Методическая разработка "Проектная и исследовательская деятельность дошкольников в условиях реализации ФГОС"
методическая разработка (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА – ДЕТСКИЙ САД №9
Методическая разработка
на тему: «Проектная и исследовательская деятельность дошкольников в условиях реализации ФГОС»
Выполнила:
Воспитатель: Васильева С.В.
Данилов, 2016 г.
Содержание:
1. Теоретические основы проблемы организации проектно-исследовательской деятельности в ДОУ.
1.1. Образовательный процесс ДОУ и его составляющие.
1.2 . Цели и задачи проектного метода.
1.3 Особенности проектно-исследовательской деятельности в дошкольных учреждениях .
2. Методические рекомендации по организации проектной деятельности в ДОУ.
Заключение.
Список литературы
Приложение.
Введение.
В поисках эффективного средства обучения и воспитания в дошкольных учреждениях, многие педагоги обращаются к методу проектов. Основой данной технологии является самостоятельная исследовательская, познавательная, игровая, творческая, продуктивная деятельность детей, в процессе которой ребенок познает себя и окружающий мир, воплощает новые знания в реальные продукты.
Возможность использования метода проектной деятельности в работе со старшими дошкольниками обеспечивается такими характеристиками возрастного периода, как любознательность, наблюдательность, стремление к самостоятельному поиску ответов на возникающие вопросы, желание быть значимым и полезным, умение находить свое место и видеть свою роль в общей работе.
Широкий спектр видов деятельности; важность результата, процесса и способов его достижения; возможность действовать в своем темпе, выбирать формы взаимодействия, проявлять познавательную, творческую, деловую активность, самостоятельность, применять освоенные раннее знания и умения, также становятся положительными качествами, которые отвечают возрастным особенностям дошкольников.
Участие в проекте помогает ребенку почувствовать свою значимость, ощутить себя полноправным участником событий, способствует усилению позиций «Я сам», «Я умею», «Я сделаю». У детей появляется возможность внести свою лепту в общее дело, проявить индивидуальность, завоевать определённое положение в группе. Коллективный характер всех этапов работы над проектом, позволяет ребенку увидеть себя в общем контексте проектной деятельности, оценить свое личное участие, убедиться в пользе общих усилий.
То есть, проектная деятельность обладает огромным развивающим потенциалом, не только создает условия для поддержки и развития детских интересов и способностей, но и нацелена на развитие индивидуальности ребенка, его самостоятельности, инициативности, поисковой активности.
Интерес к проектной деятельности объясняется введением в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Которые предписывают осуществлять интеграцию образовательных областей, комбинировать разные виды детской деятельности и формы работы с детьми, решать образовательные задачи в совместной деятельности взрослого и ребенка, и самостоятельной деятельности дошкольников, активно взаимодействовать с семьями воспитанников. То есть, проектная деятельность позволяет организовать образовательный процесс в дошкольном учреждении в соответствии с заявленными в новых нормативных документах принципами.
Цель: выявить специфику использования метода проектов в системе обучения и воспитания дошкольников в условиях ДОУ.
Для решения поставленной цели выдвинуты следующие задачи:
- изучить теоретические основы проблемы организации проектно – исследовательской деятельности в ДОУ;
-рассмотреть особенности проектно – исследовательской деятельности в ДОУ;
- разработать методические рекомендации по организации проектной деятельности в ДОУ.
Глава 1. Теоретические основы проблемы организации проектно- исследовательской деятельности в ДОУ в условиях реализации ФГОС.
- Образовательный процесс ДОУ и его составляющие.
Федеральные государственные образовательные стандарты определяют новые подходы к совместной деятельности воспитателя, ребенка и родителя. Проектно-исследовательская деятельность открывает широкие возможности для совместной деятельности взрослых и детей, для опытно-экспериментального поиска, для реализации стремления ребенка к самостоятельной поисковой активности.
Проектная деятельность разворачивается в проблемной ситуации и осуществляется через интегрированный метод обучения. Основное предназначение метода проектов – предоставление детям возможности самостоятельно приобретать знания при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей:
• Коммуникативно-личностное развитие
• Познавательное развитие
• Речевое развитие
• Художественно-эстетическое развитие
• Физическое развитие
Образование можно охарактеризовать как:
- целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства;
- синтез обучения и учения, воспитания и самовоспитания, взросления и социализации;
- процесс и результат овладения учащимися системой научных знаний, а также познавательных умений и навыков, формирование на их основе мировоззрения, нравственных и других качеств личности, развитие ее творческих сил и способностей.
