Доклад на педагогический совет Методика АФОД
учебно-методический материал (старшая группа) на тему

Методика активных форм образовательной деятельности 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_metodika_afod.docx26.72 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Излучинский ДСКВ «Сказка»

ДОКЛАД

«Методики проведения активных форм воспитания детей от 3-7 лет в контексте реализации программы

«Социокультурные истоки дошкольного образования».

Подготовила: Э.И. Мухаметдинова /воспитатель/

пгт, Излучинск

2018г.

В основе программы «Социокультурные истоки» дошкольного образования лежит социокультурный системный подход, который опирается на учение о ценностях и обусловлен объективной связью человека с культурой как системой ценностей. На передний план выступает идея развития ребенка через присвоение культурных ценностей Российской цивилизации, понимание им природы и человека как величайших ценностей, желание жить в гармонии с окружающим миром.

Элементы культуры, накопленной человечеством, не могут быть переданы ребенку в готовом виде через выработанные нормы и правила. Освоение культуры как системы ценностей в Истоках осуществляется в специально организованной педагогом деятельности (система активных занятий, работа по книгам для развития и в альбомах для рисования), в жизни ребенка на уровне культур прошлого-настоящего-будущего.

В основе социокультурного системного подхода -  лежит идея активного воспитания и обучения дошкольников. Данная идея осуществляется в программе на основе использования следующих видов активных форм, которые легли в основу активных форм образовательной деятельности далее (АФОД) с дошкольниками,

это:

  • ресурсный круг;
  • ресурсный круг с делегированием;
  • работа в паре;
  • работа в микрогруппе (с родителями);
  • работа в четверке (с родителями).

АФОД – высокоинтенсивные истоковские технологии, которые делают акцент на положительную мотивацию к саморазвитию и самосовершенствованию формирующейся личности ребёнка.

АФОД – это шаг, ступенька в приобретении нового социокультурного опыта (опыта, который приобретается путем собственных усилий). Социокультурный опыт передается не только от воспитателя к ребенку, но и от ребенка к ребенку, от родителя к ребенку.

Система истоковских АФОД направлена на решение следующих образовательных задач:

  • создание условий для присвоения детьми и их родителями системы социокультурных и духовно-нравственных ценностей;
  • организация образовательной деятельности, обеспечивающей высокую познавательную активность детей, эффективное общение друг с другом, с родителями и воспитателем.

Уникальность активных занятий с детьми в том, что они создают основу для реализации личностно – ориентированного общения педагога с детьми и обеспечивают единство рационального и эмоционального в психическом развитии ребёнка. Занятия снижают чувство социальной изолированности, формируют доверие к людям, ресурс успеха, создают условия для взаимопонимания в образовательном процессе, позволяют избежать прямой назидательности.

В основе истоковской педагогической технологии – идея полноценного использования всех психических процессов и свойств личности и в целом ресурсов человека.

В каждом активном занятии подробно описана последовательность шагов воспитателя (или родителя) и ребенка. Основное внимание уделяется развитию коммуникативных умений, так как эффективное общение способствует успешному развитию.

Четкий алгоритм действий, пошаговость помогают осмыслить итоги каждого этапа занятия и выйти на запланированный результат. Каждое активное занятие состоит из трёх этапов: подготовительный, основной и заключительный.

Первая форма АФОД – ресурсный круг, в котором дети начинают взаимодействовать с младшего дошкольного возраста.

При проведении ресурсного круга педагог выбирает себе место рядом с активным ребёнком, хорошим коммуникатором. Это важный момент особенно в работе с детьми младшего дошкольного возраста. Первый ребёнок, высказывающийся в ресурсном круге, задаёт тон, часто обеспечивает активность и других детей.

ЭТАПЫ РАБОТЫ В РЕСУРСНОМ КРУГЕ: 

  1. Подготовительный этап.

(Присоединение, создание атмосферы доверия, мотивация на предстоящую работу, активен педагог).

