Экскурсия в музей воздуха
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Печникова Гаянэ Арсеновна

Знакомство детей со свойствами воздуха

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekskursiya_v_muzey_vozduha.docx25.28 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

организованной образовательной деятельности

в подготовительной группе

 «Экскурсия в музей воздуха»

Подготовила и провела:

воспитатель      

Печникова Г.А.

        

Цель: развитие познавательного интереса детей, любознательности и любознательной мотивации

       

Задачи:

 - расширение кругозора детей за счет обогащения их представлений о воздухе, ознакомления с его свойствами.

- способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха, расширению их представлений о значимости воздуха в жизни человека;

- способствовать развитию свободного общения с взрослыми и детьми;

- воспитывать культуру общения, активизировать речевую деятельность детей;

- развивать сообразительность, умения самостоятельно решать поставленную задачу.

Оборудование: игрушка «Карлсон», вентилятор, таз с водой, бумажные кораблики, сделанные детьми в свободной деятельности, стаканчики.

Ход:

                                     Дети входят в помещение группы.

В.: Здравствуйте, дорогие друзья! Рада видеть вас всех сегодня в нашем музее. Знаете ли вы, ему посвящена наша композиция?

Мы его не видим, но без него не можем.

В дом не зовем, но без него не живем. (Воздух)

Что же такое воздух? (Предположения детей). Мы живем на дне огромного океана – атмосферы. Воздух – смесь газов – необходим для всего живого на Земле: растений, животных и людей. Человек может прожить несколько недель без пищи, несколько дней без воды, но не может прожить и нескольких минут без воздуха.

С незапамятных времен человек мечтал покорить воздушный океан, научиться летать и придумывал для этого различные приспособления. (Здесь и далее по ходу рассказа педагог показывает фотографии и макеты).

Братья Монгольфье изобрели воздушный шар, первыми пассажирами которого стали петух и баран. Убедившись, что подъем в воздух и приземление возможны, на воздушных шарах стали подниматься и люди.

Воздушный змей, дельтаплан, планер свободно парят в небе. Их удерживают и несут в небе воздушные потоки.

Дирижабль – тоже воздушный шар. Как вы думаете, для чего к нему были приделаны винты-пропеллеры? (Предположения детей). Винты, загребая своими лопастями воздух, как весла воду, позволяют дирижаблю двигаться в определенном направлении: вперед-назад, направо-налево.

Какие машины в воздухе тоже имеют винты-пропеллеры? (Самолет и вертолет). Правильно. А чем самолет отличается от вертолета? (У самолета есть крылья.)

Сегодня в наш музей приглашен посетитель, который отлично умеет летать и живет на крыше. Кто это? (Карлсон).

                     Входит Карлсон (взрослый в костюме или кукла).

Карлсон: Привет, ребята! Как вас много! У вас праздник или день рождения? А где печенье и варенье?

В.: Мы пригласили тебя, чтобы ты рассказал нам о ветре. Ведь ты высоко летаешь и наверняка с ним встречаешься.

Карлсон: Да, над моей крышей ветер гуляет постоянно. Вот сегодня он дул мне прямо в лицо. Еле к вам долетел. А вообще-то мы с ветром приятели. Иногда я с ним тоже играю – сам создаю ветерок. Как? Вы же знаете, что у меня на спине есть пропеллер. Я включаю моторчик, пропеллер вертится, вот вам и ветерок. (Дети рассматривают пропеллер Карлсона и крутят его) Да у вас в музее тоже есть пропеллер! А кто с ним летает?

В.: Да это не пропеллер, а вентилятор. Он не предназначен для полетов.

Карлсон: А для чего же он?

Дети: Вентиляторы включают в жаркую погоду, чтобы в помещении стало свежее. Когда он крутится, веет ветерок.

Воспитатель включает вентилятор, подносит к нему ленту. Дети наблюдают, как она полощется в потоке воздуха.

Карлсон: Все вы знаете. Вот сейчас я загадаю вам загадки и посмотрим, сможете ли вы их отгадать.

Неизвестно, где живет,

Пролетит – деревья гнет.

Бежал по тропке луговой –

Кивали маки головой,

Бежал по речке голубой –

Речка сделалась рябой.

В.: А как узнать, есть на улице ветер?

Дети: На ветру развеваются флаги. Ветер качает верхушки деревьев.

Карлсон: Что же такое ветер?

Дети: Это движение воздуха.

Карлсон: А вы можете создать движение воздуха? (Да).

Дети дуют, машут веерами на воду в тазу, наблюдают, как образуются волны.

В.: Опустите бумажные кораблики в воду. Подуйте на них. Что с ними происходит? (Они плывут). Так и настоящие парусные корабли движутся по ветру. Что произойдет с парусным кораблем, если ветер перестанет дуть? А если ветер будет дуть очень сильно? (Ответы детей).

Что еще двигается, благодаря ветру? (Крылья мельницы, флюгер, вертушка, облака). Правильно. Вместе с потоками воздуха по небу плывут и облака. Они состоят из мельчайших капель воды – водяного пара, который испарился с поверхности океанов, морей и рек.

Посмотрите, какие причудливые формы принимают облака (показывает картинки). Это напоминающие легкие перышки облачка называют перистыми. А эти лежат друг на друге как коржи торта. Их называют слоистыми. Но мне больше всего нравятся кучевые облака. Что они вам напоминают? (ответы детей).