В свою очередь образовательный (педагогический) процесс представляет собой систему обучения, осуществляющую развитие личности, опираясь на раскрытие и использование опыта каждого отдельного ученика путем использования личностно значимых способов целенаправленной учебно-познавательной деятельности.
Важным аспектом современного педагогического процесса является соединение обучения и воспитания, что в особенности характерно для образовательного процесса в рамках детских дошкольных учреждений.
Вопросы единства обучения и воспитания стали подниматься с середины 19 века (и нашли освещение в трудах И.Ф. Гербарта, К.Д. Ушинского и др.), до этого долгое время наблюдалось противопоставление двух данных процессов: обучения и воспитания - считалось, что учитель должен учить, а воспитатель - воспитывать.
В настоящее время педагогический или образовательный процесс рассматривается как система, в рамках которой осуществляется взаимодействие всех ее компонентов.
Компонентами системы, в рамках которой осуществляется педагогический процесс, являются педагоги, их воспитуемые, а также условия воспитания и обучения.
В рамках данной системы можно выделить целевой, содержательный и результативный компоненты.
Целевой компонент педагогического процесса объединяет в себе все цели и задачи педагогической деятельности: начиная от основной, главной цели, т.е. всестороннего и гармоничного развития личности и заканчивая конкретными задачами формирования отдельных качеств.
Содержательный компонент - это смысл, который вкладывают в цели и задачи педагогического процесса.
Результативный компонент является характеристикой достигнутых задач, реализация которых осуществлялась в соответствии с определенной целью.
Таким образом, педагогический или образовательный процесс можно представить в виде педагогической системы, состоящей из отдельных компонентов, которыми являются педагоги, учащиеся, содержание образования, формы организации, методы и средства педагогического процесса, его цели и результаты.
Самые крупные составляющие данной системы называются процессуальные компоненты, таковыми являются обучение и воспитание, находящиеся в тесной взаимосвязи между собой.
Задачами образовательного или педагогического процесса является:
- стимулирование учебно-познавательной деятельности обучающихся;
- организация познавательной деятельности, нацеленной на овладение научными знаниями, умениями и навыками;
- развитие мышления, творческих способностей и дарований;
- выработка определенного мировоззрения и нравственно-эстетической культуры;
- совершенствование учебных умений и навыков.
Образовательный процесс призван удовлетворить следующие потребности ребенка:
1. Потребность в эмоционально положительном контакте с окружающими людьми, в любви и доброжелательности с их стороны.
2. Потребность в познании и информационном обмене.
3. Потребность ребенка в активности, самоутверждении.
4. Потребность ребенка в признании его достижений окружающими, т.е. позитивное развитие личности возможно только при условии положительного самоутверждения.
5. Потребность общения со сверстниками.
6. Органические потребности (витальные) - в движении, питании, режиме жизни. Реализовать эти потребности позволяет смена и чередование видов деятельности, гибкий режим и др.
В качестве основных принципов организации педагогического процесса можно назвать следующие (Хозяинов Г.И. Средства обучения как компонент педагогического процесса. Юбилейный сборник трудов ученых РГАФК, посвященный 80-летию академии. - М.: 1998. - Т. 5. - С. 130-136.):
- принцип непрерывности педагогического процесса
- принцип целостного подхода к образованию и воспитанию;
- принцип целенаправленности;
- принцип интеграции и дифференциации деятельности педагогов и их воспитанников;
- принцип природосообразности;
- принцип культуросообразности;
- принцип воспитания в коллективе;
- принцип последовательности и систематичности в педагогическом процессе;
- принцип постоянного приведения методов и приемов деятельности в соответствии с целями и содержанием педагогического процесса, реальной ситуацией (принцип оптимизации).
Классическую структуру педагогического процесса можно представить в виде шести взаимосвязанных компонентов: цель - принципы - содержание - методы - средства - формы.
Содержание образования детей дошкольного возраста отражено в таких нормативных документах как ФГС, основная общеобразовательная программа ДОУ (примерная и программа разработанная ДОУ).
