ПРОГРАММА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА «В ГОСТЯХ У СКАЗКИ»
материал на тему

Набиуллина Елена Мироновна

Знакомство детей с фольклорными произведениями способствует развитию речи, пополнению и обогащению их словарного запаса, в игровой деятельности развивает устную речь ребенка, его фантазию и воображение, влияет на духовное развитие, учит определенным нравственным нормам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  

детский сад № 6 с. Субханкулово муниципального района

 Туймазинский район Республики Башкортостан

                                                                             

Утверждаю

Заведующий МБДОУ

детского сада № 6 с. Субханкулово

__________Г.Р. Абунагимова

ПРОГРАММА

РЕЧЕВОГО  РАЗВИТИЯ

ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА  

«В ГОСТЯХ У СКАЗКИ»

Автор-составитель:

воспитатель  Набиуллина Е.М.

Принято на педагогическом совете

Протокол № __ от ________20__ г.

с. Субханкулово

Название программы: «В гостях у сказки» для детей 3-4 лет

Направленность программы:  речевое

Название организации: МБДОУ детский сад № 6 с. Субханкулово

Сроки реализации программы: один год

 Пояснительная записка

Сказка является наиболее доступным материалом для развития психической деятельности ребенка. Мир сказки чудесен, он уникален и неповторим по своим возможностям. Сказки для детей младшего возраста (3-4 года) просты, носят цикличный характер — многократное повторение сюжета с небольшим изменением. Эта особенность народных сказок позволяет ребенку лучше запомнить сюжет и развивает память. Именно сказки помогают пробудить интерес к слову.

В сказке подробно излагается схема последовательно выполняемых действий. Это очень важно для ребенка, ведь чтобы усвоить связь между причиной и следствием, ему необходимо прослеживать каждый шаг от начала пути до его завершения.

Дети младшего возраста способны запоминать значительные отрывки из любимых произведений. Их внимание становится более устойчивым, повышается интерес к окружающим явлениям и предметам, мышление носит наглядно-действенный характер, поэтому мы предлагаем выполнять задания по сюжету сказки; подчеркивать предметы, принадлежащие к одной группе (посуда, одежда) и т. д. Дети могут концентрировать внимание более продолжительное время, и в этом им помогут игры с героями сказок, которым ребенок помогает находить выход из разных лабиринтов, находить отличия или тождества.

Сказка служит наилучшим материалом для игры-инсценировки. Играя, ребенок способен понять и оценить поступки героев сказки, осудить поступки отрицательных героев, оценить собственные действия и действия других людей. В сказках герои бывают плохие и хорошие — ребенок всегда хочет взять на себя роль положительного героя. Ребенок уже способен перенести полученные знания в повседневную жизнь, это помогает ему регулировать свое поведение, налаживать отношения со сверстниками и взрослыми. Ребенок начинает овладевать нормами и правилами поведения, у него формируются представления о том, что хорошо, а что плохо.

В младшем возрасте продолжает развиваться половое различие. При инсценировке сказок дети выбирают героев сказки по половому признаку — девочки хотят взять на себя роль лисички, белочки, Машеньки, а мальчики — роль зайчиков, медведей, Ванечки.

Развивается речь, обогащается словарь за счет имен существительных, прилагательных, глаголов, местоимений, наречий. Язык сказки ритмичен, слова зарифмованы, героям даны определения — это также позволяет ребенку обогатить словарь и лучше запомнить и понять содержание сказки. С развитием речи у ребенка начинает развиваться мышление. Слова для него уже носят обобщающий характер. Продолжают формироваться элементарные математические представления. Дети учатся находить один предмет и много предметов, сравнивать группы предметов, определять, каких предметов больше. Дети могут соотнести, найти по просьбе и обозначить словом цвет, форму и величину предметов.

Следует помнить правило: «Нельзя говорить в пространство». Бесполезно говорить, пока ребенок не настроился на восприятие речи.

В раннем возрасте дается только положительная оценка работы детей. Назовите каждого ребенка по имени и похвалите его.

Актуальность данной программы. Знакомство детей с фольклорными произведениями способствует развитию речи, пополнению и обогащению их словарного запаса, в игровой деятельности развивает устную речь ребенка, его фантазию и воображение, влияет на духовное развитие, учит определенным нравственным нормам.

   

Цель программы: формирование умений вслушиваться в речь, понимать ее содержание, а также сосредотачиваться, «настраиваться» на восприятие речи.

Задачи:

Образовательные:

  • продолжать совершенствовать общую и мелкую моторику;
  • расширять словарный запас, понимать значение антонимов,
  • способствовать употреблению слов в самостоятельной речи;
  • подбирать нужное по смыслу слово;
  • заканчивать начатую взрослым фразу.
  • совершенствовать мелкую и общую моторику;
  • расширять активный словарь за счет прилагательных-антонимов, обозначающих эмоциональные состояния;
  • закреплять счет в пределах пяти;
  • согласовывать существительные с числительными.

Развивающие: 

  • продолжать развивать зрительное и слуховое внимание;
  • двигательную и тактильную память;
  • устанавливать причинно-следственные связи.
  • продолжать развивать слуховую и зрительную память, мышление, воображение.
  • устанавливать причинно-следственные связи.

