Презентация по акватерапии
рабочая программа (младшая группа) на тему

Михайловна Светлана Николаева

В моей работе, как воспитателя группы раннего возраста, наиболее важным является сохранение и укрепление психо-эмоционального здоровья, особенно для детей в адаптационный период, поэтому в своей педагогической деятельности я использую здоровье-сберегающие и нетрадиционные технологии. Одним из методов, позволяющих сохранить эмоциональное здоровье детей раннего возраста, является акватерапия, так как вода может не просто заинтересовать, но и развлечь ребенка, поднять эмоциональный настрой, зарядить ребенка энергией жизни.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №4 Николаева Светлана Михайловна Должность: Воспитатель Образование: средне профессиональное Профессиональный статус: благодарность управления образования администрации городского округа г. Выкса, 2008 г. Педагогическое кредо: Быть воспитателем – это значит хотеть и уметь снова и снова проживать детство с каждым ребенком, видеть мир его глазами, удивляться и познавать вместе с ним, быть незаметным, когда малыш занят своим делом, и незаменимым, когда ему нужна помощь и поддержка.

Слайд 2

«Технология акватерапии как средство снятия психоэмоционального напряжения в адаптационный период у детей раннего возраста» «Воде была дана волшебная сила стать соком жизни на земле ». Леонардо да Винчи.

Слайд 3

Научно – исследовательские Условия формирования личного вклада педагога в развитие образования Методические Организационно – педагогические Аксарина Н.М. «Воспитание детей раннего возраста»; Кисилёва , М.В. «Арт-терапия в работе с детьми»; Прокофьева А. Г. «100 развивающих игр для детей» Соколовская Н.В. «Адаптация ребёнка к условиям детского сада »; Теплюк С.Н. «Самооценка раннего возраста»; Л.В. Абрамова, И.Ф. Слепцова «Социально – коммуникативное развитие дошкольников»; Баранова Е. В. «Развивающие занятия и игры с водой в детском саду и дома»; Дерягина Л.Б. Лепим куличики, пускаем кораблики: Развивающие игры с песком и водой. Данилова Л. «Игры с водой для детей 1-3лет» К.Л. Печора , Г.В. Пантюхина «Диагностика развития детей раннего возраста» Разработка конспектов, картотек; Обобщение опыта на педагогических советах, распространение опыта на семинарах и педсоветах; Представление опыта на ММПО педагогов «Технология акватерапии как средство снятия психоэмоционального жения у детей раннего возраста», 2018 г.

Слайд 4

Актуальность личного вклада педагога в развитие образования Одна из проблем, которая решается в дошкольном учреждении - проблема адаптации детей. В период адаптации у ребенка возникает переделка ранее сформированных динамических стереотипов и, помимо иммунной и физиологической ломки, происходит преодоление психологических преград. В моей работе, как воспитателя группы раннего возраста, наиболее важным является сохранение и укрепление психоэмоционального здоровья, особенно для детей в адаптационный период, поэтому в своей педагогической деятельности я использую здоровье-сберегающие и нетрадиционные технологии. Одним из методов, позволяющих сохранить эмоциональное здоровье детей раннего возраста, является акватерапия , так как вода может не просто заинтересовать, но и развлечь ребёнка, поднять эмоциональный настрой, зарядить ребёнка энергией жизни.

Слайд 5

Теоретическое обоснование личного вклада педагога в развитие образования Садовник, собираясь пересаживать дерево, готовит участок, бережно окапывает дерево, стараясь не повредить корневую систему, пересаживает вместе с землей. Несмотря на это , дерево болеет на новом месте, пока не приживается. (профессор Н. М. Аксарина ) « Детство — это важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира — от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш». В.А . Сухомлинский Чтобы быть сильным, надо быть как вода. Нет препятствий – она течёт; плотина – она остановится; прорвётся плотина – она снова потечёт; в четырёхугольном сосуде она четырёхугольна; в круглом – кругла. Оттого, что она так уступчива, она нужнее всего и сильнее всего. ( Лао Цзы ) Игры с водой создают у детей радостное настроение, повышают жизненный тонус, дают детям массу приятных и полезных впечатлений, переживаний и знаний. Особенно это важно для самых маленьких детей в период адаптации.

Слайд 6

Цель: Обеспечение сохранения психоэмоционального здоровья детей раннего возраста в период адаптации средствами акватерапии . Цель и задачи педагогической деятельности Задачи: 1 .Стабилизация эмоционального фона и снятие психоэмоционального напряжения в период адаптации к детскому саду. 2. Развитие и усовершенствование навыков позитивной коммуникации. 3. Развивать любознательность детей раннего возраста в процессе игр с водой. 4. Создать условия для успешной адаптации детей раннего возраста в период адаптации.

Слайд 7

Ведущая педагогическая идея Включение технологии акватерапии в адаптационный период способствует снятию психоэмоционального состояния у детей раннего возраста «Волшебные пузыри» Релаксационный уголок «Вылови рыбку»

Слайд 8

Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие образования Этапы работы : Подготовительный - изучение и подбор методического и дидактического материала; подборка художественной литературы; определение подходов к внедрению технологии акватерапии в адаптационный период. Основной этап - реализация технологии акватерапии направленной на снятие психоэмоционального напряжения детей раннего возраста в период адаптации; обогащение педагогической копилки по взаимодействию с воспитатель - дети, воспитатель - воспитатель, воспитатель – семья. Заключительный – оценка эффективности проведенной работы, обобщение, определение перспектив .

Слайд 9

Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие образования Реализация технологии Стабилизация эмоционального фона Ванночки с теплой и холодной водой Снятие психо - эмоционального фона Развитие эмоционального фона Релаксационные минутки Игры с водой Развитие любознательности и познавательного интереса С тимулирование коммуникативной сферы Игры – простейшие опыты и гры – Считалочки – купалочки », игры – потешки , игры – загадки и пр / . «Поглаживание поверхности воды», «Пригоршня», «Где же наши ручки ?», «Теплая – холодная» «Фонтанчик», «Тихое озеро» ; «Рыбка спит» «Мыльные пузурьки »; « Бульки »; «Пенный замок»; «Праздник на воде » «Волшебные пузыри », «Где вода ?», « Плавает – тонет» «Спаси уточку »; «Жур – жур , кап – кап»; «Кто живет в воде»; « Веселые кораблики»;

Слайд 10

Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие образования СДВД Игры с водой, простейшие опыты, эксперименты Знакомые игры с водой Утренний отрезок времени (часы приема детей), мытье рук, обливание ног СДД ОДРМ ОД Наблюдение, досуги, развлечения, праздники Включение технологии акватерапии в образовательный процесс

Слайд 11

Новизна опыта – технология акватерапии в период адаптации детей раннего возраста Диапазон личного вклада педагога в развитие образования и степень его новизны Воспитатель- дети Воспитатель-воспитатель Воспитатель - семья Создание картотек: Игры с водой для малышей; релаксационные минутки; «Малышкины опыты»; « Считалочки-купалочки », « Потешки без спешки» Обогащение развивающей среды центра песка и воды: средства для игр с водой, средства для игр с мыльной (безвредной) пеной, утилизированный материал, природный материал, медицинский матери. Взаимодействие с родителями: мастер-класс «Игры с водой их влияние на психоэмоциональное развитие детей раннего возраста»; Лепбук «Волшебная вода»; проект «Как Радуга к Воде купаться ходила» Диапазон личного вклада

