Проект « Волшебный мир общения»
проект ( группа) на тему
Проект
« Волшебный мир общения»
оптимизация коммуникативных умений и навыков детей через игровую деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_volshebnyy_mir_obshcheniya.docx | 67.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Степанишина Ирина Павловна
Воспитатель ГБДОУ ЦРР детский сад №23
Красносельского района
г. Санкт-Петербург
Проект
« Волшебный мир общения»
оптимизация коммуникативных умений и навыков детей через игровую деятельность.
Проект "Волшебный мир общения» |
Введение
Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте. Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. От того, как сложатся отношения ребенка в группе сверстников, во многом зависит его следующий путь личностного и социального развития.
Воспитательные возможности игры отмечались отечественными педагогами и психологами (П.Ф. Лесгафт, Д.Б. Эльконин, А. Н. Леонтьев, и др.)
Игра представляет собой совместную деятельность детей. Общие интересы, цели, задания, совместные действия в игре способствуют воспитанию положительных взаимоотношений между сверстниками. Именно игра позволяет выявить задатки ребенка и превратить их в способности, развивает умения и навыки, стимулирует развитие дошкольника в целом.
Дошкольник, не умеющий играть, не может содержательно общаться, не способен к совместной деятельности, не интересуется проблемами сверстников. Чтобы избежать отчужденности, враждебности, агрессивности, а это все следствия не умения ребенка общаться с окружающими, приводят к необходимости создания условий, которые должны способствовать постепенному развитию игры, как специфически ведущей деятельности дошкольника – незаменимой школы общения, мышления и произвольного поведения.
В последнее время широкое распространение получил термин «коммуникация», наряду с термином «общение».
Коммуникация – способность общаться со сверстниками и взрослыми, понимание и осознание себя.
Общение – важный показатель психического развития ребёнка. Общение - это многоплановый процесс развития контактов между людьми, который вызван потребностью совместной деятельности.
Организация любой деятельности, в том числе коммуникативной, требует от дошкольников определённых умений. Умение – это «способность выполнять какое-либо действие по определённым правилам (при этом действие ещё не достигло автоматизированности)».
Следует отметить, что понятие «коммуникативные умения» часто сливается или синонимизируется с понятием «коммуникативные навыки», что некорректно с точки зрения вложенного в них смысла. Известно, что навык – это «действие, сформированное путём повторения, характеризующееся высокой степенью освоения и отсутствием по элементарной сознательной регуляции и контроля», другими словами, навык – это умение, доведённое до автоматизма. Другими словами, навык – это следующая после формирования умений ступень развития коммуникации. Далее, при активном желании человека вступать и поддерживать контакты с окружающими, коммуникативные умения и навыки трансформируются в коммуникативную способность.
Коммуникативные способности – «индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие эффективное взаимодействие и адекватное взаимопонимание между людьми в процессе общения или выполнения совместной деятельности.
Существуют разные методы, применяемые для развития коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста. Их можно распределить на три группы: наглядные, словесные и практические (по материалу С.К. Каравасилиади).
•Наглядные методы: метод непосредственного наблюдения и его разновидности (наблюдения в природе, экскурсии), опосредованное наблюдение (с использованием изобразительной наглядности: игрушки, картины).
•Словесные методы: чтение и рассказывание художественных произведений, пересказ, заучивание стихотворений наизусть, обобщающая беседа, рассказывание без опоры на наглядный материал.
•Практические методы: дидактические игры, игры-драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, пластические этюды, хороводные игры.
Все методы должны применяться только на почве игровой деятельности как ведущей в дошкольном возрасте. Ведь «в игре ребёнок познаёт смысл человеческой деятельности, начинает понимать и ориентироваться в причинах тех или иных поступков людей. Познавая систему человеческих отношений, он начинает осознавать своё место в ней. Игра стимулирует развитие познавательной сферы ребёнка, способствует формированию творческого воображения. Игра способствует развитию произвольного поведения ребёнка, становлению произвольности других психических процессов: памяти, внимания, воображения. Игра создаёт реальные условия для развития коллективной деятельности, основу для проявления чувств и эмоций детей, их коррекции».
Итак, понимание коммуникации, как смыслового стержня общения, подводит педагогов к осознанию потребности в становлении, формировании и развитии у дошкольников коммуникативных умений и навыков – элементарных единиц довольно сложного процесса. Данная потребность усиливается осознанием того, что старший дошкольный возраст – это не только сенситивный для развития детской коммуникации период, но и своеобразный «мостик» между детским садом и школой, когда перед ребёнком встают новые требования к организации собственного общения.
Современное общество предъявляет высокие требования к коммуникативной деятельности личности. Обществу нужны творческие личности, которые могут нестандартно мыслить, грамотно выражать свои мысли, находить решения в любых жизненных ситуациях. В дошкольном возрасте дети легко приобретают новые знания, сохраняют и удерживают сформированные умения и навыки.
