Организация познавательного развития дошкольников
консультация на тему

Формы познавательного развития ребёнка-дошкольника, которые может использовать педагог в своем арсенале, разнообразны. Ниже представлены некоторые из них: описание и методические рекомендации к их организации в контексте проблемы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nablyudenie_v_dou.docx19.81 КБ

Предварительный просмотр:

 Организация познавательного развития дошкольников

Современные подходы к организации

познавательно-исследовательской деятельности

Формы познавательного развития ребёнка-дошкольника, которые может использовать педагог в своем арсенале, разнообразны. Ниже представлены некоторые из них: описание и методические рекомендации к их организации в контексте проблемы. Внутри рассмотрения форм и одной из современных технологий математического развития заложены методы и средства работы с дошкольниками.

В том числе, вы познакомитесь с примерным перечнем оснащения центра познавательного развития. А также узнаете, какие условия нужно создавать для развития детской инициативы в каждой возрастной группе.

Наблюдение

Наблюдение – самый популярный и самый доступный метод исследования, применяемый в большинстве наук и часто используемый обычным человеком в повседневной жизни. Наблюдением обычно называют вид восприятия, характеризующийся целенаправленностью. Эта целенаправленность, выражающаяся в ясно осознаваемой практической, познавательной задаче, и отличает наблюдение от простого созерцания.

Наблюдение позволяет показать детям объекты и явления в естественных условиях во всем их многообразии, в простейших, наглядно представленных взаимосвязях. Познание связей и отношений формирует элементы материалистического миропонимания. Систематическое использование наблюдения приучает детей приглядываться, подмечать  разные особенности и приводит к развитию наблюдательности – одной из важнейших задач умственного воспитания.

 Наблюдение как метод исследования характеризует еще и то, что в ходе него могут использоваться различные приборы и приспособления – тлескопы, микроскопы, измерительные приборы и др.

Цель наблюдения (П.Г. Саморукова)–усвоение разных знаний, установление свойств и качеств, структуры, внешнего строения предмета, причин изменения и развития объектов (растений и животных), сезонных явлений.

Методические рекомендации к организации наблюдений

  1. Четко сформулировать задачу;
  2. Создавать условия для возможно более эффективного наблюдения: продумывать место наблюдения, оборудование, расположение объектов, рациональное размещение детей;
  3. Заранее намечать план и способы наблюдения, готовить вопросы, которые будут заданы во время последовательного рассматривания объекта, а также по ходу диалога с детьми;

Вышеперечисленные рекомендации – основа для составления картотеки наблюдений.

  1. Кроме непосредственного рассматривания, которое проходит на основе зрительного восприятия, использовать другие анализаторы – слух, вкус, обоняние (самостоятельное сенсорное получение информации);
  2. Заранее наметить и продуктивную деятельность, которая будет использована в ходе наблюдения;
  3. Слово в наблюдении идет вслед за чувственным восприятием;
  4. В организации наблюдения возможно применение раздаточного материала;
  5. В результате каждого наблюдения у дошкольников должно быть сформировано представление или элементарное понятие о том или ином объекте природы, отношение к нему;
  6. Рассматривание, восприятие любых объектов и явлений природы должны быть непродолжительными. 3-10 мин. – это оптимальное время для интенсивной умственной деятельности детей;
  7. Когда специальная организация наблюдения затруднена в силу неопределенности и непредсказуемости ситуации, воспитатель использует форму «задания для самостоятельного наблюдения»;
  8. В обучении дошкольников наблюдение развивается по двум направлениям:
  • постепенное расширение круга наблюдаемых объектов;
  • концентричность наблюдения (когда при знакомстве с одними и теми же объектами детей ведут от узнавания объекта при первом знакомстве к выделению существенных признаков, при повторных наблюдениях – к сравнению с другими объектами и, наконец, к обобщению).

Методические рекомендации к организации циклических наблюдений (Николаева С.Н.)

