Развивающие игры для дошкольников
материал по математике (средняя группа) по теме

Семина Ольга Анатольевна

консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pechatat_soc_set_obrazovaniya.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением

интеллектуального направления развития дошкольников № 59 «Дружба»

Республики Татарстан

Консультация для родителей

«Развивающие игры для дошкольников»

Подготовила:

воспитатель I квалификационной категории

Семина Ольга Анатольевна

г. Набережные Челны

 2013

           Золтан Дьенеш – автор методики Дьенеша, всемирно-известный венгерский профессор, математик, специалист по психологии, создатель прогрессивной авторской методики обучения детей - «новая математика», в основе которой лежит обучение данной науке посредством увлекательных логических игр, песенок и танцевальных движений.  

           Дьенеш с самого раннего детства увлекался математической наукой. Его всегда интересовало, почему у одних людей есть математические способности, а у других нет. Он всерьез задумался над созданием методики обучения, которая бы помогала детям преодолевать все возникающие трудности на пути освоения этой интереснейшей науки, которую он практически возвел в ранг одного из видов искусства.

           Преподавая математику детям в разных странах мира, ученый накопил определенный опыт и наблюдения, позволившие ему разработать основные принципы собственной авторской системы. В методике Дьенеша огромное значение уделяется логическим играм, способствующим развитию комбинаторных, логических, аналитических способностей у детей при решении тех или иных математических задач, когда ребенок учится, используя логическое мышление структурировать, разделять свойства объекта, идентифицировать их, запоминать и обобщать.

           Знаменитые логические блоки Дьенеша вводят такие первичные понятия, как логические действия, кодировка информации, структура и алгоритмы выполнения действий.

           Игры с логическими блоками по методике Дьенеша учат малыша не только думать, следить за координацией движений, но и говорить, способствуют развитию речи. Малыши начинают использовать более сложные грамматические структуры предложений в речи на основе сравнений, отрицаний и сочетании однородных предметов. Такими блоками могут играть дети любого возраста: от самых маленьких, до уже без пяти минут первоклассников.

           Варианты игровых упражнений по методике Дьенеша построены на принципе сравнительного анализа: когда малыш в процесс игры учится различать свойства предметов по цвету, форме, толщине и размеру.

           Для самых маленьких предлагаются простейшие упражнения:

1. выделить все блоки по какому-то одному из признаков (форме, цвету, размеру)

2. выделить все блоки одного цвета, но разной формы или одной формы, но разного размера, и.т.д.

3. построить длинный паровозик или цепочку в разных вариантах: располагать в цепи блоки разные по форме, но одинаковые по размеру или цвету; располагать в цепи блоки разные по форме, толщине и размеру или разные по цвету и толщине и т.д.

4. играть по принципу домино, когда все блоки делятся между участниками поровну, и каждый делает по очереди ход, и пропускает его, если блок нужной формы у него отсутствует; ходить можно фигурами разного цвета (размера и формы) или фигурами одинакового цвета, но разной формы и размера, и т.д.

5. разделить блоки по одному из свойств (цвету, форме, размеру или толщине) между участниками (малышом и мамой; малышом, мамой и любимым мишкой), так, чтобы у мамы все были красные (круглые, маленькие или тонкие), а у малыша синие (треугольные, большие или толстые).  

           К данным играм для деток более старшего возраста добавляются более сложные упражнения на основе карточек с символическим изображением свойств. Когда ребенок, глядя на карточку, учится читать зашифрованный код и на основе изображений с картинок строит ряды из фигур.

           Методика Дьенеша на основе логических блоков постепенно готовит детей к решению более сложных логических задач, возбуждают у ребенка живой интерес к обучению, расширяет его словарный запас и способствует умственному развитию ребенка. По логическим блокам Дьенеша можно работать не только в группах, но и индивидуально.

Знакомство дошкольника с миром цифр и математических законов можно сделать простым и интересным, если взять себе в помощники наглядное пособие, придуманное в середине прошлого века бельгийским учителем начальных классов Джорджем Кюизенером. Все мы знаем, что ребята 3-5 лет гораздо успешнее воспринимают информацию, если теоретическое объяснение подкрепляется яркой и понятной практической иллюстрацией.  Учитывая именно эту особенность детской психики, Кюизенер и создал свои знаменитые палочки.  В книге «Числа и цвета», увидевшей свет в 1952 году, он предложил основные варианты заданий и игр с пособием.

           Наборы палочек сейчас могут несколько различаться по количеству элементов или цветовой гамме, но основной принцип остается неизменным. В наборе 10 вариантов призм из пластмассы или дерева, они отличны по цвету и размеру. Длина самой маленькой палочки - 1 см, а самой большой  соответственно – 10,  каждая символизирует собой одну из цифр.

           Условно все палочки можно разделить на несколько цветовых семейств. В «красную семью» войдут розовые, красные и бордовые палочки. К этой группе отнесем палочки, длина которых кратна двум: 2, 4 и 8. В «синей семье» окажутся голубые, синие и фиолетовые палочки, соответствующие цифрам, делящимся на три – 3, 6 и 9. «Желтое семейство» объединит желтые и оранжевые палочки,  кратные пяти – 5 и 10.  Особняком стоят белые и черные палочки. Длинные черные палочки-семерки представляют отдельное семейство, а самые коротенькие белые палочки-единички могут примкнуть к любому из семейств, так как белые палочки могут уложиться целое число раз в любой из палочек каждого цветового семейства.

