Методическая разработка " Деловая игра с педагогами" на педсовете "ТРИЗ - технологии
методическая разработка (старшая группа) по теме

Шушкова Анна Александровна

2018

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx19.85 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитатель: Шушкова А.А.

Цель игры: Побуждать педагогов использовать приёмы ТРИЗ – технологии в своей педагогической деятельности.

Ход игры:

Ведущий: Уважаемы коллеги! Сегодня мы с вами присутствуем на творческой игре, где вы проявите чудеса находчивости, сообразительности, нестандартности мышления, основанные на ТРИЗ – технологии.

Каждый ребенок изначально

талантлив и даже гениален, но его

надо научить ориентироваться в

современном мире, чтобы при

минимуме затрат достичь

максимум эффекта.

Г.С. Альтшуллер

Ведущий: 

Теория Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ)- это наука о развитии систем и об эффективном мышлении вообще, в любой области творчества. Еще ТРИЗ называют прикладной диалектикой, а иногда называют: Общей Теорией Сильного Мышления или Общей Теорией Творчества.

ТРИЗ в педагогической деятельности позволяет достичь следующих целей: 

- формирование сильного мышления учащихся;

- воспитание творческой личности, подготовленной к решению сложных нестандартных задач в различных областях деятельности.

Задачи:

  • развитие умения работать с разными источниками;
  • формирование взгляда на решение проблемных ситуаций.

Ведущий:

В основе ТРИЗ-технологий лежат три принципа:

1. Принцип объективности законов развития систем – строение, функционирование и смена поколений систем подчиняется объективным законам.

2. Принцип противоречия – под воздействием внешних и внутренних факторов возникают, обостряются и разрешаются противоречия.

3. Принцип конкретности – каждый класс систем, как и отдельные представители внутри этого класса, имеют свои особенности. Эти особенности определяются внутренними и внешними ресурсами

Ведущий:

При решении ТРИЗ - задач используются следующие приемы:

– графическая аналогия – умение обозначать каким-либо символом реальный образ или несколько образов, выделив из них общие признаки;

– эмпатия – отождествление себя с рассматриваемым или отождествляемым предметом, вхождение в роль кого-либо или чего-либо;

– мозговой штурм – умение давать большое количество идей в рамках заданной темы и выбор оригинального решения задачи;

– морфологический анализ – умение давать разные варианты ответов в рамках двух показателей, производить оценку идей и детализировать удачные;

– каталог – умение связывать в единую сюжетную линию наугад выбранных героев и их действия;

– приемы типового фантазирования – умение делать фантастические преобразования как самого объекта, его свойств, составляющих, так и места функционирования, обитания с помощью приемов, заданных педагогом;

– метод фокальных объектов (МФО) – подбор нетипичных свойств предмету, представление их и объяснение практического назначения нетипичных свойств.

Ведущий: Итак, мы начинаем игру

Первое задание: «Разминка»

  1. Как правильно сказать: не вижу белый желток или не вижу белого желтка?(белых желтков не бывает, оба варианта ответа неправильные) (1)
  2. Катится по столу колесо разноцветное. Один угол красный, другой желтый, третий зеленый и четвертый синий. Когда колесо докатится до края стола, какой цвет мы увидим?(У колеса нет углов) (2)
  3. Сколько лет двадцатисемилетнему капитану?(ответ - 27 лет) (1)
  4. Сидит на дереве волк. Идут два охотника, один с собакой, другой без собаки. Кто первый убьет волка?(Волки на деревьях не сидят) (2)
  5. На полке стояли детские книжки. Подбежала Жучка, взяла одну, а потом еще три книжки. Сколько книг она прочитала?(собаки книжек не читают) (1)
  6. Что будет с мухой, если она налетит на сосульку?(Зимой мухи не летают) (2)

Ведущий: Второе задание «Интересное, остроумное и полезное».

В этом задании мы предлагаем вам найти нестандартное решение задач с помощью ТРИЗ – технологии. Используйте смекалку, воображение, чувство юмора.

Задача 1

Не слон, а с хоботом. Кто это?

Подсказка: В этой задаче всякая подсказка уже дает ответ.

Решение: Слониха

Задача 2

Назовите живое существо, которое одновре­менно летит со скоростью звука и со скоростью пешехода.

Подсказка: Этот объект вездесущ, вы его видели много раз и даже дома.

Решение: муха в самолете.

Задача 3

У одного шофера не было с собой водитель­ских прав. Он вышел на пешеходную часть дороги и двинулся по ней, вплотную прижимаясь к витринам магазинов. Не обращая внимания на запретительный знак, он миновал перекресток и ос­тановился напротив инспектора ГАИ. Видя все это, регулиров­щик движения не остановил шофера и не оштрафовал его. По­чему?

Подсказка: В этой задаче всякая подсказка уже дает ответ.

^ Решение: Шофер шел пешком.

Третье задание  «Реклама». Составьте рекламное объявление для газеты так, чтобы все слова начинались на одну букву. Например: продается певчий пушистый попугай Паинька, пятилетний, полузеленый. Предпочитает питаться печеньем, пить пепси-колу. Пожалуйста, приходите посмотреть.

Ведущий: Вот и подошла к концу игра. В этой игре нет ни победителей, ни проигравших. Я искренне надеюсь, что сегодняшняя игра принесла хоть дольку радости в ваши сердца и оставила там приятный след.

У педагога, использующего ТРИЗ – технологию, дети занимаются с увлечением и без перегрузок осваивают новые знания, развивают речь и мышление.

Я вам желаю творческих успехов и здоровья, ведь его всегда не хватает!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Деловая игра - это"

Цели и задачи: представить себя в определенной роли, поддержать ситуацию игры; выработка и закрепление навыков общения, взаимопонимания, умения находить выход из трудных ситуаций.Материал: фонограммы ...

Методическая разработка "Деловая игра к педагогическому совету по теме "Подготовка дошкольников к обучению грамоте".

Методическая разработка "Деловая игра к педагогическому совету по теме "Подготовка дошкольников к обучению грамоте"....

Инфоурок, публикация методической разработки «Деловая игра на родительском собрании «Приобщение детей к ЗОЖ»

Инфоурок, публикация методической разработки «Деловая игра на родительском собрании «Приобщение детей к ЗОЖ»...

Методическая разработка деловой игры «Внедрение стандарта профессиональной деятельности педагога – новый шаг к качеству образования»

Деловая игра направлена на педагогов«Внедрение стандарта профессиональной деятельности педагога – новый шаг к качеству образования».Цель: вывести модель идеального педагога XXI ...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА "Деловая игра "Технологии педагогического общения с родителями""

Цель деловой предлагаемой деловой игры для педагогов: применение теоретических знаний по технологиям педагогического общения с родителями в практических действиях....

Методическая разработка деловой игры по ПДД с родителями воспитанников старшей группы.

Актуализация процесса обучения ПДД детей дошкольного возраста и их родителей....