Развитие компьютерной грамотности у детей старшего дошкольного возраста
статья (старшая группа) на тему

Максимова Валентина Юрьевна

 В данной статье рассматривается значение развития основ компьютерной грамотности у детей дошкольного возраста, отмечается, что внедрение компьютера в жизнь дошкольника основано на требовании приоритета развития личности каждого ребёнка в условиях информатизации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx15.14 КБ

Предварительный просмотр:

 Развитие компьютерной грамотности у детей старшего дошкольного возраста

  Аннотация. В данной статье рассматривается значение развития основ компьютерной грамотности у детей дошкольного возраста, отмечается, что внедрение компьютера в жизнь дошкольника основано на требовании приоритета развития личности каждого ребёнка в условиях информатизации.

  Ключевые слова: дети дошкольного возраста, компьютер, компьютеризация, компьютерная грамотность, компьютерные игры.

 Наше время – это время информационных технологий, компьютерной революции. Компьютеризация проникла практически во все сферы жизни и деятельности современного человека. Общество нуждается в том, чтобы его члены были готовы к труду в десятки раз более производительному и творческому, что обеспечивается наукоёмкостью информационных средств: от персональных компьютеров до глобальных связей Интернета. Сегодня почти в каждом доме и каждой дошкольной образовательной организации есть компьютер, который используется как самый современный инструмент для обработки информации и эффективное средство организации воспитательно-образовательного процесса. Для ребенка-дошкольника компьютер – это новая игрушка, поэтому у него нет страха перед техникой. Чем раньше дети познакомятся с компьютером, овладеют им, тем меньше будет психологический барьер между ними и машиной. Компьютер – это всеобщая универсальная информационная система, способная соединиться с различными направлениями образовательного процесса, обогатить и в корне изменить развивающую среду дошкольной образовательной организации в целом. Отечественные и зарубежные исследования по использованию компьютеров в детских садах доказывают не только возможность и целесообразность этого, но и особую роль компьютера в развитии интеллекта и в целом личности ребёнка (С. Новоселова, Г. Петку, И. Пашелите, С. Пейперт, Б. Хантер и др.). В 80-90-ые годы XX века в детских садах нашей страны начали активно использовать возможности компьютерных средств деятельности. Сегодня процесс информатизации дошкольного образования является достаточно масштабным и эффективным [4]. Общение ребенка дошкольного возраста и компьютера начинается с компьютерных игр, которые подбираются родителями или специалистами с учетом возраста и индивидуальных особенностей. Компьютерная игра – это «специально созданная компьютерная программа, предоставляющая пользователю (играющему) возможность активного участия в изменении игровых ситуаций, отображаемых на экране компьютера» [3, с. 55]. Одна из важнейших функций компьютерных игр – обучающая. Компьютер передает информацию ребенку в привлекательной форме, что ускоряет запоминание содержания, делает его осмысленным и долговременным. С помощью детских компьютерных игр развивается воображение, память, внимание, мышление, логика, творческие способности. С использованием компьютерных игр становится интереснее изучать математику, музыку, природу. По сравнению с традиционными формами обучения детей дошкольного возраста, компьютер обладает рядом преимуществ. Информация на экране представлена в форме игры – интерес детей повышается. В компьютерной игре используются образы, которые понятны дошкольникам. Проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером – это стимул для развития познавательной активности ребёнка. Индивидуализация обучения позволяет ребёнку приобрести уверенность в себе. Кроме того, компьютер очень терпелив и не ругает никогда за ошибки, а ждет, пока ребёнок сам их исправит [2]. Занятия на компьютере имеют большое значение для развития моторики. В любых компьютерных играх детям необходимо учиться нажимать пальцами на клавиши, это развивает мелкую мускулатуру. Как и руки, очень большое представительство в коре головного мозга имеют глаза. Чем внимательнее человек всматривается в то, над чем он работает, тем больше пользы 18 его мозгу. Поэтому важно формировать моторную координацию и координацию совместной деятельности моторного и зрительного анализаторов, что с успехом достигается на занятиях детей с компьютером. Методологическая концепция моделей новых форм организации воспитательно -образовательного процесса в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования подразумевает создание благоприятных условий для воспитания дошкольников в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями. Основой при организации образовательного процесса в дошкольной образовательной организации выступает ориентация не только на компетенции, которые формируются в дошкольном возрасте, но и на развитие совокупности личностных качеств, в том числе и тех, которые обеспечивают готовность ребенка к обучению в школе. Новый образовательный стандарт дошкольной ступени прямо указывает на необходимость обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ дошкольного и начального общего образования. Уровень современной информатизации побуждает развивать навыки работы с информационными и коммуникационными технологиями с дошкольного возраста во всех образовательных учреждениях [5]. Элементы компьютерной грамотности формируются у детей легче, если ведущими мотивами их деятельности являются игровые методики. Игра вызывает у детей большую эмоциональную и интеллектуальную готовность к дальнейшему развитию умственных и творческих способностей. Поэтому компьютер должен войти в жизнь ребенка-дошкольника через игру. В ходе игровой деятельности ребенка, обогащенной компьютерными средствами, возникают психические новообразования: теоретическое мышление, развитое воображение, способность к прогнозированию результатов действий, проектные качества мышления [1]. Эти новообразования ведут к повышению уверенности в собственных силах, развитию творческих способностей детей.

 Таким образом, формирование основ компьютерной грамотности у детей старшего дошкольного возраста оказывает весомое влияние на разные стороны развития. Возникают новые виды деятельности ребёнка, которые тесно связаны с компьютерными играми: компьютерное конструирование, творческое экспериментирование, что способствует появлению новых горизонтов развития личности.

 ЛИТЕРАТУРА 1. Ларских, З. П. Компьютерные игровые программы для дошкольников / З. П. Ларских // Воспитатель ДОУ – 2009. – № 4. – С. 119 – 127. 2. Новосёлова, С. Л. Компьютерный мир дошкольника / С. Л. Новосёлова, Г. П. Петку. – Москва : Новая школа,1997. – 128 с. 3. Сурова, О. А. Что могут дать детям компьютерные игры? / О. А. Сурова // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2009. – № 8. – С. 55 –59. 4. Сурова, О. А. Информатизация дошкольного образования в России : прошлое и настоящее / О. А. Сурова // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2017. – № 3. – С. 112–116. 5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект Тема: «Развитие финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»

Проект Тема: «Развитие финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»...

План- программа факультатива «Азы компьютерной грамотности для детей старшего дошкольного возраста » с использованием информационно - компьютерных технологий (ИКТ).

Использование ИКТ является одним из приоритетов образования. Согласно новым требованиям ФГОС, внедрение инновационных технологий призвано, прежде всего, улучшить качество обучения, повысить мотивацию ...

Методическая разработка «Развитие финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»

Актуальность проекта обусловлена тем, что происходящие преобразования в обществе, становление рыночных отношений, необходимость формирования массового мышления с учетом рыночного опыта многих развиваю...

Конспект игры по развитию финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие по сказкам»

Цель: формировать начальные представления о финансовой грамотности, рациональное использование бюджета.Задачи: Образовательные: Познакомить детей с финансовыми терминами «банк», «ден...

Конспект игры по развитию финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие по сказкам»

Конспект игры по развитию финансовой грамотности для детейстаршего дошкольного возраста «Путешествие по сказкам»...

Консультация. Развитие функциональной грамотности у детей старшего дошкольного возраста.

Формирование функциональной грамотности — сложный, многосторонний, длительный процесс. Достичь нужных результатов можно лишь умело, грамотно сочетая в своей работе различные современные педагоги...