Карлсон: Про виды облаков все ясно. Но на чем они там наверху держатся? Почему не падают? (Предположения детей).

В.: Их удерживают потоки воздуха. Как вы думаете, почему воздух двигается? (Предположения детей). Оказывается, солнечные лучи, проходя через атмосферу, нагревают слой воздуха вблизи поверхности земли.

Теплый воздух легче холодного, поэтому он поднимается вверх. А холодный воздух, наоборот, опускается к земле.

Карлсон: А почему воздух не виден? Я так считаю: если я чего-то не вижу, значит, этого нет.

В.:  Ребята, скажите, есть ли воздух вокруг нас? (Да). А почему мы его не видим? (Воздух прозрачный). То, что воздух существует, легко доказать при помощи опытов.

Дети и взрослые подходят к лабораторному столу. Воспитатель берет полиэтиленовый пакет, встряхивает его, наполняя воздухом, затем закручивает края пакета.

В.:  Как вы думаете, что в пакете? Почему он надулся и стал плотным? Чем он заполнен?

Дети: Пакет наполнился воздухом.

В.(показывает стакан): Как вы думаете, чем заполнен стакан?

Карлсон: Он пустой. В нем ничего нет.

В.: Проверим, прав ли Карлсон. (Переворачивает стакан вверх дном, не наклоняя, начинает осторожно погружать его в воду, а затем вынимает.) Почему стакан остался внутри сухой? (Предположения детей). Вода не могла заполнить стакан, потому что внутри пустого стакана – воздух.

Назовите предметы, которые наполнены воздухом? (Воздушный шар, спасательный круг, резиновые и пластмассовые игрушки)

Карлсон: Все люди дышат через нос. Правильно? Ну-ка, ребята, подышите своими носами. (Дети делают несколько вдохов и выдохов через нос). Отлично. У собаки, зайца, лягушки тоже есть носы. А как дышат растения? Куда они свои носы спрятали?

В.: У растений нет никаких носов. Зато на листьях есть маленькие отверстия, через которые дышат и деревья, и кустарники, и травы.

Карлсон: А как узнать, дышу я или нет? Может, я просто рот открываю?

В.: Очень просто. Если внимательно наблюдать за человеком или животным, можно увидеть, как расширяется его грудная клетка. В этот момент воздух, проходя через ос или рот, поступает в легкие. Положите руки на грудь и сделайте несколько выдохов и вдохов. (Дети выполняют задание). Есть ещё один способ узнать, дышит ли человек. Поднесите ладони сначала ко рту,  затем к носу, подышите, и вы почувствуете движение теплого воздуха при выдохе. (Дети выполняют задание). А теперь проверим, как долго вы сможете не дышать. Закройте рот и нос и задержите дыхание.

Дети выполняют задание и делают вывод: человек не может долго обходиться без воздуха.

В.: Чтобы быть здоровым, необходимо дышать чистым свежим воздухом. К сожалению, ежедневно в атмосферу Земли выбрасывается огромное количество вредных веществ, которые загрязняют воздух.  Выхлопные газы автомобилей, выбросы отработанных газов заводов, дым сигарет содержат частицы, которые при вдыхании вызывают различные заболевания. Именно поэтому во всем мире люди борются за чистоту окружающей среды. А что мы с вами можем сделать для того, чтобы дышать свежим воздухом? (Надо проветривать помещение, сажать растения дома и на улице, чаще гулять в парке, в лесу, где много деревьев).

Карлсон: Вы меня убедили: воздух нужен и растениям, и животным, и людям. К нему надо относиться очень бережно. Но не пора ли нам отдохнуть и поиграть?

В.: Ну что ж, с воздухом можно и поиграть. Посмотри, сколько в нашей экспозиции воздушных игрушек. Здесь и вертушки, и флюгеры, и дудочки, и мыльные пузыри.

                               Карлсон играет с детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обзорная экскурсия по музею " Космонавтики"

Материал по проектной деятельности...

Музей воздуха в детском саду

Экспериментирования - одна из форм организации детской деятельности.Для этой цели в группе оборудован музей воздуха. Что же находится в этом музее? Это все те предметы, которые так или иначе имеют о...

Конспект экскурсии в музей краеведения «Добро пожаловать в музей!»

Задачи экскурсии в музей краеведения:- сформировать представление о краеведческом музее; расширить и углубить знания воспитанников об истории родного города;- развивать логическое мышление, любознател...

Экскурсия в мини-музей «Воздух-невидимка» (совместное мероприятие с родителями)

Цель: Систематизировать знания детей о свойствах воздуха через организацию совместной деятельности детей и их родителей. Укреплять взаимодействие педагога детского сада с семьей. Совершенствовать рабо...

Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе Тема: «Интерьер и предметный мир старинного дома-избы» (экскурсия в музей на свежем воздухе «Комната старины»)

Цель: Познакомить детей с традициями внутреннего обустройства и убранства дома-избы, с народным этикетом приёма гостей. Приобщать к истокам русской народной культуры, через малые формы фольклора. ...

Экскурсия в музей. Тема: "Что такое музей"

Цель нашей экскурсии было: Познакомить с понятием "музей" и его назначениемПознакомить с внутренним оформлением и назначением помещения музеяФормировать интерес к истории и культуре своего н...

«Добро пожаловать в музей!» (конспект экскурсии в музей краеведения)

познакомить детей с историей  родного города.познакомить детей с жизнью коренных народов, населяющих наш город....