Воспитательные: 

  • учить ребенка внимательно слушать сказку, дослушивать ее до конца, совместно рассказывать сказку, соблюдая последовательность сюжета;
  • воспитывать умение сопереживать героям, разделять их чувства.
  • отвечать на вопросы; внимательно слушать ответы других детей;
  • сопереживать героям сказки, разделять их чувства.

Целевые группы:  Программа рассчитана на детей дошкольного 3-4 лет

Формы и режим занятий: групповые занятия 1 раз в неделю,  во второй половине дня, длительностью 15 мин.

Предполагаемые результаты:

  • Говорить не торопясь, внятно 
  • Отвечать на вопросы взрослого 
  • Рассказывать о виденном в 2-4 предложениях 
  • Произносить все гласные и согласные звуки, кроме шипящих и сонорных 
  • Согласовывать слова в роде, числе, падеже 
  • Употреблять предложения с однородными членами 
  • Воспроизводить содержание художественных произведений с помощью вопросов воспитателя 

Учебно-тематический план:

Месяц

Наименование тем

Количество часов

Первый год обучения

Сентябрь

слушаем сказку «Волк и козлята»

1

рассказываем сказку «Волк и козлята»

1

показываем сказку «Волк и козлята»

1

Октябрь

слушаем сказку «Маша и медведь»

1

рассказываем сказку «Маша и медведь»

1

показываем сказку «Маша и медведь»

1

Ноябрь

слушаем сказку «Кот, петух и лиса»

1

рассказываем сказку «Кот, петух и лиса»

1

показываем сказку «Кот, петух и лиса»

1

Декабрь

слушаем сказку «У страха глаза велики»

1

рассказываем сказку «У страха глаза велики»

1

показываем сказку «У страха глаза велики»

1

Январь

слушаем сказку «Три медведя»

1

рассказываем сказку «Три медведя»

1

показываем сказку «Три медведя»

1

Февраль

слушаем сказку «Заюшкина избушка»

1

рассказываем сказку «Заюшкина избушка»

1

показываем сказку «Заюшкина избушка»

1

Март

слушаем сказку «Снегурушка и лиса»

1

рассказываем сказку «Снегурушка и лиса»

1

показываем сказку «Снегурушка и лиса»

1

Апрель

слушаем сказку «Как коза избушку построила»

1

рассказываем сказку «Как коза избушку построила»

1

показываем сказку «Как коза избушку построила»

1

Май

слушаем сказку «Лиса и кувшин»

1

рассказываем сказку «Лиса и кувшин»

1

показываем сказку «Лиса и кувшин»

1

                    Итого:

27

Содержание программы

1. Звуковая культура:

  • Развивать слуховое восприятие, речевой слух и речевое дыхание, уточнять и закреплять артикуляцию звуков, вырабатывать правильный темп речи, интонацию, выразительность.

2. Грамматический строй:

  • Учить согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже, употреблять существительные с предлогами.
  • Учить употреблять в речи имена существительные, обозначающие животных и их детёнышей (в форме единственного и множественного числа).

3. Связная речь:

  • Побуждать детей отвечать на вопросы, отгадывать загадки, поддерживать диалог.
  • Вовлекать детей в разговор во время наблюдений за живым объектом.
  • Обучать умению слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него, говорить в нормальном темпе.

4. Театрализованная деятельность:

  • Развивать у детей полноценное ощущение ролей и возможностей, связанных «проживанием в ней» (эмоции, чувства, ощущения).
  • Продолжать учить детей входить в мир взрослых при помощи игры, создавать в ней свой собственный мир, постоянно экспериментируя, творя, воображая.
  • Одновременно развивать интеллектуальное и эмоциональное начало.

Возраст детей:  3-4 лет

Название темы

Задачи

Методы и приемы организации

Слушаем сказку «Волк и козлята»

Воспитательные — учить ребенка внимательно слушать сказку, дослушивать ее до конца, совместно рассказывать сказку, соблюдая последовательность сюжета; воспитывать умение сопереживать героям, разделять их чувства.

Обучающие — продолжать совершенствовать общую и мелкую моторику; расширять словарный запас, понимать значение антонимов «тонкий—толстый» (голос) способствовать употреблению данных слов в самостоятельной речи; подбирать нужное по смыслу слово; заканчивать начатую взрослым фразу.

Развивающие — продолжать развивать зрительное и слуховое внимание; двигательную и тактильную память; устанавливать причинно-следственные связи.

Знакомство со сказкой. Поставить перед детьми красиво оформленную коробку с фигурками — персонажами сказки (коза, пять козлят, волк, медведь-кузнец). Рассказывать (читать) сказку. По ходу чтения сказки выставлять на столе фигурки тех персонажей сказки, о которых сейчас рассказываете.

Рассказы-ваем сказку «Волк и козлята»

Воспитательные — отвечать на вопросы; внимательно слушать ответы других детей; сопереживать героям сказки, разделять их чувства.

