Статья. Сказки читаем. Сказки играем. (с детьми младшего дошкольного возраста) Аликулиева.Ф.М.
статья по художественной литературе (младшая группа)

Чем больше вы читаете ребёнку сказок, обсуждаете происходящие в них события, тем больше ему начинает нравиться процесс чтения, работа с книгой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_kak_chitat_skazku_i_igrat.docx32.21 КБ

Предварительный просмотр:

Статья. Сказки читаем. Сказки играем.

(с детьми младшего дошкольного  возраста)

Аликулиева.Ф.М.

Для детей народ создал замечательные сказки, песенки, потешки, загадки, поговорки. Произведения народного творчества не утратили своего действия  на ребёнка и в наши дни. Во многих произведениях нашли отражение глубокие нравственные идеи, мечты и убеждения многих народов мира. Просто и убедительно говорит сказка о победе добра над злом, правды над ложью, о торжестве справедливости. Положительный герой сказок всегда побеждают. Сказка показывает труд как основу жизни, трудолюбивые герои награждаются, ленивые наказываются. В сказках прославляется разум, находчивость, отвага. Действия народной сказки развёртывается на фоне родной природы. Ребёнок видит и чистое поле, и дремучий лес, и быструю речку. Природа как бы сочувствует положительному герою: яблонька, речка укрывает от погони гуси – лебедей, звери и птицы помогают герою преодолеть препятствия. Картины  природы  помогают  усилить эмоциональное воздействие произведения. Сказка способствует воспитанию любви к родной природе, к Родине.

Великий русский педагог К.Д. Ушинский, высоко ценил народную сказку. Он писал о сказке: «Это первые и блестящие попытки русской народной педагогики, и я не думаю, чтобы кто – нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа».

Чем больше вы читаете ребёнку сказок, обсуждаете происходящие в них события, тем больше ему начинает нравиться процесс чтения, работа с книгой.

Обсуждая  иллюстрации, ребёнок постигает прямые связи между чувствами и действиями героев сказки. Малыш учится, ставить себя  на место героя,  переживает его приключения, т. е. текст книги становиться не только поводом для приятных минут общения с взрослым, но источником ярких эмоций и переживаний. Всё это в будущем поможет малышу полюбить книгу, относится к тексту как к источнику неизвестного и интересного, формирует желание научиться читать самому и открывать в словах текстов новое.

В беседах о прочитанном ребёнок «черпает» всё новую и новую информацию, постигает смысл текста, обучается работе с книгой.

Выберите с ребёнком, понравившуюся вам сказку (желательно с красочными иллюстрациями и для начала простые сказки, например: «Теремок», »Колобок», «Курочка ряба» и т.д.). Подготовьте подходящие игрушки или настольный театр,(рассмотрите с ребёнком игрушки и настольный театр) где будут герои выбранной вами сказки. В этой работе следует учитывать особенности детского восприятия.  

  1. Разговаривайте с ребёнком о событиях, изображённых на картинках, так, как будто они происходят в настоящее время. Дети непосредственно реагируют на любое событие вне зависимости от того, когда оно происходило. Ребёнок ещё не имеет чётко сформированных представлений о прошлом и будущем, он живёт в ситуации «здесь и сейчас».

Поэтому обсуждение и игры проводите сразу после прочтения сказки, пока эмоциональные переживания ребёнка свежи, и он готов делиться с вами своими впечатлениями. Эту особенность надо учитывать при организации занятий:  ничто вас не должно отвлекать от беседы с ребёнком. Посвятите этот час только ему. Для этого необходимо отключить телефон, зарезервировать дополнительно 20- 30 минут, на случай, если вы с ребёнком увлечётесь игрой.

  1. При обсуждении необходимо стимулировать личную реакцию малыша на события, действия персонажей, изображенных на картинках. Попросите ребёнка описать героев, события, рассказать о своём отношении к ним ( что понравилось, удивило, обрадовало, напугало и т. д.)
  2. Эффект обучения можно повысить, если мы попросим малыша сравнить события, предметы, одежду героев сказки с аналогичными современными. Обратите внимание на бытовые, культурные особенности изображенного на картинках. Сравнивая, ребёнок начинает осваивать различия в  культурах, в укладах жизни.
  3. Особенностью детской памяти является её «фотографичность» ( дети могут запоминать картинки с поразительной точностью) и эмоциональность: в памяти остаются только те события, которые удивили, обрадовали, поразили или возмутили малыша, т. е. были ему интересны. Поэтому, если умело направлять внимание малыша, он легко запомнит новые сведения, о которых  вы ему сообщите.
  4. Внимание ребёнка не устойчиво, и чтобы поддержать его интерес к картинке, поиграйте с ним, попросите отыскать предметы на картинке, сосчитать их, если малыш умеет считать. Так он не только научится концентрировать внимание, но и овладеет навыками счёта.
  5. Для более полного «вживания» в события, описываемые в сказке, спросите ребёнка, что он делал бы в этой ситуации, как бы поступил. Это не только позволит малышу научиться высказывать своё мнение, но и разовьёт творческое мышление, т. к. ребёнок будет пытаться решить проблемы, возникающие у героев сказки.
  6. Обязательно заканчивайте занятие так, чтобы ребёнок смог найти реальное применение полученным знаниям: чему научила сказка, как можно использовать приобретенный опыт т. п.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГОВОЗРАСТА

Доклад был подготовлен для методического объединения по физической культуре. В нем рассказываются этапы обучения игровым упражнениям. Приводятся примеры игровых упражнений....

Учебно-методическое пособие для воспитателей. Статья: Подвижные игры с детьми младшего дошкольного возраста

Цель: 1. Формировать умение выделять, выбирать и называть по цвету и форме; ориентироваться в окружающем пространстве, выполнять задания воспитателя. 2. Развивать память, внимание, мышление, речь...

Статья для родителей. Зачем играть с детьми в пальчиковые игры?

В данной статье я постаралась показать роль и важность пальчиковых  игр для развития речи детей, начиная с ранеего возраста....

Статья: «Сказка как средство познавательного развития детей младшего дошкольного возраста»

Статья: «Сказка как средство познавательного развития детей младшего дошкольного возраста»...

Статья "Подвижные игры с детьми младшего дошкольного возраста"

Актуальность подвижных игр в работе с детьми младшего дошкольного возраста. Классификация подвижных игр. Перечень игр по каждой классификации: сюжетные, игры без сюжета, народные. Задачи и условия их ...

«Читаем сказки вместе с детьми средней группы по мнетаблицам»

Уровень обр. орг.,  консультация для воспитателей, АОУ детский сад №10 «Лучик», 23.03.2016г....

Сценарий педагогического мероприятия с детьми младшего дошкольноговозраста младшей группы общеразвивающей направленности (3-4 года) пореализацииобразовательнойобласти «художественно-эстетическое развитие»

Муниципальноебюджетноеобразовательное учреждениеПролетарская средняя общеобразовательная школа №6г. ПролетарскаПролетарскогорайонаРостовскойобласти    Сценарий педагогического меро...