Мастер-класс для педагогов ДОУ "Исследовательская деятельность дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО"
опыты и эксперименты на тему

Климова Лариса Сергеевна

Мастер-класс для педагогов ДОУ

«Исследовательская деятельность дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО»

Цель: повысить уровень знаний и умений у педагогов в методике проведения опытов и экспериментов с дошкольниками.

Задачи:

  • познакомить со специальными знаниями и практическими умениями в области опытно-экспериментальной деятельности;
  • обобщение и обмен педагогическим опытом по данной теме;
  • повысить уровень мастерства педагогов;
  • создание положительного эмоционального климата у педагогов.

Методы и приемы: репродуктивный, практический.

Оборудование: краски, пищевая сода, лимонная кислота, посуда для проведения опытов, бумажные цветы, воздушные шары.

Ход мастер-класса

1 часть - теоретическая

В жизни каждого ребенка наступает пора, когда он начинает задавать взрослым бесконечные вопросы «Почему?», «Отчего?», «Как?». Случаются ситуации, когда и родители, и педагоги теряются, не зная, что ответить. Ведь вопросы «почемучек» становятся все более сложными и разнообразными. Это объясняется, прежде всего, тем, что в дошкольном возрасте детям присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям взаимосвязях.

Задача педагогов – не пресекать исследовательскую активность детей, а наоборот, помогать ее развитию.

 Экспериментируя, дети познают свойства веществ и предметов, осваивают представления о, осознают ценность природы, начинают понимать причинно-следственные связи, осваивают приемы классификации, учатся рассуждать, прогнозировать, делать умозаключения, анализировать. Детям доступны такие сложные умственные операции, как выдвижение гипотезы, проверка ее истинности. Таким образом, у них формируется мыслительная деятельность.

Весь мыслительный процесс в познавательно-исследовательской деятельности происходит по схеме:    

  • Выдвижение гипотезы;
  • Обоснование гипотезы
  • Проверка гипотезы.

В процессе познавательно-исследовательской деятельности, ребенок утверждается в роли активного, сознательного, равноправного участника образовательного процесса, развивающегося по своим возможностям.

 

 

Методы обучения по степени активности познавательной деятельности дошкольников зависят от конкретной деятельности педагога и детей и бывают:

  • Объяснительно-иллюстративными;
  •  Исследовательскими (эвристическими);
  • Репродуктивными.

Для достижения успеха в познавательно-исследовательской деятельности необходимо:

•  Вызвать интерес дошкольников к содержанию деятельности, обеспечить достаточной мотивацией (тайна, сюрприз, познавательный мотив, ситуация выбора)

•  Предложить доступный для возраста материал (с рациональным соотношением известного и неизвестного);

•  Дозировать степень активности взрослого (средний дошкольный возраст: взрослый – непосредственный участник, старший дошкольный возраст – взрослый – советчик, партнер, ориентир в выборе деятельности).

2 часть-   практическая

Хочу сегодня пригласить вас в сказку. А в какую сказку – вы отгадайте сами:

Вы знаете, девушку эту,

Она в старой сказке воспета.

Работала, скромно жила,

Не видела ясного солнышка,

Вокруг – только грязь и зола.

А звали красавицу Золушка.

Правильно, это сказка Ш.Перро «Золушка». В очередной раз злая мачеха и ее дочери отправились в королевский бал, оставив Золушку дома. И чтобы она не сидела без работы, приготовили ей много заданий.

Опыт 1

Мачеха приказала Золушке постирать белье. Но сестры налили в воду чернил. И вода теперь грязная.  Сможем ли мы помочь Золушке? Какой предмет на столе поможет нам? (активированный уголь).

Проведение опыта: в стакан с окрашенной водой бросить таблетку активированного угля.

-Что случается с водой? (она становится светлее).

-Куда исчезла краска? (оказалась на дне стакана).

Вывод: уголь впитывает своей поверхностью молекулы красителя.

Опыт 2

На обед мачеха приказала Золушке приготовить вкусный омлет. Но снова сестры сделать перемешали соль и перец. Теперь их нужно отделить друг от друга. Каким образом это? (мнения педагогов).

