ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ КАК ИННОВАЦИОННАЯ ФОРМА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
статья на тему
Актуальной задачей современной России в настоящее время является воспитание законопослушной личности. На уровне дошкольного образования эту проблему можно решить через реализацию положений концепции о правах ребёнка. Я поддерживаю мнение о возможности и необходимости знакомить детей с Конвенцией о правах ребенка уже в дошкольном возрасте. Работа по данной теме предусматривает взгляд на ребенка как на полноправного партнера в условиях сотрудничества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_biganina1.docx | 19.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ КАК ИННОВАЦИОННАЯ ФОРМА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Биганина Наталия Викторовна.
Воспитатель дошкольной специальной группы
МБС(К)ОУ С(К) НШ-ДС № 3 г. Нерюнгри.
Актуальной задачей современной России в настоящее время является воспитание законопослушной личности. На уровне дошкольного образования эту проблему можно решить через реализацию положений концепции о правах ребёнка. Я поддерживаю мнение о возможности и необходимости знакомить детей с Конвенцией о правах ребенка уже в дошкольном возрасте. Работа по данной теме предусматривает взгляд на ребенка как на полноправного партнера в условиях сотрудничества. В ходе работы были определенны следующие задачи:
- познакомить детей в соответствующей их возрасту форме с основными документами по защите прав человека;
- развивать уважение и терпимость к людям независимо от их социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия (в том числе внешнего облика, физических недостатков и пр.);
- способствовать формированию чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод, чувства ответственности (за другого человека, за начатое дело, за данное слово и др.);
- развивать уважение к достоинству и личным правам другого человека;
- разъяснять общественные нормы и правила поведения.
Главными путями реализации задач, поставленных мною по данной теме, являются, например: игровые занятия со знакомыми сказочными героями в форме путешествий в Солнечный город с Незнайкой, в Изумрудный город с Элли; КВН "Неразлучные друзья - взрослые и дети"; традиционные праздники - концерты "Бабушка любимая моя", "Вместе дружная семья"; беседы, экскурсии, чтение художественной литературы, познавательные и развивающие игры, а также совместная и самостоятельная деятельность, конкурсы, развлечения, организуемые детьми. Вся запланированная работа сообщает детям знания, вызывает оценочное отношение к социальным явлениям, фактам, событиям, способствует развитию социальных эмоций, чувств. Реализацию положений Конвенции начала с диагностики, выявления различных аспектов проблемы путем анкетирования, тестирования и др. Проблема защиты прав ребенка имеет многоаспектный характер, однако ясно одно: ее невозможно решить только на уровне дошкольного учреждения, очень важно наладить общую систему работы, вовлекая в нее детей, родителей, педагогов, психологов. Мною были определены следующие формы их взаимодействия: сюжетно-ролевые игры; конкурсы; инсценировки; встречи с интересными людьми ("беседа у камина"); дискуссии (цикл мероприятий дискуссионного зала). Работа по развитию у детей представления об основах правового сознания нацеливает на последовательное введение ребенка в социальный мир. Например, я предлагала детям понаблюдать, как относятся близкие люди друг к другу, прощают ли они обиды, как их друзья относятся к обидчикам, что радует и что огорчает друзей и близких. Использование наблюдения учит детей выделять себя из окружающего мира, взаимодействуя с другими людьми благодаря своим органам чувств: определить цвет глаз, волос своего товарища, ощущать его тепло, воссоздавать зрительные образы. Этот прием способствует развитию эмпатии и эмоциональной отзывчивости у детей. Научить детей тонко ощущать изменение окружающего мира позволяет прием визуализации. Так, закрыв глаза, дети представляют, что они уменьшились в размерах до муравья и ползут по камню. Ощущая себя маленьким беззащитным муравьишкой, ребенок пытается поделиться своими впечатлениями. Дошкольники тонко воспринимают, что все живое нуждается в защите, а значит и люди, окружающие тебя, тоже требуют сочувствия, тепла и помощи. Прием драматизации упражняет детей в умении "вчувствоваться" в другого, войти в его положение. Каждому ребенку присущ "театральный инстинкт" - стремление посредством игры побывать в роли другого, расширив тем самым границы своего бытия. Это помогает острее реагировать на поведение окружающих людей и животных. Размышления детей от лица природных объектов несут большую смысловую нагрузку. Дети чувствуют экологическую значимость милосердного отношения к миру растений и животных, отмечая черствость тех людей, которые безжалостно вторгаются в природу и вредят ей. Приласкать, погладить, утешить, отвлечь, сказать теплые слова - это доступные формы объективно и субъективно направленного содействия нуждающимся в этом. Использование музыки помогает формировать осознанное отношение к душевным настроениям разных героев. Все разделы работы взаимосвязаны и дополняют друг друга, хотя каждый имеет свою специфику, свою воспитательно-образовательную цель. Предварительная работа и работа на закрепление материала ведется в повседневной совместной и самостоятельной деятельности детей, что позволяет избежать излишней загруженности детей. Занятия, игры, труд в повседневной деятельности организуются небольшими подгруппами детей, что способствует взаимообучению и взаимопроверке, стимулирует познавательное общение и взаимодействие детей. Вся запланированная работа способствует тому, чтобы ребенок из пассивного, бездеятельного наблюдателя превратился в активного участника.
Зачастую, права ребенка нарушаются самыми близкими и дорогими людьми. "Проблемные" родители - не вина ребенка, а его беда и несчастье. В этой не простой ситуации не обойтись только силами сотрудников дошкольных образовательных учреждений. В данном вопросе просто необходима помощь родителей, тесное сотрудничество с семьей. Различные формы работы с семьями воспитанников помогли реализовать поставленные задачи по правовому воспитанию дошкольников. Работая над данной темой, могу сделать вывод, что формирование основ правового сознания дошкольников нельзя сводить к простому заучиванию статей документов и отдельных прав и свобод человека. Следует на уровне понимания донести до детей ту информацию, которая помогла бы уберечь детей от насилия и несправедливости в первую очередь со стороны взрослых. В данной работе "По развитию у детей представления об основах правового сознания" педагоги найдут материал, с помощью которого им удастся развить в ребенке интерес к миру людей и к самому себе. А также пробудить желание воспитывать самого себя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Правовое воспитание детей как инновационная форма дошкольного образования
Консультация для преподавателей на тему :"Правовое воспитание детей как инновационная форма дошкольного образования". Проблема данной темы носит актуальный характер в современных условиях, несмотря на...
Учет гендерных особенностей в воспитании детей в контексте ФГОС дошкольного образования
Гендерный подход в образовании - это индивидуальный подход к проявлению ребёнком своей идентичности, что даёт в дальнейшем человеку большую свободу выбора и самореализации, помогает быть достаточно ги...
Современные требования к родителям в воспитании детей и инновационные формы работы с родителями в ДОУ.
Изменения, которые произошли в нашей стране, повлекли за собой изменения привычного уклада жизни и не могли неотразиться на воспитательной среде в семье. В этой ситуации необходимо внимание к се...
Инновационные формы дошкольного образования
Инновационные формы дошкольного образования...
Статья «Правовое воспитание детей как инновационная форма дошкольного образования»
В настоящее время возрастает актуальность проблемы "Гражданско-правовых знаний взрослых и детей". Среди функций, которые выполняет ДОУ в системе народного образования, большое место должно з...
Консультация для педагогов «Правовое воспитание детей как инновационная форма дошкольного образования»
Зачастую, права ребенка нарушаются самыми близкими и дорогими людьми. «Проблемные» родители - не вина ребенка, а его беда и несчастье. Жестокое обращение с детьми - это не только побои, на...
Особенности развития и воспитания детей в различные этапы дошкольного образования (4-5, 5-6, 6-7 лет)
Каждый ребёнок индивидуален, однако существует ряд особенностей, позволяющий нам взрослым определить, нормально ли развивается ребёнок или испытывает в чём-либо затруднения. Данный материал поможет оп...