Игровая деятельность дошкольников
статья (младшая группа) на тему
Цели, задачи предметно-развивающей среды в детском саду
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igrovaya_deyatelnost_doshkolnikov.doc | 56.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель, задачи и содержание игровой деятельности детей
младшего дошкольного возраста
Согласно ФГОС дошкольного образования содержание образовательной программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей:
- Социально-коммуникативное развитие
- Познавательное развитие
- Речевое развитие
- Художественно-эстетическое развитие
- Физическое развитие.
Виды деятельности дошкольников в пределах каждой образовательной области могут реализовываться на основе потенциала развивающей среды ДОО с соответствующим наполнением [9].
Предметно-развивающая среда Организации (дошкольной группы, участка) должна обеспечивать:
- реализацию различных образовательных программ, используемых в образовательном процессе Организации;
- в случае организации инклюзивного образования – необходимые для него условия;
- учёт национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс [24].
Данная среда представляет собой совокупность предметов, игрушек, материалов которые понятны и интересны детям, без которых невозможно осуществление специфических видов детской деятельности.
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:
- игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе, с песком и водой);
- двигательную активность, в том числе, развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
- эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
- возможность самовыражения детей [24].
Наполнение развивающей среды должно подбираться таким образом, чтобы обеспечить возможность решения педагогических задач в той или иной образовательной области, в том числе и на интегративной основе [10]. Так же в стандарте говорится, что развивающая среда должна быть вариативной, насыщенной, полифункциональной [24].
Насыщенность среды должна соответствовать возрастным особенностям детей и соответствовать особенностям программы [2].
Но при организации пространства важно не перенасытить его громоздкими предметами мебели, яркой раскраской мебели, так же необходимо учитывать значение развивающего пространства в реализации образовательных областей. Стандарт определяет конкретное содержание каждой образовательной области. В детском саду должна быть создана оптимально насыщенная многофункциональная среда, предоставляющая возможности для организации различных игр с детьми, а так же для моделирования игровой среды в соответствии с игровой ситуацией. Игрушки должны быть подобраны с учетом возрастных возможностей детей, пола, интересов детей, иметь высокий художественный уровень, отражать гуманистические ценности и идеалы [2].
Полифункциональность предполагает возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм, наличие в Организации (в группе) полифункциональных (не обладающих жёстко закреплённым способом употребления) предметов, в том числе, природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе, в качестве предметов-заместителей в детской игре) [24].
Так же полифункциональность игрушки, можно использовать в соответствии с замыслом ребенка, сюжетом игры в разных функциях. Тем самым игрушка способствует развитию творчества, воображения, знаковой символической функции мышления [10].
Вариативность среды предполагает наличие в группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей, периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей [24].
Вариативность развивающей среды дошкольной образовательной организации обусловлена спецификой ее деятельности в целом и дошкольного звена в частности, особенностями контингента детей (продиктованными их возрастом, половой принадлежностью, индивидуально-типологическими характеристиками, предпочтениями, возможностями) [10].
Реализация принципа вариативности может выражаться через преемственность, установление такой связи между пространствами, когда «новое, сменяя старое, сохраняет в себе некоторые его элементы». В условиях дошкольного образования это выражается в том, что среда в разных группах должна, с одной стороны, иметь собственное наполнение и пространственную организацию в силу специфики каждого этапа дошкольного детства, а с другой- постепенно дополняться новыми элементами, обеспечивая зону ближайшего развития и последовательность воспитания и обучения [10].
Доступность среды предполагает доступность для воспитанников, в том числе, детей с ОВЗ и детей-инвалидов всех помещений организации, где осуществляется образовательный процесс, свободный доступ воспитанников, в том числе, детей с ОВЗ и детей-инвалидов, посещающих Организацию (группу), к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.
Безопасность развивающей среды предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасность их использования [24].
Важными положениями ФГОС дошкольного образования являются обеспечение эмоционального благополучия дошкольников, ориентация на гуманистическое взаимодействие, учет индивидуальных потребностей детей. Одно из требований в отношении образовательной среды - психологическая безопасность. Психологическая безопасность среды обеспечивается путем формирования положительной, доброжелательной обстановки, в которой ребенок чувствует себя уверенно, спокойно, не испытывает враждебного воздействия [2].
Развивающая среда и игровая среда в каждой возрастной группе детского сада в соответствии с ФГОС ДО должна иметь отличительные признаки, а именно:
- для детей третьего года жизни - это достаточно большое пространство для удовлетворения потребности в активном движении;
- для детей четвертого года жизни - это насыщенный центр сюжетно-ролевых игр с орудийными атрибутами;
- для детей пятого года жизни, необходимо учесть их потребность в игре со сверстниками и особенность уединяться;
- для детей шестого и седьмого года жизни важно предложить детям игры, развивающие восприятие, память, внимание и т.д.
Необходимо отметить, что с учетом взросления (развития)детей предметно-пространственная и игровая среда определяется воспитателем с учетом интересов детей в младшем возрасте, со средней группы она организуется воспитателем вместе с детьми, старшие дети сами создают и изменяют ее с точки зрения своих интересов. Задача для педагога заключается в том, как все это устроить в ограниченном пространстве группового помещения, т.к. нет однозначного соответствия между видом культурной практики и материалом. Многие материалы полифункциональны – они могут использоваться и для игровой, и для продуктивной, и для исследовательской деятельности.
