Развитие речи детей раннего дошкольного возраста посредством пальчиковых игр
статья (младшая группа)

Елисеева Дарья Владимировна

Цель: формировать у детей основы речевой моторики на основе пальчиковых игр.

Задачи:

  1. Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей;
  2. Совершенствовать   мелкую моторику через пальчиковые игры;
  3. Повысить компетентность родителей в вопросе о влиянии пальчиковых игр на речь детей раннего возраста.

Основные направления реализации программы:

  1. Расширение образованности.
  2. Работа с воспитанниками.
  3. Взаимодействие с семьёй.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Цель: формировать у детей основы речевой моторики на основе пальчиковых игр.

Задачи:

  1. Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей;
  2. Совершенствовать   мелкую моторику через пальчиковые игры;
  3. Повысить компетентность родителей в вопросе о влиянии пальчиковых игр на речь детей раннего возраста.

Основные направления реализации программы:

  1. Расширение образованности.
  2. Работа с воспитанниками.
  3. Взаимодействие с семьёй.

Актуальность:

Работая в яслях и общаясь с детьми 2-го и 3-го года жизни, обратила внимание на то, что у некоторых детей этого раннего возраста не очень хорошо развита активная речь. В чем же причина? Меня заинтересовал этот вопрос. Чтобы найти ответ, обратилась к научной и педагогической литературе, в частности, к книгам современных педагогов – Е.А. Янушко «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста», Л.П. Савиной «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников», С.О. Ермаковой «Пальчиковые игры для детей от года до 3 лет» – и выяснила следующее.

Оказывается, ученые, а именно, специалисты института физиологии детей и подростков АПН, доказали, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Чем активнее и точнее движения пальцев рук у маленького ребенка, тем быстрее он начинает говорить. Эта мысль прослеживается в исследованиях отечественных физиологов, например, у В.М. Бехтерева. Он указывал на влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит, развивать речь ребенка.

Зарубежные ученые также подтверждают в своих работах связь развития рук с развитием мозга. Так, японский врач Намикоси Токудзиро создал оздоравливающую методику воздействия на руки. Он утверждает, что пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. А восточные медики установили, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, массаж указательного пальца положительно воздействует на состояние желудка, среднего – на кишечник, безымянного – на печень и почки, мизинца – на сердце.

Таким образом, познакомившись с литературой, указанной выше, я поняла, что данная тема значима и актуальна. Решила подробнее заняться ее изучением, определив тему самообразования так: «Влияние пальчиковых игр на развитие речи детей раннего возраста».

Мелкую моторику рук развивают:

  • пальчиковая гимнастика с использованием стихов, песенок, потешек и народных сказок;
  • массаж с растиранием пальчиков и массажёрами для рук;
  • народные игры с ладошками;
  • игры с природным материалом;
  • игры с предметами домашнего обихода;
  • пальчиковый театр.

Теоретическое основы

1.1 Особенности становления речи детей на ранних этапах детства.