Обучающие — совершенствовать мелкую и общую моторику; расширять активный словарь за счет прилагательных-антонимов, обозначающих эмоциональные состояния (веселый — грустный, злой — добрый); закреплять счет в пределах пяти; согласовывать существительные с числительными «два», «пять».

Развивающие — продолжать развивать слуховую и зрительную память, мышление, воображение, устанавливать причинно-следственные связи.

Совместное рассказывание сказки. Рассказ сказки. Предложить детям в этом активно участвовать. По ходу развития сюжета сказки выставлять фигурку нужного персонажа. Если дети затрудняются в пересказе, предложить им договаривать начатую вами фразу.

Показы-ваем сказку «Волк и козлята»

Воспитательные — вырабатывать умение дослушивать сказку до конца; воспитывать умение подражать; согласовывать свои действия с действиями других детей.

Обучающие — выполнять правила игры; продолжать совершенствовать общую, мелкую и артикуляторную моторику; закреплять навыки счета (пересчитывать предметы в пределах пяти); соотносить количество предметов с соответствующей цифрой; вводить в активный словарь новые глаголы и прилагательные; использовать в активной речи предлоги «в», «на», «за».

Развивающие — развивать наблюдательность; зрительное и слуховое восприятие, внимание, память; устанавливать причинно-следственные связи.

Предложить детям отправиться в кукольный театр и посмотреть сказку «Волк и козлята». Сказать, что актерами сегодня будут дети и куклы. Рассказать о правилах поведения в театре (не шуметь, не разговаривать, не шуршать, громко апплодировать).

Слушаем сказку «Маша и медведь»

Воспитательные — продолжать формировать у детей умение внимательно слушать сказку; дослушивать ее до конца; отвечать на вопросы взрослого; сопереживать героям сказки.

Обучающие — обучать правильно выполнять игровые задания; продолжать совершенствовать общую и мелкую моторику; активизировать словарь за счет существительных, обозначающих названия лесных ягод (малина, земляника, черника); способствовать употреблению и усвоению слов в самостоятельной речи; учить употреблять существительные мужского и женского рода в родительном, винительном падежах; знакомить с понятиями «по одному», «ни одного»; согласовывать существительные с числительным «два».

Развивающие — развивать зрительное, слуховое, тактильное внимание и память; продолжать развивать воображение.

Знакомство со сказкой. Рассказ сказки
«Маша и медведь». По ходу рассказа выставлять фигурки героев сказки и декорации на фланелеграф.

Рассказываем сказку «Маша и медведь»

Воспитательные — продолжать воспитывать учебные навыки; отвечать на вопросы по тексту; сопереживать героям сказки.

Обучающие — продолжать совершенствовать общую и мелкую моторику; активизировать словарный запас за счет имен существительных (чаща, деревня, короб, овражки); прилагательных (умная, находчивая); пересказывать сказку, договаривая фразу.

Развивающие — продолжать развивать зрительное внимание, память; развивать способности в замещению, умение читать графические рисунки (символы).

Совместное рассказывание сказки. Предложить детям вместе вспомнить и рассказать сказку «Маша и медведь».

Возять разноцветный мяч и рассказать сказку. Закончив логически завершенной отрывок, передайте мяч ребенку, сидящему справа, и предложите ему продолжить рассказ (ребенок должен рассказать 1-2 предложения из текста сказки). Во время рассказа выставляйте на фланелеграф тех персонажей сказки, о которых в данный момент рассказывает ребенок.

Если у ребенка возникает затруднение, помогите ему — закончите начатую им фразу или задайте наводящий вопрос.

Показы-ваем сказку «Маша и медведь»

Воспитательные — продолжать вырабатывать умение подражать; учить согласовывать свои действия с действиями других детей.

Обучающие — совершенствовать общую и мелкую моторику детей; обогащать словарь за счет новых имен прилагательных, глаголов; учить использовать в активной речи предлоги «около», «из».

Развивающие — развивать творческие способности детей; совершенствовать зрительное внимание и память; развивать воображение.

Инсценировка сказки. Сказать детям, что сегодня будет показан спектакль «Маша и медведь». Предложить детям стать актерами. Распределить роли. Показ пальчивого театра

Слушаем сказку «Кот, петух и лиса»

Воспитательные - формировать в детей умение внимательно слушать рассказ взрослого; дослушивать текст до конца, не перебивая говорящего; умение сопереживать героям сказки, разделять их чувства.

Обучающие — совершенствовать общую и мелкую моторику; расширять словарный запас за счет новых имен существительных (жердочка), прилагательных (петушиного), глаголов (стеречь, приберет, подметет); вводить в активную речь наречие «рано»; закреплять счет в пределах пяти; учить согласовывать числительные «два», «пять» с существительными в роде и числе. 

Развивающие — продолжать развивать зрительное, слуховое и тактильное восприятие; развивать наблюдательность и воображение.

Знакомство со сказкой. Сказать, что Петушок сегодня расскажет сказку «Кот, петух и лиса». Напомните, что дети должны слушать внимательно, а думать старательно. Рассказать (или прочитать текст сказки), одновременно выставляя фигурки персонажей сказки и необходимые декорации.

