ПРАКТИКО - ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПРОЕКТ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ ТЕМА: «АЗБУКА ЗДОРОВЬЯ»
проект (средняя группа) на тему

Елена Анатольевна Русая

ПРОЕКТ СОДЕРЖИТ ПОДБРОРКУ ИГР , ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ, ИГР И ПР. ПО ДАННОЙ ТЕМЕ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное   общеобразовательное учреждение  детский  сад   №35 муниципального образования Каневской район.

ПРАКТИКО - ОРИЕНТИРОВАННЫЙ   ПРОЕКТ

В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ  

ТЕМА:    «АЗБУКА ЗДОРОВЬЯ»

G:\фото группу 4  с род\IMG-20181120-WA0093.jpg

                                                         

                                                        Воспитатели:

Русая Елена Анатольевна

Гусева Елена Александровна

Ст. Челбасская

2018г.

«Забота о здоровье ребенка – это не просто 
комплекс санитарно-гигиенических норм и правил… 
Это, прежде всего забота о гармоничной полноте всех физических и духовных сил, и «венцом» этой  гармонии является радость творчества» 
                                           В.А. Сухомлинский 

АКТУАЛЬНОСТЬ

 Здоровье человека является необходимым условием реализации всех заложенных в человеке возможностей, основа основ достижения любых успехов. Забота о своём здоровье позволяет жить полноценной во всех отношениях жизнью.

Здоровье – это не только отсутствие болезней или физических дефектов. Это состояние полного душевного и социального благополучия. Здоровье – это радостное отношение к трудностям.

Уровень здоровья в значительной степени зависит от того образа жизни, который ведёт человек, поэтому главной задачей является обучение детей принципам здорового образа жизни, создавать условия для сохранения и укрепления их здоровья.

Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Каким образом способствовать формированию физической культуры ребенка? Как привить навыки здорового образа жизни? Когда это надо начинать? Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья.

ЦЕЛЬ:  

            Пропаганда здорового образа жизни. 


ЗАДАЧИ:  

  •  Формировать представление детей о здоровье;
  •  Обогащать знания детей о витаминах и продуктах питания, и их полезных свойствах;
  •  Развивать интерес к физической культуре;
  •  Продолжать формировать культурно-гигиенические навыки и простейшие навыки самообслуживания, воспитывать у детей привычку к аккуратности и чистоте, воспитывать привычку сохранять правильную осанку;
  • Повышать педагогическую компетентность родителей по вопросу
    сохранения и укрепления здоровья ребенка.

ГИПОТЕЗА

Здоровье детей будет сохраняться, укрепляться и развиваться, а физические качества будут эффективно совершенствоваться при условии, если будет разработана система работы с детьми и их родителями по физическому воспитанию и оздоровлению с использованием инновационных здоровьесберегающих технологий новых активных форм работы с родителями по формированию привычки к здоровому образу жизни.

ПРОБЛЕМА:        

Дети не могут в достаточном объёме рассказать об основах здорового образа жизни. У них не сформированы основы здорового образа жизни, не до конца сформированы культурно - гигиенические навыки (навыки опрятности и самообслуживания). Невнимание родителей к здоровому образу жизни  в семье. 

ТИП ПРОЕКТА: 

Практико – ориентированный.

 

УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА:  дети средней группы №4, воспитатели, родители.

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ: краткосрочный.

СРОК РЕАЛИЗАЦИИ: 4 недели (с 01.11.  по 23.11.2018 г.)

ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА ПРОХОДИТ В 3 ЭТАПА

1этап – подготовительный.

Определение проблемы (приложение 1), содержания, методов, форм работы с детьми, родителями по проекту. Постановка цели и задач проекта.  Сбор материала, необходимого для реализации проекта, подбор игр и упражнений, картотеки  загадок, пословиц, дыхательной гимнастики,   подвижных игр и др. Привлечь родителей к совместной работе по воспитанию   у детей ЗОЖ.

2 этап – основной.

Работа с детьми: беседы, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, организация дидактических, подвижных и сюжетно – ролевых игр, продуктивная деятельность.   Ежедневное проведение утренней гимнастики, физкультминуток, артикуляционных и пальчиковых игр, профилактических гимнастик (дыхательной, упражнений направленных на сохранение правильной осанки), гимнастики после дневного сна, ходьба по «дорожке «здоровья».   Прогулки каждый день с подвижными играми, фитонциды – лук, чеснок. Игровая терапия: игры с водой и песком (тактильно – кинестетическая чувствительность, снятие эмоционального напряжения). 

             Работа с родителями: подбор   иллюстраций, рисунков, фотографий  для создания коллажа  «Азбука здоровья»; консультации, рекомендации, наглядная информация.  Индивидуальные беседы о физических умениях и навыках каждого ребенка, о значимости совместной двигательной деятельности с детьми и т.д.

3  этап – заключительный.

Презентация в формате Microsoft Power Point проекта.

Спортивное развлечение  «Дружные ребята» (приложение 2),

Коллаж  «Азбука здоровья».

Выставка детского творчества. 

 

ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

  • Доступность учёт возрастных особенностей детей;  адаптированность материала к возрасту.
  • Систематичность и последовательность постепенная подача материала от простого к сложному; частое повторение усвоенных правил и норм.
  • Дифференциация - создание благоприятной среды для усвоения норм и правил здорового образа жизни каждым ребёнком.
  • Динамичность - решение задач в системе всего воспитательно-образовательного процесса и всех видов деятельности.

ОРГАНИЗАЦИЯ  РАЗВИВАЮЩЕЙ  СРЕДЫ

  •  Подготовить   фотографии и иллюстрации по теме «ЗОЖ»;
  •  подготовить  атрибуты  для дидактических, подвижных, сюжетно – ролевых игр;  
  •  алгоритм умывания.  

ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ПРЕКТА

Воспитанники расширили представления о здоровом образе жизни и пополнили свои знания о правильном питании и его значимости для здоровья. Повышение интереса детей к двигательной активности: участие в подвижных играх, физических упражнениях.  Желание заниматься утренней гимнастикой, выполнять культурно-гигиенические процедуры.

 Возросший интерес родителей к вопросам воспитания здорового ребенка и мотивации здорового образа жизни. Родители понимают важность и необходимость физического развития детей не только в детском саду, но и дома.  У родителей формируется  осознанное отношение к ЗОЖ.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ 

Работа в данном направлении будет интересна не только педагогам,  но и родителям, что позволит им сделать правильный выбор в развитии и сохранении здоровья своего ребёнка.  Желание родителей организовывать двигательную   деятельность  с  детьми и  уделять больше внимания  здоровому  образу  жизни в семье.

ПРОДУКТЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  • материал для заочного консультирования родителей (фотовыставка, рекомендации и консультации, папка передвижка);
  • Лэпбук «Азбука здоровья»;
  • презентация в формате Microsoft Power Point проекта;
  • подбор цикла бесед по ЗОЖ для детей;
  • создание картотеки подвижных и дидактических игр, гимнастик (физкультминутки, гимнастика для глаз, пальчиковая, дыхательная и т. д.)

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ С ДЕТЬМИ К ПРОЕКТУ

«АЗБУКА ЗДОРОВЬЯ»

Взаимодействие с детьми:

Взаимодействие с родителями:

1-этап подготовительный

 

подготовительный

Подбор материалов для работы с детьми (игры, иллюстрации, стихи, загадки о ЗОЖ)

Моделирование проблемной ситуации: «Почему заболели ребята» - рассматривание иллюстраций. 

Постановка проблемы, определение цели и задач  деятельности.

 

Организация беседы   с целью обсуждения с родителями  вопросов, связанных с реализацией проекта.  Анкетирование родителей  

«Здоровый образ жизни»

2-й – Основной            

Социально-коммуникативное развитие:

Сюжетно-ролевые игры: «Айболит в гостях у детей», «Магазин»  (покупаем полезные продукты),   «Поликлиника», «Больница для зверят».

Игры: «Буду делать хорошо и не буду плохо», «Что сначала, что потом» (режим дня).

Знакомство детей с трудом медицинской сестры, посещение медицинского кабинета.

Игровая ситуация «Кукла Маша испачкалась. Как ей помочь?».
Игра – имитация А. Барто «Санитарная песенка»

Речевое развитие:

Составление рассказа: «Почему я люблю физкультурные занятия».

Ситуативный разговор «Почему нужно мыть руки?».

Речевое упражнение: «Скажи наоборот».

Дидактические игры «Назови ласково» (овощи, фрукты),   «Что полезно и что вредно для зубов».

  •  Рассматривание иллюстраций, открыток, фотографий с изображением видов спорта, полезных продуктов, тело человека.
  • Творческое рассказывание детей «Я занимаюсь спортом»; «Как мы делаем зарядку».
  • Просмотр  энциклопедии « Мое тело.   Я и мой день. Микробы». 

Чтение художественной литературы: «Как стать Неболейкой»  И. Семёнова; «Мне грустно-я лежу больной»  И Токмакова;   «Тихий час» О. Дриз; «Полотенце», «Мыло»  Я. Аким; «Дружи с водой»  Г. Зайцев, «Доктор Айболит», «Мойдодыр»  К. Чуковский; «Про девочку, которая плохо кушала» С. Михалков ,  Ю. Тувим  «Овощи», А.Барто «Девочка чумазая»,   С.Михалкова  «Прививка», «Не спать»,  «Грипп»,   А. Пономаренко «Твои друзья», «Мочалка», «Зубная щетка»

Пословицы, поговорки и загадки о здоровье.

Художественно-эстетическое развитие:

ОД  изобразительная (лепка), игровая  «Угощение для кукол».

Творческая мастерская: рисование  «Правила, которые мы не будем забывать»,   «Магазин расчёсок», «Девочка чумазая»;   

аппликация «Зубная щётка – лучший друг всех зубов».

Познавательное развитие

ОД  познавательно-исследовательская (ознакомление с окружающим миром), игровая «Скоро зима».

Конструирование: «Наша спортивная площадка»

Дидактические игры:   «Разложим мыло в мыльницы» (подобрать по форме), «Помоги Танечке и Ванечке», «Вредно – полезно» (вредные привычки, продукты питания), «Помоги космонавту собраться в полёт» ( полезные продукты питания); «Витаминная семейка» (овощи, фрукты);

«Кому что нужно?» (средства гигиены); «Виды спорта»; «Что одеть на улицу»; «Наши верные помощники».

Рассматривание альбома «Виды спорта».

Игра-экспериментирование: «Грязные и чистые ручки»,  «Где прячутся микробы?»

Значение воздуха для организма. 

Игры с водой и песком (тактильно – кинестетическая чувствительность, снятие эмоционального напряжения).

Беседы «Здоровье в порядке, спасибо зарядке!»  (чем полезны зарядка, занятия спортом, игры на свежем воздухе),  «Чистота и здоровье», «Правила поведения на прогулке»,  «Что такое здоровье?», «Мы порядком дорожим - соблюдаем свой режим», «О роли питания для здоровья»,    «Что такое осанка?».

Экскурсия в спортивный зал детского сада: беседа с инструктором по физическому воспитанию, знакомство со спортивным инвентарем.

Физическое развитие

Подвижные игры: «У медведя во бору», «Найди, где спрятано», «Ловишки», «Зайка серенький», «Карусели», «Кот и мыши».

Игры с бегом: «Перебежки», «Кто дальше?», «Попади в цель»,  «Полоса препятствий», «Ловишки»,   «Парный бег»,   Быстро возьми, быстро положи»; игры с прыжками: «Лягушки и цапли»; «Кто лучше прыгнет?», игры с бросанием и ловлей – «Кого назвали - тот и ловит».

Игры-эстафеты: игры со спортивным инвентарём (скакалки, мячи, кегли, «Кто быстрей», «Попади в обруч», эстафеты с мячом: «Передай мяч»,  «Забрось мяч в корзину»,  «Прыгай с мячом».

Пальчиковая гимнастика: «Капуста», «Раз, два, три, четыре, пять…», «Мышка мыла лапку мылом», «Апельсин» и др.

Дыхательная гимнастика: «Качели», «Вырасти большой», «Часики», «Самолёт».

Физминутки: «Зарядка», «Я спортсменом стать хочу!». «Семейная зарядка».

Беседа «Роль семьи в физическом воспитании ребёнка»

 

 Папка передвижка:

 «Правильное питание для  детей».

Консультация

«Как укрепить здоровье ребёнка в условиях семьи».

 

Привлечь родителей к изготовлению нетрадиционного физ. оборудования в физкультурный уголок группы.

Ширма: «Здоровые дети – счастливые родители».

 

Наглядность в виде информационных файлов: «Здоровый образ жизни детей».

«Режим дня».

Памятка для родителей: «Советы по предупреждению нарушения осанки у детей».

Мастер-класс      «Чесночный кулон для здоровья малышей»

3 этап -    заключительный

Итоговое  спортивное развлечение  «Дружные ребята»

 

Оформление выставки детского творчества.

   Коллаж «Азбука здоровья».

Презентация в формате Microsoft Power Point проекта.

Вывод:

Проводимая работа достаточно эффективна, результативна и позволяет не только сохранить у детей знания о культуре здоровья, но и повышает мотивацию на здоровый образ жизни, создает условие для раскрытия индивидуальных возможностей.  С целью повышения интереса к здоровому образу жизни необходимо продолжать систематическую работу по указанной теме через создание и реализацию новых совместных с родителями проектов с использованием нетрадиционных подходов в этом направлении. Продолжать внедрять в педагогическую практику здоровьесберегательные технологии, направленные на охрану и укрепление здоровья дошкольников.

Хочется надеяться, что все приложенные усилия не пройдут даром и наши воспитанники вырастут физически и психически здоровыми, активными, а здоровый образ жизни останется их «полезной привычкой» на долгие годы.

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. «От рождения до школы» Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014.
  2. Журнал «Дошкольное образование» № 11, 2004г., №9 2005, №4 2008г..
  3. «Физическая культура в детском саду» Пензулаева Л. И. - М.: Мозаика-Синтез,2016г. 
  4. Интернет ресурсы: https://nsportal.ru/; http://www.maam.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационный практико-ориентированный краткосрочный проект «Быть здоровым – здорово!»

Проект «Здоровым быть - здорово» - направлен на создание здоровье сберегающего образовательного пространства в группе, способствующего формированию мотивации всех участников образовательного процесса ...

Практико – ориентированный проект «Формирование психологической готовности педагогов к взаимодействию с семьей ребенка с ограниченными возможностями здоровья» (средней продолжительности)

Одним из направлений развития современного дошкольного образования является инклюзивное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья. Эффективность реализации образовательной инклюзии во мно...

Практико-ориентированный проект для старших дошкольников "Здоровым быть здорово"

Назначение проекта: Проект направлен на становление ценностного отношения к  здоровью и здоровому образу жизни, способствует физическому развитию детей;  ...

Практико – ориентированный семинар «Ранняя профориентация дошкольников в рамках практико-ориентированного обучения в соответствии с ФГОС до».

žПовышение уровня теоретической и практической подготовки педагогов, совершенствование практических навыков, необходимых в работе по ознакомлению детей дошкольного возраста с профессиями взрослых люде...

Практико-ориентированный проект "Здоровая семья, здоровые дети"

Представляем проет по агитации здорового образа жтзни.В проекте содержаться рекомендации по ЗОЖ, задания на укрепление здоровья наших воспитанников....

Познавательный практико-ориентированный проект «Здоровая семья – здоровый ребенок» группа общеразвивающей направленности для детей 6 - 7 лет

Проект раскрывает эффективные формы взаимодействия ДОУ с семьей по формированию потребности воспитанников в здоровом образе жизни....