Очень важно правильно и своевременно помочь детям развить коммуникативные навыки и умения, воспитать у них гуманное отношение друг к другу, дружбу, сделать все необходимое, чтобы из случайной совокупности детей, собранных в группу, в возможно более короткий срок создать коллектив.
Именно осознанием данной проблемы и объясняется выбор проекта, его актуальность и практическая значимость.
Цель: оптимизация коммуникативных умений и навыков детей через игровую деятельность.
Проблема: анализ ситуации в группе показал, что в детском коллективе присутствует достаточно высокая напряженность и конфликтность. Есть дети с низким уровнем развития коммуникативных навыков и социальных умений, нарушающие социальные нормы и права других детей. Ребята, не имеющие навыков конструктивного общения с ровесниками, часто становятся причиной ссор, конфликтов в детском коллективе.
Задачи:
- Выявить причины нарушения общения
- Создавать условия для осуществления коррекционно-развивающей работы детей с проблемами в общении в условиях игры.
- Создавать условия для организации детско-родительского сотрудничества в разных видах деятельности.
- Создавать условия для обогащения предметно – пространственной среды дидактическими, методическими материалами по теме проекта.
Тип проекта: долгосрочный педагогический с детьми старшей группы и подготовительной группы
Участники проекта: дети, родители и воспитатели группы
Срок реализации: 2015– 2016 год.
Ожидаемый результат: Положительная динамика коммуникативных умений и навыков у детей.
Опыт позитивного общения с детьми, умение конструктивно решать конфликтные ситуации, приобретенный за время реализации проекта воспитателями и родителями.
Созданы картотеки игр, тематический альбом, консультации для родителей и педагогов, создана мини – библиотека для родителей.
Этапы реализации проекта
1 этап - подготовительный
- Выбор темы и разработка педагогического проекта.
- Разработать систему игр для развития коммуникативной компетентности у дошкольников.
- Организация развивающей среды.
- Подготовить информационную копилку (консультации, анкет, текстов) с целью обогащения опыта родителей по формированию педагогических знаний и развитие игровых и социально адаптивных умений дошкольников.
- Разработать картотеку игр на развитие коммуникативных способностей.
2 этап – основной
- Подборка диагностического материала, проведение диагностики, коррекции коммуникативных умений и навыков.
- Разработка методических рекомендаций для родителей по совершенствованию различных форм общения
- Составление перспективного плана работы по развитию коммуникативных умений и навыков детей на основании диагностических данных.
- Составление плана работы с гиперактивными детьми с проблемами в общении.
- Разработка примерных конспектов коррекционно – развивающих занятий.
- Активизация родителей для проведения игровых вечеров.
- Апробирование методики игры
- Проведение консультации для родителей.
3 этап – обобщающий
- Подведение итогов работы с детьми (диагностики)
- Изготовление фотоальбома « Будем крепко мы дружить»
Содержание и структура педагогического проекта по развитию коммуникативных умений и навыков через игровую деятельность.
№1. | Нормативно- правовая база. |
| Закон « Об образовании» Российской Федерации. Конвенция ООН о правах ребенка,1989г. Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей, 1990г. Давыдов В. В., Петровский В.А. и др. Концепция дошкольного воспитания. Типовое положение о дошкольном учреждении. Приказ Минобрнауки России №9 655 от 23 ноября 2009 года «Об утверждении и введении в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования». Письмо Министерства образования и науки РФ от 12.03.2009г. № 03-436 «О рекомендациях по созданию инновационных комплексов в сфере общего образования. |
№2. |
Информационно – методическое обеспечение. |
|
Бычкова С.С «Формирование умения общения со сверстниками у старших дошкольников». Данилина Т.А., Зедгенидзе В.Я., Степина Н.М. «В мире детских эмоций». Зедгенидзе В. Я. «Предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников». Клюева Н.В.., Касаткина Ю.В. «Учим детей общению». Панфилова М.А. «Игротерапия общения». Рылеева Е.В. «Вместе веселее!». Саранская О.Н. «Психологический тренинг для дошкольников «Давайте дружить!» Семенака С.И. «Уроки добра». Щипицина Л.М «Азбука общения». «Психолого- педагогическая технология оптимизации эмоционального статуса у детей дошкольного возраста» Марцинковская Т.Д.-Гардарики М. Детская практическая психология 2005г. Смирнова Е. О. Дошкольное воспитание №4, 2004г. Арцишевская И.Л. «Современные пятилетние дети: особенности игры и развития и психического развития». Работа психолга с гиперактивными детьми в детском саду. Изд.2-е, доп. – М.: Книголюб, 2005. (Психологическая служба) Музыкальная палитра №2-2007г.
|
№3 | Диагностический инструментарий |
|
Марциновская Т.Д. Методика « Два домика». Урунтаева Г.А, Афонькина Методика «Рукавичка». Лисина М. И. Методика выявления уровня коммуникативного развития детей 5-6 лет. Урунтаева Г.А. Таблица проявления поведенческих расстройств. Фокина Е.К. Диагностическая карта (результаты наблюдения уровня коммуникативных способностей у детей 6-7 лет). Степанова Г.Б.Индивидуальные показатели социального развития ребенка (Дошкольное воспитание 1999, №10). КоломинскийЯ.Л., Жизневский Б.П. Причины возникновения конфликтов с детьми в игре.
|
Пояснения и методические рекомендации при организации игр и упражнении на развитии коммуникативных навыков
Система состоит из четырех блоков:
- Коррекционно-развивающиеся занятия
- Коммуникативные игры и упражнения
- Метод принятия роли
- Моделирования проблемных ситуаций
Каждый блок направлен на решение нескольких задач.