Слайд 12

Результативность профессиональной педагогической деятельности и достигнутые эффекты Диагностика уровня адаптированности ребенка к дошкольному учреждению методика А.С.Роньжиной

Слайд 13

Результативность профессиональной педагогической деятельности и достигнутые эффекты Адаптированная диагностика методики А.С.Роньжиной , Ю.В.Микляевой - выявление динамики реализуемой технологии акватерапии Сравнительная диагностика

Слайд 14

Транслируемость практических достижений профессиональной деятельности педагогического работника Уровень ДОУ Региональный уровень Федеральный уровень Открытые просмотры: «Пейте, куклы вкусный сок», 2017 г.«Кто разбудил китенка», 2018 г. Выступление на педагогическом совете: « Акватерапия как средство адаптации к детскому саду», «Игры с водой для детей раннего возраста»,2018 г. Семинар – практикум: « Акватерапия как условия снятия психоэмоционального состояния». Выступление на ММПО с опытом работы: « Технология акватерапии как средство снятия психоэмоционального напряжения у детей раннего возраста », 2017 г. Обобщение и распространение опыта в педагогических сообществах: Росконкурс.РФ : «Технология акватерапии как средство снятия психоэмоционального напряжения в раннем возрасте» Муниципальный уровень Участие в Межрегиональной научно – практической интернет - конференции с международным участием «Я – воспитатель»: достижения, проблемы и перспективы профессионального роста и развития педагога ДОО «Включение игр с водой в адаптационный период детей раннего возраста как средство снятия психоэмоционального состояния»

Слайд 15

Транслируемость практических достижений профессиональной деятельности педагогического работника Трудности и риски Пути решения Адресная направленность Молодые специалисты ДОУ Воспитатели с опытом работы Подбор упражнений на снятие психоэмоционального напряжения средствами акватерапии Создание картотек Неподготовленность родителей к адаптационному периоду Индивидуальное проведение упражнений с ребенком Проводить больше семинаров, консультаций , собраний на данную тему У детей присутствует боязнь воды

Слайд 16

Литература ООП МБДОУ детский сад комбинированного вида № 4 . Аксарина Н.М. «Воспитание детей раннего возраста » Л.В. Абрамова, И.Ф. Слепцова «Социально – коммуникативное развитие дошкольников »; Е.В . Баранова, Лебедева Л. Д. Развивающие занятия и игры с водой в детском саду Арт-терапия в педагогике // Педагогика. 2000. № 9, С. 27-34 Баряева Л. Б., Кондратьева С. Ю. Игры с водой // 2004. № 1. 3 .\ « Консультирование родителей в детском саду» Ивлева И.А., Млодик И.Ю., Сафуанова О.В., « Генезис» Лебедева Л. Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система Новиковская О.А. Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников. - Спб .:«ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2010 - 64с., ил. Печора , К. Л. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях / К. Л. Печора. — М.: Просвещение, 2006. — 214 с . К.Л. Печора, Г.В. Пантюхина «Диагностика развития детей раннего возраста Прокофьева А. Г. «100 развивающих игр для детей» Кисилёва , М.В. «Арт-терапия в работе с детьми» Соколовская Н.В. Адаптация ребёнка к условиям детского сада. Волгоград, Издательство «Учитель», 2008

Слайд 17

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ Вода- это то, что всем жизнь нам дает. Что силы и бодрости нам придает. Кристально чиста или очень грязна . В любом состоянье полезна она . Кто знает, откуда берется вода? Быть может, из снега ? Быть может, из льда? А может, с подземных ключей она бьет И всем она жизнь и цветенье дает . Чтоб нам о воде все-при все разузнать, Немало учебников нужно читать. А так же различных журналов и книг, Чтоб все ее тайны открылись нам в миг.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 4

607067, Нижегородская обл. г. Выкса ул. Лазо зд. № 79 контакты: тел. 8(831)77 6-78-40, 8(831)77 6-78-26; e-mail: mbdou2012@yandex.ru


Согласовано:                                                                 Утверждено:

Старший воспитатель                                                  Заведующий  МБДОУ № 4

_________А.В. Лукашова                                            _________Л.Е. Кочеткова

Программа

по саморазвитию

Тема:

«Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста посредством пальчиковых игр»

Разработала: воспитатель  МБДОУ  детского сада комбинированного вида № 4 городского округа города Выкса

Николаева Светлана Михайловна

Городской округ город Выкса, 2015 г.

Пояснительная записка

В раннем возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки является важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.

Актуальность

На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.

         Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.

         И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.

Мелкая моторика — способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук. Мелкая моторика связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге человека есть центры, которые отвечают за речь и движения пальцев. Расположены они очень близко. Поэтому, развивая мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за становление детской речи и повышающие работоспособность ребенка, его внимание, умственную активность, интеллектуальную и творческую деятельность. Кроме того, мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка, на уровень логического мышления, памяти, умения рассуждать, концентрировать внимание и воображение. Нам можно убедиться в уникальности и мудрости опыта наших предков. Задолго до открытия учеными взаимосвязи руки и речи они придумали и передавали из одного поколения в другое народные потешки: «Ладушки – ладушки», «Сорока – белобока», и др. Предлагаем вашему вниманию игры и упражнения на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься и дома.

Цели и задачи

Цель : развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста в процессе пальчиковых игр.

 Задачи:  достижения поставленной цели:

  • Подготовить методический материал, план работы, картотеку пальчиковых игр.
  • Разработать игры-драматизации с элементами пальчиковых игр.
  • Провести пальчиковые игры с детьми в разных видах деятельности.
  • Улучшить координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность;
  • Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук;
  • Улучшить общую двигательную активность;
  • Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;
  • Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.

Этапы изучения темы:

I этап – аналитический – при выявлении уровня развития мелкой моторики руки у детей учитываются их успехи в какой-либо деятельности: непосредственно-образовательной, познавательной, физической и т.д.

 Этот этап характеризуется тем, что дети охотно осваивают навыков содержание учения (пальчиковые игры) под руководством воспитателя и самостоятельно. На этом этапе очень важно организовать непосредственно-образовательную и игровую деятельность как единый процесс, направленный на развитие речи, творческих, познавательных способностей детей, предложить такое количество дополнительных игр и образовательной деятельности , где бы каждый ребенок мог реализовать свои эмоциональные, физические способности.

II этап – диагностический

На этом этапе проводится индивидуальная оценка развития мелкой моторики руки каждого ребенка.

III этап – этап формирования навыков и умений при разучивании пальчиковых игр, следовательно, развития мелкой моторики руки

Формы и методы реализации

- совместная деятельность воспитателя с детьми;

 - индивидуальная работа с детьми;

 - свободная самостоятельная деятельность самих детей.

Система работы представлена по следующим направлениям:

В непосредственно - образовательной деятельности – совместная и индивидуальная дифференцированная работа с детьми;

Работа вне образовательной деятельности (пальчиковая гимнастика во второй половине дня);

Родительское собрание с показом пальчиковых игр с детьми ;

Работа с родителями- консультации и беседы.

Формы работы по самообразованию на 2015-2016г.