Рассказываем сказку «Кот, петух и лиса»

Воспитательные — продолжать вырабатывать учебные навыки; формировать умение слушать ответы других детей, не перебивать говорящего.

Обучающие — совершенствовать общую и мелкую моторику; расширять активный словарь за счет новых имен прилагательных, глаголов; учить отвечать на вопросы взрослого по тексту сказки.

Развивающие — продолжать развивать зрительное, тактильное и слуховое восприятие; учить устанавливать причинно-следственные связи; развивать способность к замещению и умение читать символы на мнемокарте.

Совместное рассказывание сказки. Предложите детям вспомнить и вместе рассказать сказку «Кот, петух и лиса». Начать рассказывать сказку, жестом предлагая каждому ребенку продолжить рассказ. При пересказе каждый ребенок должен произнести 1-2 предложения.

Если ребенок затрудняется, предложите ему договаривать реплики петушка: «Несет меня лиса за темные леса, за высокие горы! Котик-братик, выручи меня! ».

Показываем сказку «Кот, петух и лиса»

Воспитательные — продолжать воспитывать уважение к действиям сверстников; дослушивать реплики до конца, не перебивать других детей; сопереживать героям сказки, разделять их чувства.

Обучающие — совершенствовать мелкую и общую моторику; продолжать активизировать словарь за счет новых глаголов, прилагательных и наречий (далеко, близко); закреплять счетные навыки; продолжать знакомить детей с цифрами (от 1 до 5); соотносить количество с обозначающей его цифрой; учить проводить простейшую инсценировку.

Инсценировка сказки. Вспомнить вместе с детьми всех героев сказки и назвать их. Предложить детям стать актерами кукольного театра. Спросить, кто и кем хочет быть в сказке. Надеть каждому актеру его героя на пальчик. Предложить актерам познакомить детей с персонажами сказки (кот, лиса, петух, дети лисы — Чучелка и Подчучелка) — согнуть пальчик с надетой на него пальчиковой куклой и назвать ее. Предложить детям вместе рассказать сказку, используя пальчиковый театр.

Слушаем сказку «У страха глаза велики»

Воспитательные — формировать умение внимательно слушать рассказ взрослого; вырабатывать учебные навыки: отвечать на вопросы взрослого, не перебивать говорящего; воспитывать положительные качества личности — уверенность в себе, смелость, умение сопереживать героям.

Обучающие—обогащать словарь ребенка за счет звукоподражаний (ко-ко, пи-пи, ох-ох, топ-топ), имен существительных (колодец, колода, след), указательных слов и служебных частей речи (вот, где, да, нет); способствовать употреблению усвоенных слов в самостоятельной речи; учить употреблять имена существительные в именительном падеже; развивать слуховое внимание (повышение внимания к речи взрослого).

Развивающие — развивать у детей зрительное и слуховое внимание — внимательно рассматривать сюжетную картинку; узнавать цветные и силуэтные изображения; умение вслушиваться в речь взрослого.

Знакомство со сказкой. Предложить ребенку послушать сказку. Рассказывать сказку, выставляя фигурки соответствующих персонажей на сюжетную картинку.

Предложить ребенку в соответствии с его речевыми возможностями повторять звукоподражания.и слова (ох-ох, пи-пи, ко-ко-ко, топ-топ), произносимые в процессе рассказывания сказки.

Рассказываем сказку «У страха глаза велики»

Воспитательные — вырабатывать у ребенка учебные навыки: отвечать на вопросы взрослого, не перебивать говорящего; воспитывать положительные качества личности — уверенность в себе, смелость, умение сопереживать героям сказки.

Обучающие — расширять активный словарь ребенка за счет имен прилагательных, обозначающих величину (большой, маленький, побольше, поменьше); способствовать употреблению усвоенных слов в самостоятельной речи; учить употреблять в речи существительные в родительном падеже; употреблять в речи предлог «у»; развивать слуховое внимание — повышение внимания к речи говорящего.

Развивающие — развивать зрительное и слуховое внимание — умение рассматривать иллюстрации, узнавать изображенных героев сказки по контурному изображению; умение вслушиваться в речь взрослого, развивать память — обучение глобальному чтению.

Совместное рассказывание сказки (с опорой на предметные картинки). Рассказывание (чтение) сказки по тексту,

Показы-ваем сказку «У страха глаза велики»

Воспитательные — вырабатывать учебные навыки — умение дослушивать сказку до конца; держать правильную (рабочую) позу за столом; воспитывать умение подражать; учить согласовывать свои действия при проведении простой инсценировки.

Обучающие — совершенствовать мелкую моторику; учить правильно держать карандаш или фломастер, использовать в активной речи предлоги «в», «под»; закреплять навыки глобального чтения; учить помогать взрослому проводить простую инсценировку знакомой сказки.

Развивающие — развивать слуховое и зрительное внимание ребенка, логическое мышление — умение сравнивать, анализировать

Инсценировка сказки. Рассказать (читать) сказку, останавливаясь при появлении каждого персонажа. Попросить ребенка выставить фигурку названного персонажа. Подложить к фигурке карточку для глобального чтения с соответствующим словом.

