Проект " Волшебный мир общения"
проект (старшая группа) на тему
Проект "Волшебный мир общения". Развитие коммуникативных навыков детей старшего дошкольног возраста в условиях ДОУ и семьи средствами инновационных технологий
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bolshoy_proekt.docx | 152.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Новоаганский детский сад присмотра и оздоровления «Солнышко»
Проект
Волшебный мир общения
Выполнила:
Воспитатель Носкова Г.Ф.
Тип проекта: долгосрочный педагогический с детьми старшей группы и подготовительной группы
Участники проекта: воспитатели, дети, родители старшей .
Срок реализации: январь 2016-май 2017 г
Актуальность проекта:
Развитие коммуникативных умений относится к числу важнейших проблем педагогики и психологии. Ее актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребенка, в котором часто наблюдается дефицит «живого» общения, речевой культуры во взаимоотношениях людей Родители часто не замечают, что дети испытывают серьезные трудности в общении с окружающими. Замыкаясь на компьютере и телевизоре, дети стали меньше общаться не только с взрослыми, но и друг с другом. Наиболее интенсивно коммуникативное развитие ребенка проходит в дошкольный период детства и зависит, прежде всего, от опыта общения со сверстниками, что является тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности ребенка. Этот первый опыт во многом определяет характер его отношения к себе, к другим, к миру в целом.
Контакты со сверстниками приносят детям ни с чем несравнимую радость. Только с ними они учатся быть наравне, а значит, строить особые (личностные, деловые, оценочные) отношения, которых не могут иметь со взрослыми. Это требует от дошкольников умения устанавливать контакты со сверстниками, находить в соответствии со своими возможностями себе место в совместной деятельности, умения согласовывать свои действия с действиями других детей и справедливо разрешать возникающие конфликты.
Значение взаимоотношений с окружающими огромно, и их нарушение – это один из показателей отклонения в развитии. Ребенок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения организовать общение, быть интересным окружающим, чувствует себя уязвленным, отвергнутым. Это приводит к пониженной самооценке, робости, замкнутости. Чем раньше мы обратим внимание на эту сторону жизни ребенка, тем меньше проблем у него будет в будущей жизни.
В последние годы становится всё больше детей с нарушением психоэмоционального развития, к которым относятся эмоциональная неусидчивость, враждебность, агрессивность, тревожность.
В своей работе детьми дошкольного возраста я всё чаще встречаюсь с проблемами взаимоотношений между дошкольниками, с конфликтными ситуациями в группе. Между моими воспитанниками во время игр, совместной деятельности и на занятиях формируется широкий диапазон взаимоотношений, и не всегда они складываются благополучно. Дети не умеют договариваться, часто ссорятся, конфликтуют, не пытаются услышать друг друга, агрессивны. Возникающие конфликтные ситуации не только препятствуют нормальному общению детей, но и мешают воспитательно-образовательному процессу в целом
Объектом проекта является процесс развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет проекта: развитие коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ и семьи средствами инновационных кейс-технологий
Цель проекта:воспитание навыков эмоционально-доброжелательного общения с людьми.
Задачи проекта:
1. Обучить детей пониманию себя и умению «быть в мире с собой»;
2. Развивать у детей навыки общения в различных жизненных ситуациях со сверстниками, педагогами, родителями, ориентируясь на метод сопереживания;
3. Формировать у детей умения и навыки владения выразительными движениями (мимикой, жестами, пантомимикой) – средствами человеческого общения;
4. Развивать самоконтроль в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения;
5. Помочь в усвоении и реализации адекватного поведения, преодоления противоречий в межличностных отношениях;
6. Воспитывать уважение и терпимость по отношению друг к другу.