В основу каждого блока положены такие дидактические принципы, как
переход от простого к сложному, системность и концентричность при
организации игровой деятельности.
Включать игры в педагогический процесс рекомендуется ежедневно.
При проведении игр и упражнений педагогу необходимо:
- продумывать не только содержание инструкции, но и способ ее подачи;
- воздействовать с помощью интонационно-выразительной окрашенности речи;
- прогнозировать возможные реакции детей на предлагаемые правила и условия;
-помнить, что каждый ребенок имеет свои коммуникативные права:
• на систему ценностей,
• на ответственность,
• на личное достоинство и уважение этого достоинства,
• на индивидуальность и своеобразие,
• на независимость от других людей,
• на собственные мысли,
• на отстаивание своих прав.
Коммуникативная компетентность подразумевает развитие следующих умений:
-Умение понимать эмоциональное состояние сверстника, взрослого (весёлый, грустный, рассерженный, упрямый и т. д) и рассказать о нём.
-Умение получать необходимую информацию в общении.
-Умение выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам.
-Умение вести простой диалог с взрослыми и сверстниками.
-Умение спокойно отстаивать своё мнение.
-Умение соотносить свои желания, стремления с интересами других людей.
-Умение принимать участие в коллективных делах (договориться, уступать т. д. )
-Умение уважительно относиться к окружающим людям.
-Умение принимать и оказывать помощь.
-Умение не ссориться, спокойно реагировать в конфликтных ситуациях.
Блок № 1
Коррекционно-развивающие мероприятия
Цель: создание благоприятного психо-эмоционального климата в группе сверстников, формирование и закрепление положительных установок в сознании детей и использование их в практической жизни.
Темы: «В стране эмоции», «Правила поведения в гостях», «Друзья», «Как вести себя с друзьями», «Моя семья», «Правила нашей группы»
Блок № 2
Коммуникативные игры
Игровые пятиминутки
(Рекомендуются ежедневно в виде пятиминуток)
Развиваем умение сотрудничать, активно слушать, перерабатывать информацию, конструировать «текст для другого» (умение говорить самому) и подчиняться правилам.
«Глаза в глаза»: педагог предлагает передать соседу мячик и ласково поприветствовать его (например, «Привет, Андрюшенька»). При этом нужно напомнить, что при приветствии люди смотрят друг другу в глаза. И так мячик передается по кругу.
«Покажи эмоцию»: детям предлагалось показать мимикой различные эмоции (радость, злость, смех, плач и т.п.);
«Развесили бабушку» - подвижная игра, где воспитатель показывает фото грустной бабушки и веселой и просит ребят рассказать, почему бабушка грустная и как ее развеселить? (например, танцами, стихами веселыми и т.п.).;
«Мячик» - подвижная игра, где предлагалось встать в круг и кидать мячик, кто поймает, тот должен изобразить эмоцию, какую попросят дети.
«Изобрази пословицу»: предлагается изобразить с помощью жестов, мимики пословицу: «Слово не воробей – вылетит, не поймаешь», «Нет друга – ищи, а найдёшь – береги», «Как аукнется, так и откликнется» и др.
«Вышли мышки как-то раз» Ритмическая игра, облегчает включение в деятельность. « Вышли мыши как-то раз Посмотреть, который час. Раз-два, три-четыре, Мыши дернули за гири. Вдруг раздался страшный звон – Убежали мыши вон». Дети дружно вместе рассказывают стихотворение, сопровождая слова движениями (топают или хлопают ладонями по коленям поочередно правой и левой рукой).
«Липучки». Дети передвигаются по комнате, а один ребенок пытается кого-нибудь поймать. При этом приговаривают: «Я - липучка – приставучка, я хочу тебя поймать- будем вместе прилипать!». Каждого пойманного ребёнка «липучки» берут за руку, присоединяя его к своей «липучей» компании. Затем они вместе ловят других детей.
«Зеркало». Ребенок смотрится в «зеркало» (другой ребенок), которое повторяет все его движения, жесты и мимику.
«Угадай». Нужно изобразить какое либо животное, или персонаж, предмет. Ребята должны угадать, кто первым угадал, тот встает и начинает изображать и т.д. Игра помогает ребенку открыться, почувствовать себя более свободно и раскованно
Интерактивные игры
(игры на взаимодействие)
Цель: развиваем отношения, построенные на равноправии или способности конструктивно решать проблему, связанные с занимаемым положением (статусом) в группе, помочь детям ощутить единение с другими.