Слушаем сказку «Три медведя»

Воспитательные — продолжать формировать умение слушать рассказ взрослого, не перебивая, дослушивать его до конца; формировать положительные качества, умение сопереживать.

Обучающие — продолжать совершенствовать общую и мелкую моторику; расширять словарный запас за счет имен прилагательных, глаголов; способствовать употреблению усвоенных слов в самостоятельной речи; учить правильно пользоваться в активной речи предлогами «под», «за».

Развивающие — развивать умение вслушиваться в речь взрослого; развивать внимание, воображение и мышление.

Знакомство со сказкой. Показать детям книжку «Три медведя». Спросить: «Кто догадался, какую сказку мы сегодня будем читать?» Выслушать ответы детей. Спросить, почему они так думают (на обложке нарисованы три медведя). Обратите внимание детей на персонажей сказки, стоящих перед ними на столике. Рассказать (или прочитать) сказку. Предложить детям по ходу чтения сказки выставлять фигурки и называть героев сказки. (Папа — Михайло Иванович, мама — Настасья Петровна, медвежонок — Мишутка, девочка — Машенька.)

Рассказываем сказку «Три медведя»

Воспитательные — продолжать вырабатывать учебные навыки; умение слушать рассказ сверстников; не перебивать говорящего; отвечать на вопросы взрослого по тексту сказки.

Обучающие — продолжать совершенствовать общую и мелкую моторику; обучать элементарному пересказу (договаривать фразы, рассказывать по очереди 1-2 предложения из текста).

Развивающие — развивать внимание, мышление, наблюдательность; способность устанавливать причинно-следственные связи, отвечать на вопрос почему?

Совместное рассказывание сказки. Предложить детям вместе рассказать сказку «Три медведя». Возять на себя роль сказочника. Рассказывать сказку, предложив детям (по желанию) продолжить пересказ.

Дети принимают активное участие в пересказе.

Показы-ваем сказку «Три медведя»

Воспитательные — продолжать воспитывать умение подражать; согласовывать свои действия с действиями других детей; умение сопереживать героям сказки, разделять их чувства.

Обучающие — совершенствовать общую и мелкую моторику; вводить в словарь новые глаголы, прилагательные; учить проводить элементарную инсценировку уже знакомой сказки.

Развивающие — продолжать развивать зрительное и слуховое восприятие, память, воображение, мышление.

Инсценировка сказки. Рассказывание сказки при активном участии детей. Поставить перед ними коробку с персонажами сказки. Дети по очереди (по желанию) выставляют по ходу пересказа сказки соответствующие фигурки настольного театра.

Слушаем сказку «Заюшки-на избушка»

Воспитательные — формировать у детей умение внимательно слушать рассказ взрослого; вовлекать в совместные виды деятельности; вырабатывать учебные навыки: отвечать на вопросы взрослого, уметь слушать ответ другого ребенка.

Обучающие — совершенствовать общую моторику; расширять словарный запас за счет прилагательных и глаголов; вводить в активный словарь антонимы (маленький — большой, громко — тихо); употреблять в речи имена существительные с предлогом «у» в родительном падеже; обучать умению подбирать нужное по смыслу слово и заканчивать фразу, начатую взрослым.

Развивающие — развивать зрительное и слуховое внимание — умение вслушиваться в речь взрослого, отгадывать загадки.

Знакомство со сказкой. Предложить послушать сказку. Рассказывать сказку, выставляя фигурки соответствующих персонажей на сюжетные картинки.

Предложить детям в соответствии с их речевыми возможностями повторять звукоподражания и слова («заяц», «собаки», «ав-ав-ав!», «вон!», «медведь», «петушок— золотой гребешок», «ку-ка-ре-ку!»), произносимые взрослым в процессе рассказывания сказки.

Рассказываем сказку «Заюшки-на избушка»

Воспитательные — вырабатывать у ребенка учебные навыки: отвечать на вопросы где это? кто это?, что это?; не перебивать говорящего; воспитывать положительные качества личности — уверенность в себе, смелость, умение сопереживать.

Обучающие — объяснять, как сравнивать два предмета по размеру (длиннее— короче, выше — ниже, больше — меньше), способствовать употреблению усвоенных слов в самостоятельной речи; учить употреблять в речи имена существительные в предложном падеже (о ком загадка? — о зайце), в родительном падеже (нет кого? — лисы).

Развивающие — развивать зрительное внимание — умение рассматривать иллюстрации, узнавать изображения и силуэты; развивать слуховое внимание— умение вслушиваться в речь взрослого; развивать зрительную память (обучение глобальному чтению).

Совместное рассказывание сказки. Рассказывание сказки, а ребенок  выставляет фигурку нужного персонажа, совершая описываемые действия и договаривает фразу.

Показы-ваем сказку «Заюшки-на избушка»

Воспитательные — вырабатывать учебные навыки — умение слушать сказку до конца, держать правильную (рабочую) позу за столом; воспитывать умение подражать; учить согласовывать свои действия при проведении простой инсценировки.

Обучающие — совершенствовать мелкую моторику — выполнять точные движения пальцами ведущей руки; составлять предложения с однородными определениями; закреплять навыки глобального чтения; учить помогать проводить простую инсценировку знакомой сказки.