Нужно воздушный шар натереть шерстяным материалом (об волосы) и поднести его к смеси соли и перца. Перец начинает притягиваться к нему.

-Почему это происходит?

Вывод: перчинки приобретают положительный заряд и притягиваются к отрицательному заряду шарика. А соль не притягивается, так как в этом веществе электроны перемещаются плохо. Еще это явление называют статическим током.

Опыт 3

Золушка услышала громкие звуки и поняла, что был королевский салют. Ей очень хотелось увидеть салют. Но дворец был далеко, и она могла слышать только его выстрелы. И тогда она решила устроить для себя маленький разноцветный салют.

В стакан цветной воды добавляем соду, а затем добавляем катализатор – лимонную кислоту, получаем пенный салют.

Вывод: когда сода смешивается с лимонной кислотой, происходит химическая реакция – появляются пузырьки.

Опыт 4

Золушка справилась со всей работой, но тут она заметила, что ее любимые цветы засохли. Их надо срочно спасать.

У вас на столах бумажные цветы розового и синего цветов (лепестки закручены во внутрь цветка). Если вам понравился мастер-класс, и вы взяли для себя что-нибудь полезное, то опустите в воду розовый цветок. А если вам что осталось не понятным, то опустите синий цветок. Цветы выкладываются в тарелку с водой.

Давайте посмотрим, что же случилось с цветами.  Лепестки начинают раскрываться. Почему? (мнения педагогов).

Вывод: бумага вбирает себя воду и расширяется, поэтому лепестки «расширяются».

Мы помогли Золушке, сделать все дела, указанные мачехой.

Вывод: опытно-экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, создает творческую личность.

Спасибо за внимание!

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс для педагогов ДОУ

«Исследовательская деятельность дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО»

Цель: повысить уровень знаний и умений у педагогов в методике проведения опытов и экспериментов с дошкольниками.

Задачи:

  • познакомить со специальными знаниями и практическими умениями в области опытно-экспериментальной деятельности;
  • обобщение и обмен педагогическим опытом по данной теме;
  • повысить уровень мастерства педагогов;
  • создание положительного эмоционального климата у педагогов.

Методы и приемы: репродуктивный, практический.

Оборудование: краски, пищевая сода, лимонная кислота, посуда для проведения опытов, бумажные цветы, воздушные шары.

Ход мастер-класса

1 часть - теоретическая

В жизни каждого ребенка наступает пора, когда он начинает задавать взрослым бесконечные вопросы «Почему?», «Отчего?», «Как?». Случаются ситуации, когда и родители, и педагоги теряются, не зная, что ответить. Ведь вопросы «почемучек» становятся все более сложными и разнообразными. Это объясняется, прежде всего, тем, что в дошкольном возрасте детям присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям взаимосвязях.

Задача педагогов – не пресекать исследовательскую активность детей, а наоборот, помогать ее развитию.

 Экспериментируя, дети познают свойства веществ и предметов, осваивают представления о, осознают ценность природы, начинают понимать причинно-следственные связи, осваивают приемы классификации, учатся рассуждать, прогнозировать, делать умозаключения, анализировать. Детям доступны такие сложные умственные операции, как выдвижение гипотезы, проверка ее истинности. Таким образом, у них формируется мыслительная деятельность.

Весь мыслительный процесс в познавательно-исследовательской деятельности происходит по схеме:    

  • Выдвижение гипотезы;
  • Обоснование гипотезы
  • Проверка гипотезы.

В процессе познавательно-исследовательской деятельности, ребенок утверждается в роли активного, сознательного, равноправного участника образовательного процесса, развивающегося по своим возможностям.


Методы обучения по степени активности познавательной деятельности дошкольников зависят от конкретной деятельности педагога и детей и бывают:

  • Объяснительно-иллюстративными;
  •  Исследовательскими (эвристическими);
  • Репродуктивными.

Для достижения успеха в познавательно-исследовательской деятельности необходимо:

•  Вызвать интерес дошкольников к содержанию деятельности, обеспечить достаточной мотивацией (тайна, сюрприз, познавательный мотив, ситуация выбора)

•  Предложить доступный для возраста материал (с рациональным соотношением известного и неизвестного);

•  Дозировать степень активности взрослого (средний дошкольный возраст: взрослый – непосредственный участник, старший дошкольный возраст – взрослый – советчик, партнер, ориентир в выборе деятельности).

