Статья «Правовое воспитание детей как инновационная форма дошкольного образования»
статья на тему
В настоящее время возрастает актуальность проблемы "Гражданско-правовых знаний взрослых и детей". Среди функций, которые выполняет ДОУ в системе народного образования, большое место должно занимать воспитание основ правового сознания с дошкольного возраста, формирование у детей элементарных представлений о своих правах и свободах, развития, уважения и терпимости к другим людям и их правам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
innovatsiya.docx | 26.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение дошкольное отделение лицей №273 им.Л.Ю.Гладышевой Колпинского района
Доклад
«Правовое воспитание детей как инновационная форма дошкольного образования»
Воспитатели
Молодченкова Н.А.
Санкт-Петербург
Февраль 2016г.
В настоящее время возрастает актуальность проблемы "Гражданско-правовых знаний взрослых и детей". Среди функций, которые выполняет ДОУ в системе народного образования, большое место должно занимать воспитание основ правового сознания с дошкольного возраста, формирование у детей элементарных представлений о своих правах и свободах, развития, уважения и терпимости к другим людям и их правам.
С наступлением XXI века во всем мире эта проблема стоит особенно остро и объясняется рядом причин: социально-экономическая ситуация современного мира отражается, прежде всего, на детях. Для нашей страны проблема защиты прав ребенка имеет особую актуальность. С каждым годом растет число безнадзорных и беспризорных подростков. По приблизительным подсчетам, в нашей стране более 700 тысяч детей-сирот, 2 миллиона подростков не грамотны, более 6 миллионов несовершеннолетних находятся в социально неблагоприятных условиях.
Основная идея работы по правовому воспитанию дошкольников – признание ребенка полноценной и полноправной личностью: свободной и ответственной, знающей свои права и адекватные способы поведения в случаях их нарушения, обладающей чувством собственного достоинства и с уважением относящейся к другим, способной на собственный выбор и с пониманием воспринимающей мнения и предпочтения окружающих.
Процесс познания правовой культуры находит выражение в разнообразных формах собственной деятельности детей: игровой, художественно-игровой, драматизаций, продуктивной, трудовой деятельности. Дошкольники осваивают нравственные нормы через поисково-экспериментальную, проблемную и продуктивную деятельность. Дети, независимо от возраста, включаются в решение простых творческих задач: отгадать, отыскать, раскрыть секрет, составить, смоделировать, видоизменить, сочинить.
Конвенция - провозглашает ребенка самостоятельным субъектом права. Но реализации прав ребенка невозможно добиться только путем принятия правозащитных законов и создания механизмов обеспечения их выполнения. Не менее важным является осознание всем нашим обществом, взрослыми и детьми, каждым человеком необходимости устранения из нашего сознания, нашей психологии непризнания ребенка самостоятельной личностью, имеющей свои права и обязанности.
Задача работников дошкольных образовательных учреждений - донести до сознания детей в доступной форме "Конвенцию о правах ребенка". Невольно возникает вопрос «Как это сделать?»
Для начала необходимо определиться с задачами, которые педагог ставит при знакомстве дошкольников с правами ребенка
- Познакомить детей в соответствующей их возрасту форме с основными документами по защите прав человека.
• Развивать уважение и терпимость к людям независимо от их социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия (в том числе внешнего облика, физических недостатков и пр.)
• Способствовать формированию чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод, чувства ответственности (за другого человека, за начатое дело, за данное слово и др.).
• Развивать уважение к достоинству и личным правам другого человека.
• Разъяснять общественные нормы и правила поведения.
Начинать работу целесообразно с детьми старшего дошкольного возраста (шестой, седьмой год жизни). К 6 – 7 годам дошкольник вполне управляет своим поведением, умеет произвольно подчинять себя поставленной цели (концентрировать внимание, прилагать волевое усилие), владеет образными и речевыми средствами упорядочения опыта, обладает довольно сложным внутренним миром, этическими образцами, определяющими его действия и отношения. То есть к концу дошкольного детства ребенок становится активным, осознающим себя субъектом собственной деятельности и отношений с взрослыми и сверстниками.