Оно призвано не вооружить дошкольника определенными ЗУН, а обеспечить становление совокупности интегративных качеств личности на уровне, соответствующем возможностям и закономерностям развития ребенка на этапе дошкольного детства: любознательность, активность, эмоциональная отзывчивость, коммуникативность, произвольность и др. Кроме того, к достижениям ребенка, освоившего содержание ДО относятся: способность решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту, владение первоначальными представлениями о себе, социуме, государстве (стране), мире и природе, а так же наличие предпосылок учебной деятельности и владение умениями, необходимыми для осуществления разных видов деятельности.
1.2. Цели и задачи проектного метода.
Впервые о «Методе проектов» заговорил Джон Дьюи (1859-1952, американский педагог-демократ, автор более тысячи книг и статей по проблемам философии, психологии, этики, политики. Продолжил эту тему профессор педагогики учительского колледжа при Колумбийском университете Уильям Херд Киллпатрик (1871-1965, который разработал «проектную систему обучения» («метод проектов»). Суть ее заключалась в том, что дети, исходя из своих интересов, вместе с педагогом выполняют собственный проект, решая какую-либо практическую, исследовательскую задачу. Включаясь таким образом, в реальную деятельность, они овладевали новыми знаниями. «… Дети любят искать, сами находить. В этом их сила», - писал А. Эйнштейн; а «… творчество - разновидность поисковой активности», утверждал В. С. Ротенберг и что «на ребенка надо смотреть не как на ученика, а как на маленького «искателя истины», необходимо поддерживать и питать в нем дух неугомонного искания истины, лелеять проснувшуюся жажду знания», - писал К. Н. Вентцель. Принятый на веру материал обычно легко и быстро забывается, но если ребенок сам выработает мысль, самостоятельно освоив новое знание, то мысль эта сделается его собственностью.
Слово «проект» заимствовано из латыни и означает «выброшенный вперед», «выступающий», «бросающийся в глаза». Сейчас этот термин связывается с понятием «проблема».
Знания, приобретенные детьми в ходе проекта, становятся достоянием их личного опыта. Они получены в ответ на вопросы, поставленные самими детьми в процессе деятельности. Причем необходимость этих знаний продиктована содержанием деятельности. Они нужны детям и поэтому интересны им.
Основной целью проектного метода в ДОУ является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Общие задачи развития, специфичные для каждого возраста:
- обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
- развитие познавательных способностей;
- развитие творческого воображения;
- развитие творческого мышления;
- развитие коммуникативных навыков.
Задачи развития в младшем дошкольном возрасте:
- вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога) ;
- активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом) ;
- формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты) .
Задачи развития в старшем дошкольном возрасте:
- формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
- развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
- формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
- развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
1.3. Особенности проектно- исследовательской деятельности в дошкольных учреждениях.
Несмотря на то, что реализация проектно-исследовательского метода наиболее характерна для осуществления работы с детьми школьного возраста, дети дошкольного возраста могут также эффективно ее осуществлять, поскольку их психологические особенности дают к этому все предпосылки:
- стремление к исследованию, познанию на основе ощущений
- стремление к самостоятельной деятельности, независимо от взрослых
- интерес к той информации, которую можно применять практически
- стремление к разнообразию видов деятельности.
Прое́кт (от лат. projectus — брошенный вперед, выступающий, выдающийся вперёд) — замысел, идея, образ, воплощённые в форму описания, обоснования, расчётов, чертежей, раскрывающих сущность замысла и возможность его практической реализации
Б. Райзберг, Л. Лозовский, Е. Стародубцева. Современный экономический словарь
Иссле́дование (буквально «следование изнутри») в предельно широком смысле — поиск новых знаний или систематическое расследование с целью установления фактов. В более узком смысле исследование — научный метод(процесс) изучения чего-либо
Главная цель исследовательского обучения — формирование у учащегося способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.
Принципиальное отличие исследования от проектирования:
Исследование не предполагает создания какого-либо заранее планируемого объекта, даже его модели или прототипа.
Исследование — это, процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека.
