умственного развития. Развитие сосредоточенности и способности к подражанию — необходимое условие усвоения детьми сведений и умений. Это одна из важных задач, которая должна быть решена во время занятий , тем более что не все дети в равной мере овладевают этими качествами. Вызывая подражание своим действиям и словам, воспитатель учит детей внимательно присматриваться, вслушиваться, понимать и в меру своих возможностей делать то, что от них требуется. Особенно хорошо дети усваивают сведения об окружающих их предметах и явлениях, когда они имеют возможность не только созерцать, но и активно действовать. Таким образом, роль дидактических игр и занятий в умственном воспитании детей несомненна .
Дидактические игры и занятия имеют определенное значение в нравственном воспитании детей . У них постепенно вырабатывается умение действовать в среде сверстников, что вначале дается нелегко. Сначала ребенок приучается делать что-то рядом с другими детьми, не мешая им, не забирая у них игрушек и сам не отвлекаясь. Затем он привыкает к совместной с другими детьми деятельности : вместе смотреть игрушки, картинки, животных, вместе плясать, ходить и т. д. Здесь зарождаются первый интерес к действиям другого ребенка и радость общих переживаний.
Во время занятий постепенно формируется некоторая сдержанность, организованность, целенаправленность поведения, достижение результата вызывает чувство радости. У детей формируются навыки осторожного пользования игрушкой, картинкой и бережного отношения к ним. Уже на этой ступени можно формировать первые отношения к окружающему.
Очень важно помнить, что занятия должны создавать у детей хорошее настроение , вызывать радость : ребенок радуется тому, что узнал что-то новое, радуется своему достижению, умению произнести слово, что-то сделать, добиться результата, радуется первым совместным с другими детьми действиям и переживаниям. Эта радость является залогом успешного развития детей на ступени раннего возраста и имеет большое значение для дальнейшего воспитания .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект занятия II группе раннего возраста во по познавательному развитию "Маша и Медведь в гостях у малышей" с применением дидактической игры.
Занятие по познавательному развитию "Маша и Медведь в гостях у малышей" в группе раннеговозраста направлено на формирование познавательных действий. Все задачи реализуются через игровые ситуации...
Основные дидактические принципы и условия проведения игр-занятий в группе раннего возраста
Ребенок раннего возраста многое приобретает в процессе индивидуального общения с взрослыми и обучения в быту, играх, на прогулке. Но наиболее активной формой обучающего воздействия является специально...
Рабочая программа по образовательному компоненту «Игры-занятия с дидактическим материалом» для детей первой группы раннего возраста общеразвивающей направленности (от 1,5 до 2 лет)
Рабочая программа для группы раннего возраста...
Конспект игры занятия с дидактическим материалом с детьми второй группы раннего возраста (2 год жизни) «Игра с цветными шариками» (красными)
Цель: создание условий для формирования представлений обосновных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете....
Значение дидактической игры в развитии речи детей раннего возраста
Ранний возраст - совершенно особый период - период созревания всех органов и систем ребенка. Современные психолого-педагогические исследования свидетельствуют о больших возможностях детей раннего возр...
Значение дидактических игр в речевом развитии детей раннего возраста
laquo;Игра — это огромное светлое пятно, через котороев духовный мир ребенка вливается живительныйпоток представлений и понятий об окружающеммире. Игра — это искра, зажигающая огонёкпытли...