Методическая разработка " Деловая игра с педагогами" на педсовете "ТРИЗ - технологии
методическая разработка (старшая группа) по теме
Предварительный просмотр:
Воспитатель: Шушкова А.А.
Цель игры: Побуждать педагогов использовать приёмы ТРИЗ – технологии в своей педагогической деятельности.
Ход игры:
Ведущий: Уважаемы коллеги! Сегодня мы с вами присутствуем на творческой игре, где вы проявите чудеса находчивости, сообразительности, нестандартности мышления, основанные на ТРИЗ – технологии.
Каждый ребенок изначально
талантлив и даже гениален, но его
надо научить ориентироваться в
современном мире, чтобы при
минимуме затрат достичь
максимум эффекта.
Г.С. Альтшуллер
Ведущий:
Теория Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ)- это наука о развитии систем и об эффективном мышлении вообще, в любой области творчества. Еще ТРИЗ называют прикладной диалектикой, а иногда называют: Общей Теорией Сильного Мышления или Общей Теорией Творчества.
ТРИЗ в педагогической деятельности позволяет достичь следующих целей:
- формирование сильного мышления учащихся;
- воспитание творческой личности, подготовленной к решению сложных нестандартных задач в различных областях деятельности.
Задачи:
- развитие умения работать с разными источниками;
- формирование взгляда на решение проблемных ситуаций.
Ведущий:
В основе ТРИЗ-технологий лежат три принципа:
1. Принцип объективности законов развития систем – строение, функционирование и смена поколений систем подчиняется объективным законам.
2. Принцип противоречия – под воздействием внешних и внутренних факторов возникают, обостряются и разрешаются противоречия.
3. Принцип конкретности – каждый класс систем, как и отдельные представители внутри этого класса, имеют свои особенности. Эти особенности определяются внутренними и внешними ресурсами
Ведущий:
При решении ТРИЗ - задач используются следующие приемы:
– графическая аналогия – умение обозначать каким-либо символом реальный образ или несколько образов, выделив из них общие признаки;
– эмпатия – отождествление себя с рассматриваемым или отождествляемым предметом, вхождение в роль кого-либо или чего-либо;
– мозговой штурм – умение давать большое количество идей в рамках заданной темы и выбор оригинального решения задачи;
– морфологический анализ – умение давать разные варианты ответов в рамках двух показателей, производить оценку идей и детализировать удачные;
– каталог – умение связывать в единую сюжетную линию наугад выбранных героев и их действия;
– приемы типового фантазирования – умение делать фантастические преобразования как самого объекта, его свойств, составляющих, так и места функционирования, обитания с помощью приемов, заданных педагогом;
– метод фокальных объектов (МФО) – подбор нетипичных свойств предмету, представление их и объяснение практического назначения нетипичных свойств.
Ведущий: Итак, мы начинаем игру
Первое задание: «Разминка»
- Как правильно сказать: не вижу белый желток или не вижу белого желтка?(белых желтков не бывает, оба варианта ответа неправильные) (1)
- Катится по столу колесо разноцветное. Один угол красный, другой желтый, третий зеленый и четвертый синий. Когда колесо докатится до края стола, какой цвет мы увидим?(У колеса нет углов) (2)
- Сколько лет двадцатисемилетнему капитану?(ответ - 27 лет) (1)
- Сидит на дереве волк. Идут два охотника, один с собакой, другой без собаки. Кто первый убьет волка?(Волки на деревьях не сидят) (2)
- На полке стояли детские книжки. Подбежала Жучка, взяла одну, а потом еще три книжки. Сколько книг она прочитала?(собаки книжек не читают) (1)
- Что будет с мухой, если она налетит на сосульку?(Зимой мухи не летают) (2)
Ведущий: Второе задание «Интересное, остроумное и полезное».
В этом задании мы предлагаем вам найти нестандартное решение задач с помощью ТРИЗ – технологии. Используйте смекалку, воображение, чувство юмора.
Задача 1
Не слон, а с хоботом. Кто это?
Подсказка: В этой задаче всякая подсказка уже дает ответ.
Решение: Слониха
Задача 2
Назовите живое существо, которое одновременно летит со скоростью звука и со скоростью пешехода.
Подсказка: Этот объект вездесущ, вы его видели много раз и даже дома.
Решение: муха в самолете.
Задача 3
У одного шофера не было с собой водительских прав. Он вышел на пешеходную часть дороги и двинулся по ней, вплотную прижимаясь к витринам магазинов. Не обращая внимания на запретительный знак, он миновал перекресток и остановился напротив инспектора ГАИ. Видя все это, регулировщик движения не остановил шофера и не оштрафовал его. Почему?
Подсказка: В этой задаче всякая подсказка уже дает ответ.
^ Решение: Шофер шел пешком.
Третье задание «Реклама». Составьте рекламное объявление для газеты так, чтобы все слова начинались на одну букву. Например: продается певчий пушистый попугай Паинька, пятилетний, полузеленый. Предпочитает питаться печеньем, пить пепси-колу. Пожалуйста, приходите посмотреть.
Ведущий: Вот и подошла к концу игра. В этой игре нет ни победителей, ни проигравших. Я искренне надеюсь, что сегодняшняя игра принесла хоть дольку радости в ваши сердца и оставила там приятный след.
У педагога, использующего ТРИЗ – технологию, дети занимаются с увлечением и без перегрузок осваивают новые знания, развивают речь и мышление.
Я вам желаю творческих успехов и здоровья, ведь его всегда не хватает!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Деловая игра - это"
Цели и задачи: представить себя в определенной роли, поддержать ситуацию игры; выработка и закрепление навыков общения, взаимопонимания, умения находить выход из трудных ситуаций.Материал: фонограммы ...
Методическая разработка деловой игры для педагогов "Типичные ошибки педагога или «Что может помешать мне реализовывать ФГОС ДО»
Типичные ошибки педагога ДОО - причины и последствия....
Методическая разработка "Деловая игра к педагогическому совету по теме "Подготовка дошкольников к обучению грамоте".
Методическая разработка "Деловая игра к педагогическому совету по теме "Подготовка дошкольников к обучению грамоте"....
Инфоурок, публикация методической разработки «Деловая игра на родительском собрании «Приобщение детей к ЗОЖ»
Инфоурок, публикация методической разработки «Деловая игра на родительском собрании «Приобщение детей к ЗОЖ»...
Методическая разработка деловой игры «Внедрение стандарта профессиональной деятельности педагога – новый шаг к качеству образования»
Деловая игра направлена на педагогов«Внедрение стандарта профессиональной деятельности педагога – новый шаг к качеству образования».Цель: вывести модель идеального педагога XXI ...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА "Деловая игра "Технологии педагогического общения с родителями""
Цель деловой предлагаемой деловой игры для педагогов: применение теоретических знаний по технологиям педагогического общения с родителями в практических действиях....
Методическая разработка деловой игры по ПДД с родителями воспитанников старшей группы.
Актуализация процесса обучения ПДД детей дошкольного возраста и их родителей....