  1. Каждое наблюдение должно иметь свою цель и определенное содержание. В цикле осуществляется распределение всего объема знаний на «порции», что обеспечивает постепенное, надежное их усвоение;
  2. Одно наблюдение должно следовать за другим, без больших разрывов во времени (1 – 2 наблюдения в неделю);
  3. Преобладание визуального источника знаний над словесным.

Планирование наблюдения (С.Н. Николаева)

1 часть. Начало наблюдения.

Задача – собрать детей и сконцентрировать их внимание.

Приемы, которыми пользуется воспитатель в этот момент, не должны быть слишком яркими, необычными, чтобы само наблюдение не показалось скучным. Нецелесообразно использовать игрушки, сюрпризные моменты, неожиданные эффекты - все это может вызвать сильные эмоции, и помешать наблюдению. Это может быть загадка-описание или загадка-действие о предмете наблюдения, или  интригующая интонация педагога.

2 часть – основная.

Задача воспитателя– использовать приемы, которые обеспечат детям самостоятельное получение сенсорной информации, реализацию задуманного содержания наблюдения.

Главный прием – вопросы. После каждого вопроса должна быть пауза в 2-3 с. Они позволяют детям сосредоточиться в поиске ответа на вопрос. Дождавшись высказываний большинства детей, воспитатель реагирует на них: подтверждает правильную информацию, хвалит тех, кто нашел верные ответы. В случае неуспеха педагог не спешит делать пояснение, а задает новые вопросы – уточняющие, по-другому сформулированные. Большое значение имеет похвала за самостоятельный поиск информации, она вызывает радость и мобилизует детей на продолжение наблюдений.

Нельзя прерывать поиск информации длительными пояснениями, рассказом, посторонним содержанием, отвлекать детей стихами, загадками, играми.

Возможность организовать двигательную активность снимает напряжение, но не выводит из содержательного пространства. Это могут быть самые различные простые движения. Простые действия помогают понять содержание наблюдения, облегчают его.

3 часть – Завершение наблюдения.

Должно быть эмоциональным, чтобы дети после него находились в хорошем настроении. Тогда в следующий раз они сами захотят наблюдать, без каких-либо специальных приемов. Именно в конце наблюдения воспитатель читает стихи, поет песни, играет, загадывает загадки – и все это по поводу наблюдения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организации экологической развивающей предметно - пространственной среды группы как компонента познавательного развития дошкольников

Одним из условий познавательного развития детей в ДОУ является правильная организация и экологической развивающей предметно - пространственной среды, которая должна способствовать не только познавател...

Доклад на тему « Организация познавательного развития дошкольников МДОУ №1комбинирующего вида п. Уразово в условиях реализации ФГОС»

Доклад на тему« Организация познавательного развития дошкольников МДОУ №1комбинирующего вида п. Уразово в условияхреализации ФГОС»...

Сенсорное развитие как форма организации познавательной деятельности дошкольников

сенсорное развитие как форма организации познавательной деятельности дошкольников...

«Организация познавательного развития дошкольников в контексте современных требований»

В работе с дошкольниками используются познавательные задачи, под которыми понимаются учебные задания, предполагающие наличие поисковых знаний, способов и стимуляцию активного использованияв обучении с...

Организация познавательного развития дошкольников в разных видах деятельности

Организация познавательного развития дошкольников в разных видах деятельностиПознавательное развитие является важнейшим компонентом общего развития дошкольника. Этому процессу отводится огромная роль ...

Консультация «Организация познавательного развития дошкольников в контексте современных требований»

Консультация  «Организация познавательного развитиядошкольников в контексте современныхтребований»...

Организация познавательного развития дошкольников в разных видах деятельности

Организация познавательного развития дошкольников в разных видах деятельности Познавательное развитие является важнейшим компонентом общего развития дошкольника. Этому процессу отводится огромная...