Мастер-класс для педагогов ДОУ "Исследовательская деятельность дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО"
опыты и эксперименты на тему
Мастер-класс для педагогов ДОУ
«Исследовательская деятельность дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО»
Цель: повысить уровень знаний и умений у педагогов в методике проведения опытов и экспериментов с дошкольниками.
Задачи:
- познакомить со специальными знаниями и практическими умениями в области опытно-экспериментальной деятельности;
- обобщение и обмен педагогическим опытом по данной теме;
- повысить уровень мастерства педагогов;
- создание положительного эмоционального климата у педагогов.
Методы и приемы: репродуктивный, практический.
Оборудование: краски, пищевая сода, лимонная кислота, посуда для проведения опытов, бумажные цветы, воздушные шары.
Ход мастер-класса
1 часть - теоретическая
В жизни каждого ребенка наступает пора, когда он начинает задавать взрослым бесконечные вопросы «Почему?», «Отчего?», «Как?». Случаются ситуации, когда и родители, и педагоги теряются, не зная, что ответить. Ведь вопросы «почемучек» становятся все более сложными и разнообразными. Это объясняется, прежде всего, тем, что в дошкольном возрасте детям присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям взаимосвязях.
Задача педагогов – не пресекать исследовательскую активность детей, а наоборот, помогать ее развитию.
Экспериментируя, дети познают свойства веществ и предметов, осваивают представления о, осознают ценность природы, начинают понимать причинно-следственные связи, осваивают приемы классификации, учатся рассуждать, прогнозировать, делать умозаключения, анализировать. Детям доступны такие сложные умственные операции, как выдвижение гипотезы, проверка ее истинности. Таким образом, у них формируется мыслительная деятельность.
Весь мыслительный процесс в познавательно-исследовательской деятельности происходит по схеме:
- Выдвижение гипотезы;
- Обоснование гипотезы
- Проверка гипотезы.
В процессе познавательно-исследовательской деятельности, ребенок утверждается в роли активного, сознательного, равноправного участника образовательного процесса, развивающегося по своим возможностям.
Методы обучения по степени активности познавательной деятельности дошкольников зависят от конкретной деятельности педагога и детей и бывают:
- Объяснительно-иллюстративными;
- Исследовательскими (эвристическими);
- Репродуктивными.
Для достижения успеха в познавательно-исследовательской деятельности необходимо:
• Вызвать интерес дошкольников к содержанию деятельности, обеспечить достаточной мотивацией (тайна, сюрприз, познавательный мотив, ситуация выбора)
• Предложить доступный для возраста материал (с рациональным соотношением известного и неизвестного);
• Дозировать степень активности взрослого (средний дошкольный возраст: взрослый – непосредственный участник, старший дошкольный возраст – взрослый – советчик, партнер, ориентир в выборе деятельности).
2 часть- практическая
Хочу сегодня пригласить вас в сказку. А в какую сказку – вы отгадайте сами:
Вы знаете, девушку эту,
Она в старой сказке воспета.
Работала, скромно жила,
Не видела ясного солнышка,
Вокруг – только грязь и зола.
А звали красавицу Золушка.
Правильно, это сказка Ш.Перро «Золушка». В очередной раз злая мачеха и ее дочери отправились в королевский бал, оставив Золушку дома. И чтобы она не сидела без работы, приготовили ей много заданий.
Опыт 1
Мачеха приказала Золушке постирать белье. Но сестры налили в воду чернил. И вода теперь грязная. Сможем ли мы помочь Золушке? Какой предмет на столе поможет нам? (активированный уголь).
Проведение опыта: в стакан с окрашенной водой бросить таблетку активированного угля.
-Что случается с водой? (она становится светлее).
-Куда исчезла краска? (оказалась на дне стакана).
Вывод: уголь впитывает своей поверхностью молекулы красителя.
Опыт 2
На обед мачеха приказала Золушке приготовить вкусный омлет. Но снова сестры сделать перемешали соль и перец. Теперь их нужно отделить друг от друга. Каким образом это? (мнения педагогов).
Нужно воздушный шар натереть шерстяным материалом (об волосы) и поднести его к смеси соли и перца. Перец начинает притягиваться к нему.