Месяц

Цель

Содержание работы

Форма представления результатов

Сентябрь

Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы

Изучение современной литературы по теме самообразования

Создание картотеки «Игры и упражнение по развитию мелкой моторики»

Аннотация на методическую литературу

Картотека

Октябрь

Знакомство с инновационными технологиями

Обзор информации в педагогических интернет сообществах по изучаемой теме

Перспективное планирование воспитательно- образовательной работы

Ноябрь

Повысить уровень педагогической культуры родителей педагогическое просвещение родителей; укрепить сотрудничество семьи  и педагогического коллектива

Ознакомление родителей с играми, направленными на развитие мелкой моторики детей раннего возраста

Консультация для родителей «Значение мелкой моторики для развития детей», «Как развивать мелкую моторику у детей»

Информация на информационные стенды «С пальчиками играем, речь развиваем»

Буклеты для родителей  по  теме  саморазвития

Тематическое родительское собрание

Декабрь

Систематизировать знания по приоритетному направлению деятельности

Повысить профессиональную компетентность в вопросах внедрения дидактических игр в современные технологии

Консультация для педагогов на тему «Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук детей раннего возраста»

Январь

Укреплять взаимодействие детского сада и семьи

Повысить компетентность родителей в вопросах обучения и воспитания детей дома посредствам пальчиковых игр

Мастер-класс для родителей по теме: «Развиваем мелкую моторику рук у детей в домашних условиях»

Памятки и буклеты

Февраль

Систематизация знаний по изучаемой теме

Разработка конспектов по теме «Развитие мелкой моторики через пальчиковые игры»

Размещение материала на  сайтах педагогических сообществ

Март

Пополнить и разнообразить предметно-развивающую среду в группе

Пополнение предметно-развивающей среды в группе за счёт изготовления игр и пособий.

Пополнение картотеки пальчиковой гимнастики для детей раннего возраста

Картотека  пальчиковых игр

Буклет «Играем вместе»

Апрель

Приобщить родителей к организации игр,  в семье и в детском саду

Организация выставки книг и пособий для родителей по теме

Открытое просмотр НОД по развитию мелкой моторики детей раннего возраста «Весенние приключения»

Май

Подведение итогов

Анализ работы по теме саморазвитию

Отчет

Анализ результатов (презентация)

Литература

  1. Исханова С.В. «Игротерапия в логопедии. Пальчиковые превращения -2
  2. Феникс, 20142. Колдина Д.Н. Игровые занятия с детьми 2-3 лет-М,20103.
  3. Коноваленко, В.В. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика [Текст]: Комплекс упражнений / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. – М.: ООО «Гном-пресс», 20004.
  4. Мальцева И.В. «Пальчиковые игры: от рождения до 3 лет» - Азбука, 2005.
  5. Соколова, Е. В. Тренируем пальчики. – Ярославль: Академия развития, 2010.
  6. Ткаченко, Т. А. Весёлые пальчики. Развиваем мелкую моторику. – М.: Эксмо, 2012.
  7. Чайка, Е. С. Большая книга развивающих упражнений/ Е. С. Чайка. – Минск: Харвест, 2009.
  8. Интернет ресурсы

 



Предварительный просмотр:

Перспективный план по применению технологии акватерапии с детьми раннего возраста в адаптационный период

Месяц

Формы работы

Цель

Место и время проведения

Сентябрь

1 неделя

2 неделя

Составления перспективного плана

Подготовка материала, литература

Подбор игрушек и предметов для использования в играх с водой

Установить контакт с ребенком, снятие психоэмоционального напряжения, получение терапевтического эффекта, эмоциональная разрядка, сбросить отрицательные эмоции, коррекция агрессивного поведения, страхов. Знакомство со свойствами воды.

Снятие психоэмоционального напряжения, получение терапевтического эффекта, эмоциональная разрядка, сбросить отрицательные эмоции, коррекция агрессивного поведения, страхов. Знакомство со свойствами воды.

Упражнение «Обливание рук из лейки»,«Ручной дождик»,

Игра «Теплая – холодная»

Групповая, в утренний или вечерний отрезок времени

3 неделя

Упражнение «Поглаживание поверхности воды», Игра «Пригоршня»,

4 неделя

«Где же наши ручки?»

«Переливания воды»      

Октябрь

1 неделя

Беседы с детьми

Знакомство детей с играми, чтение потешек о воде

Беседа «Что такое вода?», Игра «Бассейн», Игра «Горячо-холодно» (с усложнением)

Установления контакта с ребенком, снятие психоэмоционального напряжения коррекция агрессивного поведения, получение терапевтического эффекта, эмоциональная разрядка, сбросить отрицательные эмоции, коррекция агрессивного поведения, страхов.

Групповая, в утренний или вечерний отрезок времени,

(в индивидуальной работе, режимных моментах)

2 неделя

Беседа  «Волшебница вода», Игра «Водопадики»,  Игра «Хлюп-хлюп»,

3 неделя

Игры «Водяные струйки», «Погружение в воду»

4 неделя

Игры «Капельки радуги», « Переливание воды»

Ноябрь

1 неделя

Чтение потешек о воде,  

 Игры  на стабилизацию психоэмоционального фона

Наблюдения за дождем (капли с крыши)

Чтение потешек«Водичка-водичка», «Ладушки-ладушки», «От прозрачной водицы»

Устанавливание контакта  с ребенком, снятие психоэмоционального напряжения

Групповая, в утренний или вечерний отрезок времени,

(в индивидуальной работе, режимных моментах)

2 неделя

Игры «Где же наши ручки?»

 «Переливания воды»      

3 неделя

Игры «Мыльные пузурьки»; «Бульки»;

 «Пенный замок»;

 

4 неделя

Игры «Самодельный водопад», «Озеро», «Море».

Декабрь

1 неделя

Использование релаксационных упражнений

Наблюдения за снегом (снегопад, рассматривание снежинок) на прогулках

Чтение потешек

Снятиеглубокого мышечного расслабления, сопровождающееся эмоционального напряжения

Групповая, в утренний или вечерний отрезок времени,

(в индивидуальной работе, режимных моментах)

2 неделя

Релаксационные минутки «Рыбки», «Дождик»

3 неделя

Использование «Лавовой» лампы», «Лавового аквариума»,

4 неделя

Слушание шума воды ( ручейка, дождя( в аудиозаписях)) ,

Январь 1 неделя

Игры с водой знакомые детям

Чтение потешек

«От прозрачной водицы » «Лейся, лейся на ладошку » «Не могут рыбы без воды»

Игры «Нырки»,«Теплая – холодная»

«Водичка-водичка», «Пригорошня», «Где же наши ручки?»

Снятие психоэмоционального напряжения, коррекция агрессивного поведения,дать представление о том, что предметы «плавают», о числовом определении «один», «много», развитие мелкой моторики

Групповая, в утренний или вечерний отрезок времени,

(в индивидуальной работе, режимных моментах)

2 неделя

Игры с использованием пластмассовых и резиновых игрушек  (кораблики, лодки, уточки, рыбки и др)

«Рыбалка», «Спаси Уточку», «Достань камушек»наливание воды в разные емкости (ведро, лейка, бутылочка, кастрюля), переливание воды разными емкостями (ложкой, крышкой, совочком, воронкой, губкой)              

3 неделя

Игры «Нырки», «Бульбочки»,«Уточки плавают»

Февраль

1 неделя

Игры с водой

Чтение потешек «Будем брызгаться, резвиться», «Буль, буль, буль, карасики»

Развитиетактильной чувствительности, зрительного восприятия, образного мышления, произвольности, получение терапевтического эффекта, эмоциональная разрядка, сброс отрицательных эмоций, коррекция агрессивного поведения.