Развивающие — развивать слуховое и зрительное внимание ребенка.

Инсценировка сказки. Глобальное чтение. Рассказывание (чтение) сказки. Ребенка по ходу чтения сказки выбирает одновременно фигурку названного персонажа и карточку с соответствующим словом.

Слушаем сказку «Снегу-рушка и лиса»

Воспитательные — формировать у детей умение внимательно слушать рассказ взрослого, вовлекать в совместные виды деятельности; вырабатывать учебные навыки: отвечать на вопросы, уметь слушать ответ другого ребенка.

Обучающие — совершенствовать общую моторику; расширять словарный запас за счет имен прилагательных и глаголов; вводить в активный словарь детей антонимы (маленький — большой, громко — тихо); употреблять в речи имена существительные с предлогом «у» в родительном падеже; уметь подбирать нужное по смыслу слово и заканчивать фразу, начатую взрослым.

Развивающие — развивать зрительное и слуховое внимание — умение вслушиваться в речь взрослого, отгадывать загадки.

Знакомство со сказкой. Предложить послушать сказку. Рассказывайть сказку, выставляя фигурки соответствующих персонажей на сюжетные картинки Предложить детям в соответствии с их речевыми возможностями повторять звукоподражания и слова («Ау, ау!», «медведь», «волк», «лиса», «дедушка», «бабушка», «Снегурушка»), произносимые в процессе рассказывания сказки.

Рассказываем сказку «Снегу-рушка и лиса»

Воспитательные — вырабатывать у ребенка учебные навыки: отвечать на вопросы где это? кто это?, что это?, не перебивать говорящего; воспитывать положительные качества личности — уверенность в себе, смелость, умение сопереживать.

Обучающие — учить согласовывать глаголы настоящего времени с именами существительными в числе; способствовать употреблению усвоенных слов в самостоятельной речи; учить употреблять в речи имена существительные в родительном падеже (нет бабочек).

Развивающие — развивать зрительное внимание — умение рассматривать иллюстрации, узнавать изображения и силуэты, сравнивать сюжетные изображения; развивать слуховое внимание — умение вслушиваться в речь взрослого; развивать зрительную память — обучение глобальному чтению; развивать сенсорные представления.

Совместное рассказывание сказки (с опорой на предметные картинки). Рассказывать (читать), а ребенка попросить по ходу развития сюжета выставлять изображение нужного персонажа, совершать описываемые с ним действия и договаривать фразу.

Показы-ваем сказку «Снегу-рушка и лиса»

Воспитательные — вырабатывать учебные навыки — умение слушать сказку до конца, держать правильную (рабочую) позу за столом; воспитывать умение подражать; учить согласовывать свои действия при проведении простой инсценировки.

Обучающие — совершенствовать мелкую моторику ребенка — выполнять точные движения пальцами ведущей руки; учить употреблять предлоги (под, на, около, между), наречия (слева, справа); составлять предложения с однородными определениями; закреплять навыки глобального чтения; учить помогать проводить простую инсценировку знакомой сказки.

Развивающие — развивать слуховое и зрительное внимание ребенка, мышление.

Инсценировка сказки. Глобальное чтение. Рассказывать (читать) сказку. Попросить детей по очереди одновременно выбирать фигурку названного персонажа и карточку с соответствующим словом.

Слушаем сказку «Как коза избушку построи-ла»

Воспитательные — продолжать формировать у детей умение внимательно слушать сказку, не перебивать говорящего; вырабатывать умение отвечать на вопросы по прочитанному.

Обучающие — продолжать уточнять и расширять словарный запас детей за счет имен существительных, прилагательных, глаголов и наречий; вводить в активный словарь детей существительные, обозначающие названия деревьев, прилагательные, глаголы.

Развивающие — продолжать развивать у детей слуховое восприятие, внимание, память; решать несложные логические задачи; делать простейшие заключения.

Знакомство со сказкой. Поставить фланелеграф перед детьми.

Рассказать сказку «Как коза избушку построила». По ходу чтения сказки выставлять на фланелеграф появляющихся по ходу рассказа героев сказки (старуха-говоруха, коза, козлята, яблоня, елка, дуб, осина, шиповник, береза). Выставляя очередную фигурку на фланелеграф, спрашивайть у детей: «Кто это?» или «Что это?».

Рассказы-ваем сказку «Как коза избушку построи-ла»

Воспитательные — продолжать вырабатывать умение внимательно слушать взрослого, ответы сверстников, не перебивать говорящего, сопереживать героям сказки, разделять их чувства.

Обучающие — продолжать совершенствовать общую и мелкую моторику; расширять активный словарь за счет имен существительных, обозначающих названия деревьев (яблоня, елка, дуб, осинка, шиповник, береза), их плодов (яблоко, шишка, желудь, ягода шиповника); закреплять счет в пределах двух; учить согласовывать имена существительные с числительным «два»; продолжать формировать целенаправленный продолжительный выдох.

Развивающие — развивать слуховую и зрительную память детей.

Рассказывание сказки. Предложитьдетям всем вместе рассказать сказку. Сказать, что я начну рассказывать сказку, а ребенок, на которого я укажу рукой, продолжит рассказ.