«Паравозик» Перед игрой воспитатель беседует с детьми о дружбе и взаимопомощи, о том, что сообща можно преодолеть любые препятствия. Дети встают друг за другом и держатся за плечи впереди стоящего. В таком положении они преодолевают различные препятствия. 1. Подняться и сойти со стула.2. Проползти под столом. 3. Обогнуть “широкое озеро”. 4. Пробраться через “дремучий лес”. 5. Спрятаться от диких животных. Непременное условие для ребят: на протяжении всей игры они не должны отцепляться друг от друга.
«Слепец и поводырь»: Дети разбиваются на пары, один- слепец закрывает глаза, второй-повадырь, следуя за слецом, помогает словами первому избегать столкновения с предметами и дает пояснения, чтобы тот не столкнулся с другими парами. Затем участники меняются ролями. По окончанию игры педагог просит детей ответить, кто чувствовал себя надёжно и уверенно, и доверял подсказкам своего «повадыря». Почему?
«Курица и цыплята»: подвижная игра, цель игры - переживание общих эмоций, что позволяет детям ощутить единство с другими, их близость и даже родственность. Все это разрушает отчуждение, делает ненужными защитные барьеры и создает общность детей, желание поддержать друг друга.
В игре участвуют мама-курица, маленькие цыплята и хищный коршун, который за ними охотится (эту роль выполняет воспитатель). Сначала мама-курица с цыплятами греются на солнышке, брызгаются около пруда, ищут червячков на полянке и пр. Вдруг налетает хищная птица и пытается выкрасть цыплят. Мама-курица должна укрыть, спрятать своих детей, собрать их вместе и защитить от опасности. Можно использовать большой кусок ткани, чтобы дети могли спрятаться под ним. Спрятанного цыпленка коршун украсть не сможет. Когда все цыплята спрятаны, коршун еще некоторое время угрожающе кружится над ними, а потом улетает. Мама-курица выпускает своих детей из укрытия, и они вновь резвятся на полянке.
«Сороконожка». Воспитатель рассаживает детей на полу и говорит: «Представляете, как сложно жить сороконожке, ведь у нее целых 40 ножек! Всегда есть опасность запутаться. Давайте поиграем в сороконожку. Встаньте друг за другом на четвереньки и положите руки на плечи соседа. Готово? Тогда начинаем двигаться вперед. Сначала медленно, чтобы не запутаться. А теперь - чуть быстрее».
«Цветочная полянка». Воспитатель «Дети садимся в круг. Представьте, что мы сидим на полянке. Только вот мне кажется, что здесь чего-то не хватает (цветов). Правильно. Давайте украсим ее цветами. Дети садятся в круг, перед каждым лежит кучка разноцветных лепестков цветов.Дети по очереди берут по одному лепесточку, говорят комплименты товарищу (по желанию) и выкладывают его на полянке. Следующий добавляет, так получаются цветочки. «Посмотрите ребята, какие красивые цветы выросли от ваших слов на этой полянке. Воспитатель таким образом , подводит к мысли, что нужно внимательней относится друг к другу и говорить хорошие слова.
«Пойми меня» игра развивает у детей умение ориентироваться в ролевых позициях людей и коммуникативных ситуациях. Один ребенок встает перед детьми и придумывает речь из нескольких предложений. Остальные должны догадаться, кто так говорит (экскурсовод, воспитатель, сказочный герой и т.п.) и в какой ситуации возможны эти слова. Например, «Посмотрите направо. Перед вами картина художника» - говорит экскурсовод, ситуация – экскурсия в музее.
Игры для формирования у детей дошкольного возраста культуры общения
«Поезд»: сюжетно-ролевая игра . Дети сооружают из подручных материалов поезд (стулья), педагог (а потом дети) играет роль машиниста и предлагает повезти на своем поезде к морю пассажиров: дети исполняют различные роли: пассажиров с детьми, без детей, стареньких бабушек и дедушек, проводниц и машинистов поезда, кассира с билетами и т.д.
«Аэропорт». (вариант предыдущей игры): Воспитатель в этой игре выступал в роли начальника аэропорта и рассказывал детям о правилах поведения в аэропорту, в самолете. Дети изображали эти правила поведения, распределяли между собой роль пилота, диспетчера и стюардессы.
«Морские водоросли»: Каждый ребенок (по очереди) пытается проникнуть в круг из морских водорослей, образованный детьми. Водоросли (дети) понимают речь могут пропустить в круг, а могут и не пропустить его, если их плохо попросят.
«Вежливые слова»: Игра с мячом в кругу детей., где дети бросают друг другу мяч, называя при этом вежливые слова. 1.нужно назвать только слова приветствия; 2. благодарности; 3.извинения; 4.прощания и т.п.
