Музыкальные сказки-игры
статья (средняя группа) на тему
Музыкальная игра - сказка представляет собой новейшее, ещё до конца не изученное дидактическое средство для развития музыкальных и творческих способностей, формирования художественного вкуса, эстетических эмоций и чувств. Музыкальная игра - сказка, являющаяся синтезом нескольких видов искусств (музыки, драматизации, пантомимы, пластики, хореографии), является важным средством развития художественного творчества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzyk_skazka-igra.docx | 17.43 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Музыкальная игра-сказка
(старшая, подготовительная группы)
Сказка… один из первых спутников человека на пути познания культуры своего народа. Весь период детства – это по существу «дружба» со сказкой; знакомство с элементарными сюжетными историями («Репка», «Колобок»), привлекающими ребёнка ритмичностью повествования, узнаваемостью персонажей, завораживающей повторяемостью рифмованных фраз; знакомство с волшебными сказками, в которых необычные события и превращения разворачиваются по многим сюжетным линиям.
Встреча со сказкой всегда желанна. Именно в ней ребёнок окутывается в мир, где реальность и фантазия мирно сосуществуют; открывают перед ним маленькие и большие чудеса. Такое же чудо открытия, удивления, красоты для ребёнка – встреча с музыкой.
Для успешного развития детского художественного творчества большое значение имеет развитие творческих способностей, детской активности, и самостоятельности. Художественно – образное выражение в деятельности детей, начиная с младшего дошкольного возраста – предпосылка к дальнейшим творческим проявлениям, способствующим становлению интересов и способностей, развитию мышления, памяти, образного восприятия, воображения и фантазии, совершенствованию речи детей.
Знакомство с произведениями искусства, занятия различными видами художественной деятельности, создают для развития творчества детей, особенно благоприятные условия. Организация обучения, создание соответствующих педагогических условий, направленных на стимуляцию творческой активности проявлений личности, с учётом индивидуально – психологических различий, помощь взрослого способствует эффективности, развития художественного творчества детей, начиная с младшего дошкольного возраста.
Музыкальная игра - сказка представляет собой новейшее, ещё до конца не изученное дидактическое средство для развития музыкальных и творческих способностей, формирования художественного вкуса, эстетических эмоций и чувств. Музыкальная игра - сказка, являющаяся синтезом нескольких видов искусств (музыки, драматизации, пантомимы, пластики, хореографии), является важным средством развития художественного творчества. Яркое, эмоциональное изложение сказочных событий, имеющих духовно-нравственное содержание, развёрнутая творческая сюжетно-ролевая игра, являющаяся высшим интегрированным видом игры, объединяющим различные виды искусства музыки, литературу, изобразительное искусство, театр. Сюжеты музыкальных игр-сказок конкретизируются понятными для детей дошкольного возраста картинками, образами животного мира, сказочными образами, но при этом, не теряя яркой художественной содержательности.
Музыкальная игра, по утверждению известного педагога А.В. Кенеман, это творческий процесс, связанный с активным осмысленным восприятием музыки, наиболее способствующим развитию фантазий ребёнка, эстетических и нравственных чувств. Н.А. Ветлугина пишет, что игра выступает генетической основой детского художественного творчества, а состояние эмоциональной увлечённости, возникающее в процессе игры, напоминает в своих зачаточных формах вдохновение зрелого художника.
К каждому персонажу подбирается музыкальная характеристика по типу лейтмотива (фрагменты классической музыки) таким образом, что музыка «откликается» на развитие сюжета, кульминации, создаёт настроение, созвучное переживаемому героями сказки. Особенностью музыкальной игры-сказки является возможность включения всех видов музыкальной деятельности (восприятие, исполнительство, творчество, образовательная деятельность), а также разных видов художественной деятельности (рисование под музыку образов сказки, элементов декораций, художественное слово, театр). Разгадывание сказок позволяет научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании (речь, напев, мимика, пантомима, движения). Через музыкальную игру-сказку: дети получают знания о музыке (композиторах, средствах музыкальной выразительности); развивается эмоциональная отзывчивость на музыку, творческое воображение, мышление, умственная активность, осознанность музыкального восприятия, музыкальные и творческие способности.
Музыкальная игра - сказка способствует восприятию ценностных ориентаций личности.
В процессе музыкальной игры – сказки дети накапливают опыт восприятия, музыки разных эпох, в привлекательной для них игровой деятельности, что пополняет их музыкальный запас. Дети осваивают средства художественной выразительности, характерные для музыки и речи: ритм, динамику, темп, высоту. Это даёт возможность дифференцированно воздействовать на детей с разным темпом развития. В процессе творческих музыкальных игр-сказок дети вовлекаются в деятельность, требующую фантазии: они оперируют выразительными мелодиями, комбинируют движения танца, ищут выразительное средства для передачи игровых образов, опираясь на имеющийся опыт, дети выразительно передают поведение и развитие действия. В результате они могут оценить свои действия и действия всех участников игры.
Для формирования первоначальных творческих проявлений художественного творчества детей посредством музыкальной игры – сказки необходимы педагогические условия:
1.Опыт накопления восприятия музыки. Постепенно, с приобретением определённого опыта, ребёнок может воспринимать музыку более осмысленно, соотносить знакомые мелодии с жизненными явлениями, определять характер музыки.
2.Формирование первичных знаний, умений, навыков, выражение своих впечатлений в музыкальной деятельности, художественное восприятие искусства.
По ходу игры дети приобретают необходимые умения и навыки исполнительской и творческой деятельности (пение, ритмопластика, игра на инструментах), развиваются музыкальные и творческие способности.