Задачи:
- научить умению общаться с разными людьми;
- формировать чувство принадлежности к определенной культуре, уважения к культурам других народов и сопричастности к событиям, происходящим в мире, стране, городе (поселке);
- дать представление о Конвенции ООН о правах ребенка, как о документе, защищающем их; сформировать устойчивые понятия о том, что каждый ребенок имеет права; познакомить с правами детей;
- учить детей самостоятельно находить возможные варианты поиска помощи и самозащиты в случае нарушения их прав.
Зачастую, права ребенка нарушаются самыми близкими и дорогими людьми. "Проблемные" родители - не вина ребенка, а его беда и несчастье. Жестокое обращение с детьми - это не только побои, нанесение ран, сексуальные домогательства и другие способы, которыми взрослые люди калечат тело ребенка. Это - унижение, издевательства, различные формы пренебрежения, которые ранят детскую душу.
Пренебрежение может выражаться в том, что родители не обеспечивают ребенку необходимое количество пищи, одежды, сна, гигиенического ухода. Кроме того, пренебрежение проявляется в недостатке со стороны родителей уважения, внимания, ласки, тепла.
Жестокое обращение с детьми формирует людей социально неадаптированных, не умеющих создавать семью, быть хорошими родителями. Опасным социальным последствием насилия является дальнейшее воспроизводство жестокости.
Нарушению прав ребенка могут способствовать следующие факторы риска:
- неполные и многодетные семьи, семьи с приемными детьми, с наличием отчимов и мачех;
- присутствие в семье больного алкоголизмом (наркоманией) или вернувшегося из мест лишения свободы;
- безработица, финансовые трудности; постоянные супружеские конфликты;
- статус беженцев, вынужденных переселенцев;
- низкий уровень культуры, образования родителей, негативные семейные традиции;
- нежеланный ребенок;
- умственные или физические недостатки ребенка;
- "трудный" ребенок.
В случае выявления жестокого отношения к ребенку со стороны родителей педагогу следует принять меры по его защите.
Перечислим основные признаки, которые должны привлечь внимание педагога.
- Психическое и физическое развитие ребенка не соответствует его возрасту.
- Не ухоженность, неопрятность; апатичность или, наоборот, агрессивность ребенка.
- Изменчивое поведение: переход от спокойного состояния к внезапному возбуждению (такое поведение часто является причиной нарушения контактов с другими детьми).
- Проблемы с обучением в связи с плохой концентрацией внимания.
- Отказ ребенка раздеться, чтобы скрыть синяки и раны на теле.
- Повторяющиеся жалобы на недомогание (головную боль, боли в животе и др.).
- Враждебность или чувство страха по отношению к отцу или матери.
- Судорожное реагирование на поднятую руку (ребенок сжимается, как бы боясь удара).
- Чрезмерное стремление к одобрению, ласке любого взрослого, гипертрофированная забота обо всем и обо всех.
- Демонстрация "взрослого" поведения, интерес к вопросам секса уже в дошкольном возрасте.
К перечисленным признакам можно также отнести проблемы со сном, боязнь темноты, энурез.
Наличие какого-либо одного признака не обязательно свидетельствует о том, что ребенок подвергается жестокому обращению или испытывает насилие (в то, числе и сексуальное). Однако проявляющиеся в том или ином сочетании, он должны обратить на себя внимание педагога. Что делать, если, познакомившись с названными признаками поведения, вы невольно подумали о ком-нибудь из детей своей группы? В этом случае присмотритесь более пристально не только к ребенку, но и его родителям.
Какие наиболее характерные особенности в поведении взрослых должны подтвердить ваши опасения?
В беседе о ребенке родители проявляют настороженность или безразличие.
На жалобы по поводу поведения сын: (дочери) в детском саду реагируют холодно либо очень бурно и эмоционально.
Часто меняют детского участкового врача, переводят ребенка из одного дошкольного учреждения в другое.