Выполнение проекта начинается с планирования действий по решению проблемы. Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в котором указан перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков, ответственных. Каждый проект обязательно требует исследовательской работы. Отличительная черта проектной деятельности – поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участниками проектной группы. Результатом работы над проектом является продукт, презентация которого проводится на завершающем этапе. В ходе работы над проектом важно помнить о правилах успешности проектной деятельности (по Т.И Шамовой):
в команде нет лидеров; все члены команды равны; команды не соревнуются, все члены команды должны получать удовольствие от работы друг с другом и от того, что они вместе выполняют проектное задание; каждый должен получать удовольствие от уверенности в себе; все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело; не должно быть так называемых «спящих партнеров»; ответственность за конечный результат несут все члены команды, выполняющие проектное задание.
Спецификой взаимодействия с использованием метода проектов в дошкольной практике является то, что взрослым необходимо “наводить” ребёнка, помогать обнаруживать проблему или, даже провоцировать её возникновение, вызвать к ней интерес и «втягивать» детей в совместный проект, но при этом не переусердствовать с помощью и опекой. Планирование проектной деятельности начинается с вопросов: «Для чего нужен проект?», «Ради чего он осуществляется?», «Что станет продуктом проектной деятельности?», «В какой форме будет презентован продукт?» Работа над проектом, включающая составление обоснованного плана действий, который формируется и уточняется на протяжении всего периода, проходит несколько этапов. На каждом из этапов взаимодействие педагога с детьми носит личностно-ориентированный характер.
Однако ряд особенностей психологического и психофизического развития детей данного возраста создают необходимость некоторой корректировки процесса проектно-исследовательской деятельности, в соответствии с данными особенностями, а именно:
- малый объем накопленных знаний и опыта
- несмотря на стремление к самостоятельности, постоянная потребность к взаимодействию со взрослыми
- неспособность к длительному сосредоточению на одном виде деятельности
- ограниченная возможность работы (самостоятельной) с источниками информации.
В связи с вышесказанным, обучение проектно-исследовательским умениям должно осуществляться на доступном для детского восприятия уровне, а само исследование должно быть посильным, интересным и доступным.
В практике современных ДОУ находят реализацию следующие виды проектов:
- исследовательско-творческие, в ходе которых дети экспериментируют, а затем оформляют свои результаты в виде газет, детского дизайна и т.д.
- ролево-игровые с элементами творческих игр, в ходе которых дети входят в образ персонажей художественных произведений и решают поставленные проблемы со своей точки зрения;
- информационно-практико-ориентированные, в ходе которых дети производят сбор информации и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.);
- творческие, в которых оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна.
В любом случае основной целью реализации проекта в рамках дошкольного учреждения является развитие свободной творческой личности ребенка. При этом задачи проектной деятельности следующие:
- обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
- развитие познавательных способностей;
- развитие творческого воображения;
- развитие творческого мышления;
- развитие коммуникативных навыков.
В каждом возрасте существует своя специфика задач, так в младшем дошкольном возрасте - это:
- вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
- активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);
- формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).
В старшем дошкольном возрасте - это:
- формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
- развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
- формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
- развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
Основные этапы любой проектно-исследовательской работы следующие:
1. Определение темы
2. Определение целей
3. Планирование проекта, заключающееся в поиске ответов на вопросы:
- к кому можно обратиться за помощью (родителям, педагогам);
- в каких источниках можно найти информацию;
- какие принадлежности, материалы и оборудование лучше использовать;
- с какими предметами, оборудованием необходимо научиться работать для достижения цели.
4. Выполнение проекта - практическая часть.
5. Подведение итогов.
Тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его. Тема, навязанная ребенку, какой бы важной она не казалась нам, взрослым не даст должного эффекта. Педагог дожжен помочь ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени.
Так как в силу психофизиологических особенностей, ребенок дошкольного возраста неспособен долго концентрировать внимание на одном объекте, то есть долговременно и целенаправленно работать в одном направлении, необходимо, чтобы первые исследовательские проекты были ограничены по времени.
Сама проблема проекта должна лежать в области познавательных интересов детей, поскольку только в этом случае будет обеспечена их мотивация и включение в самостоятельную работу. В процесс реализации проекта целесообразно включить экскурсии, наблюдения, социальные акции, подготовку практически значимых продуктов и широкую общественную презентацию (с приглашением старших ребят, родителей, коллег педагогов и руководителей). У ребенка в данном возрасте еще нет достаточных навыков работы с информацией, поэтому и педагог и родители должны оказывать ему помощь на этапе сбора и анализа информации. Если сбор материалов организован правильно, для ребенка это будет веселым и приятным занятием. Однако еще сложнее для ребенка решить, что делать с полученной информацией: как следует ее анализировать, обобщать и в каком виде следует ее представлять. Поскольку для ребенка старшего дошкольного возраста становится важным результат его деятельности, этап защиты проекта пропускать ни в коем случае нельзя. Без защиты проект не может быть завершенным. Защита как финальный этап проектно-исследовательской деятельности является главным этапом обучения. Данный этап позволяет решить несколько задач:
- развитие научной речи;
- развитие умения работать с текстом;
- анализ продукта собственной деятельности;
- возможность продемонстрировать свои достижения.