По характеру действий в пространстве условно можно разделить на три функциональных пространства:
- «Спокойное» функциональное пространство - пространство для спокойной деятельности детей.
- «Активное» функциональное пространство - пространство для деятельности, связанной с интенсивным движением, возведением крупных игровых построек и т.п.
- «Рабочее» функциональное пространство -пространство для художественно-эстетической и познавательной деятельности и т.п.
Пространства, в зависимости от конкретных задач момента, должны обладать возможностью изменяться по объему - «сжиматься и расширяться», иметь подвижные ,легко трансформируемые границы.
Образно говоря, пространство должно быть «пульсирующим», чтобы каждая зона при необходимости могла вмещать всех желающих. Это очень важно в аспекте групповой динамики-тенденции дошкольников увлекаться текущими интересами сверстников и присоединяться к их деятельности.
В соответствии с возрастными особенностями можно определить примерные перечни игровых уголков:
«Первая младшая группа»
Спокойное пространство:
- книжный центр
«Активное» пространство:
- уголок ряженья
- спортивный центр
- музыкальный центр
Рабочее пространство:
- ручного труда и ИЗО
- центр природы
- центр экспериментирования
- сенсорный центр
«Вторая младшая группа»
Спокойное пространство:
- книжный центр
«Активное» пространство:
- уголок ряженья
- спортивный центр
- музыкальный центр
Рабочее пространство:
- центр творчества
- центр природы
- центр экспериментирования
«Средняя группа»
Спокойное пространство:
- книжный центр
«Активное» пространство:
- центр театрализации
- спортивный центр
- музыкальный центр
- уголок дежурств
Рабочее пространство:
- центр ручного труда и ИЗО
- центр природы
- центр экспериментирования
«Старшая группа»
Спокойное пространство:
- книжный центр
«Активная» пространство:
- центр театрализации
- спортивный центр
- уголок дежурств
- музыкальный центр
Рабочее пространство:
- центр ручного труда и ИЗО
- центр природы
- центр экспериментирования
«Подготовительная к школе группа»
Спокойное пространство:
- книжный уголок
- библиотека
«Активное» пространство:
- центр театрализации
- спортивный центр
- уголок дежурств
- музыкальный центр
Рабочее пространство:
- центр ручного труда и ИЗО
- центр природы
- центр экспериментирования
Таким образом, важно отметить, что введение ФГОС ДО, создает благоприятные условия для ребенка-дошкольника и активизирует переход дошкольного образования на новый высокий уровень организации деятельности в целом.
В то время как ФГОС ДО ̶ это не столько «стандарт развития» сколько попытка задать само развитие как «норму жизни» детей и взрослых в дошкольном учреждении [14].
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРЫ – ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ С РАЗЛИЧНЫМИ ПРЕДМЕТАМИ И МАТЕРИАЛАМИ В САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА КАК СРЕДСТВО ПРОЯВЛЕНИЯ ТВОРЧЕСТВА В СОЗДАНИИ ИГРОВЫХ СЮЖЕТОВ»
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРЫ – ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ С РАЗЛИЧНЫМИ ПРЕДМЕТАМИ И МАТЕРИАЛАМИ В САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА КАК СРЕДСТВО ПРОЯВЛЕНИЯ ТВОРЧЕСТВА В СОЗДАНИИ ИГРО...
Практико-значимый проект по курсу «Организация игровой деятельности дошкольников» на тему: «Модель игровой образовательной среды во второй младшей группе. Эффективные формы сотрудничества с родителями по созданию домашней игровой среды»
Модель игровой образовательной среды во второй младшей группе,эффективные формы сотрудничества с родителями по созданию домашней игровой среды....
Контрольная работа по курсу « Организация игровой деятельности дошкольников» на тему: «Поддержка самостоятельной игровой деятельности детей: методики руководства сюжетно-ролевой игрой»
Задачи развития игровой деятельности, методика педагогической поддержки игровой деятельности....
«Использование маркеров игрового пространства в современной предметно-развивающей среде ДОУ, как одно из условий самостоятельной игровой деятельности дошкольника»
Проблема предметно-развивающей среды сегодня актуальна....
Статья «Использование маркеров игрового пространства в современной предметно-развивающей среде ДОУ, как одно из условий самостоятельной игровой деятельности дошкольника»
Проблема предметно-развивающей среды сегодня актуальна. Среда, насыщенная предметным и игровым материалом вызывает у детей эмоционально положительное отношение к детскому саду, обогащает н...
«Использование игровых полей для развития игровой деятельности дошкольников».
Обобщение опыта работы по теме: «Использование игровых полей для развития игровой деятельности дош...
Игровой макет для групповых занятий и индивидуальной игры детей, самостоятельной игровой деятельности дошкольников
Игровой макет — кaк способ конструирования, является практической деятельностью, направленной на получение определенного, зaрaнее задуманного продукта. Детское конструирование (создани...