-Почему это происходит?
Вывод: перчинки приобретают положительный заряд и притягиваются к отрицательному заряду шарика. А соль не притягивается, так как в этом веществе электроны перемещаются плохо. Еще это явление называют статическим током.
Опыт 3
Золушка услышала громкие звуки и поняла, что был королевский салют. Ей очень хотелось увидеть салют. Но дворец был далеко, и она могла слышать только его выстрелы. И тогда она решила устроить для себя маленький разноцветный салют.
В стакан цветной воды добавляем соду, а затем добавляем катализатор – лимонную кислоту, получаем пенный салют.
Вывод: когда сода смешивается с лимонной кислотой, происходит химическая реакция – появляются пузырьки.
Опыт 4
Золушка справилась со всей работой, но тут она заметила, что ее любимые цветы засохли. Их надо срочно спасать.
У вас на столах бумажные цветы розового и синего цветов (лепестки закручены во внутрь цветка). Если вам понравился мастер-класс, и вы взяли для себя что-нибудь полезное, то опустите в воду розовый цветок. А если вам что осталось не понятным, то опустите синий цветок. Цветы выкладываются в тарелку с водой.
Давайте посмотрим, что же случилось с цветами. Лепестки начинают раскрываться. Почему? (мнения педагогов).
Вывод: бумага вбирает себя воду и расширяется, поэтому лепестки «расширяются».
Мы помогли Золушке, сделать все дела, указанные мачехой.
Вывод: опытно-экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, создает творческую личность.
Спасибо за внимание!
Скачать:
Предварительный просмотр:
Мастер-класс для педагогов ДОУ
«Исследовательская деятельность дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО»
Цель: повысить уровень знаний и умений у педагогов в методике проведения опытов и экспериментов с дошкольниками.
Задачи:
- познакомить со специальными знаниями и практическими умениями в области опытно-экспериментальной деятельности;
- обобщение и обмен педагогическим опытом по данной теме;
- повысить уровень мастерства педагогов;
- создание положительного эмоционального климата у педагогов.
Методы и приемы: репродуктивный, практический.
Оборудование: краски, пищевая сода, лимонная кислота, посуда для проведения опытов, бумажные цветы, воздушные шары.
Ход мастер-класса
1 часть - теоретическая
В жизни каждого ребенка наступает пора, когда он начинает задавать взрослым бесконечные вопросы «Почему?», «Отчего?», «Как?». Случаются ситуации, когда и родители, и педагоги теряются, не зная, что ответить. Ведь вопросы «почемучек» становятся все более сложными и разнообразными. Это объясняется, прежде всего, тем, что в дошкольном возрасте детям присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям взаимосвязях.
Задача педагогов – не пресекать исследовательскую активность детей, а наоборот, помогать ее развитию.
Экспериментируя, дети познают свойства веществ и предметов, осваивают представления о, осознают ценность природы, начинают понимать причинно-следственные связи, осваивают приемы классификации, учатся рассуждать, прогнозировать, делать умозаключения, анализировать. Детям доступны такие сложные умственные операции, как выдвижение гипотезы, проверка ее истинности. Таким образом, у них формируется мыслительная деятельность.
Весь мыслительный процесс в познавательно-исследовательской деятельности происходит по схеме:
- Выдвижение гипотезы;
- Обоснование гипотезы
- Проверка гипотезы.
В процессе познавательно-исследовательской деятельности, ребенок утверждается в роли активного, сознательного, равноправного участника образовательного процесса, развивающегося по своим возможностям.
Методы обучения по степени активности познавательной деятельности дошкольников зависят от конкретной деятельности педагога и детей и бывают:
- Объяснительно-иллюстративными;
- Исследовательскими (эвристическими);
- Репродуктивными.
Для достижения успеха в познавательно-исследовательской деятельности необходимо:
• Вызвать интерес дошкольников к содержанию деятельности, обеспечить достаточной мотивацией (тайна, сюрприз, познавательный мотив, ситуация выбора)
• Предложить доступный для возраста материал (с рациональным соотношением известного и неизвестного);
• Дозировать степень активности взрослого (средний дошкольный возраст: взрослый – непосредственный участник, старший дошкольный возраст – взрослый – советчик, партнер, ориентир в выборе деятельности).