           Начать играть в палочки Кюизенера можно даже с малышом полутора-двух лет. На первых ознакомительных заданиях можно начать с изучения цветов. Пускай малыш схватит большую охапку разноцветных палочек, а затем рассортирует палочки по разным цветовым группам.  Назовите каждый из цветов, определите какие из цветовых оттенков ближе друг к другу, например: розовый и красный.

           Затем можно потренировать понятие длины. Предложите малышу показать самую длинную палочку, а затем – самую короткую. Теперь пусть он отыщет две одинаковые по длине палочки. После этого, предложите крохе выстроить из палочек лесенку – от самой короткой к самой длинной и наоборот. Можно также провести сравнение разных по цвету палочек. Какая палочка больше оранжевая или голубая? красная или фиолетовая?

           После этих подготовительных занятий можно начинать знакомство с цифрами и счетом. Называйте малышу цифры по порядку и в разброд, задача юного ученика – находить соответствующие этим названиям палочки. Затем измените задание, теперь ведущий-взрослый будет показывать ту или иную палочку, а ребенок вспоминать цифры.

           После того как цифры запомнились можно усложнить задания. Покажите малышу, что, к примеру, цифру 4 можно показать одной красной палочкой,  двумя розовыми и четырьмя белыми.  Таких заданий можно придумать множество: сколько белых палочек уложится  рядом с самой длинной оранжевой палочкой? Какими двумя одинаковыми (или разными) палочками можно составить палочку, равную по длине фиолетовой?

           Можно поиграть в такую логическую игру. Ведущий загадывает одну из палочек, а ребенок при помощи наводящих вопросов пытается определить, какого она цвета. Вода может давать пояснения, но только логико-математические. Например, задуманная палочка длиннее розовой, но короче оранжевой. Или:  этот элемент можно составить при помощи двух одинаковых палочек и т.п. Такие упражнения в игровой форме позволят ребенку освоить операцию сравнения.

           Из палочек Кюизенера можно составлять логические цепочки и последовательности. Условия могут быть самыми разнообразными: предложите составить из палочек такой поезд, где все вагончики будут разного цвета и длины. Теперь попросите малыша посчитать все вагоны, найти самый короткий и длинный, посчитать, какой по счету голубой вагон, а сколько вагонов от него до желтого вагона?

           Можно предложить создать из палочек своеобразный узор, где элементы одного и того же цвета будут повторяться в определенной последовательности.

При помощи пособия Кюизенера можно выкладывать и изучать геометрические фигуры. Попросите малыша составить квадрат со стороной 7 или прямоугольник со сторонами 4 и 6 см.

           Помимо занятий, нацеленных на развитие математических способностей, развитие логического и пространственного мышления, а также формирования эталонов цвета и величины, можно при помощи всё тех же палочек устроить настоящие уроки творчества. Из разноцветных элементов пособия можно выкладывать самые разнообразные мозаичные рисунки, развивая тем самым пространственное и творческое мышление. Домики и поезда, заборчики и фигурки животных, транспорт и деревья – всё, что фантазия подскажет юному творцу.

           В настоящее время придумано множество уже готовых заданий с палочками Кюизенера. Например, для ребят от двух лет есть очень интересная книга с упражнениями «На златом крыльце сидели…».

           Занимаясь со счетными палочками Кюизенера, малыш не только быстро и уверенно осваивает основы счета, наглядно знакомится с механизмами сложения и вычитания, умножения и деления, учится сравнивать и соотносить части и целое. Выполнение разнообразных упражнений с палочками способствует также развитию интеллектуальных способностей, логического мышления, тренирует память, способствует развитию внимания, является хорошей тренировкой мелкой моторики рук. Уже более 50 лет это пособие является эффективным и любимым развивающим дидактическим материалом для родителей и воспитателей по всему миру. Приглашаем и Вас в удивительный мир разноцветных палочек и веселых цифр!

Литература:

  1. Носова Е.А., Непомнящая Р. Л. Логика и математика для дошкольников. Санкт-Петербург; "Детство-Пресс", 2002.
  2. Звонкин А.К. Малыши и математика. Домашний кружок для дошкольников. – М.: МЦНМО, МИОО, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Папка – передвижка для родителей.  Г.Б. Никитин разработал целый ряд развивающих игр для детей любого возраста. Никакая определенная программа обучения ребенку не навязывается. Он погр...

Образовательно - развивающая игра для дошкольников. "Угадай вид спорта!"

Игра создана для обучения и закрепления игровых видов спорта, где присутствует мяч. Предназначается  для домашнего использования родителями, а так же,  может применяться инструкторами по физ...

Консультация "Оздоровительно-развивающие игры для дошкольников"

Виды оздоровительных  и разновариативных игр...

развивающие игры для дошкольников

развивающие игры по экологии...

"Развивающие игры для дошкольников" «играем – развиваемся»

Методическая разработка … «Изо всех способностей первыми формируются и совершенствуются в нас чувства. Их, значит, следует, прежде всего, развивать; а между тем их только и забывают, ими-то и пренеб...

Развивающие игры для дошкольников. Игры для развития мелкой моторики. 12.03.2017 Матвеева Л.В.

Игры для развития мелкой моторики.1.       Упражнение с пипеткой.2.       Упражнение с пинцетом.3.       Сорти...

ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ 5 - 6 ЛЕТ ДОМА. Какими бывают детские развивающие игры для дошкольников в возрасте 5–6 лет

Консультация для родителей " Какими бывают детские подвижные игры для детей дошкольников дома"...