«Пресс-конференция». Цель игры: развить умение вежливо отвечать на вопросы собеседников, формировать речевые, коммуникативные умения. Один из участников «гость» пресс-конференции (тот, кому будут заданы все вопросы) – садится в центр и отвечает на любые вопросы детей – маленьких журналистов (тема любая).
Игры и этюды, направленные на снятие конфликтности
Цель: переориентация поведения с помощью игр, формирование форм адекватных поведения, снятия напряжения у детей; обучение приемам релаксации
«Нарисуй узор»: Понадобится пары вырезанных из бумаги варежек с различными узорами на них. Количество «половинок» должно быть равно количеству детей в группе. Ребенку дается вырезанная из бумаги варежка, которая имеет свою форму и узор. Дети ходят и ищут свою пару. После этого сложившаяся пара должна закончить узор, изображенный на варежках. Каждой паре дается только один набор карандашей и фломастеров.
Данная игра помогает увидеть, положительные и отрицательные отношения между детьми. Также эта игра тренирует умение осуществлять совместные действия.
«Красная шапочка»: детям было предложено поиграть в хорошо знакомую им сказку по мотивам Ш. Перро «Красная шапочка», только частично изменить ее совместными усилиями: Например, Красная Шапочка встретила доброго волка, и что из этого могло получиться в итоге. Так в процессе совместного придумывания формируется умение детей подчинять свои мысли коллективному мнению, умение договариваться о содержании и не вступать при этом в конфликт, оценивать своих героев и их поступки с позиции морали.
«Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся» Игра выполняется в парах с закрытыми глазами, дети сидят напротив друг друга на расстоянии вытянутой руки. Воспитатель «Закройте глаза, протяните руки к друг другу, познакомьтесь руками, постарайтесь получше узнать своего соседа, опустите руки; снова вытяните руки вперёд, найдите руки соседа, ваши руки ссорятся, опустите руки; ваши руки снова ищут друг друга, они хотят помириться, ваши руки мирятся, они просят прощения, вы расстаётесь друзьями».
«Коврик примирения». Цель игры: развивать коммуникативные навыки и умение разрешать конфликты. Воспитатель предлагает представить, что два ребенка сегодня поссорились и их нужно примирить. В этом поможет волшебный коврик примерения. Она приглашает противников присесть друг против друга на «Коврик примирения», чтобы выяснить причину раздора и найти путь мирного решения проблемы.
Этюды с содержанием проблемной ситуации:
1. Мальчик и девочка поссорились – помири их.
2. Тебе очень хочется поиграть в ту же игрушку, что и у одного из ребят твоей группы – попроси его так, чтобы он захотел тебе ее дать.
3. Представь, что ты нашёл на улице замершего котёнка – пожалей его.
4. Ты очень обидел друга – попробуй попросить у него прощения, и помириться с ним.
5. Ты новенький – познакомься с детьми и расскажи о себе.
6. Ребята играют в игру – попроси, чтобы они тебя приняли. Что ты будешь делать, если они не захотят тебя принять?
7. Дети играют, у одного ребёнка нет игрушки – что ты сделаешь?
8. Твой товарищ по игре упал и ему больно, пожалей его.
9. К тебе пришли гости – познакомь их с родителями, покажи свою комнату и свои игрушки.
Блок №3
Метод принятия роли
Творческие игры, как метод преодоления эгоцентризма
Цель: - приобщить детей к эмоциональному вживанию в роль, утвердить, признать ее. Способствовать становлению условности роли, относительной независимости реальных интересов детей. Ориентировать детей на роль партнера (реального или воображаемого), на предугадывание его чувств и стратегий его поведения.
Варианты игр:
Организованные игры: «Детский сад», «Салон красоты», «Семья», «Поликлиника», «Школа», «Космос» и т.д.
Игры со свободным сюжетом: «Игры с предметами, находящимися под рукой», «Игры против скуки», «Игрушки, которые всегда с собой».
Самостоятельные игры.
Игры с известными героями: «Незнайка в зоопарке», «Пир у Баба-Яги», «Беспорядок у тетушки Федоры», «Бабушкин сундучок».
Режиссерские игры: «Незнайка и Знайка», «Красная Шапочка и Серый Волк», «Добрый и злой волшебник», «Продавец и контролер», «Малыш и Карлсон», «Терпеливая мама и капризный ребенок», «Режиссерская игра на песке».
Приемы великого сказочника: «Переиначивание сказки», «Игра в волшебника», «Салат из сказок», «Игры-смешинки», «В гостях у Кощея-Бессмертного», «В гости к Василисе-Премудрой», «В гостях у Баба-Яги».
Игры и этюды, направленные на динамику общения, на понимание партнера
Цель: развивать умение общаться на вербальном и невербальном уровнях, определять эмоциональное состояние других людей, выражать свои чувства.
