Программа профессионально – личностного саморазвития педагога.«Развитие речи детей раннего дошкольного возраста посредством пальчиковых игр»
материал (младшая группа) на тему
Программа профессионально – личностного саморазвития педагога.«Развитие речи детей раннего дошкольного возраста посредством пальчиковых игр»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 266.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад» №6 «Солнышко»
Согласовано: Утверждено:
На педагогическом Совете И.о. заведующего
________________Е.Ф. Пересыпина
ПРОГРАММА
профессионально – личностного
саморазвития педагога
МДОУ «Детский сад» №6 «Солнышко»
воспитателя Кановой Екатерины Николаевны
Тема: «Развитие речи детей раннего дошкольного возраста посредством пальчиковых игр»
Сроки реализации программы: 2018 - 2019 учебный год
г. Семенов
2018 г
Цель: формировать у детей основы речевой моторики на основе пальчиковых игр.
Задачи:
- Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей;
- Совершенствовать мелкую моторику через пальчиковые игры;
- Повысить компетентность родителей в вопросе о влиянии пальчиковых игр на речь детей раннего возраста.
Основные направления реализации программы:
- Расширение образованности.
- Работа с воспитанниками.
- Взаимодействие с семьёй.
Прогнозируемый результат: Создание системы непрерывного повышения квалификации в данном направлении приведёт к:
1.Взаимодействию с педагогами ДОУ и участию в жизни детского сада родителей приобретающих опыт педагогического сотрудничества со своим ребенком.
2.Активному участию родителей в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста.
3.Личностным достижения каждого ребенка, как результату совместной работы и сотрудничеству ДОУ и семьи в целях реализации ФГОС.
4. Укреплению сотрудничества детского сада и семей воспитанников.
5.Обобщению опыта и распространению его среди воспитателей ДОУ.
План индивидуальной работы по самообразованию:
- Чтение научно-педагогической литературы по проблематике.
- Посещение занятий других воспитателей ДОУ.
- Разработка картотек пальчиковых игр по темам.
- Оформление сборника консультаций для родителей.
Модель «Моего я»:
-Достигнуть успеха в том, что мне нравится.
-Внести конструктивный вклад в общее дело.
-Строить свои отношения на доверии.
-Развивать творческие способности.
-Культивировать смелость.
-Заботиться о здоровье.
-Не терять веру в себя.
-Мыслить позитивно.
-Сочетать материальное благополучие с духовным удовлетворением.
Актуальность:
Работая в яслях и общаясь с детьми 2-го и 3-го года жизни, обратила внимание на то, что у некоторых детей этого раннего возраста не очень хорошо развита активная речь. В чем же причина? Меня заинтересовал этот вопрос. Чтобы найти ответ, обратилась к научной и педагогической литературе, в частности, к книгам современных педагогов – Е.А. Янушко «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста», Л.П. Савиной «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников», С.О. Ермаковой «Пальчиковые игры для детей от года до 3 лет» – и выяснила следующее.
Оказывается, ученые, а именно, специалисты института физиологии детей и подростков АПН, доказали, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
Чем активнее и точнее движения пальцев рук у маленького ребенка, тем быстрее он начинает говорить. Эта мысль прослеживается в исследованиях отечественных физиологов, например, у В.М. Бехтерева. Он указывал на влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит, развивать речь ребенка.
Зарубежные ученые также подтверждают в своих работах связь развития рук с развитием мозга. Так, японский врач Намикоси Токудзиро создал оздоравливающую методику воздействия на руки. Он утверждает, что пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. А восточные медики установили, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, массаж указательного пальца положительно воздействует на состояние желудка, среднего – на кишечник, безымянного – на печень и почки, мизинца – на сердце.
Таким образом, познакомившись с литературой, указанной выше, я поняла, что данная тема значима и актуальна. Решила подробнее заняться ее изучением, определив тему самообразования так: «Влияние пальчиковых игр на развитие речи детей раннего возраста».
Мелкую моторику рук развивают:
- пальчиковая гимнастика с использованием стихов, песенок, потешек и народных сказок;
- массаж с растиранием пальчиков и массажёрами для рук;
- народные игры с ладошками;
- игры с природным материалом;
- игры с предметами домашнего обихода;
- пальчиковый театр.
Теоретическое основы
1.1 Особенности становления речи детей на ранних этапах детства.