Групповая, в утренний или вечерний отрезок времени,

(в индивидуальной работе, режимных моментах)

2 неделя

Игры «Плыви, кораблик!»,  «Бульки»

3 неделя

Игры «Разноцветный лед»,«Пенный замок»,

Март

1 неделя

Игры-простейшие опыты

«Волшебные пузыри», «Где вода?»,

Чтение потешек «Прозрачная водичка », «Знаем-знаем, да-да-да»

Побуждать в детях исследовательский интерес и познавательную активность.Получение терапевтического эффекта, эмоциональная разрядка, сброс отрицательных эмоций, коррекция поведения.

Групповая, в утренний или вечерний отрезок времени,

(в индивидуальной работе, режимных моментах)

2 неделя

Игры – опыты «Плавает - не тонет», «Плавает-тонет»,

3 неделя

Игры – опыты «Снег и лед – это вода», «Вода жидкая»

4 неделя

Игры «Дождик», «Дружные дети», Игры – опыты «Рыбалка», игры – опыты «Мыльные пузыри»

Апрель

1 неделя

Игры с водой

Чтение потешек

 Игры – считалочки-купалочки

Загадки со льдом

Игры с заводными игрушками

«Спаси уточку», «Кто живет в воде»

 Развивать познавательный интерес и воображение, Снятие психического напряжения, состояния внутреннего дискомфорта.

Групповая, в утренний или вечерний отрезок времени,

(в индивидуальной работе, режимных моментах)

2 неделя

Игра «Веселые кораблики», Игра

«Рыбалка».

3 неделя

Игры – опыты «Смешивание красок», «Разноцветный лед»,                                                

4 неделя

Игра «Вода путешественница», Игра «От прозрачной водицы»

Май

Досуги, развлечения,  игры знакомые детям

Развлечение «Брызгалки с водой», Игра «Брызги – брызгалочки», Игра «Фонтанчики», Игра «Достань ракушку», Игра «Поймай льдинку», Игра«Рыбалка»

Досуг «Путешествие капельки»

Создать у детей радостное настроение, показать огромное значение воды для всех существ, уточнить представления детей о разных состояниях воды, развивать мышление

Групповая, в утренний или вечерний отрезок времени,

Приложение 1

Беседа «Что такое вода?»

Цель: способствовать формированию понимания детьми значения воды на земле.

Организационный момент

Ход беседы

Воспитатель.

Меня пьют,

Меня льют.

Всем нужна я.

Кто я такая?

Ребята, как вы думаете, что это? Это вода! Где можно увидеть воду? Как человек использует воду?

Ответы детей, их обсуждение и обобщение.

Без воды невозможна жизнь на Земле: без нее растения быстро бы высохли и погибли, животных и людей ожидала бы та же участь. Для рыб, некоторых растений и животных вода- это среда обитания.

Мы пьем воду, когда хотим пить. Но вода поступает в наш организм и вместе с различными продуктами: овощами, фруктами. Питьевая вода должна быть чистой и прозрачной. Лучше всего пить родниковую воду – она самая чистая.

Мы также используем воду для приготовления пищи, для того, чтобы помыться или постирать.

Но надо помнить, что из-за увеличения населения Земли питьевой воды становится все меньше и меньше, поэтому воду нужно экономить, не лить зазря и охранять от загрязнения.

Прочитать детям стихотворение:

Родник иссяк, родник ослаб,

А мы из крана кап-кап-кап.

Мелеют реки и моря,

Не тратьте воду зря-зря-зря!

А то пройдет немного лет,

И нет водицы- нет, нет, нет!

В конце беседы попросить детей ответить на следующие вопросы:

Для чего нужна вода?

Беседа о волшебнице воде.

Цель: рассказать о значении воды в нашей жизни, показать, где, в каком виде существует вода, рассказать о разнообразии состоянии воды.

Содержание:  Воспитатель читает стихотворение Н. Рыжовой

Вы слыхали о воде?   Говорят, она везде!                                               

 В луже, в море, в океане    

 И в водопроводном кране.                                  

 Как сосулька, замерзает,                                                

 В лес туманом заползает.                                         

 На плите у вас кипит.                                                

 Паром чайника шипит,                                               

  Без нее вам не умыться,                                        

Не наесться, не напиться!                                        

Смею вам я доложить:                                                      

  Без воды нам не прожить!

- Где и какую, дети, вы сегодня видели воду? Для чего нужна вода, как мы ее используем? (Пьем, моем руки, купаемся, стираем, моем пол, поливаем цветы). Откуда берется вода в кране? Мы каждый день пользуемся этой водой, а она все течет и течет, не кончается. В кране вода реки. Те капельки, которыми мы моем руки, проделали большой путь. Сначала они плавали в реке, потом человек направил их в трубы. К воде, дети, надо относиться бережно, не оставлять без надобности открытые краны.    – А как же «рождается речка»? Хотите узнать? (приглашает к себе, кладет самую широкую и длинную голубую  полоску ткани.) На земле много разных рек, больших и маленьких, все они куда-то бегут. Большая река образуется из множества маленьких речек и ручейков.            – Хотите сделать свою большую речку? Самая широкая полоска ткани превратится в главную речку, остальные в ручейки. Расположите голубые ленточки так, чтобы ручейки впадали в большую реку. Вот как много воды, но надо ее беречь, даже краны не оставлять открытыми.        


Беседа «Поможем кукле Маше»
Раздается стук в дверь.

Воспитатель: кто-то еще пришел к нам. Кто же это?

Появляется кукла Маша.

Воспитатель: Здравствуй, Маша. Что случилось? Почему ты такая расстроенная?

Маша «рассказывает», что она упала в лужу и испачкалась. Теперь она не сможет пойти в гости к Мише. Маша просит у нас помощи. Ребята, поможем Маше?

Воспитатель: вспомните, как же испачкалась Маша?

Дети: она упала в лужу.

Воспитатель: интересно, а откуда взялась лужа?

Дети: прошел дождь, на дороге появилась грязь и лужи.

Воспитатель: ребята, а где же прячется дождик?

Дети: в тучах.

Воспитатель: а давайте попробуем с вами сделать дождик, а Маша посмотрит.

Посмотрите, губки – это тучки, из которых скоро пойдет дождь. А тарелочки с водой – это озеро или море или речка, из которых тучка будет набирать в себя капельки. Возьмите в руки тучки. Какие они – легкие или тяжелые? (легкие) потому что пустые без капелек. А теперь опустите тучку в море, чтобы она впитала в себя всю водичку. Поднимите тучку вверх. Какая она теперь стала? (тяжелая). Вот наши тучки закрыли солнышко, пошел дождик. Ребята, а капельки какие?

Дети: теплые, холодные, маленькие, большие.

Воспитатель:  Осенью идут дожди. После таких дождей на земле много луж и грязи. Вот наша Маша и испачкалась. Давайте поможем Маше помыть руки. Вспомните с чего нужно начать, чтобы помыть руки.

Намочить руки водой, намылить руки, смыть мыло водой, вытереть руки полотенцем.

Воспитатель: а теперь вымоем Маше руки, следуя алгоритму. У нас есть тазики с водой. Потрогайте воду. Какая она? (теплая и холодная). Какой водой мы будем мыть руки Маше?

Дети: теплой, чтобы она не заболела.

Воспитатель моет куклу и приговаривает:

Водичка, водичка,

Умой мое личико,

Чтобы глазки блестели,

Чтобы губки алели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок

Посмотрите, какая стала Маша чистая, красивая. Теперь она хочет с вами поиграть

Физминутка

Капля раз, капля два

Очень медленно сперва,

А потом, потом

Все бегом, бегом, бегом,

Мы зонты свои откроем

От дождя себя укроем.