«Жизнь в лесу». Взрослый садится на пол и рассаживает детей вокруг себя. «Давайте поиграем в животных в лесу. Звери не знают человеческого языка. Но ведь им надо же как-то общаться, поэтому мы придумали свой особый язык. Когда мы хотим поздороваться, мы тремся друг о друга носами (воспитатель показывает, как это делать, подходя к каждому ребенку), когда хотим спросить, как дела, мы хлопаем своей ладонью по ладони другого (показывает), когда хотим сказать, что все хорошо, кладем свою голову на плечо другому, когда хотим выразить другому свою дружбу и любовь — тремся об него головой (показывает). Готовы? Тогда — начали. Сейчас — утро, вы только что проснулись, выглянуло солнышко».
Дальнейший ход игры ведущий может выбирать произвольно (например, подул холодный ветер и животные прячутся от него, прижавшись друг к другу) При этом важно следить за тем, чтобы дети не разговаривали между собой. Если дети начинают разговаривать, воспитатель подходит к ним и прикладывает палец к губам.
«Выбери партнера». Дети сидят в кругу. Воспитатель говорит: «Сейчас вы должны будете разделиться на пары. Каждый из вас молча должен выбрать себе партнера, но так, чтобы другие этого не заметили. Например, я хочу, чтобы моим партнером была Маша, я смотрю на нее и незаметно ей подмигиваю. Попробуйте договориться с тем, кого вы выбрали глазами. Все договорились? Сейчас мы выясним, кто не сумел договориться. На счет три подбегите к своему партнеру и возьмите его за руку». Если с первого раза не получается, следует повторить упражнение несколько раз, воспитатель при этом должен следить за тем, чтобы дети менялись парами.
«Не скажу, а покажу». Дети становятся напротив друг друга. Им нужно представить, что между ними толстое стекло, которое не пропускает звуков. Воспитатель дает задания: одной группе по одну сторону «стекла» нужно будет показать «Мне холодно», «Я хочу гулять» и др, а другой группе отгадывать то, что они увидели. Потом группы меняются местами.
«Закорючка»: первый ребенок берет фломастер и рисует на листе небольшую закорючку (штрих, палочку), и передает следующему, тот должен дополнить закорючку так, чтобы получился предмет, животноеили растение. Потом второй игрок рисует для следующего игрока новую закорючку и т.д.
«Ветер дует на…». Ведущий изображает ветер, начинает игру словами «Ветер дует на…» . Чтобы участники игры побольше узнали друг о друге, вопросы могут быть следующими: «Ветер дует на того, у кого есть…сестра», «кто любит цирк» и так далее...
Игры без слов: «Маски», «Свет мой зеркальце скажи», «Музей восковых фигур», «Скульптор», «Король».
Блок №4
Моделирование проблемных ситуаций
Цель: формировать у детей компетентности в общении, способности находить адекватные способы разрешения конфликтов.
Методы:
- Анализ поведения сказочных героев
- Просмотр мультфильма «Приключения кота Леопольда»
- Обсуждение ситуации из жизни группы
- Проблемная ситуация созданная воспитателем: «Не поделили игрушку», «Принесли конфеты» и т.д.
Перспективный план работы по развитию коммуникативных умений и навыков у детей шестого года жизни
№ | Содержание работы
| Задачи | Дата проведения |
Дети | |||
1. | Методика «Два дома» Т.Д.Марцинковская Входная диагностика уровня развития коммуникативных навыков | Определение статуса ребенка в группе | сентябрь |
2. | Методика «Рукавичка» Г.А.Урунтаева, Ю.А.Афонькина | Умение договариваться, достигать общий результат | сентябрь |
3. | Коррекционно – развивающие мероприятия 1.«Знакомьтесь - это я!» 2.«Я - сам и Я - другие» 3.«Правила нашей группы»» 4.«Давайте жить дружно» 5. «Наши эмоции» 6.«Я умею»
| Развитие коммуникативной и личностной сфер, формирование навыков сотрудничества между детьми Формирование эмоциональной стабильности и социализация эмоции дошкольников
| октябрь, ноябрь, декабрь, январь, февраль |
4 | «Играем вместе» Итоговая диагностика уровня развития коммуникативных навыков | Развитие коммуникативных навыков через игру | 1 раз в неделю сентябрь-май
|
5 | Коррекционно-развивающие мероприятия с гиперактивными детьми, имеющими сложности в общении с детьми
| Совершенствование навыков общения; снятия эмоционального напряжения | декабрь-апрель |
Родители | |||
1. | Поделки «Подарю подарок другу»
Фотоальбом « Я– общительный» | Оптимизация детско – родительских отношений через совместную деятельность | январь
|
2. | Вечер «Коммуникативных игр» | Оптимизация детско – родительских отношений через игровую деятельность | февраль
|
3. | Мини - библиотека | Повышение родительской компетенции в сфере развития детского общения | март |
4. | Консультации в информационные уголки:
|
Повышение уровня знаний родителей по данной теме
|
сентябрь
ноябрь
декабрь
|
5. | Диагностическая работа 1.Анкета «Критерии гиперреактивности» 2. Анкета «Признаки агрессии» 3. Анкета «Тип темперамента моего ребенка» |