2 часть- практическая
Хочу сегодня пригласить вас в сказку. А в какую сказку – вы отгадайте сами:
Вы знаете, девушку эту,
Она в старой сказке воспета.
Работала, скромно жила,
Не видела ясного солнышка,
Вокруг – только грязь и зола.
А звали красавицу Золушка.
Правильно, это сказка Ш.Перро «Золушка». В очередной раз злая мачеха и ее дочери отправились в королевский бал, оставив Золушку дома. И чтобы она не сидела без работы, приготовили ей много заданий.
Опыт 1
Мачеха приказала Золушке постирать белье. Но сестры налили в воду чернил. И вода теперь грязная. Сможем ли мы помочь Золушке? Какой предмет на столе поможет нам? (активированный уголь).
Проведение опыта: в стакан с окрашенной водой бросить таблетку активированного угля.
-Что случается с водой? (она становится светлее).
-Куда исчезла краска? (оказалась на дне стакана).
Вывод: уголь впитывает своей поверхностью молекулы красителя.
Опыт 2
На обед мачеха приказала Золушке приготовить вкусный омлет. Но снова сестры сделать перемешали соль и перец. Теперь их нужно отделить друг от друга. Каким образом это? (мнения педагогов).
Нужно воздушный шар натереть шерстяным материалом (об волосы) и поднести его к смеси соли и перца. Перец начинает притягиваться к нему.
-Почему это происходит?
Вывод: перчинки приобретают положительный заряд и притягиваются к отрицательному заряду шарика. А соль не притягивается, так как в этом веществе электроны перемещаются плохо. Еще это явление называют статическим током.
Опыт 3
Золушка услышала громкие звуки и поняла, что был королевский салют. Ей очень хотелось увидеть салют. Но дворец был далеко, и она могла слышать только его выстрелы. И тогда она решила устроить для себя маленький разноцветный салют.
В стакан цветной воды добавляем соду, а затем добавляем катализатор – лимонную кислоту, получаем пенный салют.
Вывод: когда сода смешивается с лимонной кислотой, происходит химическая реакция – появляются пузырьки.
Опыт 4
Золушка справилась со всей работой, но тут она заметила, что ее любимые цветы засохли. Их надо срочно спасать.
У вас на столах бумажные цветы розового и синего цветов (лепестки закручены во внутрь цветка). Если вам понравился мастер-класс, и вы взяли для себя что-нибудь полезное, то опустите в воду розовый цветок. А если вам что осталось не понятным, то опустите синий цветок. Цветы выкладываются в тарелку с водой.
Давайте посмотрим, что же случилось с цветами. Лепестки начинают раскрываться. Почему? (мнения педагогов).
Вывод: бумага вбирает себя воду и расширяется, поэтому лепестки «расширяются».
Мы помогли Золушке, сделать все дела, указанные мачехой.
Вывод: опытно-экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, создает творческую личность.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность дошкольников в условиях реализации ФГОС
Проектная деятельность дошкольников в условиях реализации ФГОС.Написано старшим воспитателем Фоменко Т.А....
Программа по самообразованию "Детская опытно-экспериментальная деятельность дошкольников в условиях реализации ФГОС"
В данной программе определены цели и задачи, направленные на создание оптимальных условий для развития познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников,представлены используемые матер...
Статья. Развитие игровой деятельности дошкольника в условиях реализации ФГОС
В условиях реализации Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, существенным отличием является – исключение из образовате...
Методическая разработка "Проектная и исследовательская деятельность дошкольников в условиях реализации ФГОС"
Методическая разработка...
Использование Лего-технологий для развития познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО (сценарий мастер-класса)
Представление педагогического опыта по легоконструированию. Знакомство педагогов с различными вариантами игр, посредством построек из Lego, для развития познавательно-исследовательской ...
Тема: Проектная деятельность дошкольников в условиях реализации ФГОС» «Новые возможности проектной деятельности (квест, лепбук).
Консультация...
Мастер-класс для воспитателей «Социально-коммуникативное развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС ДОУ»
Представление опыта работы по использованию игровых технологий, направленных на развитие социально – коммуникативных навыков у дошкольников....