Обеспечение проектной деятельности
Создание предметно-развивающей среды и методического материала:
1. Создание психологического уголка;
2. Изготовить накидки на 2 мягких кресла: по цвету желтая и салатовая для снятия мышечного напряжения и профилактика утомляемости глаз;
3. Оформление фотоальбомов «Это Я»;
4. Изготовить веселые сюжетные коврики;
5. Подбор «волшебных предметов» (шляпы, накидки, короны, волшебные палочки, чудесные башмачки, волшебные туфельки и др.);
6. Изготовить: коробочку примирения, мешочек настроения, подушку для битья, копилку добрых дел, доску настроений;
7. Оформить альбом с правилами: доброты, честности, вежливости, правила настоящей дружбы
8 Создание картотек игр и ситуаций по всем разделам проекта
Этапы реализации проекта
Этапы работы | Мероприятия | Сроки, |
1-й этап Подготовительный Диагностический | Изучение психолого-педагогической литературы по проблеме общения; | январь, февраль 2016г. |
Подборка диагностического инструментария для диагностики эмоционального состояния и коммуникативной деятельности детей; | январь, февраль 2016г. | |
Диагностика родителей; | январь, февраль 2016г. | |
Разработка перспективного плана мероприятий, направленных на развитие коммуникативных навыков общения у детей | январь, февраль ,март2016г. | |
2-й этап | Реализация проекта | В течение апреля 2016-мая 2017 года |
| Формирование коммуникативных навыков общения у детей, развитие эмоциональной сферы через : решение кейсов; Образовательную деятельность; |
|
3-этап Заключительный | Подведение итогов по реализации проекта | Май 2017года |
Перспективный план работы по развитию коммуникативных навыков с детьми старшего дошкольного возраста
№ | ТЕМА | Цель и | Формы работы | срок |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | «Встреча с другом» | Формировать опыт социального взаимодействия. Обобщать новыми знаниями и умениями бесконфликтного общения. Развивать умения высказываться и слушать высказывания собеседника | 1Беседа «Мои мысли»; 2.Упражнения на преодоление замкнутости, скованности «Путаница», «Котята» ; Игровая ситуация «Ко мне приехал друг» 3 Чтение рассказа Осеевой «Отомстила» 4.Просмотр и обсуждение презентации «Как вести себя с друзьями и родственниками» | Апрель 2016 |
| | | 3.Рассматривание иллюстрации «Кто обидел маленького мальчика». | май 2016 г. |
| | | 4. Музыкально-дидактическая игра для развития мимики и артикуляции «Угадай настроение». | |
| | | 3Разыгрывание ситуации «Разними дерущихся мальчиков», «Помирись с другом, которого ты обидел» 4.Игра «связующая нить 5 «Лепим сказку» 6 Чтение стЛ.Кузьмина «Дом с колокольчиком» | |
5 | «Наши страхи» | учить говорить о чувствах вслух(в данном случае о негативных переживаниях) -дать детям возможность отреагировать страхи -показать способы совладения с ними -воспитывать чувство уверенности в себе | 1Беседа о страхах 2 Упражнение «Страшно и не страшно» 3Нарисуйте свой страх и порвите свой рисунок 4 Рассказывание р.н.сказки «У страха глаза велики» | Август 2016 |
6 | «Я и окружающие» | Способствовать развитию осознанного отношения к социальным нормам поведения; | 1 Чтение рассказа Л.Н.Толстого « Старик 2 сажал яблони» 2Д/игры «Плохие поступки: хорошие поступки», « Окажи внимание другому» 3 С/игра «Детский сад» 4.Игры: «Прорви круг», Поводырь», «Жмурки», «Связующая нить», «Клеевой дождик» | Сентябрь 2016 |
| | | 3 Беседа по пословицам о добре, 4 Коллективная творческая работа «Дерево доброты». 5 Игры «Доскажи словечко» ,«Хорошо-плохо». | |
| | | | |
| | | | |
| | |
| |
| | Познакомить детей с секретами (правилами) дружеских отношений, формировать умение понимать и оценивать чувства и поступки других, формировать положительное взаимоотношение между дошкольниками, взаимовыручку, закреплять умение участвовать в совместной игре. | 2Беседа «Дружбой дорожить умейте» 4Дидактическая игра «Оцени поступок»; 5 Коллаж: «Дерево дружбы» (лепка) | |
| | | 1 .Прослушивание рассказа «Лучший друг» | |
| | | | |
| | Обогащать представления детей о правилах речевого поведения во время знакомства с взрослыми, незнакомыми людьми. 2.Развивать умение использовать этикетные выражения, принятые в этой ситуации, вежливые формы обращения к незнакомому человеку. 3.Воспитывать доброжелательное общение с окружающими людьми, приветливость, сдержанность, умение внимательно слушать взрослого | 1 игровая ситуация «Волшебные слова» 2 Дидактическая игра «Приветствие» 3 Дидактическая игра с мячом « Вежливые слова» 4Дидактическая игра «Вспомни слово» 5 Составление творческих рассказов: «Город вежливости», 6Экскурсия в библиотеку «Ежели вы вежливы» | Май 2017 |
Диагностика |
| Май 2017 |
Содержание работы с родителями
Направление работы | Содержание |
Информационно-рекламная деятельность | Оформление: памятки «Волшебный справочник добрых слов и выражений»; рекомендаций «Пожелание родителям», «Информационный калейдоскоп», картотеки коммуникативных игр, мини – библиотека по заданной теме |
Индивидуальные и групповые консультации |
|
Совместная деятельность детского сада и семьи | Рекомендации для выполнения заданий дома: чтение художественной литературы, повторение стихотворений, оформление пословиц, совместная художественно-творческая деятельность: рисунки, поделки по теме проекта; посещение библиотеки, Дома культуры, музыкальной школы, спорт-комплекса, составление плакатов, памяток, рекомендаций, альбома, фотогазеты. Участие родителей в разных видах деятельности в детском саду. Оформление материала по проекту. |
Сотрудничество с родителями | Анкетирование родителей, посещение семей. Просветительная работа, практическая подготовка по вопросам воспитания культуры общения. Проведение круглого стола по теме. |
Продукты проекта:
- Выставка рисунков «Город волшебных слов»
- Оформление альбомов: «Пословицы и поговорки о вежливости», «Стихотворения на тему: «Этикет общения».