Защита проекта должна осуществляться публично. При этом следует привлекать авторов других проектов и просто зрителей - детей, педагогов, родителей. В процессе защиты своего проекта дошкольник учится излагать материал, свои мысли, сталкивается с другими взглядами на рассматриваемую проблему, учится доказывать свою точку зрения.
Этапы проектной деятельности с детьми дошкольного возраста
1 этап
1. Формулирует проблему (цель). При постановке цели определяется и продукт проекта. 2. Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию. 3. Формулирует задачу.
1. Вхождение в проблему. 2. Вживание в игровую ситуацию. 3. Принятие задачи. 4. Дополнение задач проекта.
2 этап
4. Помогает в решении задачи. 5. Помогает спланировать деятельность 6. Организует деятельность.
5. Объединение детей в рабочие группы. 6. Распределение амплуа.
3 этап
7. Практическая помощь (по необходимости). 8. Направляет и контролирует осуществление проекта.
7. Формирование специфических знаний, умений навыков.
4 этап
9. Подготовка к презентации. 10.Презентация.
8. Продукт деятельности готовят к презентации. 9. Представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности.
Таким образом, метод проектов является весьма эффективным методом работы с детьми дошкольного возраста, поскольку он позволяет ребенку экспериментировать, а затем синтезировать полученные знания. Данный метод способствует развитию творческих способностей, коммуникативных навыков, что приводит к более легкой адаптации ребенка к меняющимся условиям обучения.
Глава 2. Методические рекомендации по организации проектно- исследовательской деятельности в ДОУ.
Современному дошкольному учреждению в условиях высокой динамики общественных процессов и огромного потока информации требуются такие методы организации образовательной деятельности, которые формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию дошкольников в добывании знаний; развивали бы исследовательские, рефлексивные навыки; формировали бы умения, непосредственно сопряженные с опытом их применений в практической деятельности, т. е. компетенции. Все вышеперечисленное может обеспечить метод проектов.
Именно метод проектов позволяет сместить акцент с процесса пассивного накопления детьми сумм знаний на овладение ими различными способами деятельности в условиях доступности информационных ресурсов.
Накопленный педагогический опыт в последнее десятилетие подтверждает состоятельность и эффективность использования проектного метода в дошкольной образовательной практике. В примерной основной общеобразовательной программе «От рождения до школы» проектная деятельность заявлена как форма организации образовательной деятельности и основана на тематическом принципе построения образовательного процесса.
Об актуальности использования метода проектов свидетельствует то, что в научной педагогической литературе он упоминается в контексте с гуманизацией образования, проблемным и развивающим обучением, педагогикой сотрудничества, личностно-ориентированным и деятельностным подходами; интеграцией знаний, социальным воспитанием, совместным творческим созиданием и др.
Перспективность метода проектов заключается в том, что он дает возможность развития наблюдения и анализа явлений, проведения сравнения, обобщения и умения делать выводы, творческого мышления, логики познания, пытливости ума, совместной познавательно-поисковой и исследовательской деятельности, коммуникативных и рефлексивных навыков и многое другое, что является составляющими успешной личности.
Метод проектов — совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий обучающихся с обязательной презентацией этих результатов. Проектное обучение можно представить как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии с окружающей средой, поэтапную практическую деятельность по достижению поставленной цели.
Объектом проектирования, по мнению исследователей, может стать педагогическая система ДОУ, педагога, отдельной программы как единство системы целей образования и всех факторов педагогического процесса, способствующих достижению целей. Между тем для каждого педагога важнейшим являются вопросы, связанные с проектированием образовательного процесса по конкретной методике индивидуальной воспитательной системы, отдельного специально-организованного занятия, педагогической ситуации.
