Методическая разработка" Проектная деятельность"
методическая разработка (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Доклад по проектной деятельности.
Подготовила Шушкова А.А.
Уважаемые председатели и члены комиссии вашему вниманию , хочу представить доклад по теме из опыта моей работы « Проектная деятельность в ДОО».
Современный подход к дошкольному образованию в соответствии с положением о ФГОС ДО предусматривает не только формирование знаний, умений и навыков дошкольника и адаптации его к социальной жизни, но и на сохранение полноценного детства в соответствии с психофизическими особенностями развивающейся личности, обучение через совместный поиск решений, предоставление ребенку возможности самостоятельно овладеть нормами культуры.
Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектирования.
Проектирование – это комплексная деятельность, участники которой автоматически, без специально провозглашаемой дидактической задачи со стороны организаторов, осваивают новые понятия и представления о различных сферах жизни.
Проектная деятельность поможет связать процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни ребёнка, а также заинтересовать его, увлечь в эту деятельность. Она позволяет объединить педагогов, детей, родителей, научить работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу. Каждый ребёнок сможет проявить себя, почувствовать себя нужным, а значит, появится уверенность в своих силах.
Проект – это метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной практической деятельности по достижению намеченных целей.
Под проектом также понимается самостоятельная и коллективная творческая завершённая работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для её решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.
Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребёнок познаёт окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты. Суть «метода проектов» в образовании состоит в такой организации образовательного процесса, при которой дошкольники приобретают знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к действительности в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий и проектов, имеющих не только познавательную, но и прагматичную ценность. В основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога, детей над определённой практической проблемой (темой).
Проектов, которые можно применять и использовать в детском саду, много: это и тематические проекты (информационные, творческие, игровые, исследовательские).
В нашем детском саду реализованы такие проекты: «Хлеб- всему голова» (экспериментально -исследовательский), «День матери» (информационно - творческий), «Инта –мой родной город» (познавательный), «Широкая масленица» (творческий). В реализации всех этих проектов принимали участие дети , воспитатели и родители. Все проекты разные по объему и мощности и требуют разные сроки для реализации. Например, проект « Хлеб – всему голова» среднесрочный, длился с февраля по апрель, собиралось очень много информации, высаживали пшеницу в качестве эксперемента, также в кофемолке мололи крупу, наблюдая что с ней происходит, работали с солёным тестом и т.д.
Проект «Инта –мой родной город» был краткосрочным по продолжительности( две недели), дети с легкостью ставили и решали поставленные задачи, поиск материала и его восприятие проходил легко. Это говорит о том, что данная тема была интересна современному ребенку. Технология проектирования ориентирована на совместную деятельность участников образовательного процесса в различных сочетаниях: воспитатель – ребенок, ребенок – ребенок, дети – родители. Возможны совместно-индивидуальные, совместно-взаимодействующие, совместно-исследовательские формы деятельности.
При оформлении уголков в группе, приготовлении группы к праздниками дети собирают информацию и воплощают ее в жизни, вместе с педагогом придумывают как лучше украсить группу, например к Новому году, чтоб занять призовое место. Сначала собирают информацию вместе с педагогом, с родителями, затем обсуждают что им подходит, с чем они могут справиться самостоятельно, а где потребуется помощь взрослых. Для привлечения в изготовлении атрибутов я проводила вечера досуга с родителями, где совместно шла работа по подготовке( изготовление украшений для группы) . Также взаимодействую с родителями привлекая их, к совместным экскурсиям в музеи и библиотеки, в центр национальных культур и экскурсиям по городу. Так в проекте « Широкая Масленница» родителями было организована тематическая экскурсия в краеведческий музей, а на день метери- развлекательная программа в детской библиотеке. Такая форма сотрудничества сближает детей, родителей и сотрудников детского сада.
Главное при использовании проектной деятельности – это результат. Его можно оформить и преподнести разными способами: это и праздник, и оформление газет, альбомов, выставок, а также проведение игры, например обыграть персонажей сказки, войти в образ. Такие итоговые мероприятия позволяют детям искать пути решения поставленных задач, решать их по-своему, в доступной форме.
Уверенна, что таким образом в проектной деятельности происходит формирование субъектной позиции у ребёнка, раскрывается его индивидуальность, реализуются интересы и потребности, что в свою очередь способствует личностному развитию ребёнка. Это соответствует социальному заказу на современном этапе.
Использованная литература:
- Бедерханова В.П. Совместная проектировочная деятельность как средство развития детей и взрослых. \\ Развитие личности. 2000 №1.
- Вазина К.Я. Саморазвитие человека и технологическая организация образовательного пространства. Челябинск, 2007.
- Метод проектов.// Российская педагогическая психология. Т.1 М., 1993.
- Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. Изд-во Сфера. М., 2011.
- Парамонова Л.А., Протасова Е.Ю. Дошкольное и начальное образование за рубежом: история и современность: Учеб. Пособие. М., 2011.
- Тимофеева Л.Л. Проектный метод в обучении старших дошкольников.\\ Дошкольная педагогика. 2010 №1.
- Комратова Н.Проектный метод в социо-культурном воспитании дошкольников.\\Дошкольное воспитание.2010 №8.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Методическое сопровождение деятельности педагога ДОУ в процессе оформления портфолио»
Статья адресована старшим воспитателям ДОУ, заместителям заведующих по ВМР. Данный материал поможет грамотно и своевременно помочь педагогам в оформлении собственного потрфолио ....
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОУ ПО ОХРАНЕ И УКРЕПЛЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ
Цель работы: Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, ...
Методическая разработка "Деятельность педагога в развитии сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста"
Сюжетно - ролевая игра – подлинная социальная практика ребёнка, его реальная жизнь в обществе сверстников. Поэтому, столь активной для школьной педагогики является проблема использования игры для всес...
«Методическое руководство деятельностью педагогов по приобщению детей к олимпийскому движению» Старший воспитатель: Ушакова Татьяна Викторовна
Цель: формировать у дошкольников начальные представления об Олимпийских играх современности как части общечеловеческой культуры. Задачи: 1. Создавать у детей представление об Олимпийских играх ка...
Изучение и методическое сопровождение деятельности молодых воспитателей
Деятельности молодых воспитателей...
Методические разработки деятельности с детьми по знакомству с книжной культурой
Дошкольный возраст самый активный для влечения ребёнка в читательскую деятельность. В эти годы ребёнок приобретает первоначальное значение об окружающей среде, вырабатываются навыки, привычки, характе...
Методическое сопровождение деятельности педагогов в рамках патриотического воспитания детей.
Особого внимания заслуживает сопровождение педагогов в рамках реализации одного из направлений деятельности дошкольного учреждения - патриотического и духовно – нравствен...