Если детям трудно продолжить рассказ без наглядности, предложить сопровождать рассказ, выставляя на фланелеграф изображения соответствующих персонажей и деревьев по мере их появления.

Показы-ваем сказку  «Как коза избушку построи-ла»

Воспитательные — продолжать воспитывать умение подражать; умение слушать сказку до конца; согласовывать свои действия с действиями других детей.

Обучающие — продолжать совершенствовать общую и мелкую моторику; активизировать словарь за счет глаголов, имен прилагательных; рассказывать сказку с небольшой помощью взрослого (по опорным вопросам, мнемокарте).

Развивающие — продолжать развивать способность детей к использованию заместителей, умение читать символы на мнемокартах; развивать зрительное внимание, память.

Рассказывание сказки по мнемокарте. Положить перед каждому ребенком мнемокарту Предложить детям рассмотреть ее. Попросить назвать символы, изображенные на ней.

Предложить детям рассказать сказку с помощью мнемокарты. Попросить вести по карте указательным пальцем (слева направо) и рассказывать сказку по сюжету.

Слушаем сказку «Лиса и кувшин»

Воспитательные — формировать у детей умение внимательно слушать рассказ взрослого, соблюдать правила коллективной игры; вырабатывать учебные навыки (отвечать на вопросы взрослого, слушать ответы других детей, не перебивать говорящего).

Обучающие — совершенствовать общую моторику; закрепить знания детей на тему «Откуда хлеб пришел»; закрепить обобщающее понятие «животные»; познакомить детей с новыми словами: «рожь», «колосья», «зерно», «сноп», «серп», «кувшин», «жать»; ввести в активный словарь детей предлоги «за», «перед»; наречия «впереди», «сзади», «слева», «справа».

Развивающие — тренировать у детей слуховое и зрительное внимание, умение отгадывать загадки, способность осмыслять события сказки.

Знакомство со сказкой. Сказать детям, что сегодня они услышат старинную русскую народную сказку про одно из животных русского леса. А про какое,
им придется отгадать. Прочитайте детям загадку.

Рассказы-ваем сказку «Лиса и кувшин»

Воспитательные — сформировать у детей умение, не перебивая, слушать ответы товарищей, соблюдать очередность; воспитывать у детей сочувствие, желание помочь тому, кто попал в трудную ситуацию.

Обучающие — совершенствовать мелкую моторику, умение регулировать силу удара; расширять словарный запас детей за счет слов-антонимов: добрый — злой, умный — глупый, хитрый — простодушный, честный — нечестный (обманщик); ввести в речь детей обобщающее слово «посуда»; дать детям представление о частях, из которых состоит посуда: дно, крышка, носик, горлышко, ручка; совершенствовать навыки связной речи у детей.

Развивающие — развивать слуховое и зрительное внимание (умение дифференцировать шумы, подбирать недостающую деталь предмета по форме); учить детей размышлять, находить выход из трудной ситуации.

Совместный пересказ. Предложить детям провести коллективный пересказ сказки «Лиса и кувшин». При пересказе каждый ребенок говорит по 1—2 предложения. Жестом давайте детям понять, чья очередь продолжать пересказ. Сами последовательно выставить декорации и фигурки персонажей,
совершатьс ними описываемые в сказке действия. Если у кого-либо из детей возникают затруднения, то задать ему наводящий вопрос или начать следующую фразу.

Показы-ваем сказку «Лиса и кувшин»

Воспитательные — вырабатывать у ребенка учебные навыки (правильную рабочую позу за столом при рисовании и письме); обучать умению подражать; а также согласовывать свои действия при проведении простой инсценировки.

Обучающие — совершенствовать мелкую и артикуляционную моторику детей; учить малышей правильно держать в руке карандаш, выполнять обводку цифр по образцу; дать детям знания о том, из каких материалов делается посуда; ввести в словарь детей относительные прилагательные «деревянный», «глиняный», «бумажный», «металлический», глаголы «лакать», «облизываться», «наесться», прилагательные-антонимы «сытый — голодный»; закреплять счетные навыки, знакомить детей с цифрами; учить детей проводить простую инсценировку знакомой сказки.

Развивающие — стимулировать слуховое и зрительное внимание детей, умение подбирать рифмы, способность завершать начатый узор; развивать логическое мышление — умение рассуждать, сравнивать, анализировать.

Инсценировка сказки. Помочь детям провести инсценировку сказки, выступая одновременно в качестве чтеца от имени автора и режиссера: подсказывать декоратору, куда ставить декорации, указывать на артиста, чья очередь
говорить; если необходимо, подсказывать слова его роли.