Умение адекватно оценивать состояния своего ребенка |
ноябрь |
6 | Родительское собрание на тему: «Влияние игры на развитие ребенка дошкольного возраста»
| Повышение педагогической компетенции родителей по проблеме активизации игровой деятельности дошкольников в условиях семьи. |
ноябрь
|
Педагоги | |||
| Консультации в информационные уголки:
4. Тип темперамента |
Повышение педагогической компетенции в сфере развития детского общения |
декабрь
октябрь
октябрь
октябрь |
Коррекционный план работы с гиперактивными детьми 6 года жизни имеющими проблемы в общении
Периодичность | Деятельность | Задачи |
1 неделя декабрь | «Прогулка в лес» «Камень и путник» «Будь внимателен» «Передай движение» Рефлексия | Налаживание взаимоотношений с группой и детей между собой; развитие эмоционально выразительных движений; снятие психоэмоционального напряжения |
2 неделя декабрь | «Изобрази явление» «Самолеты» «Надоедливая муха» «1,2,3 говори» «Одно большое животное» Рефлексия | Налаживание взаимоотношений с группой и детей между собой; развитие эмоционально выразительных движений; совершенствование коммуникативных навыков, воображения, внимания |
3 неделя декабря | «Запретное движение» «Зоопарк» «Я кубик несу и не уроню» «Шалтай-болтай» Рефлексия | Умение работать в команде; снятие мышечного напряжения; развитие произвольного внимания; умение следовать правилу игры |
3 неделя января | «Расскажем и покажем» «Передай мяч» «Насос и мяч» «Паровозик с именем» «Клоуны» Рефлексия | Умение согласовывать действие и слово; развитие координации движений; снятие мышечного напряжения; развитие групповой сплоченности и доверия друг к другу |
4 неделя | «Космическое путешествие» «Интервью» «Росток» «Пловцы» Рисование на заданную тему Рефлексия | Умение согласовывать действие и слово; развитие координации движений; снятие мышечного напряжения; развитие групповой сплоченности и доверия друг к другу |
1 неделя февраля | «Светофор» «Внимательные глазки» «Знаете ли вы цифры» «Расскажем и покажем» «Кто за кем стоит?» Рефлексия | Развитие наблюдательности, произвольности, самоконтроля; умение работать в команде. |
2 неделя февраля | «Жмурки» «Потягушечки» «Лимон» «Волшебный мешочек» «Опиши игрушку» Рефлексия | Профилактика страхов; снятие эмоционального напряжения; развитие тактильных ощущений; активизация словаря |
3 неделя февраля | «Летает, не летает» «Что изменилось?», совместное рисование «Снеговик» Рефлексия | Умение контролировать свои эмоции; развитие эмоционально-выразительных движений; умение следовать словесной инструкции, развитие внимания |
4 неделя февраля | «Кричалки, шепталки, молчалки» «Кто первый прыгнет в круг» «Солнечный лучик» «Не спеши» «Клоуны» Рефлексия | Умение контролировать свои действия; снятие мышечного и эмоционального напряжения; развитие координации движений и внимания |
1 неделя марта | «Давайте поздороваемся» «Море волнуется» «Пластилиновая кукла» «Иголка и нитка» «Шалтай-болтай» Рефлексия | Развитие доброжелательного отношения к члену группы; умение контролировать свои эмоции, действия |
2 неделя марта | «Расставь посты» «Что изменилось?» «Снежинки» «Зимние забавы» Совместное рисование снеговика «Снеговик» «Лыжники» | Совершенствование уверенности в себе; снятие мышечного и психоэмоционального напряжения; умение контролировать свои действия |
3 неделя марта | «Танец снежинок» «Ручеек» «Одно большое животное» «Ищем ошибки» «Кричалки, шепталки, молчалки» «Паровозик с именем» Рефлексия | Совершенствование коммуникативных навыков; развитие чувства юмора; снятие эмоционального напряжения; развитие групповой сплоченности и доверия друг к другу |
4 неделя марта | «Расскажем и покажем» «Слушай и отвечай» «Броуновское движение» «Угадай фигуру» «Съедобное –несъедобное» «Сидели два медведя…» | Развитие чувства юмора; умение работать в группе; снятие мышечного напряжения; развитие чувства эмпатии |
1 неделя апреля | «Я кубик несу и не уроню» «Клоуны» «Цирковые артисты» «Да» и «нет» не говори» «Расскажем и покажем» Рефлексия | Умение работать в команде и внутри группы; снятие мышечного напряжения; развитие произвольного внимания |
2 неделя апреля | «Черепашки» «Слушай команду» «Прошепчи ответ» «Жужа» Рисование на заданную тему Рефлексия | Развитие умения работать в команде; умение контролировать свои эмоции, действия; развитие самоконтроля |
3 неделя апреля | «Флажок» «Комплименты» «Эмоции» «Кораблик» Рефлексия | Умение определять эмоциональное состояние; развитие доброжелательного отношения к члену группы; развитие самоконтроля; снятие мышечного напряжения |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проблема коммуникативного развития является актуальной задачей современного образования, в том числе и дошкольного.