Ранний возраст является периодом, особенно благоприятным для освоения речи. Речь перестраивает все психические процессы ребёнка: восприятие, мышление, память, чувства, желания. Она открывает возможности для совершенно новых и специфически человеческих форм внешней и внутренней жизни - сознания, воображения, планирования, управления своим поведением, логического и образного мышления и конечно же новых форм общения. Проблемой развития речи занимались такие исследователи: Н. А. Гвоздев, В. В. Гербова, М. И. Запорожец, Н. С. Жукова [и др. Бурное развитие речи в дошкольном периоде связано с предметной деятельностью ребенка. На втором году жизни у ребенка возрастает интерес ко всему окружающему: он хочет все увидеть, познать, взять в руки. Эти желания превышают возможности ребенка, и он вынужден обратиться за помощью к взрослому. Однако имеющихся средств общения (жесты, мимика, отдельные слова) ребенку уже не хватает, чтобы быть понятым, чтобы его возросшая потребность в общении была удовлетворена. Возникает противоречие, которое разрешается путем возникновения новой формы общения - активной самостоятельной речи. Этот скачок в развитии происходит обычно в возрасте от 1 года 5 месяцев до 2 лет. Переход к самостоятельной речи - важный этап во всем психическом развитии ребенка. Прежде всего, это переход от младенческого к раннему возрасту. Второе полугодие второго года жизни характеризуется интенсивным развитием словаря ребенка (к 1 году 8 месяцам он достигает 100 слов, к 2 годам - свыше 300 слов). На первом этапе развития речь ребенка ситуативна. Так как она тесно связана с практической деятельностью, осуществляемой совместно со взрослыми и сверстниками, то чаще всего протекает в форме диалога. Диалог как форма речевого общения имеет чрезвычайно большое значение, так как способствует развитию социальных отношений у детей. Посредством диалога дети привлекают друг друга к общей игре, занятию, устанавливают контакт.

Некоторые дети не умеют поддержать разговор ни сверстника, ни взрослого. В подобных случаях взрослые привлекают ребенка к таким играм, где есть роли для разговаривающих детей, темы разговора подсказываются ситуацией игры, или привлекают к заучиванию маленьких сценок из сказок. Выученные обороты речи дети используют как материал в играх-драматизациях.

В раннем возрасте возникает и описательная речь ребенка. Появление ее связано с расширением круга общения дошкольника, его представлений, с ростом его самостоятельности. Ситуативная, свернутая речь уже не может обеспечить полного взаимопонимания, когда, например, ребенок хочет рассказать воспитателю о событиях, происшедших в семье или во дворе, в которых педагог не принимал участия.

Жесты, мимика, так широко используемые в ситуативной речи, в этом случае ребенку не могут существенно помочь. Возникшее противоречие между потребностью в общении, взаимопонимании и ограниченностью имеющихся средств для этого ведет к возникновению описательной, развернутой речи. Важная роль в ее формировании принадлежит взрослому, который знакомит ребенка с примерами такой речи, ее эталонами (сказки, рассказы).

Получает дальнейшее развитие в раннем возрасте и понимание речи ребенком. По данным      М. Ляминой, особое значение при понимании речи имеет вычленение ребенком самих действий с предметами и обозначение взрослыми этих действий в словах. Ребенок способен понять поручение и инструкцию взрослого, что является одним из важнейших условий формирования "делового" общения взрослого и ребенка, а также позволяет руководить поведением ребенка при помощи речи. Поводом для действий ребенка является уже словесное обращение, чего не наблюдалось в период доречевого общения.

Речь маленького ребёнка возникает и первоначально функционирует в общении со взрослым. Поэтому первая задача воспитания — это развитие активной, коммуникативной речи. Для этого необходимо не только постоянно разговаривать с ребёнком, но и включать его в диалог, создавать потребность в собственных высказываниях. Собственная речь ребёнка не развивается через подражание чужим даже самым правильным образцам.

Психическое развитие детей на третьем году жизни в целом характеризуется активной направленностью на выполнение действий без помощи взрослого, т. е. дети стремятся к самостоятельности. Вы должны максимально использовать эту способность и развивать ее в своем ребенке, для того чтобы он не надоедал вам бесконечными просьбами, а учился самостоятельно решать свои проблемы. Кроме того, у двух-трехлетнего ребенка происходит дальнейшее развитие наглядно-действенного мышления и формируются элементарные суждения об окружающем. Помогайте ему в этом, направляйте ход его мыслей в нужном направлении, обучайте его воспринимать окружающий мир таким, какой он есть.

В это же время образуются новые формы взаимоотношений между самими детьми в коллективе: они постепенно переходят от одиночных игр и игр "рядом" к простейшим формам совместной игровой деятельности. Естественно, что родители - первые, кто помогает им приспособиться к подобным переменам.