Музыка является эмоциональным стержнем, побуждающим ребёнка выразить своё отношение к ней, героям и событиям сказки с помощью разных видов музыкальной деятельности, прежде всего, ритмопластики. Ритмопластика – включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей дошкольников.
Музыкально – ритмические движения помогают различению детьми особенностей музыкальной речи: выразительных интонаций, фраз, формы, регистровых, темповых, динамических изменений, пауз, акцентов, оттенков настроения и способствуют закреплению музыкальных образов в сказке.
Осмыслить, выразить своё отношение к музыке в сказке помогает художественное слово, которое создаёт подлинную красоту языка, эмоционально окрашивает произведение и его содержание, поэтому вызывает остроту мысли и чувства, воздействует, убеждает, воспитывает. Высокое художественное качество доступных, детям литературных произведений вызывает у них положительные эмоции, развивает у детей художественный вкус, умение элементарно оценивать художественное произведение. Выбранная сказка, для дошкольника должна подтверждать и подкреплять имеющиеся у детей представления о явлениях жизни, а также давать им новые, яркие впечатления, разнообразные переживания.
Закрепление своих впечатлений в музыкальной игре-сказке, побуждающих детей к музыкально-творческим проявлениям.
Обладая некоторым «словарём эмоций» и владея в процессе общения со взрослым, дети характеризуют смену настроений в произведении, выделяют его части. Освоив игру «для себя», дети начинают «играть для зрителей». В процессе разучивания музыкальной игры-сказки круг знакомых интонаций расширяется, закрепляется, выявляются предпочтения, формируются начала музыкального вкуса и музыкальной культуры в целом.
На примере музыкальной сказки «Самая красивая» рассмотрим поэтапное вживание детей в мир сказочных музыкальных образов.
1 этап – ознакомительный, основан на целостном восприятии сказки с музыкой и состоит из накопления опыта осознанного восприятия музыки (выявления выразительности интонационной речи, музыкальной формы, мелодии), развитие творческого воображения на материале музыкальных произведений, способности образно высказываться о музыке. Использовались методы наглядно - слуховой, наглядно – зрительный, беседа, практический.
2 этап - формирование знаний, умений и навыков в исполнительстве и творческих проявлениях. Работа над каждым образом проводится поэтапно. Более детально обсуждается характер образа, его настроение. Затем дети прослушивают уже знакомый фрагмент, подобный соответственно данному образу и пытаются показать, как эмоциональное содержание музыки передаёт характерные особенности образа сказки. Основная задача этого заключается в том, чтобы дети на основе восприятия музыки показали движения и действия персонажей с характерными для них особенностями. Необходимо научить детей воспроизводить эмоции, имитировать их, а также узнавать по выразительным движениям. Проигрывать этюды, игры с последовательным изучением мимики, поз, походки, жестов, характеризующих определенное эмоциональное состояние: интерес, гнев, печаль, удовольствие.
3 этап – поисково-творческий. Этот этап является возвращением к целостному восприятию музыкальной игры-сказки уже на новом уровне её восприятия и понимания.
В процессе этой работы особая роль отводится активизации творческого воображения как способности, включающей быстрое вхождение ребёнка в воображаемую ситуацию, умение действовать в соответствии с характерными особенностями пластики изображаемого персонажа, умение общаться с другими действующими лицами постановки, оставаясь в образе. Итог разучивания музыкальной игры-сказки «Лесной бал» проведение спектакля для родителей и детей младших групп. Сказки «Муха – цокотуха», «Лесной колобок», «Путешествие по сказкам», «Теремок», «Винни пух и все-все-все» были так же показаны детьми для родителей и детей других групп. На утренниках 8 марта дети младших групп разыгрывали сказки: «Кошка с котятами да курица с цыплятами» и «Хохлатка и Тяп»
Литература: Т. Рогаткина «Праздник музыки, сказки, игры»;
Л.С.Выготский «Воображение и творчество в детском возрасте;
Б.М. Теплов «Психология музыкальных способностей;
Н.А. Ветлугина «Художественное творчество ребенка»;
О.П.Радынова, Л.Н.Комиссарова «Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
сказка "Игра во дворе"
сказка для чтения детям старшего и подготовительного возраста ....
ПАЛЬЧИКИ сказка-игра
ПАЛЬЧИКИ сказка-игра Несколько игр для запоминания пальчиков...
Конспект занятия для старшей группы "Сказка-игра "Кто колечко найдет?" по мотивам сказки С. Маршака.
Формирование творческой личности ребенка посредством театрализованной деятельности, пробуждение положительных эмоций, поддержание благоприятного психологического климата в группе....
Сказка за сказкой Игра – квест для детей старшего дошкольного возраста.
Сочетать радость движения с духовным обогащением детей. Спосбствовать формированию умения применять полученные знания в нестандартных практических задачах...
Статья. Сказки читаем. Сказки играем. (с детьми младшего дошкольного возраста) Аликулиева.Ф.М.
Чем больше вы читаете ребёнку сказок, обсуждаете происходящие в них события, тем больше ему начинает нравиться процесс чтения, работа с книгой....
Сказка за сказкой Игра – квест для детей старшего дошкольного возраста.
Сочетать радость движения детей с духовным обогащением. Умение принименять полученные знания....
Программа "В гостях у сказки" .Игра- драматизация по сказке "Теремок"
6 декабря 2023г. дети младшей группы №1 инсценировали сказку "Теремок". С помощью масок и костюмов ребята превратились в настоящих актеров.Они смогли продемонстрировать не только знание сказ...