2 часть-   практическая

Хочу сегодня пригласить вас в сказку. А в какую сказку – вы отгадайте сами:

Вы знаете, девушку эту,

Она в старой сказке воспета.

Работала, скромно жила,

Не видела ясного солнышка,

Вокруг – только грязь и зола.

А звали красавицу Золушка.

Правильно, это сказка Ш.Перро «Золушка». В очередной раз злая мачеха и ее дочери отправились в королевский бал, оставив Золушку дома. И чтобы она не сидела без работы, приготовили ей много заданий.

Опыт 1

Мачеха приказала Золушке постирать белье. Но сестры налили в воду чернил. И вода теперь грязная.  Сможем ли мы помочь Золушке? Какой предмет на столе поможет нам? (активированный уголь).

Проведение опыта: в стакан с окрашенной водой бросить таблетку активированного угля.

-Что случается с водой? (она становится светлее).

-Куда исчезла краска? (оказалась на дне стакана).

Вывод: уголь впитывает своей поверхностью молекулы красителя.

Опыт 2

На обед мачеха приказала Золушке приготовить вкусный омлет. Но снова сестры сделать перемешали соль и перец. Теперь их нужно отделить друг от друга. Каким образом это? (мнения педагогов).

Нужно воздушный шар натереть шерстяным материалом (об волосы) и поднести его к смеси соли и перца. Перец начинает притягиваться к нему.

-Почему это происходит?

Вывод: перчинки приобретают положительный заряд и притягиваются к отрицательному заряду шарика. А соль не притягивается, так как в этом веществе электроны перемещаются плохо. Еще это явление называют статическим током.

Опыт 3

Золушка услышала громкие звуки и поняла, что был королевский салют. Ей очень хотелось увидеть салют. Но дворец был далеко, и она могла слышать только его выстрелы. И тогда она решила устроить для себя маленький разноцветный салют.

В стакан цветной воды добавляем соду, а затем добавляем катализатор – лимонную кислоту, получаем пенный салют.

Вывод: когда сода смешивается с лимонной кислотой, происходит химическая реакция – появляются пузырьки.

Опыт 4

Золушка справилась со всей работой, но тут она заметила, что ее любимые цветы засохли. Их надо срочно спасать.

У вас на столах бумажные цветы розового и синего цветов (лепестки закручены во внутрь цветка). Если вам понравился мастер-класс, и вы взяли для себя что-нибудь полезное, то опустите в воду розовый цветок. А если вам что осталось не понятным, то опустите синий цветок. Цветы выкладываются в тарелку с водой.

Давайте посмотрим, что же случилось с цветами.  Лепестки начинают раскрываться. Почему? (мнения педагогов).

Вывод: бумага вбирает себя воду и расширяется, поэтому лепестки «расширяются».

Мы помогли Золушке, сделать все дела, указанные мачехой.

Вывод: опытно-экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, создает творческую личность.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность дошкольников в условиях реализации ФГОС

Проектная деятельность дошкольников в условиях реализации ФГОС.Написано старшим воспитателем Фоменко Т.А....

Программа по самообразованию "Детская опытно-экспериментальная деятельность дошкольников в условиях реализации ФГОС"

В данной программе определены цели и задачи, направленные на создание оптимальных условий для развития познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников,представлены используемые матер...

Статья. Развитие игровой деятельности дошкольника в условиях реализации ФГОС

В условиях реализации Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, существенным отличием является – исключение из образовате...

Использование Лего-технологий для развития познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО (сценарий мастер-класса)

Представление педагогического опыта по легоконструированию. Знакомство педагогов с различными вариантами игр, посредством построек из Lego, для развития познавательно-исследовательской ...

Мастер-класс для воспитателей «Социально-коммуникативное развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС ДОУ»

Представление опыта работы по использованию игровых технологий, направленных на развитие социально – коммуникативных навыков у  дошкольников....