Что может предпринять педагог, подозревая родителей в жестоком обращении с ребенком? Прежде всего, постараться завоевать его доверие, наблюдать за его поведением, а замеченные отклонения желательно заносить в специальный дневник. Побывать ребенка дома, посмотреть, в каких условиях он живет, постараться установить контакты с семьей. Побеседовать с опекунами, близкими родственниками, высказать свою озабоченность его поведением в детском саду. В результате предпринятых действий вы можете прийти к следующим выводам:
- ваше предположение подтверждается (не подтверждается);
- решение проблемы не терпит отлагательства и требует подключения специалистов.
Особого внимания требуют семьи, в которых существует "установка на агрессию". Наказание ребенка, в том числе физическое, в данном случае является выражением привычного способа поведения. Большинство взрослых, использующих в качестве методов воспитательного воздействия приказы, угрозы, предупреждения, телесные наказания, не считают, что нарушают права ребенка, оскорбляют его достоинство. Основной аргумент, на который они опираются, состоит в том, что такого рода наказания в детстве применялись по отношению к ним самим.
Таким образом, задача педагогов и психологов состоит в поиске способов изменения установки родителей на агрессивное поведение в отношении ребенка.
Для реализации создания системы работы по защите прав ребенка в ДОУ рекомендуются следующие мероприятия:
• разработка системы планирования;
• обеспечение научно-методического сопровождения этого направления;
• подготовка дидактического материала;
• определение содержания работы;
• создание формы ее организации на уровне всех участников образовательного процесса.
Права ребёнка:
- Ребенок имеет право на семью.
- Ребенок имеет право на заботу и защиту со стороны государства, если нет временной или постоянной защиты со стороны родителей.
- Ребенок имеет право посещать школу и учиться.
- Ребенок имеет право на равенство.
- Ребенок имеет право свободно выражать свои мысли.
- Ребенок имеет право на собственное мнение.
- Ребенок имеет право на имя и гражданство.
- Ребенок имеет право на получение информации.
- Ребенок имеет право на защиту от насилия и жестокого обращения.
- Ребенок имеет право на медицинское обслуживание.
- Ребенок имеет право на отдых и досуг.
- Ребенок имеет право на дополнительную помощь со стороны государства, если есть особые потребности (например, у детей с ограниченными возможностями).
В этой не простой ситуации не обойтись только силами сотрудников дошкольных образовательных учреждений. В данном вопросе просто необходима помощь родителей, тесное сотрудничество с семьей. Так различные формы работы с семьями воспитанников помогут реализовать поставленные задачи по правовому воспитанию дошкольников, дать азы правовой культуры маленьким гражданам в понятной и доступной для них форме, ведь дети верят в любовь и доброе отношение и очень надеется на защиту.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Правовое воспитание детей как инновационная форма дошкольного образования
Консультация для преподавателей на тему :"Правовое воспитание детей как инновационная форма дошкольного образования". Проблема данной темы носит актуальный характер в современных условиях, несмотря на...
ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ КАК ИННОВАЦИОННАЯ ФОРМА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Актуальной задачей современной России в настоящее время является воспитание законопослушной личности. На уровне дошкольного образования эту проблему можно решить через реализацию положений концепции о...
Статья "Использование вариативных форм дошкольного образования в детских садах".
Дошкольное образование является первой ступенью непрерывного образования в России. Всем известно о том, что детские сады переполнены, мест катастрофически не хватает. Вследствие этого молодые мамы не ...
Статья "Оказание ранней помощи в условиях вариативных форм дошкольного образования"
Оказание ранней помощи в условиях вариативных форм дошкольного образования Аннотация: статья посвящена анализу вариативных форм дошкольного образования и целесообразности их использования в ...
Инновационные формы дошкольного образования
Инновационные формы дошкольного образования...
Статья "Использование вариативных форм дошкольного образования на примере функционирования групп кратковременного пребывания"
В статье расрывется модель органзации дополнительного образования в дошкольных учреждениях...
Консультация для педагогов «Правовое воспитание детей как инновационная форма дошкольного образования»
Зачастую, права ребенка нарушаются самыми близкими и дорогими людьми. «Проблемные» родители - не вина ребенка, а его беда и несчастье. Жестокое обращение с детьми - это не только побои, на...