Воспитатель: молодцы, ребята. А сейчас я хочу раскрыть вам и Маше один секрет. Как вы думаете, что получится, если в воду добавить мыло? Давайте попробуем это сделать. Вместе с воспитателем дети смешивают мыло с водой и получают мыльные пузыри.

Воспитатель: Маша благодарит вас за помощь и хорошее настроение. Давайте мы подарим Маше и ее другу Мише мыльные пузыри.

Если руки ваши в ваксе

Если на нос сели кляксы

Кто тогда наш первый друг?

Снимет грязь с лица и рук

Без чего не может мама

Не готовить, не стирать

Без чего мы скажем прямо

Человеку умирать

Чтобы лился дождик с неба

Чтоб росли колосья хлеба

Чтобы плыли корабли

Жить нельзя нам без воды.



Приложение 2

ПОТЕШКИ ПРО ВОДИЧКУ

От прозрачной водицы 
Всё улыбками искрится! 
От чистой-чистой водицы 
Веселей цветы и птицы! 
Танюша умывается, 
Солнцу улыбается! 

*** 
Водичка-водичка, 
Умой Анюте личико, 
Аня кушала кашку, 
Запачкала мордашку. 
Чтобы Анечка была 
Чистой, чистенькой всегда, 
Помоги, вода-водичка, 
Умыть Анюте личико. 

*** 
Ладушки, ладушки, 
Моем с мылом лапушки. 
Чистые ладошки, 
Вот вам хлеб и ложки. 

*** 
Теплою водою 
Чисто руки мою. 
Кусочек мыла я возьму 
И ладошки им потру. 

*** 
Мы проснулись-потянулись, 
Нежно маме улыбнулись, 
Сели на горшок с утра. 
Умываться уже пора! 
Прозрачная водичка 
На заспанное личико, 
Волшебный ручеёк из сказки 
Нам на носик и на глазки, 
А, водичка из кадушки 
На наши щёчки и на ушки, 
Вот и дождичек из лейки 
Нам на лобик и на шейку. 
Тёплый ливень с тучки 
Нам на маленькие ручки. 
Вот какой я стал чистюля! 
Поцелуй меня, мамуля! 

*** 
Саша, Настенька и Женька, 
Мойте ручки хорошенько. 
Не жалейте, дети, мыла. 
Я вам стол уже накрыла. 

*** 
Мыться нужно непременно 
Утром, вечером и днём, 
Перед каждою едой, 
После сна и перед сном. 

*** 
Ручки, Ваня, мой перед едой, 
Грязные ручки грозят бедой. 

*** 
Что такое чистым быть? 
Ручки чаще с мылом мыть, 
Грязь убрать из-под ногтей, 
Да подстричь их поскорей. 
Нужно умываться по утрам 
Да еще по вечерам. 

Чисто вымою я уши — 
Будут уши лучше слушать. 
Почему блестят глаза? 
С мылом умывался я. 

Мне нужна еще сноровка, 
Чтобы чистить зубки ловко. 
Любят волосы расческу, 
Хороша моя прическа. 

*** 
Чище мой ручки, воды не жалей. 
Будут ладошки снега белей. 

*** 
Я сегодня утром рано 
Умывалась из-под крана. 
Я сама теперь умею 
Вымыть личико и шею. 

*** 
Буль, буль, буль, карасики. 
Купаем Катю в тазике. 
Рядом с Катей лягушата, 
Рыбки, утка и утята. 

*** 
Кто тут будет купаться – куп-куп, 
В водичке плескаться – хлюп-хлюп? 
В ванну быстро прыгай – прыг-прыг, 
В ванне ножкой дрыгай – дрыг-дрыг! 
Будет мыло пениться, 
Вся грязь куда-то денется. 

*** 
Ах, водичка-вода! 
Будем чистыми всегда! 
Брызги — вправо, брызги — влево! 
Мокрым стало наше тело! 
Полотенчиком пушистым 
Вытремся мы очень быстро!!! 

*** 
С Настей мы пойдем купаться, 
Весело в воде плескаться, 
Будем брызгаться, резвиться, 
Будет Настя с мылом мыться. 
Мы помоем Насте ножки 
Нашей милой Насте-крошке, 
Чисто вымоем ручонки 
Нашей маленькой Настёнке, 
Моем личико и ротик, 
Моем спинку и животик — 
Стала Настя чистая, 
Кожа бархатистая 

*** 
Кран, Откройся! 
Нос, Умойся! 
Мойтесь Сразу, 
Оба Глаза! 
Мойтесь, Уши, 
Мойся, Шейка! 
Шейка, мойся 
Хорошенько! 
Мойся, Мойся, 
Обливайся! 
Грязь, Смывайся! 
Грязь, Смывайся!!! 

*** 
Чистим-чистим трубочиста — 
чисто-чисто, чисто-чисто. 
Будет-будет трубочист 
чист-чист, чист-чист. 

*** 
Зеркало любит 
Чистые лица. 
Зеркало скажет: 
— Надо умыться. 
Зеркало охнет: 
— Где же гребенка? 
Что же она 
Не причешет ребенка? 
Зеркало даже 
Темнеет от страха, 
Если в него 
Поглядится неряха!

*** 
Ай, ладушки-лады 
Мы не боимся воды, 
Мы чисто умываемся, 
И маме улыбаемся. 

Знаем-знаем, да-да-да 
Где ты спряталась, вода! 
Выходи, беги водица, 
Настенька пришла умыться! 

Лейся, лейся на ладошку 
Понемножку, понемножку. 
Вода-водичка лей- посмелей, 
Насте умываться веселей! 

*** 
Водичка, водичка, 
Умой Кате личико, 
Чтобы Катины глазки заблестели, 
Чтобы Катины щёчки порозовели, 
Чтобы Катины губки улыбались, 
Чтобы Катины зубки кусались. 

*** 
Зайчишки, зайчата, 
Мылись вы, ребята? 
Мыли лапки? Мыли! 
Мыли ушки? Мыли! 
Мыли хвостик? Мыли! 
И теперь вы чистые 
Зайчата пушистые.

Вода везде - вода в стакане.

И в чайнике, и просто в кране.

Когда водички вовсе нет – то не сваришь ты обед.

Не могут рыбы без воды.

Я не могу.не можешь ты.

Давайте все вместе водичку беречь.

И каждую капельку дружно стеречь.

загадки.

Что за звёздочки резные

На пальто и на платке?

Все сквозные, вырезные,

А возьмёшь - вода в руке.

(Ответ:Снежинки)

Мочит поле, лес и луг,

Город, дом и всё вокруг!

Облаков и туч он вождь,

Ты же знаешь, это -.

(Дождь)

У нас под крышей

Белый гвоздь висит,

Солнце взойдет —

Гвоздь упадет.

(Сосулька)

Пушистая вата

Плывет куда-то.

Чем вата ниже,

Тем дождик ближе.

(Облако)

Приложение 3

Все игры проводятся под малые формы фольклора

«Поглаживание поверхности воды», «Пригоршня», - мытье рук от локтей к запястьям в прохладной воде, просмотр видеозаписей движения воды (рек, водопад).

«Где же наши ручки?» — опустить руки в теплую воду и вынуть;

«Релаксационные минутки»   Приложение 4

"Рыбки"
     Дети сидят и смотрят на панно «Рыбы в море». «Море волнуется, море волниться. Очень уж хочется с небом сразиться. Рыбки плывут все и без остановки. Глазки закрой и следом плыви. Глазки открой и эту же рыбку найди».