Ранний возраст является периодом, особенно благоприятным для освоения речи. Речь перестраивает все психические процессы ребёнка: восприятие, мышление, память, чувства, желания. Она открывает возможности для совершенно новых и специфически человеческих форм внешней и внутренней жизни - сознания, воображения, планирования, управления своим поведением, логического и образного мышления и конечно же новых форм общения. Проблемой развития речи занимались такие исследователи: Н. А. Гвоздев, В. В. Гербова, М. И. Запорожец, Н. С. Жукова [и др. Бурное развитие речи в дошкольном периоде связано с предметной деятельностью ребенка. На втором году жизни у ребенка возрастает интерес ко всему окружающему: он хочет все увидеть, познать, взять в руки. Эти желания превышают возможности ребенка, и он вынужден обратиться за помощью к взрослому. Однако имеющихся средств общения (жесты, мимика, отдельные слова) ребенку уже не хватает, чтобы быть понятым, чтобы его возросшая потребность в общении была удовлетворена. Возникает противоречие, которое разрешается путем возникновения новой формы общения - активной самостоятельной речи. Этот скачок в развитии происходит обычно в возрасте от 1 года 5 месяцев до 2 лет. Переход к самостоятельной речи - важный этап во всем психическом развитии ребенка. Прежде всего, это переход от младенческого к раннему возрасту. Второе полугодие второго года жизни характеризуется интенсивным развитием словаря ребенка (к 1 году 8 месяцам он достигает 100 слов, к 2 годам - свыше 300 слов). На первом этапе развития речь ребенка ситуативна. Так как она тесно связана с практической деятельностью, осуществляемой совместно со взрослыми и сверстниками, то чаще всего протекает в форме диалога. Диалог как форма речевого общения имеет чрезвычайно большое значение, так как способствует развитию социальных отношений у детей. Посредством диалога дети привлекают друг друга к общей игре, занятию, устанавливают контакт.
Некоторые дети не умеют поддержать разговор ни сверстника, ни взрослого. В подобных случаях взрослые привлекают ребенка к таким играм, где есть роли для разговаривающих детей, темы разговора подсказываются ситуацией игры, или привлекают к заучиванию маленьких сценок из сказок. Выученные обороты речи дети используют как материал в играх-драматизациях.
В раннем возрасте возникает и описательная речь ребенка. Появление ее связано с расширением круга общения дошкольника, его представлений, с ростом его самостоятельности. Ситуативная, свернутая речь уже не может обеспечить полного взаимопонимания, когда, например, ребенок хочет рассказать воспитателю о событиях, происшедших в семье или во дворе, в которых педагог не принимал участия.
Жесты, мимика, так широко используемые в ситуативной речи, в этом случае ребенку не могут существенно помочь. Возникшее противоречие между потребностью в общении, взаимопонимании и ограниченностью имеющихся средств для этого ведет к возникновению описательной, развернутой речи. Важная роль в ее формировании принадлежит взрослому, который знакомит ребенка с примерами такой речи, ее эталонами (сказки, рассказы).
Получает дальнейшее развитие в раннем возрасте и понимание речи ребенком. По данным М. Ляминой, особое значение при понимании речи имеет вычленение ребенком самих действий с предметами и обозначение взрослыми этих действий в словах. Ребенок способен понять поручение и инструкцию взрослого, что является одним из важнейших условий формирования "делового" общения взрослого и ребенка, а также позволяет руководить поведением ребенка при помощи речи. Поводом для действий ребенка является уже словесное обращение, чего не наблюдалось в период доречевого общения.
Речь маленького ребёнка возникает и первоначально функционирует в общении со взрослым. Поэтому первая задача воспитания это развитие активной, коммуникативной речи. Для этого необходимо не только постоянно разговаривать с ребёнком, но и включать его в диалог, создавать потребность в собственных высказываниях. Собственная речь ребёнка не развивается через подражание чужим даже самым правильным образцам.
Психическое развитие детей на третьем году жизни в целом характеризуется активной направленностью на выполнение действий без помощи взрослого, т. е. дети стремятся к самостоятельности. Вы должны максимально использовать эту способность и развивать ее в своем ребенке, для того чтобы он не надоедал вам бесконечными просьбами, а учился самостоятельно решать свои проблемы. Кроме того, у двух-трехлетнего ребенка происходит дальнейшее развитие наглядно-действенного мышления и формируются элементарные суждения об окружающем. Помогайте ему в этом, направляйте ход его мыслей в нужном направлении, обучайте его воспринимать окружающий мир таким, какой он есть.
В это же время образуются новые формы взаимоотношений между самими детьми в коллективе: они постепенно переходят от одиночных игр и игр "рядом" к простейшим формам совместной игровой деятельности. Естественно, что родители - первые, кто помогает им приспособиться к подобным переменам.
Сама деятельность ребенка в возрасте двух лет становится сложнее и разнообразнее: он уже в состоянии отличить развлекательную игру от учебных и трудовых знаний. Мы должны приучить его к тому, чтобы он спокойно воспринимал все виды игр и занятий (и развлекательные, и развивающие, и трудовые) и постепенно учился выполнять отдельные бытовые действия не в форме игры, а как ежедневную обязанность.
Так же мы должны знать, что в это же время у ребенка проявляются первые зачатки изобразительной (рисунок, лепка) и конструктивной деятельности. Нужно не упустить этот момент, обеспечить ребенка необходимыми материалами, потому как именно подобные творческие занятия позволяют ребенку учиться правильно и крепко держать предметы и владеть ими.
В этот же период мы постепенно усложняем игры. Важное место занимают сюжетно-ролевые игры, в которых ребенок отображает действия близких ему людей, в частности наши с вами действия, а также поведение зверей и передавать характерные черты предметов. В результате игр и занятий у ребенка будут развиваться психико-интеллектуальные процессы, такие как внимание, память, восприятие, воображение, мышление и другие, а также будут формироваться новые потребности и интересы.
В этом возрасте ребенок в состоянии овладеть умениями, которые оказывают огромную роль на его дальнейшее поведенческое, интеллектуальное и личностное развитие. Имеется в виду способность малыша понимать и активно пользоваться языком в общении с людьми - разговаривать.
С помощью постоянного речевого взаимодействия со взрослыми и со сверстниками ребенок двух-трех лет из биологического существа по всем поведенческим и психологическим качествам постепенно превращается в человека, а позже - в личность. И опять-таки важную роль в этом процессе играет собственный подход педагога, его умение общаться с ребенком. Развитие познавательных процессов и речи поможет малышу ускоренно приобретать знания, усваивать нормы и формы общечеловеческого поведения. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи является мощным средством повышения работоспособности коры г. м. Возможность познания окружающих предметов у детей в большей степени связана с развитием действий рук. Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте. Именно к 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон коры головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Важно, чтобы к этому возрасту, ребёнок был подготовлен к усвоению новых двигательных навыков.
Поэтому я придаю большое значение использованию этого факта в работе с детьми и в случаях своевременного речевого развития, и особенно там, где развитие речи задерживается. В своей работе я применяю стимулирование речевого развития путём тренировки движений пальцев рук. Этим я решаю сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияю на общее интеллектуальное развитие ребёнка, во-вторых, готовлю к овладению навыком письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.
Перспективный план работы
Раздел плана | Форма работы | Практические выходы | Форма предоставления результата | ||
Сентябрь
| |||||
Самореализация | Продолжение изучение программы по образовательной области | Повышение знаний сбор материала. | Разработка перспективного плана | ||
Изучение методической литературы и периодической печати | Изучение и анализ специальной литературы по пальчиковой гимнастике | Повышение знаний сбор материала | Разработка картотек пальчиковой гимнастики | ||
Апробация форм работы с детьми | Пальчиковые игры: «Ладошки», «Киска», «Курочка», «Мыши». Цель пальчиковых игр: формировать положительный настрой, развивать мелкую моторику рук, активизировать движения пальцев рук. Массаж рук: игровое упражнение: «Прятки» Игры с предметами: «Мозаика», «Пирамидка». Массаж пальцев и кистей рук с помощью мячиков ежей. | ||||
Работа с родителями по вопросу | Анкетирование на тему: «Развитие мелкой моторики у дошкольников» Исследовать воспитательный потенциал семьи «Этот пальчик - я» Консультация о значении развития мелкой моторики в раннем возрасте. Раскрыть родителям значение развития мелкой моторики в раннем возрасте. Привлечение родителей к работе по созданию развивающей среды в группе | Предоставление родителям педагогической информации по данной теме | Фотоотчет | ||
Октябрь | |||||
Самореализация | Повышение знаний сбор материала | Разработка пособий пальчиковой гимнастики | |||
Изучение методической литературы и периодической печати | Изучение специальной литературы по ФГОС ДОУ | ||||
Апробация форм работы с детьми | Пальчиковые игры: «Грибы», «Фрукты», «Овощи», « Осень». Цель пальчиковых игр: формировать положительный настрой, развивать мелкую моторику рук, активизировать движения пальцев рук. Массаж рук: игровое упражнение: «Покатаем машинки». Игры с предметами: кубики со шнуровками и липучками, прищепки, молнии, бусы. | Картотека пальчиковых игр, дидактических игр. | |||
Работа с родителями по вопросу | Практикум «Развитие моторно-двигательной координации руки ребёнка раннего возраста в домашних условиях» Научить родителей, как правильно обеспечить полноценное развитие ребёнка в раннем дошкольном возрасте. Познакомить с играми для развития мелкой моторики, которые они будут использовать в домашних условиях | Предоставление родителям педагогической информации по данной теме | |||
Ноябрь | |||||
Самореализация | Подбор материала пальчиковых игр для детей | Повышение знаний сбор материала | |||
Изучение методической литературы и периодической печати | Продолжать изучать методическую литературу по теме | Повышение знаний | |||
Апробация форм работы с детьми | Пальчиковые игры: «Котятки», «Мышка». Цель пальчиковых игр: формировать положительный настрой, развивать мелкую моторику рук, активизировать движения пальцев рук. Тренировка пальчиков с помощью сухого бассейна. Игры с карандашами, счётными палочками. Колобки. Мякиши, сделанные из воздушных шариков и муки, с нарисованными рожицами. Используются не только для тренировки пальчиков, но и тренировки зрительного восприятия ребенка (различие цветов, размера, формы). | ||||
Работа с родителями по вопросу | Оформление папки-передвижки «Игры с пальчиками» Индивидуальные беседы с родителями по данной теме (по мере необходимости). | Предоставление родителям педагогической информации по данной теме | |||
Декабрь | |||||
Самореализация | Подбор материала пальчиковых игр для детей | Повышение знаний сбор материала | |||
Изучение методической литературы и периодической печати | Продолжать изучать методическую литературу по теме | ||||
Апробация форм работы с детьми | Пальчиковые игры:«Солнечные зайчики», «Как вчера у бабушки». Цель пальчиковых игр: формировать положительный настрой, развивать мелкую моторику рук, активизировать движения пальцев рук. Лепка из солёного теста. Узоры из ниток. Выкладывание узоров или геометрических фигур из шерстяных или холщевых ниток разной толщины и длины на бархатной бумаге. Это позволяет тренировать не только мышцы рук, но и способствует развитию тактильных ощущений, внимания, мышления, координации в пространстве. | Привлечение родителей к работе по созданию развивающей среды в группе Консультация для родителей: «Влияние мелкой моторики на речь детей». Цель: показать родителям о том, какое влияние оказывает мелкая моторика на развитие речи детей. | |||
Работа с родителями по вопросу | Привлечение родителей к работе по созданию развивающей среды в группе Консультация для родителей: «Влияние мелкой моторики на речь детей». Цель: показать родителям о том, какое влияние оказывает мелкая моторика на развитие речи детей. | ||||
Январь | |||||
Самореализация | Подбор материала пальчиковых игр для детей | Повышение знаний сбор материала | |||
Изучение методической литературы и периодической печати | Продолжение изучение программы по образовательной области | ||||
Апробация форм работы | Пальчиковые игры: «Бараны», «Улитка. Цель пальчиковых игр: формировать положительный настрой, развивать мелкую моторику рук, активизировать движения пальцев рук. Игры с предметами: кубики со шнуровками и липучками, прищепки, молнии, бусы. | ||||
Работа с родителями по вопросу | Консультация «Пальчиками играем – стихи повторяем!» Познакомить с методикой использования пальчиковых игр. Привлечь родителей к созданию игр с предметами домашнего обихода: (прищепки, пуговицы, кнопки, липучки, шнурки). Цель: развивать речь и мелкую моторику; сенсорное развитие (цвет, форма, размер). | Предоставление родителям педагогической информации по данной теме | |||
Февраль | |||||
Самореализация | Работа с методической литературой | Повышение знаний сбор материала | |||
Изучение методической литературы и периодической печати | Изучение и анализ специальной литературы по теме | ||||
Апробация форм работы | Пальчиковые игры: «Мебель», «Посуда», «Профессии», «Армия». Цель пальчиковых игр: формировать положительный настрой, развивать мелкую моторику рук, активизировать движения пальцев рук. Игры с предметами: кубики со шнуровками и липучками, прищепки, молнии, бусы, шнуровки, наборы шаров, колец для нанизывания на стержень. | ||||
Работа с родителями по вопросу | Изготовление папки-передвижки. «Сначала было слово» (развитие речи детей раннего возраста) Расширить знания родителей по совершенствованию у ребёнка понимания речи и функции общения. | Предоставление родителям педагогической информации по данной теме | |||
Март | |||||
Самореализация | Работа с методической литературой | Повышение знаний сбор материала | |||
Изучение методической литературы и периодической печати | Изучение и анализ специальной литературы по теме | ||||
Апробация форм Работы с детьми | Научить детей пользоваться пальчиковым театром Цель: развивать речь и мелкую моторику рук с использованием пальчикового театра, доставить детям радость. Пальчиковая гимнастика Цель: учить с детьми пальчиковую гимнастику, упражнять их в умении соотносить действия со словами. | ||||
Работа с родителями по вопросу | Творческая выставка «Руки мамы и мои ручонки» Совместная деятельность родитель – ребёнок. | Выставка работ | |||
Апрель | |||||
Самореализация | Изучение методической литературы по данной теме | Повышение знаний сбор материала | |||
Изучение методической литературы и периодической печати | Изучение и анализ специальной литературы по теме | ||||
Апробация форм работы с детьми | Сделать игры с природным материалом (ракушки, шишки, крупа). Цель: развивать мелкую моторику и речь. - Конструирование: «Паровозик из пуговиц». Цель: Развивать творческую фантазию малышей, выкладывать пуговицы по рисунку, развивать мелкую моторику, развивать конструктивные способности детей. Раскручивание и закручивание пластмассовых гаечек на болтиках, разбирать и собирать матрешки. Пальчиковые игры: «Пальчик-мальчик», «Котятки» | ||||
Работа с родителями по вопросу | Изготовление буклета: «Пальчиковые игры для малышей». Цель: познакомить родителей с пальчиковыми играми, в которые можно играть с детьми дома. Фотовыставка: «Пальчиками играем, стихи повторяем». Цель: познакомить родителей с тем, чем дети занимаются в детском саду, в какие игры играют. | Предоставление родителям педагогической информации | Фотоотчет | ||
Май | |||||
Самореализация | Анализ литературы | ||||
Изучение методической литературы и периодической печати | Мониторинг по теме | ||||
Апробация форм работы с детьми | Педагогическая диагностика по образовательной области | ||||
Работа с родителями по вопросу | Индивидуальные беседы с родителями по данной теме (по мере необходимости). | Подведение итогов работы. Анализ результатов совместной деятельности. |
Список использованной литературы
- Рымчук, Н. Пальчиковые игры и развитие мелкой моторики. Оригинальные пальчиковые игры. Раннее развитие малыша. Ростов н/Д: Владис: М.: РИПОЛ классик, 2014. – 320с.
- Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов. — М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 2015.
- Развивающие игры с малышами до трех лет / Сост. Т.В. Галанова. — Ярославль: Академия развития, 2014. — С. 97.
- Калинина Т.В. Пальчиковые игры и упражнения. Волгоград, «Учитель», 2014 г. – 315 с.
- Максакова А.И., Туманова Г.А. Учите, играя: Игры и упражнения со звучащим словом. – М.: Просвещение, 2015. – 127 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/23/picture-977717-1511463762.jpg)
Программа профессионально – личностного саморазвития педагога.Тема: «Развитие речи детей раннего дошкольного возраста посредством пальчиковых игр»
Программа профессионально – личностного саморазвития педагога.Тема: «Развитие речи детей раннего дошкольного возраста посредством пальчиковых игр»...
![](/sites/default/files/pictures/2019/05/29/picture-1146850-1559126851.png)
Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством пальчиковых игр.
Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством пальчиковых игр....
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/07/picture-1225274-1583610603.jpg)
Развитие речи детей раннего дошкольного возраста посредством пальчиковых игр
Цель: формировать у детей основы речевой моторики на основе пальчиковых игр.Задачи:Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей;Совершенствовать мелкую мотори...
![](/sites/default/files/pictures/2021/02/01/picture-1310850-1612186396.jpg)
Проект "Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством пальчиковых игр и упражнений"
laquo;Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» В.А. Сухомлинский.На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интел...
![](/sites/default/files/pictures/2021/02/01/picture-1310850-1612186396.jpg)
Презентация "Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством пальчиковых игр и упражнений"
laquo;Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» В.А. Сухомлинский....
![](/sites/default/files/pictures/2024/03/20/picture-1517248-1710912216.jpg)
Проект « Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством пальчиковых игр и упражнений».
В наше время, всё чаще мы сталкиваемся с проблемой, что плохо развита речь детей. Проанализировав свою работу с дошкольниками, столкнулась с недостаточной сформированностью речи у детей; недостаточный...
![](/sites/default/files/pictures/2025/01/09/picture-1551144-1736404531.jpg)
Речевое развитие детей раннего дошкольного возраста посредствам пальчиковых игр на основе русских народных сказок.
Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием пальчиковой гим...