Развивающие игры с дошкольниками.
статья (старшая группа) на тему

Требования ФГОС к развивающим игры в ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvivayushchie_igry_s_doshkolnikami_trebovaniya_fgos.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

Сафронова Елена Владимировна, старший воспитатель

ГБДОУ детский сад №60 Кировского района

Санкт - Петербурга

Развивающие игры с дошкольниками.

Игра — основная форма проявления активности дошкольника, обогащающая его воображение и эмоциональный мир, пробуждающая творческие силы, развивающая навыки общения с окружающими людьми.

В пункте 2.7 Стандарта дошкольного образования игра определяется как инструмент для организации деятельности ребёнка, его многогранного развития в социально-коммуникативной, речевой, познавательной, художественно-эстетической и физической образовательных областях. Персональные психоэмоциональные особенности малыша, его возраст, способности и наклонности определят содержательный контекст игрового процесса.
ФГОС ДО указывает на конкретные особенности игрового процесса дошкольника в зависимости от возрастной категории.

Пункт 4.6 ФГОС ДО оговаривает важность развития игровой деятельности в становлении социально-нормативных основ поведения ребёнка, а также в повышении эффективности образовательного процесса.

Для того чтобы игры были действительно интересными и разнообразными требуется проведение серьёзной работы со стороны взрослых по вовлечению ребёнка в познавательную деятельность (пункт 2.6 ФГОС ДО).

Развивающие игры открывают широкие возможности для развития познавательных способностей: восприятия, памяти, мышления, воображения и речи.

Развивающие игры активно используют в повседневной жизни и в непрерывной образовательной деятельности.

Развивающие игры позволяют решить следующие задачи:

  • Развивать восприятие и мышление детей, внимание и память;
  • Развивать воображение и творческие способности детей;
  • Активизировать познавательную деятельность детей, научить их мыслить нестандартно;
  • Развить у них упорство и сообразительность, умение находить оригинальные решения;
  • Закрепить полученные знания и умения, упражнять в применении их к другим видам деятельности, новой обстановке;
  • Развивать такие качества, как самостоятельность и инициативность.

Игры и упражнения для использования в непрерывной образовательной деятельности, в свободной игровой деятельности и в индивидуальной работе с детьми дошкольного возраста:

1. Развивающие игры Никитиных (« Сложи узор», « Уголки», «Кубики для всех», «Уникуб», «Внимание», «Сложи Квадрат», «Внимание угадай –ка», «Кубики для всех» и др.)

2. Геометрические конструкторы на воссоздание силуэтов фигур, разработанные З.А.Михайловой ( «Танграм», «Волшебный круг», «Волшебный квадрат», «Колумбово яйцо», «Листик», «Гексамино» и др.);

3. Игры В.В.Воскобовича («Геоконт», «Чудо-крестики», «Прозрачный квадрат» и др.);

4. Игры с блоками Дьенеша и палочками Кюизенера.

5. Разнообразный природный материал, коллекции семян, камней, песок.

6. Материал для проектной деятельности.

7. Конструкторы различных форм и конфигураций.

При всем своем разнообразии развивающие игры объединены одним названием, поскольку исходят из общей идеи и обладают характерными особенностями:

  • Каждая игра представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, деталей конструктора и т.д.
  • Задачи даются ребенку в различной форме: в виде модели, плоского рисунка, чертежа, письменной или устной инструкции, таким образом, знакомят его с разными способами передачи информации.
  • Задачи расположены в порядке возрастания сложности, т.е. в них использован принцип «от простого к сложному».
  • В игровые задания входят задачи разной сложности: от доступных малышу до непосильных для иного взрослого, поэтому игры могут быть интересны в течение многих лет.
  • Постепенное возрастание трудности задач в играх позволяет ребенку идти вперед и совершенствоваться самостоятельно, т.е. развивать свои творческие способности, иначе, если ему все объясняется, у ребенка формируются только исполнительские качества.
  • Нельзя объяснять ребенку способ и порядок решения задач, нельзя подсказывать ему. Строя модель, осуществляя решение практически, ребенок учится брать все необходимое из окружающей действительности самостоятельно.
  • Не надо требовать и добиваться, чтобы с первой попытки ребенок решил задачу. Он, возможно, еще не дорос, и надо подождать какое-то время.
  • Решение задачи предстает перед ребенком не в абстрактной форме числа или слова, а в виде рисунка, узора или сооружения из кубиков, кирпичиков, деталей конструктора, то есть видимых и осязаемых вещей. Это позволяет ребенку самому проверить точность выполнения задачи.
  • Большинство развивающих игр не исчерпывается предлагаемыми заданиями, а позволяет детям и родителям составлять новые варианты и даже придумывать новые игры, то есть заниматься творческой деятельностью.
  • Развивающие игры позволяют каждому ребенку максимально использовать свои возможности, постепенно расширяя их пределы.

В развивающих играх удается объединить один из основных принципов обучения - от простого к сложному с очень важным условием творческой деятельности - делать все самостоятельно.

 Эти игры развивают у детей следующие интеллектуальные качества: внимание, память, особенно зрительную, умение находить зависимости и закономерности, ошибки и недостатки, классифицировать и систематизировать материал, способность к комбинированию, пространственное представление и воображение, способность предвидеть результаты своих действий.

При этом главное, на что обращается внимание, - творчество: ребенок, проходя через систему заданий, делает множество открытий и приучается к самостоятельному творческому активному мышлению.

Развивающие игры интересны детям разного возраста и даже взрослым.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Папка – передвижка для родителей.  Г.Б. Никитин разработал целый ряд развивающих игр для детей любого возраста. Никакая определенная программа обучения ребенку не навязывается. Он погр...

Образовательно - развивающая игра для дошкольников. "Угадай вид спорта!"

Игра создана для обучения и закрепления игровых видов спорта, где присутствует мяч. Предназначается  для домашнего использования родителями, а так же,  может применяться инструкторами по физ...

Развивающие игры для дошкольников

консультация для родителей...

Консультация "Оздоровительно-развивающие игры для дошкольников"

Виды оздоровительных  и разновариативных игр...

развивающие игры для дошкольников

развивающие игры по экологии...

"Развивающие игры для дошкольников" «играем – развиваемся»

Методическая разработка … «Изо всех способностей первыми формируются и совершенствуются в нас чувства. Их, значит, следует, прежде всего, развивать; а между тем их только и забывают, ими-то и пренеб...

Развивающие игры для дошкольников. Игры для развития мелкой моторики. 12.03.2017 Матвеева Л.В.

Игры для развития мелкой моторики.1.       Упражнение с пипеткой.2.       Упражнение с пинцетом.3.       Сорти...