Статья "Состояние специального образования в России на современном этапе"
статья на тему
Состояние специального образования в России на современном этапе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.docx | 15.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Состояние специального образования в России на современном этапе.
За последние годы в системе специального образования произошли определенные позитивные перемены. Был принят ряд законов определяющих основные права лиц с ограниченными возможностями здоровья. Однако еще предстоит проделать большую работу по применению их на практике, развитию и совершенствованию системы специального образования. [8]
В настоящее время 1,6 млн детей, проживающих в Российской Федерации (4,5 % от их общего числа), относятся к категории лиц с ограниченными возможностями здоровья и нуждаются в специальном (коррекционном) образовании, соответствующем их особым образовательным потребностям. Из них 352,9 тыс. детей посещают группы и учреждения дошкольного образования компенсирующего вида. Причем 63,6 % этих ребят постоянно общаются в дошкольных учреждениях с детьми, не имеющими отклонений в развитии. Из детей с особыми образовательными потребностями школьного возраста 277,7 тыс. человек обучаются в 1943 специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для детей с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, речи, с задержкой психического развития, умственно отсталых; 203 тыс. человек - в специальных (коррекционных) и 2,5 тыс. человек - в общих классах общеобразовательных учреждений; почти 2,5 тыс. человек, нуждающихся в длительном лечении, - в 145 оздоровительных образовательных учреждениях санаторного типа; 34 тыс. человек - на дому и в школах индивидуального обучения. Всего 38 % детей с отклонениями в развитии интегрированы в общеобразовательную среду.
В последние годы Правительством Российской Федерации утверждены типовые положения о специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, об оздоровительных образовательных учреждениях санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи; порядок воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях; другие нормативно-правовые акты, соответствующие международным нормам. Более гуманными стали наименования образовательных учреждений.
Подготовлен проект Федерального закона «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)», получивший высокую оценку как российских, так и зарубежных специалистов. С 1996 г. Государственная Дума и Правительство России не могут прийти к единому мнению и принять столь долгожданный и необходимый закон. [3]
Реализуется Концепция реформирования системы специального образования, Концепция службы специальной психологии в образовании, Концепция федеральной системы непрерывного многоуровневого интегрированного профессионального образования инвалидов.
Разработаны и реализуются предложения по совершенствованию подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для системы специального образования.
Развивается сеть психолого-медико-педагогических комиссий (ПМПК), осуществляющих комплексное, целостное и системное изучение детей, у которых выявлены заметные отклонения в развитии, и определение для них путей получения образования; консультирование родителей и педагогов.
В специальных и оздоровительных образовательных учреждениях и специальных (коррекционных) классах общеобразовательных школ психолого-педагогическую и медико-социальную абилитацию и реабилитацию детей с ограниченными возможностями здоровья.
Специфика специальной помощи, оказываемой детям с ограниченными возможностями, прежде всего заключается в ее комплексности (психолого-педагогическая и медико-социальная). Ее оказывают тесно взаимодействующие педагоги-психологи, логопеды, сурдо-, тифло-, олигофренопедагоги, социальные педагоги, медицинские работники.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблемы специального образования на современном этапе
В статье отражены основные проблемы специального образования на современном этапе...
Проблемы специального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья в России и за рубежом
В современном российском обществе углубляется социальное расслоение, что находит отражение и в системе образования. Многообразие форм и методов обучения сопровождается избират...
"Новые формы методической поддержки педагогов на современном этапе развития образования"
Сеогдня общество испытывает самые глубокие и стремительные перемены за всю свою историю. На смену прежнему стилю жизни, когда одного образования хватало на всю жизнь, приходит новый жизненный стандарт...
Особенности коррекционной работы в МБДОУ на современном этапе развития дошкольного образования
В данной методической разработке рассматриваются особенности осуществления коррекционной работы в МБДОУ на современном этапе развития дошкольного образования....
Итоговая работа по курсу повышения квалификации по ИОЧ «Достижение результатов в реализации индивидуальной образовательной программы для обучающихся с ОВЗ в современных условиях развития специального образования»
Фрагмент индивидуальной образовательной программы для детей с ЗРР....
РМО руководителей ДОО «Организация работы с семьей в ДОУ на современном этапе образования». Выступление «Дистанционные формы сотрудничества с семьями воспитанников в современных условиях» 03.03.2022 г.
В современном мире развитие коммуникационных и информационных технологий идёт быстрыми темпами. Обучение и образование современных детей и родителей тесно переплетается с компьютерными технологиями.В ...
Статья "Современное специальное образование: вызовы и возможные ответы"
Динамичность и событийность экономических преобразований и социальной жизни детерминируют стремительность процессов смены ценностных ориентаций, а значит, и нестабильность социокультурных элементов. Э...