Взяв за основу совместную проектную деятельность (проектное обучение), наши педагоги реализуют « Основную общеобразовательную программу ДОУ» посредством организации тематических проектов, направленных на расширение образовательного пространства, поиск новых форм организации детского коллектива, а также возможности развития творческого, познавательного мышления дошкольников.
Советы воспитателю по работе над проектом:
1. Глубоко изучить тематику проекта.
2. При составлении совместного плана с детьми по реализации проекта поддерживать детскую инициативу.
3. Заинтересовать каждого ребенка тематикой проекта.
4. Создавать игровую мотивацию, опираясь на интересы детей.
5. Вводить детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания, с опорой на детский личный опыт.
6. Тактично рассматривать все предложенные детьми варианты решения проблемы: ребенок должен иметь право на ошибку и не бояться высказываться.
7. Соблюдать принципы последовательности и регулярности в работе над проектом.
8. В ходе работы над проектом создавать атмосферу сотворчества с ребенком, используя индивидуальный подход.
9. Творчески подходить к реализации проекта, ориентировать детей на использование накопленных наблюдений, знаний, впечатлений.
10. Ненавязчиво вовлекать родителей в совместную работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчества
11. Заключительный этап проекта следует тщательно готовить и проводить в виде праздника, шоу, театрализованного действа и т.п.
Примерный план работы воспитателя по подготовке проекта:
1. На основе изученных проблем детей поставить цель проекта.
2. Разработка плана достижения цели (воспитатель обсуждает план с родителями).
3. Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.
4. Составление плана-схемы проекта.
5. Сбор, накопление материала.
6. Включение в план-схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности.
7. Домашние задания для самостоятельного выполнения.
8. Презентация проекта, открытое занятие.
Основные этапы метода проектов:
1. Целеполагание: педагог помогает ребенку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определенный отрезок времени.
2. Разработка проекта — план деятельности по достижению цели:
• к кому обратиться за помощью (взрослому, педагогу);
• в каких источниках можно найти информацию;
• какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);
• с какими предметами научиться работать для достижения цели.
3. Выполнение проекта — практическая часть.
4. Подведение итогов — определение задач для новых проектов.
Алгоритм разработки проекта
Первый этап:
На первом этапе воспитатель формулирует проблему и цели проекта, после чего определяется продукт проекта. Вводит детей в игровую или сюжетную ситуацию после чего формулирует задачи.
Задачами детей на этом этапе реализации проекта являются: вхождение в проблему, вживание в игровую ситуацию, принятие задач и целей, а также дополнение задач проекта. Последний пункт очень важен, поскольку одной из важных задач педагога является формирование у детей активной жизненной позиции; дети должны уметь самостоятельно находить и определять интересные вещи в мире вокруг.
Второй этап:
На этом этапе педагог (помимо организации деятельности) помогает детям грамотно планировать собственную деятельность в решении поставленных задач.
Дети объединяются в рабочие группы и происходит распределение ролей.
Третий этап:
Воспитатель по необходимости оказывает ребятам практическую помощь, а также направляет и контролирует осуществление проекта.
У детей происходит формирование разнообразных знаний, умений и навыков.
Четвертый этап:
Педагог готовит презентацию по деятельности конкретного проекта и проводит её.
Дети активно помогают в подготовке презентации, после чего они представляют зрителям (родителям и педагогам) продукт собственной деятельности.
Классификация проектов:
В настоящее время проекты в ДОУ классифицируют по следующим признакам:
По тематике и способам реализации результатов: творческие, информационные, игровые или исследовательские
По составу участников: индивидуальные, групповые и фронтальные.
По срокам реализации: краткосрочные (1-3 занятий), средней продолжительности (1-2 месяца) и долгосрочными (весь учебный год).
2.Основные этапы метода проектов. Виды проектов.
Выделяются несколько этапов:
1.Выбор цели проекта.
Педагог помогает детям выбрать наиболее интересную и посильную для них задачу на их уровень развития.
2.Разработка проекта.
Составление плана деятельности по достижению цели: к кому обратится за помощью, определяются источники информации, подбираются материалы и оборудование для работы, с какими предметами научиться работать для достижения цели.
3.Выполнение проекта
Выполняется практическая часть проекта.
4.Подведение итогов
Проводится оценка результатов и определение задач для новых проектов.