   "Дождик"
     Дети лежат на ковре, на животе с начала с открытыми глазами. «Дождик – кап-кап по крыше. Вот уже его не слышно. Глазки закрываются, с солнышком встречаются. Вижу солнце вдалеке и кораблик на реке. Дождик вдруг полил рекой, зонтик я открыл большой. Дождик убегает, глазки открываю».

 "Дружные дети"
     Дети лежат на ковре. «Дружные дети в нашем саду, очень я их успокоить хочу. Глазки закройте друзья и представьте. Озеро, лебеди, небо прекрасное. Ну а теперь вы представьте волну. Вот окатить ею вас я хочу. Страшно? Нисколько. Еще полежите. Ну, а теперь все дружно глаза отворите».

Наблюдение в уголке природы за «Фонтанчиком», «Лавовой» лампой, слушание шумов воды.

«Игры с заводными игрушками» Приложение 5

Игра «Самодельный водопад»

Цель: развитие мелкой моторики.

Содержание.

Для этой игры вам пригодятся любые игрушки, с помощью которых можно переливать воду: лейка, маленькая мисочка, небольшой кувшинчик или простой пластиковый стакан. Малыш набирает воду в емкость и, выливая ее, создает шумный водопад с брызгами. Обратите внимание дети, что чем выше водопад, тем громче он "шумит". А если воду подкрасить, то водопад получится разноцветным.

Игра «Уточки плавают»

Цель: дать представление о том, что предметы «плавают», о числовом определении «один», «много».

Содержание.

Воспитатель пускает в воде резиновые игрушки. «Смотрите, как уточка плавает. Сейчас я покручу палочкой по воде (делает круговые движения палочкой). Уточка двигается. Вот как интересно!

А теперь, Коля, на тебе палочку, покрути ей, и т. д. другим детям. Была одна уточка, а теперь сколько?

После   воспитатель   предлагает   вынуть   игрушки   изводы и        отереть их тряпочкой. Они мокрые, вытирайте игрушки, теперь они сталисухими.

Положите игрушки на место. Выльем воду из таза. Вот как она льется.

Игра «Горячо-холодно»

Цель: дать представление о холодной, теплой и горячей воде.

Содержание.

Дети сидят на стульчиках полукругом вокруг стола. Воспитатель ставит таз или ванну и говорит детям, что сейчас кукла Таня будет купаться. Наливает холодную воду и опускает куклу. Кукла «выскакивает». Она не хочет купаться. Почему? Вода холодная. Дети подходят и трогают воду рукой.

Я подолью горячей воды, она станет теплая. Дети убеждаются, что вода теплая. Теперь куклу снова сажают в таз, она с удовольствием купается.

Активизация словаря: холодная, теплая, горячая.

Игра «Достань ракушку»(«Достань камешек»)

Цель: развитие внимания, координация движений.

Содержание.

На дно ёмкости с водой взрослый выкладывает несколько камешков, ракушек. Затем предлагает ребенку достать «клад». Для этого он выбирает очень красивый камень или ракушку, разглядывает их вместе с малышом. Затем камешек или ракушка опускается на дно (глубина не больше 15-20 см), и ребенок должен попытаться достать его, отыскав нужный предмет среди других камней и ракушек. Водный слой обычно затрудняет процесс доставания, поэтому взрослый может помочьмалышу.

«Игры с водой» Приложение 6

Игра «Тонет - не тонет»

Цель: знакомство со свойствами воды и предметов.

Содержание.Дети экспериментируют с различными предметами. Бросая их в воду, отмечают, что плавает, а что тонет.

Игра «Бульбочки»

Цель: регуляция мышечного напряжения, расслабление.

Содержание.

Дети булькают воздухом из резиновых игрушек и наблюдают за пузырьками воздуха, булькают разными бутылочками, погружая их в воду и наполняя водой, наблюдают, в каких случаях получается больше «бульбочек».

Игра «Пенный замок»

Цель: снятие психоэмоционального напряжения, коррекция агрессивного поведения.

Содержание.

В небольшую мисочку налейте немного воды, добавьте средство для мытья посуды и размешайте. Возьмите широкую коктельную трубочку, опустите в миску и начинайте дуть - с громким бульканьем на глазах у ребенка вырастет облако переливающихся пузырей. Предложите ребенку подуть вместе с вами, затем самостоятельно. Поставьте внутрь пены пластмассовую или резиновую игрушку - это "принц, который живет в пенном замке.

Игра «Праздник на воде»

Цель: снятие психоэмоционального напряжения, коррекция агрессивного поведения, страхов.

Содержание.

Наполнив таз водой, опустите на ее поверхность одну или несколько плавающих свечей - в темной комнате (например, в ванной с прикрытой дверью) получится эффектное, с переливающимися в воде световыми бликами, зрелище. Для устойчивости можно поставить свечи на пластмассовые тарелочки из кукольной посуды.

Игра «Нырки»

Цель:        развитие        тактильной        чувствительности,        зрительного        восприятия, образного мышления,произвольности.

Содержание.

Дети погружают в таз или ванночку мелкие мячи, резиновые надувные игрушки, шарики от пинг-понга, разжимают пальцы - и игрушки выпрыгивают из воды.

Игра «Разноцветный лед»

Цель: снятие психоэмоционального напряжения, коррекция агрессивного поведения, страхов.

Содержание.

Можно        приготовить        разноцветный        лед,        добавив        в        воду        краски.        Или порисовать краской на большом кускельда.

Игра «Льдинки»

Цель: снятие психоэмоционального напряжения, коррекция агрессивного поведения, страхов.

Содержание.

Заранее приготовить лед. На занятии достаньте лед и вместе с ребенком выдавите из формы в мисочку: "Смотри, как водичка замерзла - стала холодная и твердая". Погрейте кусок льда в ладошке: "Ой, какая холодная льдинка! А ручка теплая - давай зажмем в ладошке. Смотри, водичка капает - это лед тает и снова превращается в воду".

Игра «Тает льдинка»

Цель: снятие психоэмоционального напряжения, коррекция агрессивного поведения, страхов.

Содержание.

 В стеклянный стакан налейте горячую воду (можно ее подкрасить), опустите кусочекльдаипонаблюдайте,какбыстро онтает.Можновзятьнесколько стаканов и понаблюдать, как по-разному тает лед в воде разной температуры.

А когда ребенок будет пить  горячий чай, добавьте в чашку с чаем кусочек льда, чтобы "чай быстрее остыл". Также можно охладить сок для мишки, мишка пьет и приговаривает: "Ах, какой холодненький сок!"

Игра «Веселые кораблики»

Цель: активизация мышц губ, формирование умения чередовать длительный, плавный и сильный выдохи.

Содержание.

дети запускают в воду (минибассейн) разные предметы- лодочки, щепочки, кораблики; наблюдают за ними, делают «волны», «ветер», отправляют в плавание мелкие игрушки.

Ловля рыбок из воды. Беседа с детьми на тему «Прозрачная вода»

Плавниками водят рыбы, воду чистую мутят.

Пообедают – спасибо никогда не говорят.

Так живут они веками и куда ни бросишь взгляд, —

Рыбы только плавниками благодарно шевелят.

Почему такие рыбы? Да во рту у них вода!

И они сказать спасибо не сумеют никогда.

Игра «Плыви, кораблик! »

Цель: снятие психоэмоционального напряжения, коррекция агрессивного поведения.

Содержание.

Дуть на маленький легкий кораблик на воде (например, во время купания).