Напоминаю, что подготовительном этапе происходит присоединение воспитателя к детям, детей – к теме ОД. Подготовительный этап ОД необходим для создания атмосферы доверия, психологически комфортной обстановки, взаимопонимания, взаимоуважения, а также для мотивации детей на предстоящую работу. В качестве присоединения воспитателем используется социокультурный образовательный инструментарий в форме присоединительного текста, направленного на развитие у детей всех каналов восприятия; воспитатель также использует вводную беседу, рассказ взрослого по теме занятия, разговор-диалог, чтение фрагментов литературных произведений из книг для развития и другие приёмы. Педагог в присоединении на доступном примере раскрывает значимость предстоящей деятельности для детей, её важный смысл, актуальность.

  1. Основной этап.

В основном этапе ресурсного круга, детям задаётся вопрос по теме занятия, даётся некоторое время на его осмысление и поиск ответа, выдерживается короткая пауза. Педагог повторяет вопрос ещё раз. Затем следуют высказывания детей по кругу по часовой стрелке. Воспитателем принимаются все ответы детей, замечания по поводу неточных ответов детей отсутствуют, не готовый к высказыванию ребёнок имеет право промолчать, его мнение будет выслушано в индивидуальном порядке после занятия. Взрослый при этом проявляет максимум терпения, спокойствия, доброжелательности. Выслушав все мнения детей, педагог обобщает высказывания, внимание акцентируется на положительном социокультурном опыте.

3. Заключительный этап. Рефлексия.

(Совместное положительное оценивание результатов работы).

На третьем этапе идёт рефлексия – получение обратной связи от воспитанников или родителей (если проходит занятие по системе «Моя семья»)

В анализе акцент делается на положительных результатах, определяется то, чему предстоит научиться в будущем. Необходимо подчеркивать важность результатов совместной работы группы. Постоянная, систематическая обратная связь, осуществляемая сознательно, дает максимальный развивающий эффект.

Следующая форма работы – работа в парах.

ЭТАПЫ АФОД (работа в паре):

1.Подготовительный этап:

(присоединение, разговор-беседа по теме)

Подготовительный этап работы в паре проводится с той же целью, что и в ресурсном круге и алгоритм его проведения остаётся прежним. Во время проведения беседы по теме итогового занятия воспитатель активно способствует развитию у детей навыков культуры речи: дети учатся внимательно слушать того, кто говорит; не отвлекаться; не перебивать собеседника; сдерживать своё непосредственное желание сразу самому отвечать на вопрос, не подождав, пока закончит другой участник беседы.

2. Основной:

Индивидуальный этап (объяснение задания, самостоятельное его выполнение).

Работа в паре (выполнение задания, общение).

Обсуждение в группе (результаты совместной работы).

Экспертная оценка воспитателя.

Активность на основном этапе передается детям. Роль воспитателя направляющая, поддерживающая, корректирующая.

Работа в паре начинается со средней группы, когда дети ещё малы, у них ещё нет опыта взаимодействия со сверстником в выполнении одного общего дела. И этот вид деятельности поначалу оказывается для детей не только новым, но, довольно таки и сложным. Поэтому рекомендуется на этапе освоения детьми работы в паре брать нечётное количество детей, с тем, чтобы педагог мог занять в работе в паре партнёрскую позицию с одним из воспитанников. Педагог предлагает ребёнку себя в качестве партнёра, тихонько на равных общается с ребёнком, показывая своим примером, как можно организовать разговор-обсуждение по выполнению задания, как следует договариваться о делегировании права высказаться по поводу принятого решения другому.

Поскольку современные дети долго остаются эгоцентристами, они с нежеланием уступают друг другу право высказать решение пары. Поэтому педагог в первую очередь предлагает представить решение именно тем детям, которые сумели договориться в паре, радуется за них, показывая, тем самым положительный пример другим детям.

3. Заключительный этап. Рефлексия. (Итоговый вопрос).

На заключительном этапе ОД воспитатель и дети анализируют и оценивают результаты работы, осваивая методику анализа и самоанализа деятельности. На этапе рефлексии дети учатся обосновывать собственное поведение, осознавать и проговаривать собственные чувства, потребности и мысли, видеть себя глазами других людей.

Итоговый вопрос, который задаётся детям на заключительном этапе, выводит детей на важный результат всего разговора, на получение и осмысление социокультурного опыта.