Общение – одно из важнейших условий развития личности дошкольника, условие его успешной социализации. Коммуникативные умения – главнейший показатель готовности дошкольника к обучению в школе, готовность к взаимодействию с другими людьми: взрослыми, сверстниками.
О значимости коммуникативного развития дошкольников свидетельствует Федеральный образовательный стандарт дошкольного образования, которое ориентировано на формирование коммуникативных навыков и действий у дошкольников.
Важнейшим средством развития и формирования у детей коммуникативных умений и навыков является игровая деятельность, где успешно реализуются условия для проведения систематической работы по коммуникативному развитию старших дошкольников. В играх развивается речевая активность детей, увеличивается объем словаря, вырабатывается и совершенствуется умение рассказывать и рассуждать; через игру дети знакомятся с нормами поведения, образцами межличностного общения, формируют свои знания о приемах и правилах общения. Игра вызывает у дошкольника устойчивые положительные эмоции, и носит творческий характер, что также немаловажно для коммуникативного развития детей. Именно поэтому основной формой занятий с детьми стала игра.
Коммуникативное развитие старших дошкольников осуществлялось в совместной деятельности педагога и детей с учетом их индивидуально-возрастных особенностейи коммуникативных особенностей, присущих старшему дошкольному возрасту.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Арушанова А.Г Развитие коммуникативных способностей дошкольника: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2011 - 80 с.
- Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте: монография, цикл статей / Л.И. Божович. – Санкт-Петербург: Питер, 2009. – 400 с.
- Выготский, Л.С. Педагогическая психология/Л.С.Выготский. ВЛАДОС, 2009. – 335с.
- Дошколятам вернут детство// Интернет-ресурс: www.gazeta.ru/social/2013/06/14/5380213.shtml Дата обращения:12.11.2013
- Лисина, М.И. Формирование личности ребенка в общении / М.И. Лисина. - СПб.: Питер, 2009. - 318 с.
- Марцинковская, Т.Д. Детская практическая психология: учебник для вузов / Т.Д. Марцинковская, Е.И. Изотова, Т.Н. Счастная и др. – М.: Гардарики, 2008. – 252 с.
- Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество [Текст]: Учебник для студ. вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.
- Немов Р.С. Психология: Учеб.для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – Кн. 1: Общие основы психологии. – 688 с.
- Особенности и средства развития эмоциональной сферы дошкольников: Учеб.пособие / М. В. Ермолаева, И. Г. Ерофеева. — М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2008.
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 Об утверждении Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного Образования. Зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 14 ноября 2013 г. Регистрационный № 30384 1.
- Психология общения. Энциклопедический словарь. — М.: Когито-Центр. Под общей редакцией А. А. Бодалева. 2011.
- Севастьянова, Т. Избавляемся от агрессии с помощью игры [Текст] / Т. Севастьянова // Дошкольное воспитание.- 2008.- №12.- С. 77-80.
- Смирнова Е. О. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция [Текст]/Е. О. Смирнова, В. М. Холмогорова. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. - 158 с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования// Интернет-ресурс: http://минобрнауки.рф/новости/3447/файл/2280/13.06.14-ФГОС-ДО.pdf Дата обращения:10.12.2014
- Фельдштейн Д.И. Глубинные изменения современного Детства и обусловленная ими актуализация психолого-педагогических проблем развития образования // Вестник практической психологии образования. 2011. №1. – C. 45-54
- Шипицына Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А. Азбука общения. – С-Пб.: Детство – Пресс, 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект "Волшебный мир общения"
Данные педагогический проект предназначен для детей 4-5 лет. Его целью является развитие коммуникативных навыков детей среднего длшкольного возраста...
Проект Волшебный мир общения
Целью данного проекта является воспитание навыков эмоцонально-доброжелательного отношения с людьми Показаны этапы реализации проекта .Разработан перспективный план работы по воспитанию коммуникативных...
Психолого-педагогический проект «Волшебный мир общения». Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС.
Данный материал способствует для социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста в процессе коммуникативных игр в соответствии с ФГОС....
Проект: "Волшебный мир общения"
Долгосрочный проект: "Волшебный мир общения" для детей и родителей старшей, подготовительной группы. Цель проекта: оптимизация коммуникативных умений и навыков детей через игровую деятельность. Проект...
Проект " Волшебный мир общения"
Проект "Волшебный мир общения". Развитие коммуникативных навыков детей старшего дошкольног возраста в условиях ДОУ и семьи средствами инновационных технологий...
Проект «Волшебный мир общения»
Проект педагога-психолога «Волшебный мир общения»...
Проект «Волшебный мир общения» по развитию у старших дошкольников социально – коммуникативных навыков
Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте. Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности...