Материал к педсовету
учебно-методический материал на тему

Пискова Ирина Николаевна

«Опытно – эксперементальная деятельность в ДОУ» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл material_k_pedsovetu.docx32.1 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 «ДЕТСКИЙ САД № 18»

Доклад к педсовету

«Опытно – эксперементальная деятельность в ДОУ»

                                                                                               Выполнил: воспитатель

МКДОУ «Детский сад №18»

с. Надзорное

Пискова И. Н.

с. Надзорное

 2018



Прежде чем давать знания, надо

научить думать, воспринимать,

                                           наблюдать.

В. Сухомлинский

Пояснительная записка

        На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая нами понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе гуманистического взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.

        Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы детских дошкольных учреждений.

        В работах многих отечественных педагогов говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они сами смогли бы обнаруживать все новые и новые свойства предметов, их сходство и различия, о предоставлении им возможности приобретать знания самостоятельно (Г. М. Лямина, А. П. Усова, Е. А. Панько и др.).

        В процессе экспериментирования дошкольники получают возможность удовлетворить присущую им любознательность (почему? зачем? как? что будет, если?), почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем.

Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы.

Актуальность

Детское экспериментирование, отличаясь специфическими характеристиками от других видов деятельности, пронизывает все сферы жизни ребенка. Противоречия между огромным исследовательским потенциалом ребенка и бессистемным его использованием в процессе развития и обучения дошкольников затрудняют образовательный процесс.

Концепция модернизации российского образования предъявляет требования по «обеспечению современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства».

Наблюдения за детьми группы показали, что дети с удовольствием «превращаются» в ученых и проводят разнообразные исследования, нужно лишь создать условия для самостоятельного нахождения ответов на интересующие вопросы. Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, ставят такие же (или более сложные) опыты дома, учатся выдвигать новые задачи и самостоятельно их решать.

Новизна состоит в использовании современных образовательных технологий, которые позволяют использовать нетрадиционные формы работы, ставят ребенка в позицию думающего человека. Систематичность и планомерность проведения  поисковой деятельности прослеживается в последовательности, предложенной перспективным планом работы. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования обращает внимание на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации развития инициативы, превращение знаний в инструмент освоения мира, поэтому взяла тему «Организация опытно-экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста»

Работая над темой, поставила для себя цель: организация опытно-экспериментальной деятельности.

Для достижения этой цели поставила перед собой задачи:

1. Изучить методическую литературу по данной теме.

2. Создать условия для организации опытно-экспериментальной деятельности дошкольников.

3. Привлечь родителей к созданию условий организации дидактических игр.

4. Представить опыт работы по теме.

В работе с воспитанниками поставила цель: развитие познавательного интереса к опытно-экспериментальной деятельности.

Исходя из цели были поставлены следующие задачи:

1. Развивать познавательный интерес в процессе опытно-экспериментальной деятельности.

2. Формировать диалектическое мышление, т.е. способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей.

3. Развивать собственный познавательный опыт в обобщенном виде с помощью наглядных средств.

4. Воспитывать самостоятельность, инициативу, сообразительность, пытливость, критичность.

Организацию опытно-экспериментальной деятельности в группе строила по следующим принципам:

  1. Принцип научности:

 предполагает подкрепление всех средств познания научно-обоснованными и   практически апробированными методиками;

-  содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в практике     дошкольного образования.

  1. Принцип доступности:

 - предполагает построение процесса обучения  дошкольников на адекватных   возрасту формах работы с детьми, а так как одной из ведущих деятельностей детей дошкольного возраста является игра, то и обучение происходит в игровой форме.

- предусматривает решение программных задач в совместной деятельности  взрослых и детей и самостоятельной деятельности воспитанников;

  1. Принцип систематичности и последовательности:

- обеспечивает единство воспитывающих, развивающих и обучающих задач  развития опытно – экспериментальной деятельности дошкольников;

- предполагает повторяемость тем во всех возрастных группах и позволяет детям   применить усвоенное и познать новое на следующем этапе развития;

- формирует у детей динамические стереотипы в результате многократных  повторений.

  1. Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания:

- предполагает реализацию идеи приоритетности самоценного детства, обеспечивающей гуманный подход к целостному развитию личности ребенка - дошкольника и обеспечению готовности личности к дальнейшему ее развитию;

- обеспечивает психологическую защищенность ребенка, эмоциональный комфорт, создание условий для самореализации с опорой на индивидуальные особенности  ребенка.

  1. Принцип целостности:

- основывается на комплексном принципе построения непрерывности и          непрерывности процесса опытно - экспериментальной деятельности;

- предусматривает решение программных задач в совместной деятельности педагогов, детей и родителей.

  1. Принцип активного обучения:

- организация экспериментальной детской деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают новое путем решения доступных проблемных задач;

- использование активных форм и методов обучения дошкольников, способствующих развитию  у детей самостоятельности, инициативы, творчества.

  1. Принцип креативности:

- «выращивание» у дошкольников способности переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребности детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций.

  1. Принцип результативности:

- получение положительного результата проводимой работы по теме независимо от уровня интеллектуального развития детей.

Ожидаемые результаты:

1. Развит познавательный интерес в процессе опытно-экспериментальной деятельности.

2. Сформировано диалектическое мышление, т.е. способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей.

3. Развит собственный познавательный опыт в обобщенном виде с помощью наглядных средств.

4. Сформированы самостоятельность, инициатива, сообразительность, пытливость, критичность.

Работу по теме провожу в следующих направлениях:

  1. Работа с детьми.
  2. Взаимодействие с педагогами.
  3. Взаимодействие с родителями.

В работе с детьми использую следующие методы и приемы:

Наглядный - рассматривание и обсуждение объектов исследования, показ действий с ними, пример взрослых.

Практический – исследовательская деятельность, проведение опытов.

Словесный – беседы, инструкции, описание, объяснения, разъяснения.

Средствами обучения детей являются:

- использование наглядных модулей, эталонов, символов, условных заместителей;

- использование исследовательских действий;

- интеграция познавательных и исследовательских действий.

Организация опытно-экспериментальной деятельности предполагается через построение образовательного процесса на соответствующих возрасту формах работы с детьми.

  • Образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности (познавательная, продуктивная, коммуникативная) по всем образовательным областям.
  • Совместная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов.
  • Самостоятельная деятельность.
  • Взаимодействие с семьями воспитанников.

В работе с дошкольниками использую преимущественно познавательные, интегрированные формы образовательной деятельности.

При организации исследовательской деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов особое внимание обращаю на:

- соблюдение правил техники безопасности;

- культуру поведения;

- проявление самостоятельности, инициативы, творчества, навыков саморегуляции;

- доброжелательное отношения к сверстникам, умение взаимодействовать, договариваться.

Самостоятельная деятельность детей отражает разнообразные действия с предметами-заместителями и объектами исследования, используя приобретенные умения и навыки.  

Свою работу по опытно – экспериментальную деятельности с детьми строю по трём взаимосвязанным направлениям:

  • живая природа;
  • неживая природа;
  • человек;

Живая природа: в данном направлении обращаю внимание на характерные особенности сезонов, многообразие живых организмов, как приспособление к окружающей среде и др.

С детьми проводила опыты: «Где живут зернышки», «Почему семена сеют в землю», «Какие цветы сохраняются дольше: срезанные или оставшиеся на растении», «Могут ли животные жить в земле», «Есть ли у растения органы дыхания», и др.

По направлению «Неживая природа» провожу опыты с воздухом, водой, почвой, светом, цветом, температурой и др. С детьми провела исследования по темам: «Волшебница вода», «В поисках сокровищ», «Магнитное притяжение земли» и др.

Направление «Человек» раскрывает функционирование организма, рукотворный мир: материалы и их свойства, преобразование предметов и явлений. С детьми провожу исследования по темам: «Откуда берется голос», «Ящик ощущений», «Зачем человеку глаза», «Есть ли у глаз помощники», «Мыло – фокусник», «Стеклянный город», «Чудесные спички», «Солнечные зайчики» и др.

II. Взаимодействие с педагогами

Взаимосвязь с педагогами осуществляется по нескольким направлениям:

- консультации по организации опытно – экспериментальной деятельности  у детей;

- организация интеграции специалистов;

- разработка единого тематического планирования;

- проведение интегрированных занятий;

- трансляция опыта.

Тесное взаимодействие со специалистами ДОУ: с воспитателем по изобразительной деятельности – экспериментирование со цветом «Играем с красками», «Разноцветные сосульки», с воспитателем по экологии–организация и проведение опытов с разнообразными объектами и явлениями исследования «Волшебные зеркала», «Секрет сосновой шишки».

Взаимодействие с семьей.

Я подвожу родителей к тому, что опытно – экспериментальная деятельность - неотъемлемая часть для полноценного развития ребенка, его познавательной активности.

Взаимодействие с семьей ведется по следующим формам и приемам:

1. Педагогическое просвещение родителей (законных представителей)

- информационные стенды;

- памятки, буклеты;

- сайт ДОО;

- папки-передвижки.

2. Вовлечение родителей (законных представителей) в образовательный процесс группы.

- помощь в создании опытно – экспериментальной среды (участие в конкурсе уголков экспериментирования);

- посещение открытых мероприятий «Почему семена сеют в землю?»;

Работа с родителями осуществляется через проведение:

- родительские собрания «Экспериментальная деятельность дошкольников в семье», «Проведение экспериментов летом»;

- консультации «Роль семьи в развитии интереса к экспериментальной деятельности ребенка», «Детское экспериментирование»;

- открытые занятия;

- дни открытых дверей;

- создание совместных проектов: «Почему растет растение».

Мониторинг

Мониторинг проводится 3 раз в год по окончании каждого этапа обучения (ноябрь, февраль, май), с целью выявления уровня овладения детьми опытно-экспериментальной деятельностью.

Для выявления уровня овладения детьми опытно-экспериментальной деятельностью, мы использовали методику Л.М. Менщиковой «Экспериментальная деятельность детей»

Результаты диагностики по теме овладения детьми опытно-экспериментальной деятельностью за 2017-2018г.г.

Месяц

Уровни

Ноябрь

Февраль

Май

Количество детей и %

Высокий

2 – 6%

3 – 10%

5 – 17%

Средний

10 – 37%

11 – 38%

12 – 45%

Низкий

16 – 57%

14 – 52%

11 – 38%

Проведённый мониторинг показал, что в результате работы по педагогической теме у детей формируется познание окружающей действительности, умение проводить простые опыты, анализировать и делать выводы и т.д.

Из данной диаграммы мы видим, что усвоение программы с 6% высокого уровня возросло до 17%, а низкий уровень усвоения программы с 57% снизился до 38%, средний уровень с 37% повысился до 45%.

Перспектива:

Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировоззрения ребенка, его личностный рост. Работа по данной теме поможет мне в преобразовании предметно-пространственной среды, создающей ребенку свободу выбора и обеспечивающей успех в реализации поставленных целей. Наработка конспектов позволит осуществлять деятельностный подход к развитию познавательной активности детей. Собранный материал поможет мне создать методическое пособие «Экспериментируем вместе с детьми».

ПЕРЕЧЕНЬ РАЗРАБОТАННОГО МАТЕРИАЛА

Методический блок

  1. Перспективные планы: по организации опытно – экспериментальной деятельности.
  2. Конспекты непосредственно образовательной деятельности:

«Магнитное притяжение земли»,

«Волшебница вода»,

«В поисках сокровищ»,

«Почему семена сеют в землю».