Сама деятельность ребенка в возрасте двух лет становится сложнее и разнообразнее: он уже в состоянии отличить развлекательную игру от учебных и трудовых знаний. Мы должны приучить его к тому, чтобы он спокойно воспринимал все виды игр и занятий (и развлекательные, и развивающие, и трудовые) и постепенно учился выполнять отдельные бытовые действия не в форме игры, а как ежедневную обязанность.

Так же мы должны знать, что в это же время у ребенка проявляются первые зачатки изобразительной (рисунок, лепка) и конструктивной деятельности. Нужно не упустить этот момент, обеспечить ребенка необходимыми материалами, потому как именно подобные творческие занятия позволяют ребенку учиться правильно и крепко держать предметы и владеть ими.

В этот же период мы постепенно усложняем игры. Важное место занимают сюжетно-ролевые игры, в которых ребенок отображает действия близких ему людей, в частности наши с вами действия, а также поведение зверей и передавать характерные черты предметов. В результате игр и занятий у ребенка будут развиваться психо-интеллектуальные процессы, такие как внимание, память, восприятие, воображение, мышление и другие, а также будут формироваться новые потребности и интересы.

В этом возрасте ребенок в состоянии овладеть умениями, которые оказывают огромную роль на его дальнейшее поведенческое, интеллектуальное и личностное развитие. Имеется в виду способность малыша понимать и активно пользоваться языком в общении с людьми - разговаривать.

С помощью постоянного речевого взаимодействия со взрослыми и со сверстниками ребенок двух-трех лет из биологического существа по всем поведенческим и психологическим качествам постепенно превращается в человека, а позже - в личность. И опять-таки важную роль в этом процессе играет собственный подход педагога, его умение общаться с ребенком. Развитие познавательных процессов и речи поможет малышу ускоренно приобретать знания, усваивать нормы и формы общечеловеческого поведения. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи является мощным средством повышения работоспособности коры г. м. Возможность познания окружающих предметов у детей в большей степени связана с развитием действий рук. Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте. Именно к 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон коры головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Важно, чтобы к этому возрасту, ребёнок был подготовлен к усвоению новых двигательных навыков.

Поэтому я придаю большое значение использованию этого факта в работе с детьми и в случаях своевременного речевого развития, и особенно там, где развитие речи задерживается. В своей работе я применяю стимулирование речевого развития путём тренировки движений пальцев рук. Этим я решаю сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияю на общее интеллектуальное развитие ребёнка, во-вторых, готовлю к овладению навыком письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа профессионально – личностного саморазвития педагога.Тема: «Развитие речи детей раннего дошкольного возраста посредством пальчиковых игр»

Программа  профессионально – личностного саморазвития педагога.Тема: «Развитие речи детей раннего дошкольного возраста посредством пальчиковых игр»...

Программа профессионально – личностного саморазвития педагога.«Развитие речи детей раннего дошкольного возраста посредством пальчиковых игр»

Программа  профессионально – личностного саморазвития педагога.«Развитие речи детей раннего дошкольного возраста посредством пальчиковых игр»...

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством пальчиковых игр.

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством пальчиковых игр....

Проект "Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством пальчиковых игр и упражнений"

laquo;Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» В.А. Сухомлинский.На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интел...

Презентация "Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством пальчиковых игр и упражнений"

laquo;Ум ребенка  находится на  кончиках его пальцев»  В.А. Сухомлинский....

Проект « Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством пальчиковых игр и упражнений».

В наше время, всё чаще мы сталкиваемся с проблемой, что плохо развита речь детей. Проанализировав свою работу с дошкольниками, столкнулась с недостаточной сформированностью речи у детей; недостаточный...

Самообразование "Развитие речи детей младшего дошкольного возраста, посредством пальчиковых игр и упражнений" 2024-2025 г.

Самообразование "Развитие речи детей младшего дошкольного возраста, посредством пальчиковых игр и упражнений" 2024-2025 г....