ЭТАПЫ РАБОТЫ В МИКРОГРУППАХ (ЧЕТВЕРКАХ):

1. Подготовительный этап. (Присоединение к теме, объединение в микрогруппы (четверки), беседа - диалог).

2. Основной этап.

Общение в микрогруппе (четверке) детей и родителей (выбор лидера).

Групповое решение (обобщение высказывания группы и подведение итога обсуждения в группе).

Выступление групп (высказывания родителей по одному от каждой группы).

3.Заключительный этап. Рефлексия.

(Позитивное подведение итога).

Рекомендуется после активного занятия положительно оценить действия каждого ребенка, подчеркнуть его личный вклад в общий результат, отметить его достоинства.

СПОСОБЫ ВОЗНАГРАЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ:

  • Одобрение и аргументированная похвала.
  • Вознаграждение взаимопониманием и действием.
  • Предоставление большей самостоятельности детям.
  • Делегирование полномочий представить решение в ресурсном круге с родителями.
  • Благодарность.
  • Одобрение взглядом, словом, жестом.

АФОД способствуют приобретения детьми очень важных качеств, которые представлены на слайде (не читаю, сами):

  • чувство собственной ценности (педагогу важно мнение каждого ребёнка и при подведении итогов совместной работы он обобщает высказывания всех детей, внимание акцентируется на положительном социокультурном опыте);
  • чувство защищённости, уверенности в поддержке (в активных занятиях отсутствует отрицательная оценка высказываний детей, поэтому дети уверенны в том, что они будут поддержаны и поняты воспитателем, а их мнение – принято);
  • доверие к оценке, отношениям, к чувствам (ребёнок готов высказать своё мнение по разным вопросам);
  • позитивный опыт бесконфликтных взаимодействий;
  • способность к сопереживанию;
  • способность к совершенствованию;
  • опыт в различных эмоциональных состояниях;
  • моральная установка на отзывчивость;
  • способность к сотрудничеству, социальному взаимодействию.

Методикой АФОД предусмотрено активное участие всей группы детей, что позволяет всем взаиморазвиваться при условии правильной организации деятельности.

Активные формы воспитания и развития позволяют воспитателю избежать монологичности, назидательности и построить совместную деятельность по законам общения. Благодаря этому идет подлинный обмен ценностями, а не навязывание знаний и оценок взрослого.

Алгоритм и методика работы в ресурсном круге, в паре, в ресурсном круге с делегированием, в микрогруппе с родителями подробно описаны в методических разработках. Активные занятия с детьми представлены в 5 томе Истоковедения, а с родителями - в 11 томе (М., 2013, 2014, Издательский дом «Истоки»). 

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

УСПЕХОВ ВАМ В СВЕТЕ СИЯЮЩИХ ИСТОКОВ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на педагогическом совете ДОУ "Психолого-педагогическая ценность игр и игрушек"

В игре ребенок развивается как личность, у него формируется те стороны психики, от которых в последствие будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми. Эт...

ДОКЛАД НА ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ. Тема доклада: «Интеллектуальные игры, как средство развития элементарных математических представлений».

ДОКЛАД НА ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ.Тема доклада: «Интеллектуальные игры, как средство развития элементарных математических представлений».Задолго до того, как игра стала предметом научных иссл...

Доклад к педагогическому совету на тему "Требования к условиям реализации общеобразовательной программы образовательной организации: психолого– педагогические условия, кадровые, материально – технические"

Основные принципы дошкольного образованияПолноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификации) детского развития;Индивидуализац...

Доклад на педагогическом совете: «Технология проектной деятельности в педагогическом процессе».

Исследовательская деятельность доставляет ребенку радость, оказывая положительное нравственное влияние, гармонично развивает умственные и физические способности растущего человека. Только через действ...

Доклад на педагогическом совете "Методика обучения рисованиюв разных возрастных группах детского сада"

Особенности обучения рисованию для детей разного возраста в дошкольном учреждении...

Доклад на педагогическом семинаре "Методика проведения подвижных и спортивных игр в детском саду"

Доклад на педагогическом семинаре "методика проведения подвижных и спортивных игр в детском саду"...