  1. Проект: «Почему растет растение».
  2. Алгоритмы:

Живая природа,

Транспорт.

  1. Модели:

Модель, отображающая зависимость строения растения от факторов внешней среды;

Модель взаимосвязей в экосистемах;

Модель, отображающая влияние факторов неживой природы на животный мир;

Модель, отображающая зависимость строения растения от факторов внешней среды.

  1. Консультации:

«Роль семьи в развитии интереса к экспериментальной деятельности ребенка»;

«Детское экспериментирование»

  1. Дневник наблюдений по исследовательской деятельности в старшей групп

ЛИТЕРАТУРА

           1.  Л.Н. Менщикова. Экспериментальная деятельность детей. -  Издательство: Учитель,  2009год

           2.    В.В. Москаленко. Опытно-экспериментальная деятельность. -  Издательство: Учитель, 2009

           3.     Т.М. Бондаренко. Экологические занятия с детьми 6-7 лет. -  Издательство: ТЦ Учитель г. Воронеж, 2009

            4.     Л.Н. Прохорова. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Методические рекомендации. -  Издательство. Аркти, 2005

           5.     Журнал “Дошкольное воспитание”. № 11/2004. «От педагогики повседневности – к педагогике развития»

             6. А.И. Иванова. Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек. -  Программа развития Издательство: Сфера , 2008

            7. Короткова Н.А. «Познавательно-исследовательская деятельность старших  дошкольников»/ / Ж. Ребенок в детском саду. 2003. № 3, 4, 5. 2002. №1

  1. Николаева С.Н. «Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду». Методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005. – 80 с.
  2. Новиковская О.А. Сборник развивающихся игр с водой и песком для дошкольников. – СПб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2006. – 64 с.
  3. «Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации»/ Под общ. Ред. Л.Н. Прохоровой. – М.:АРКТИ, 2003. – 64с.
  4. Соловьева Е. «Как организовать поисковую деятельность детей» // Дошкольное воспитание. 2005. №1.
  5. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие» – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.
  6.  Дыбина О.В. Игровые технологии ознакомления дошкольников с предметным миром. М: Педагогическое общество России,2007
  7.   Доронова Т.Н., Короткова Н.А. Познавательно – исследовательская деятельность старших дошкольников // Ребенок в детском саду, 2003 №3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное воспитание(материал к педсовету)

Материал к педсовету "Духовно-нравственное воспитание"...

материал к педсовету по ознакомлению дошкольников с художественной литературой

Вашему вниманию представлена презентация о роли книги, этапах ознакомления дошкольников с худ.литературой, возрастные требования к худ.литературе, содержание книжных уголков и др. А так же положе...

Материал для педсовета

Межпредметные связи ДДТ и школы...

Материал к педсовету «О русских традициях, обычаях и народном творчестве»

Своя игра «Далекая седая старина»  - делавая игра для педагогов ДОУ....

Материал к педсовету, по теме:"Формирование здорового образа дошкольников". Обобщение опыта воспитателей Столяровой Н.В. и Широких О.И.по организации образовательной деятельности "Здоровье", "Физическая ОО" :"Чтоб здоровье сохранить, научись его ценить"

Целью данной работы является желание поделиться методами и приемами, способствующими  сохранению и укреплению здоровья дошкольников. Ни кого не удивишь, если скажешь...

Материал для педсовета "Дидактическая игра как средство воспитания звуковой культуры речи детей младшей группы"

Материал для педсовета "Дидактическая игра как средство воспитания звуковой культуры речи детей младшей группы"...

Материал к педсовету«Развивающая предметно-пространственная среда ДОУ в рамках ФГОС ДО»

Предлагаю вашему вниманию презентацию и доклад к педсовету на тему «Развивающая предметно-пространственная среда ДОУ в рамках ФГОС ДО»...