Игра «Мыльные пузыри»

Цель: снятие психоэмоционального напряжения, коррекция агрессивного поведения.

Содержание.

Детям нравится наблюдать за кружением мыльных пузырей, с криками восторга они носятся по комнате, пока не "поймают" все до одного, и тут же просят повторения. Но сами выдуть пузыри часто отказываются - это требует сноровки и определенного уровня развития дыхания. Мы предлагаем предварительно подготовить ребенка к игре с мыльными пузырями. Для этого нужно научить его сильно дуть, направлять струю воздуха в нужном направлении.

Игра «Озеро»

Цель: получение терапевтического эффекта, эмоциональная разрядка, сброс отрицательных эмоций, коррекция агрессивного поведения.

Содержание.

Наполните большой таз водой: теперь это "озеро", в котором плавают рыбки или уточки: "Вот какое глубокое озеро - много воды! В озере плавают уточки. Вот мама утка. А вот ее детки -маленькие утята. «Кря-кря-кря! - говорит утка. - Дети, плывите за мной!" Вот уточки вышли на бережок и греются на солнышке" ит.д.

Игра «Море»

Цель: получение терапевтического эффекта, эмоциональная разрядка, сброс отрицательных эмоций, коррекция агрессивного поведения.

Содержание.

Таз с водой может превратиться в "море", по которому плывут кораблики: "Поплыл по морю кораблик и гудит: у-у-у! А кто хочет поплавать на корабле? Зайка хочет! (можно использовать фигурки, вылепленные из пластилина, которые прочно устанавливаются на палубе) Вот поднялся ветер! Какие сильные волны! Перевернулся наш кораблик - давай скорее спасать пассажиров! А теперь починим кораблик и можно плыть дальше" и т.д.

Игра «Фонтан»

Цель: получение терапевтического        эффекта, эмоциональная        разрядка, сбросить отрицательные эмоции, коррекция агрессивного поведения.

Содержание.

Если подставить под струю воды ложку либо пузырек с узким горлышком, получится "фонтан". Обычно этот эффект приводит детей в восторг: "Пш-ш- ш! Какой фонтан получился - ура!" Подставьте пальчик под струю "фонтана", побудите ребенка повторить действие забавами.

Игра «Бассейн»

Цель: получение терапевтического эффекта, эмоциональная разрядка, сброс отрицательных эмоций, коррекция агрессивного поведения.

Содержание.

Наполнив таз водой, организуйте игру в "бассейн", где учатся плавать игрушки. Проведение такой игры рекомендуется, если ребенок уже посещал бассейн и у него есть реальное представление о нем. Сопровождайте ход игры словесным комментарием: "Вот наши куколки пришли в бассейн. Какой большой бассейн! В бассейне учатся плавать - вот так.Поплыли!"

Игра «Переливание воды»

Цель:получение терапевтического        эффекта, эмоциональная        разрядка, сбросить отрицательные эмоции, коррекция агрессивногоповедения.

Содержание.

Чтобы ребенку было удобнее достать до крана, пододвиньте к раковине стул. Возьмите пластиковые бутылки, пузырьки, стаканчики, мисочки различных размеров. Теперь наполняйте их водой: "Буль-буль, потекла водичка. Вот пустая бутылочка, а теперь - полная". Можно переливать воду из одной посуды в другую.

Игра «Открывай - закрывай»

Цель:получение терапевтического        эффекта, эмоциональная        разрядка, сбросить отрицательные эмоции, коррекция агрессивногоповедения.

Оборудование: пластиковая бутылка, водопроводный кран.

Содержание.

Переверните наполненную водой пластиковую бутылку. Затем подставьте ладонь под вытекающую из горлышка струю. Прокомментируйте свое действие словами: "Закрыли водичку! Как ты попросишь открыть воду? Скажи: "Лена (побуждайте ребенка использовать обращения), открывай».

Игра «Цветная вода»

Цель:        установление контакта        с        ребенком,        снятие психоэмоционального напряжения

Оборудование: акварельные краски, кисточки, 5 прозрачных пластиковых стаканов (в дальнейшем количество стаканов может быть любым), вода.

Содержание.

Вариант 1.

Расставьте стаканы в ряд на столе и наполните водой. Возьмите на кисточку краску одного из основных цветов - красный, желтый, синий, зеленый (можете начинать с любимого цвета ребенка, если такой есть, это поможет вовлечь ребенка в игру) - и разведите в одном из стаканов. Комментируя свои действия, постарайтесь привлечь внимание ребенка, внесите элемент "волшебства": "Сейчас возьмем на кисточку твою любимую желтую краску, вот так. А теперь... опустим в стакан с водой. Интересно, что получится? Смотри, как красиво!" Обычно ребенок завороженно следит за тем, как облачко краски постепенно растворяется в воде. Можно разнообразить эффект и в следующем стакане понять, какой из способов ему больше нравится.

Вариант 2.

Когда увлеченность чистым сенсорным эффектом станет ослабевать (разным детям требуется для этого разное время и число повторений), можно приступать к расширению игры. Возможный вариант развития игры - организация активного участия ребенка в ней и развитие бытовых навыков. Так, если ребенку нравится игра, скорее всего он согласится выполнить вашу просьбу-инструкцию - предложите ему открыть кран, налить воду в пластиковую бутылку, затем наполнить водой стаканы. Если пролили воду на стол или на пол, попросите ребенка вытереть лужицу тряпкой. Инструкции должны быть четкими. В начале такой работы действуете вместе с ребенком: "Давай откроем кран. А где наша бугылка? Вот она, нальем в нее водичку - ух какая тяжелая теперь бутылка, понесем ее вместе. Теперь разольем воду по стаканам. Буль-буль-буль-течет водичка. Ой! Пролили воду на стол! Какая получилась лужа! Возьмем тряпку и вытрем стол. Вот теперь стало хорошо" и т.д. Когда же ребенок достаточно освоится в этой игре и четко усвоит некоторые несложные действия, предоставляйте ему все больше самостоятельности при выполнениизаданий.

Игра «Смешиваем краски»

Цель:        установление контакта        с        ребенком,        снятие психоэмоционального напряжения.

Содержание.

Смешивая краски, мы можем создавать новые цвета. Для этого слейте воду разных цветов в один стакан либо растворите в стакане с чистой водой поочередно несколько красок. Так, из желтого и красного цветов получаем оранжевый, из синего и желтого - зеленый, из красного и синего - фиолетовый.

Яркие ощущения может подарить процесс рисования акварельными красками на мокром листе. Для этого на стол или на пол подложите клеенку. Намочите плотный лист бумаги для акварели (просто окунув в тазик с водой), и положите на клеенку, пригладив влажной губкой. Окуните кисточку в одну из красок и осторожно проведите по бумаге. Продолжайте другимикрасками.

Как бы случайно можно провести по бумаге кисточкой с водой, но без краски

- вода смешивается с красками и на листе появятся нежные, размытые, светлые полутона.

Игра «Купание кукол»

Цель: получение терапевтического эффекта, эмоциональная разрядка, сброс отрицательных эмоций, коррекция агрессивного поведения.

Содержание.

Искупайте кукол-голышей в теплой водичке, потрите их мочалкой и мылом, заверните в полотенце: "А сейчас будем кукол купать. Нальем в ванночку теплой водички - попробуй ручкой водичку, теплая? Отлично. А вот наши куколки. Как их зовут? Это Катя, а это Миша. Кто первый будет купаться? Катя? Хорошо. Давай спросим у Кати, нравится ей водичка? Не горячо?" и т.д.