Этапы работы над исследованием
Последовательность действий Например: 1. Выбор области исследования. Формулирование надпроблемы. Первое ограничение пространства замысла и дальнейшей деятельности
2. Определение цели работы. Цель может быть исследовательской, а может быть проектной. Руководитель должен четко определиться, к какому типу будет относиться его работа
3. Задачи- это промежуточные этапы. Решение задач последовательно приводит к достижению поставленной цели. Задачи это не хронологически расставленные задания, а различные качественные составляющие исследуемой проблемы.
3. …далее примеры только по исследовательской работе…
4. Выбор объекта исследования рассматривается как конкретизация области исследования. Выбор объекта позволяет перейти от планирования общей схемы к созданию плана исследования.
5. Выбор предмета исследования определяется как адекватностью к цели исследования, так и реальными методическими возможностями исследователя. Выбор предмета исследования в значительной мере связывает цель исследования и собственно исследовательскую деятельность.
8. В итоге получилось громоздкое название, в котором, тем не менее, содержится важная информация о планируемом исследовании. Руководителю исследовательской работы (вместе с учащимися) рекомендуется пройти полный цикл формулировки темы, поскольку этот процесс предваряет ход дальнейшей работы.
9. Естественно, что это громоздкое название необходимо сократить, оставив в нем только главные звенья, отражающие специфику работы. Например: «Комплексное изучение причин и состава антропогенного загрязнения речки N»
Исследование предполагает наличие основных этапов:
- постановка проблемы,
- изучение теории, посвящённой данной проблематике,
- подбор методик исследования,
- сбор материала, его анализ и обобщение,
- научный комментарий,
- собственные выводы.
Проектно-исследовательская деятельность – деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов.
Основным отличием учебной проектно-исследовательской деятельности от научной является то, что в результате её учащиеся не производят новые знания, а приобретаются навыки исследования как универсального способа освоения действительности, развиваются способности к исследовательскому типу мышления, активизируется личностная позиция учащегося.
Заключение:
Мной были реализованы следующие проекты: «Осень-чудная пора», «Зеленые друзья в нашей группе», «Правила дорожной безопасности».
Организуя работу над проектами, учила детей собирать информацию, совместно с родителями дошкольники выясняли, где ее можно найти и как оформить. Каждый проект заканчивался каким-либо итоговым мероприятием (выставкой, открытым занятием для родителей или праздником).
В процессе совместной деятельности педагогов, детей и родителей в рамках технологии проектирования, я поняла, что никакие формы работы с родителями не принесут должного результата, если семья не будет участвовать в планировании, в организации и в отслеживании результатов деятельности. Эти три условия я взяла за основу.
Дошкольный возраст является фундаментом общего развития ребенка и стартовым периодом для формирования нравственных основ личности. Поэтому грамотно спланированная и организованная проектная деятельность в ДОУ имеет большое значение для развития познавательных интересов дошкольников. Коллективная работа в микрогруппах дает возможность проявлять себя в различных видах ролевой деятельности, а общее дело развивает социально-личностные качества.
Дидактический смысл проектной деятельности в дошкольном образовательном учреждении мы видим в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует у дошкольников навыки исследовательской деятельности, развивает их познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Организация познавательно - исследовательской деятельности дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО"
Методическая разработка для педагогов ДОУ...
"Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО"
На протяжении дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребёнка имеет поисково-познавательная деятельность, которая нами понимается не только как процес...
Использование Лего-технологий для развития познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО (сценарий мастер-класса)
Представление педагогического опыта по легоконструированию. Знакомство педагогов с различными вариантами игр, посредством построек из Lego, для развития познавательно-исследовательской ...
Мастер-класс для педагогов ДОУ "Исследовательская деятельность дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО"
Мастер-класс для педагогов ДОУ«Исследовательская деятельность дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО»Цель: повысить уровень знаний и умений у педагогов в методике проведения опытов и э...
«Проектная и исследовательская деятельность дошкольников в условиях реализации ФГОС»
В поисках эффективного средства обучения и воспитания в дошкольных учреждениях, многие педагоги обращаются к методу проектов. Основой данной технологии является самостоятельная исследовательская, позн...
Методическое пособие "Проектная деятельность дошкольников в условиях реализации ФГОС"
Методическое пособие...
Методическое пособие «Проектная деятельность дошкольников в условиях реализации ФГОС»
Методическое пособие«Проектная деятельность дошкольников в условиях реализации ФГОС»...