РОЛЬ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ В МЛАДШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
статья (младшая группа) на тему

Валентина Мурашова

Сенсорное развитие, направленное на формирование полного восприятия окружающего мира, является основой знания мира, первым этапом которого является сенсорный опыт.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РОЛЬ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ В МЛАДШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Мурашова В.С., воспитатель МБДОУ № 258 г.Ростов-на-Дону.

Концепция по дошкольному образованию, ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьёзных требований к развитию дошкольников, частью и основой которого является сенсорное развитие. Сенсорное развитие, направленное на формирование полного восприятия окружающего мира, является основой знания мира, первым этапом которого является сенсорный опыт. Успех умственного, физического, эстетического воспитания во многом зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть от того, насколько прекрасно ребенок слышит, видит, воспринимает окружающее.

Ребенок в каждом возрасте наиболее чувствителен к тем или иным воздействиям, поэтому каждый возрастной уровень становится благоприятным для дальнейшего развития нейропсихики и всестороннего воспитания детей дошкольного возраста. Чем меньше ребенок, тем больше чувственного опыта в его жизни. На раннем детском этапе решающее значение имеет ознакомление со свойствами объектов. Профессор Н. М. Щелованов назвал ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания.

В истории дошкольной психологии и педагогики на всех этапах ее развития эта проблема занимала одно из ведущих мест. Выдающиеся представители дошкольной психологии и педагогики (Я. А. Коменский, Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, Е. И. Тихеева, А. П. Усова, А. В. Запорожец, Н. П. Сакулина и др.) полагали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полного сенсорного развития, является одной из основных задач, дошкольного образования. Они разработали множество дидактических игр и упражнений для ознакомления детей со свойствами и признаками объектов.

Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре - важнейшему виду деятельности. Это эффективный способ формирования личности дошкольника, его моральных и волевых качеств, игра осознает необходимость влиять на мир. Это вызывает значительные изменения в его психике. Самый известный учитель в нашей стране, А.С. Макаренко описал роль детских игр следующим образом: «Игра важна в жизни ребенка, она также имеет то же значение, что и работа взрослого, служебная деятельность. Что такое ребенок в игре, так много будет в работе. Поэтому воспитание будущего лидера происходит в игре ... »

Огромную роль в развитии познавательных процессов (воображения, памяти и т.д.) играет дидактическая игра. Детей раннего и дошкольного возраста в дидактической игре влечет не обучающий характер, а возможность проявить активность, выполнить игровое действие, получить результат, выиграть. Отличительной особенностью дидактической игры является возможность обучать маленьких детей посредством активной, интересной для них деятельности. Организация и проведение таких игр осуществляется под руководством педагога. В ходе работы с детьми младшего дошкольного возраста было выявлено, что дидактическая игра способствует развитию представлений у детей о свойствах предметов(цвете, форме, величине).

Таким образом, сенсорное развитие очень активно осуществляется именно в раннем и младшем дошкольном возрасте (это сенситивный период для сенсорного развития). Ребёнка раннего и младшего дошкольного возраста необходимо учить различать и называть цвета, формировать представления об их оттенках. Дидактическая игра является самым интересным и доступным средством сенсорного развития детей раннего и младшего дошкольного возраста. Каждый раз участвуя в игре, ребёнок прочно усваивает знания, которыми он оперирует. Решая умственную задачу в игре, малыш упражняется в произвольном запоминании и воспроизведении, в классификации предметов или явлений по общим признакам, в выделении свойств и качеств предметов, в определении их по отдельным признакам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль изобразительной деятельности в сенсорном развитии детей младшего дошкольного возраста.

Роль изобразительной деятельности в сенсорном развитии детей младшего дошкольного возраста....

Презентация «Развитие мелкой моторики и сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста в домашних условиях»

Презентация была подготовлена в рамках мастер класса для родителей  «Развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста в домашних условиях», который помог им, с минимальным...

Картотека дидактических игр для сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста. Дидактические игры на развитие восприятия цвета

Одним из видов игровой деятельности выступает дидактическая игра, позволяющая приобщать детей к протекающей жизни понимаемыми ими формах умственной и активной игровой деятельности, моральных и эстетич...

Родительское собрание в форме мастер-класса «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в домашних условиях» (Первая младшая группа)

Родительское собрание в форме мастер-класса«Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в домашних условиях»(Первая младшая группа)...

Практический опыт работы «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста» возраста»

Создание условий, обеспечивающих эффективное использование дидактических игр для формирования представлений о сенсорных эталонах и развитие мелкой моторики рук ребёнка в условиях ДОУ....