Материально-техническое обеспечение программы

  • мяч;
  • красиво украшенная коробка;
  • фигурки персонажей сказки из настольного кукольного театра;
  • цветные изображения героев сказки;
  • ширма;
  • экран;
  • картинка к дидактическим играм;
  • шапочка героев сказок;
  • фигурки персонажей сказки из настольного кукольного театра;
  • фланелеграф;
  • картинка к сюжетам сказок;

Список литературы

  1. Белая К. Ю. Занятия с малышами в детском саду. (Модель воспитания детей раннего возраста). – М., ЛИНКА - ПРЕСС, 2002.
  2. Богина Т. Л., Терехова Н. Т. Режим дня в детском саду: Кн. для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1987
  3. Борисенко М. Г., Лукина Н. А. Конспекты комплексных занятий по сказкам с детьми 3-4 лет. – С.Пб. Паритет, 2006.
  4. Буре Р. С., Островская Л. Ф. Воспитатель и дети: пособие для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1985.
  5. Васильева М. А., Гербова В. В., Комарова Т. С. Программа воспитания и обучения в детском саду. – М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2004.
  6. Ватутина Н. Д. Ребенок поступает в детский сад: Пособие для воспитателей дет. сада. – М.: Просвещение, 1983
  7. Венгер Л. А., Венгер А. Л. Домашняя школа. – М.: Просвещение,1994
  8. Гербова В. В., Иванкова Р. А., Казакова Р. Г. и др. Воспитание детей во второй младшей группе детского сада: Пособие для воспитателя – М.: Просвещение, 1981
  9. Гербова В. В., Комарова Т. С. Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском саду». М. Мозаика-Синтез, 2005.
  10. Гербова В. В., Максаков А. И. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада. – М.: Просвещение, 1986

                                                                                                         Приложение

                           Критерии оценки учебных навыков детей

Критерии

(индикаторы)

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Интерес детей к сказкам, богатство «сказочного» опыта.

Характерно ярко-положительный эмоционально- сознанный интерес к сказкам. Ребенок самостоятельно называет более 5 любимых сказок. Называет некоторые жанровые особенности.

Интерес к сказкам выражен довольно ярко, мотивируется увлекательностью сюжета, наличием чудес и волшебства. Ребенок называет 3—4 знакомые сказки, выделяет любимую, проявляя интерес к ее содержанию и героям.

Характерно общеположительное, немотивированное отношение к сказкам. Называет 1—2 знакомые сказки.

Интерес к слушанию, рассказыва-нию и разыгрыва-нию сказок.

Проявляет активный интерес к слушанию, рассказыванию, разыгрыванию текстов и к придумыванию сказок.

Высказывает интерес к слушанию и разыгрыванию, реже — к рассказыванию сказочных текстов, сомневайся в возможности придумать сказку самостоятельно.

Выражает положительное отношение к слушанию сказок, но сомневается в достаточности личного опыта для их рассказывания и разыгрывания, признается, что не умеет придумывать сказки.

Умения выразитель-но пересказы-вать сказки.

Охотно пересказывает сказку, сохраняя сюжет, передавая образы героев, используя средства интонационной выразительности.

Выбирает для пересказа более интересные сказки, но ограничивается рассказыванием короткого фрагмента.

Ребенок выбирает для пересказа простые короткие сказки для малышей. Характерно маловыразительное исполнение. Звучание голоса однообразно-повествовательное.

Своеобразие знаний об особенностях сказочного жанра (типичных героях, сюжетах, средствах выразитель-ности, воспитательной ценности).

Чутко относится к языку произведений, стремится сохранить характерную лексику, использует типичные средства выразительности.

Знает многих героев, понимает, но не всегда может объяснить их функции в сказках.

Требуется помощь взрослого при назывании сказочных героев разных типов. С трудом включается в фантазирование.

Особенности понимания средств лексической выразительности сказочного текста.

Знает и понимает особенности сказочного языка, стремится объяснить их, отмечая его красоту и образность.

Характерна формальная выразительность, слабо прочувствованная и не всегда оправданная, интонация пользуется для передачи личного отношения к героям. С помощью рослого объясняет характерные особенности сказочного стиля.

Фрагментарно использует наиболее традиционные средства лексической выразительности. Не может объяснить значение средств лексической выразительности сказки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА: "В ГОСТЯХ У СКАЗКИ"

Данный конспект представлен для детей младшего возраста с показом сказки и прослушиванием песни про колобка с движениями. Что развивает речь детей, обогащает словарь. Формирует гармоничное отношение к...

Открытое занятие по развитию речи для детей младшего возраста «В гостях у сказки».

Цели и задачи: продолжать поддерживать интерес к знакомой сказке, внимательно рассматривать иллюстрации к сказкам и называть их, четко произносить слоги в чистоговорках, отвечать на вопросы, согласовы...

Развлечения для детей младшего возраста "В гостях у сказки"

Стимулировать эмоциональное восприятие детьми сказок, пополнять словарь детей, обогащать и уточнять значения слов – названий животных;- учить находить выразительные средства в мимике, жестах, интонаци...

Презентация к проекту для детей младшего возраста "В гостях у сказки"

Познакомить детей с русской народной сказкой....

парциальная программа для детей раннего возраста "В гостях у сказки"

матерьял для детей раннего возраста по театральной деятельности...

Программа дополнительного образования в группе детей младшего возраста «В гостях у сказки»

Младший дошкольный возраст - наиболее благоприятный период всестороннего развития ребенка. В 3-4 года у детей активно развиваются все психические процессы: восприятие, внимание, память, мышление, вооб...