Игра «Мытье посуды»

Цель: получение терапевтического эффекта, эмоциональная разрядка, сброс отрицательных эмоций, коррекция агрессивного поведения.

Содержание.

Вымойте посуду после кукольного "обеда", используя губку и средство для мытья посуды: "Будем мыть посуду. Открывай кран! Здесь какая вода? Горячая. А здесь? Холодная. Давай откроем и холодную воду, и горячую - тогда получится теплая вода. Вот так потрем губкой тарелочку. Теперь сполоснем. Чистая стала посуда!"

Игра «Морские сокровища»

Цель: развитие внимания, координация движений.

Содержание.

Дети достают со дна емкости («моря») «сокровища»- камушки, ракушки, крупные блестящие пуговицы и разные необычные мелкие предметы. Усложнение – достать с помощью совочка, ложечки, ситечка.

Игра «Веселые зверушки»

Цель: развитие зрительной координации, знакомство со свойствами воды.

Содержание.

игры с механическими водными игрушками, наблюдение за траекторией движения.

Игра «Вода принимает форму»

Цель: дать понятие о плавающих и тонущих предметах, о предметах тяжелых и легких. Подвести к выводу, что легкие предметы плавают, а тяжелые тонут.

Содержание.

Для этой игры понадобятся: надувной шарик, резиновая перчатка, целлофановый мешочек, пластиковый стакан. Малыш наполняет шарик, перчатку или мешочек водой с помощью пластикового стакана. Стоит обратить его внимание на то, что вода принимает форму того предмета, в который ее налили.

Игра «Чистюли»

Цель: привитие элементарных трудовых навыков.Дать понятие о «грязном» и

«чистом».

Содержание.

Воспитатель приносит в тазу игрушки, предлагает засучит рукава.

В другой таз наливает теплую воду из ведра и каждому дает поручение: вымыть игрушку. Воспитатель вовлекает всю группу детей и разговаривая с ними, подсказывает, что и как мыть.

Затем тряпочкой каждый ребенок вытирает свою игрушку.

Игра «Попади в цель»

Цель: научить подбрасывать вверх мяч и ловить.

Вырабатывать меткость. Дать понятие о расстоянии «ближе» и «дальше».

Содержание.

Небольшая группа детей стоит или сидит полукругом на расстоянии 2, 5 метра от таза с водой. Воспитатель предлагает ребенку взять мяч из корзины, указывает как встать на расстоянии 1метр от таза, предлагает бросить в него мяч. Если мячик не попал в цель, предлагает бросить еще раз, но встать ближе.После 3-х мячей ребенок должен собрать их, положить в корзину и сесть на место.

Игра «Самодельный водопад»

Цель: развитие мелкой моторики.

Содержание.

Для этой игры вам пригодятся любые игрушки, с помощью которых можно переливать воду: лейка, маленькая мисочка, небольшой кувшинчик или простой пластиковый стакан. Малыш набирает воду в емкость и, выливая ее, создает шумный водопад с брызгами. Обратите внимание дети, что чем выше водопад, тем громче он "шумит". А если воду подкрасить, то водопад получится разноцветным.

ДосугПутешествие капельки"

Цель: -

Совершенствовать знания детей о некоторых свойствах воды: течет, журчит.

- Закрепить знания детей по теме - где можно увидеть воду, зачем нужна вода человеку, животным, растениям.

формировать познавательную активность.

Стимулировать высказывания детей.

Организация детей:

Воспитатель приглашает детей встать в круг, предлагает поиграть.

1 - речевая игра"скажи ласково "

(Воспитатель по- очереди кидает детям мяч, называет слово, дети должны его изменить назвать " ласково". вода-водичка.)

2 - Сюрпризный момент.

Воспитатель:

Ребята, ой что утром было,

я же вам сказать забыла-

Только в садик я зашла,

ко мне капелька пришла(показывает капельку из картона)

- Дети, а что умеет делать капелька?

Капелька капает. Кап, кап, кап (хоровое проговаривание)

(воспитатель ударяет по металлофону).

большие капли капают- кап-кап-,

маленькие – кап-кап-кап-кап.

- Что делают капелькиКапельки капают.

Воспитатель продолжает рассказ:

Ну вот, ребята, пришла ко мне капелька и плачет бедная,грустит, а потом мне говорит:

Дети кран закрыть забыли,

и все мои подружки - капельки уплыли

И сказала я в ответ:

у нас таких детей здесь нет.

Мы воду попусту не льём,

мы водичку бережём.

Капелька заулыбалась

и у нас в саду осталась.

Игра.

 Воспитатель мама Тучка, а детки – Капельки, и им пора отправляться в путь. Звучит музыка, напоминающая звуки дождя. Капельки прыгают, разбегаются, танцуют. Мама Тучка подсказывает, что им надо делать. Полетели капельки на землю. Попрыгали, поиграли. Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими, веселыми ручейками (взявшись за руки). Встретились  ручейки и стали большой речкой (капельки соединяются в одну цепочку). Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла-текла речка и попала в большой-пребольшой океан (дети перестраиваются в хоровод и двигаются по кругу). Плавали-плавали Капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка наказывала домой вернуться. А тут как раз Солнышко пригрело (появляется Солнышко, танцует). Стали Капельки легкими, потянулись вверх (присевшие Капельки поднимаются, затем вытягивают руки вверх). Испарились они под лучами Солнышка, вернулись к маме Тучке. Молодцы Капельки, хорошо себя вели, прохожим за воротник не залезали, не брызгались. Теперь со мной побудьте, я без вас соскучилась. А потом опять вас отпущу погулять (Туча и Капельки уходят)

Физкультминутка «Дождь»

Капля - раз, капля - два, Хлопки руками на каждое слово.

Очень медленно сперва,

А потом всё сильней - Свободные движения пальчиками

Капай, капай, не жалей. Шаги на месте

Только нас не замочи, грозят пальчиком

И в окошко не стучи.

Стали капли поспевать, хлопки руками

Капля каплю догонять.

Кап-кап, кап-кап

Зонтики скорей раскроем, Соединить руки над головой.










По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по акватерапии для детей старшего дошкольног возраста "Морские волны"

Интегрированное занятие педагога-психолога и инструктора по плаванию для детей старшего дошкольного возраста, имеющих нарушение зрения....

Конспект занятия по акватерапии для детей старшего дошкольног возраста "Планета мыльных пузырей"

Конспект интегрированного занятия педагога-психолога и инструктора по плаванию для детей старшего дошкольного, имеющих нарушение зрения....

Статья "Элементы акватерапии в работе с детьми, имеющими нарушение зрения: Конспект досуга для детей старшего дошкольного возраста "Мыльная Царица".

В статье показано использование акватерапии в работе с детьми со зрительной патологией.  Разработан конспект совместного досуга педагога-психолога и и нструктора по плаванию....

Акватерапия для дошкольников

Акватерапия – это метод коррекции различного рода нарушений в развитии детей, с применением воды. Игра с водой- это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности.Приемы акватер...

Конспект занятия в первой младшей группе с использованием акватерапии « В гости к рыбке».

Задачи  1. Добиться снижения психоэмоционального напряжения у детей в период адаптации.2. Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах воды.3.Развивать речь детей, актив...

Акватерапия как средство адаптации к детскому саду

В образовательной области существует немало проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья, где всякая практическая работа, направленная на укреплени...

Статья Занятие "Узоры в воде" с элементами акватерапии для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

занятие с элементами акватерапии для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи или имеющими ОНР...