- Коллаж «Дерево дружбы»
Прогнозируемые результаты
Дети должны знать:
- речевые формулы этикета; общения;
- эмоциональные состояния людей в процессе общения;
- способы и правила дружеских взаимоотношений и взаимодействия со сверстниками и с взрослыми;
- нравственные качества людей, их поступков;
- взаимосвязь людей в обществе.
Дети должны уметь:
- осознанно выбирать этикетные формы общения в зависимости от ситуации общения, возраста, пола, собеседника, цели взаимодействия;
- отбирать речевые формулы этикета, линию поведения, вспомогательные средства общения для эмоционального расположения собеседника, с учётом эмоционального и физического его состояния;
- строить общение с разными людьми: взрослыми и сверстниками, знакомыми и незнакомыми;
- соблюдать привычки культурного общения с людьми в общественных местах;
- контролировать свои действия и поступки, проявляя нравственные качества личности;
- самостоятельно организовывать детей на совместную деятельность, вести деловой диалог с взрослыми и сверстниками;
- владеть культурными формами ведения спора, проявлять активность в коллективных обсуждениях, иметь свою точку зрения на обсуждаемую тему;
- активно проявлять творчество в процессе общения.
Заключение:
Детям сложно разобраться в мире человеческих отношений, освоить язык чувств. Многого еще не зная и не умея, дети часто нарушают установленные нормы, ведут себя неадекватно. Поэтому взрослым очень важно найти пути воспитания у детей миролюбия и доброжелательного поведения. Необходимость раннего формирования положительного опыта общения детей обусловлена тем, что его отсутствие приводит к стихийному возникновению у них негативных форм поведения к ненужным конфликтам. Дети стремятся, но часто не умеют вступать в контакт, выбирать уместные способы общения со сверстниками, проявлять вежливое, доброжелательное отношение к ним, соблюдать, разговаривая этикет, слушать партнера. Поэтому, должное внимание в воспитательно-образовательной работе дошкольных учреждений должно быть уделено становлению межличностного общения сверстников и общения родителей со своими детьми.
Список литературы
Закон « Об образовании» Российской Федерации.
Конвенция ООН о правах ребенка,1989г.
Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей, 1990г.
Давыдов В. В., Петровский В.А. и др. Концепция дошкольного воспитания.
Типовое положение о дошкольном учреждении.
Арушанова А.Г. Развитие коммуникативных способностей дошкольника: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 80 с.
Бычкова С.С «Формирование умения общения со сверстниками у старших дошкольников».
Данилина Т.А., Зедгенидзе В.Я., Степина Н.М. «В мире детских эмоций».
Зедгенидзе В. Я. «Предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников».
Клюева Н.В.., Касаткина Ю.В. «Учим детей общению».
Панфилова М.А. «Игротерапия общения».
Рылеева Е.В. «Вместе веселее!».
Саранская О.Н. «Психологический тренинг для дошкольников «Давайте дружить!»
Марциновская Т.Д. Методика « Два домика».
Урунтаева Г.А, Афонькина Методика «Рукавичка».
Лисина М. И. Методика выявления уровня коммуникативного развития детей 5-6 лет.
Урунтаева Г.А. Таблица проявления поведенческих расстройств.
Фокина Е.К. Диагностическая карта (результаты наблюдения уровня коммуникативных способностей у детей 6-7 лет).
Степанова Г.Б.Индивидуальные показатели социального развития ребенка (Дошкольное воспитание 1999, №10).
КоломинскийЯ.Л., Жизневский Б.П. Причины возникновения конфликтов с детьми в игре.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект "Волшебный мир общения"
Данные педагогический проект предназначен для детей 4-5 лет. Его целью является развитие коммуникативных навыков детей среднего длшкольного возраста...
Проект Волшебный мир общения
Целью данного проекта является воспитание навыков эмоцонально-доброжелательного отношения с людьми Показаны этапы реализации проекта .Разработан перспективный план работы по воспитанию коммуникативных...
Проект « Волшебный мир общения»
Проект« Волшебный мир общения»оптимизация коммуникативных умений и навыков детей через игровую деятельность....
Психолого-педагогический проект «Волшебный мир общения». Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС.
Данный материал способствует для социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста в процессе коммуникативных игр в соответствии с ФГОС....
Проект: "Волшебный мир общения"
Долгосрочный проект: "Волшебный мир общения" для детей и родителей старшей, подготовительной группы. Цель проекта: оптимизация коммуникативных умений и навыков детей через игровую деятельность. Проект...
Проект «Волшебный мир общения»
Проект педагога-психолога «Волшебный мир общения»...
Проект «Волшебный мир общения» по развитию у старших дошкольников социально – коммуникативных навыков
Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте. Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности...