Аналитическая справка
статья (подготовительная группа) на тему

Ерёмина Светлана Валентиновна

составление аналитической справки по развивающей среде в группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon eryomina_anal.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

Аналитическая справка о результате личного участия

педагога Ерёминой Светланы Валентиновны

в создании развивающей предметно-пространственной среды

в средней и старшей группах компенсирующей направленности с нарушениями опорно-двигательного аппарата (для детей с ОВЗ)

Государственного бюджетного образовательного учреждения детский сад №19 комбинированного вида

Василеостровского района Санкт-Петербурга

за 2016-2017 и 2017-2018 учебный года

Краткая характеристика группы.

Группа, в которой работает Ерёмина С.В. компенсирующей направленности для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. В 2016-2017 учебном году среднюю группу посещало 14 воспитанников в возрасте от 4-5 лет. Из них 8 девочек и 6 мальчиков. З воспитанника с III группой здоровья, 11 – со II группой. Все дети прошли дошкольную ЦПМПК СПб для определения программы дошкольного образования для детей с ОВЗ.  1 ребенок с гидроцефалией. 8 человек с ОНР II уровня. 2 детей с нарушением зрения (астигматизм, близорукость).

В 2017-2018 учебном году старшую группу 14 воспитанников в 5-6 лет. Контингент группы 14 детей, из них 5 мальчиков и 9 девочек. Их них 2 воспитанника с III группой здоровья, 12 – со II группой здоровья. 2 воспитанников с нарушением зрения. 8 детей с ОНР III уровня.

По физическому развитию 2 ребёнка 1-й группы здоровья,  6 детей –-2-й группы и 3 ребёнка - 3-й группы здоровья; 14 детей с речевым недоразвитием из них  2 ребенка с общим недоразвитием речи II уровня и 10 детей с общем недоразвитием речи III уровня, что свидетельствует о необходимости специально организованной среды коррекционной направленности и необходимости индивидуализации образовательного процесса в группе.

Безопасность и психологическая комфортность

пребывания детей в группе.

Развивающая предметно-пространственная среда средней и старшей  групп соответствует возрастным возможностям детей, соответствует санитарно-гигиеническим требованиям, правилам пожарной безопасности. Содержательное наполнение определено комплексно-тематическим планированием свободной самостоятельной деятельности детей и меняется ежемесячно, согласно годовому плану.

Демократический стиль общения воспитателя Ерёминой Светланы Валентиновны с детьми помогает создать психологический комфорт и обеспечивает индивидуальный подход к каждому воспитаннику. Пространство группы трансформируется в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.

Все пространство предметно-развивающей среды группы безопасно, здоровьесберегающее, эстетически привлекательно, соответствует санитарно-гигиеническим требованием и правилам пожарной безопасности. В соответствии с требованиями СанПин 2.4.1.3049-13, функциональные размеры используемой мебели для сидения и столов соответствует росту и возрасту детей. Детская мебель изготовлена из материалов безвредных для здоровья. Вся мебель в группе закреплена и не несет угрозы жизни и здоровья. Игрушки, безвредные для здоровья детей, отвечающие санитарно-эпидемиологическим требованиям и имеющие сертификаты, подтверждающие безопасность, а так же обеспечивают максимальный для данного возраста развивающий эффект.

Так как в группе Ерёминой Светланы Валентиновны все дети с нарушением опорно-двигательного аппарата в помещении группы имеются специально оборудованные туалетные кабины, раковины, ортопедические дорожки, мягкие модули (мобильные). Трансформируемость предметно-пространственной среды подразумевает возможность её изменения в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.

Для  эффективной организации двигательной активности детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, в группе мебель размещена таким образом, что во время свободной деятельности детей столы раздвигаются, создается максимальное пространство как для движения, так и игр.

Игры, пособия, мебель в группе – все подобрано в соответствии с возрастом воспитанников. Используются мягкие модули, маты, ширмы, предметы из природного и бросового материала (В пополнении которого с удовольствием участвуют дети и родители): гладкие камни, шишки, желуди, семена каштанов, крышки и многое другое.

Важное значение для Ерёминой Светланы Валентиновны имеет психологический комфорт и эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением, которое создается за счет:

  • Преобладание светлых, спокойных, теплых тонов в помещении группы;
  • Доступности игрового пространства, оборудования и материалов;
  • Соблюдения гигиенических требований к содержанию группы, питанию и режиму пребывания ребенка на свежем воздухе. Режим дня соответсвует возрастным особенностям детей и способствует их гармоничному развитию;
  • В работе используются элементы психогимнастики в образовательной деятельности и режимных моментах (есть соответствующая картотека игр);
  • Используется спокойное музыкальное сопровождение при выполнении релаксационных упражнений (имеется картотека);
  • В группе создана «Волшебная комната» (комната психоэмоциональной разгрузки, специально оборудованная, есть уголок уединения).

Вариативность предметно-развивающей пространственной среды заключается в том, чтобы создать детям ситуацию выбора и эффект новизны. Игровое оборудование как в группе, так и на прогулочной площадке яркое и привлекательное, имеется в достаточном количестве и соответствует возрастным и индивидуальным особенностям детей. Периодически происходит смена и пополнение игрового материала, что стимулирует игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

Игровой материал периодически меняется, появляются новые предметы, стимулирующие игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей: конструктор «Железная дорога» вносится в группу при работе над темой «Транспорт», но если дети утратили интерес к этой игрушке, то она убирается и вносится снова через некоторое время. Таким образом, поддерживается интерес детей, и развивающая среда группы является вариативной. Игры, пособия, мебель в группе полифункциональны и пригодны для использования в разных видах детской активности. В группе имеется свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.

Реализация образовательных программ дошкольного образования

Предметно-развивающая среда спроектирована в соответствии с адаптированной образовательной программой, реализуемой в ГБДОУ №19 (созданы условия реализации образовательных областей: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие).

Образовательные области

Социально-коммуникативное развитие

Игровой материал в группе, подобранный воспитателем Ерёминой Светланой Валентиновной обеспечивает детям возможность освоения различных социальных ролей, норм и ценностей, принятых в обществе; способствует формированию позитивных установок к различным видам труда и творчества; служит формированию основ безопасного поведения в быту, социуме, природе; учитывает формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств.

В группе имеется отдельные зоны для сюжетно-ролевых игр. Материал для сюжетно-ролевой игры представлен кукольной мебелью (стол, табуреты, диванчик, шкаф), игрушечной посудой; есть разнообразные муляжи овощей, фруктов, продуктов питания; атрибуты для игр: «Повар», «Парикмахер», «Доктор», «Пожарная станция», «Школа», «Библиотека», «Автопарк», «Строитель», «Железная дорога» и др.; атрибуты для режиссерских игр: мелкие игрушки-персонажи, машинки, предметы интерьера.

Для самостоятельной театрализации в группе есть ширма для настольного театра; маски, атрибуты для постановки сказок; куклы и игрушки для различных видов театра (плоскостной, пальчиковый, куклы би-ба-бо, настольный). В группе много настольно-печатных игр с правилами (лото, «ходилки», домино, шашки).

Ерёминой С.В. оформлена игровая зона по ПДД и ОБЖ. Зона оборудована игровым материалом: «Светофор», «Руль», «Жилет ДПС», машинки; картотека игр (ПДД, азбука ПДД), макеты домов, деревьев, дорожные указатели, создан совместно с родителями макет дороги.

Приобретено:

  • литература, иллюстрационный материал на тему: «Как вести себя» (в самолете, в поезде, в театре, в кинотеатре, в музее, на выставке и т.д.);
  • дидактические и развивающие игры: «Из чего это сделано», «Четвертый лишний» (по лексическим темам), «Профессии», «Виды транспорта», «Когда это бывает», «Дни недели», «Часы» и т.п.

Речевое развитие

Развивающая среда способствует обогащению активного словаря, обеспечивает возможность знакомства с художественной литературой, создает условия для развития речевого творчества детей, способствует развитию звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха, помогает знакомству с грамотой. Педагогом сделаны дидактические игры на классификацию «Транспорт», «Домашние, дикие животные», «Овощи, фрукты, ягоды».

Различные игры для работы с дыханием, это работа с речевым выдохом, дыхательная гимнастика и т.д.

Альбомы с картинками: «Сказки по картинкам», «Вспомни и расскажи», «Сказки перепутались», «Сказка за сказкой»;  карты – схемы по составлению рассказов. Картотеки: чистоговорок, стихов, загадок, потешек, речевой материал для работы со звуками (картинки на определение места звука в слове, автоматизация звука в слогах, словах, предложениях и т.д.). 

Книжный уголок представлен открытой витриной для книг, в которой есть детские книги по программе, по лексическим темам, детские энциклопедии (перечислить), иллюстративный материал (В. Сутеев «Сказки», набор иллюстраций Ю. Васнецова и др., портреты детских писателей, альбомы, фотографии с видами Петербурга, альбомы с детскими рисунками  по темам («Сказки»).

Для владения речью, как средством общения и культуры в группе созданы:

  • подборка предметных, сюжетных картинок (обозначающих действия);
  • картотека на формирование словаря, ЗКР, грамматического строя речи, связной речи;
  • картотеки стишков, прибауток, чистоговорок;
  • картотека дыхательных и артикуляционных упражнений;
  • массажные мячики, различные предметы (деревянные катушки, палочки) для развития мелкой моторики и точных движений пальцев рук;
  • картотека «Пальчиковая гимнастика».

Приобретено множество педагогической литературы, демонстрационного материала по всем лексическим темам. В свободном доступе для детей размешены книги, иллюстрационные альбомы.

Познавательное развитие

Материал подобран с учетом необходимости формирования элементарных математических представлений; развития познавательно-исследовательской деятельности; формирования первичных представлений о себе, других людях, Родине, многообразии стран и народов мира; ознакомления с миром природы; развития навыков и умений конструктивной деятельности.

В группе есть: счетный материал, занимательный познавательный математический материал (рамки-вкладыши, доски-вклыдыши; логические игры: блоки Дьенеша, палочки Кюизнера, квадраты Никитина, математические планшеты и др.; объёмные геометрические фигуры, счёты, модели часов, счётные палочки, мозаики, пазлы, игры типа "Танграм", различные игрушки со шнуровками и застёжками); крупный строительный конструктор, мелкий строительный конструктор, конструкторы типа "Лего", "Автосервис" (транспорт мелкий, средний, крупный), магнитный конструктор; стол с углублением для воды и песка, природный материал: камешки, жёлуди, каштаны; сыпучие продукты (пшено, горох, гречка); гербарий, альбом детских рисунков с наблюдениями за природой, энциклопедия экспериментов, материал для экспериментирования, микроскоп, увеличительные стекла, магниты, разнообразные емкости, набр «Юный химик», мерные ложки, фольга, коллекция камней и минералов, детские энциклопедии, «Красная книга» (5 томов), календарь природы «Метеостанция»; карта Петербурга, рисунки детей с достопримечательностями города, фотоальбом «Как мы гуляли по городу», карта России, карта мира в картинках, символы города и страны.

 

Физическое развитие.

Материал, подобранный воспитателем Светланой Валентиновной подобран с учетом необходимости формирования начальных представлений о здоровом образе жизни, воспитания культурно-гигиенических навыков, формирования потребности в двигательной активности.

В группу приобретены картотеки из серии «Расскажите детям»  и др., обновлены алгоритмы действий для детей (одевание/раздевание, умывание) используемые по мере необходимости (если все дети усвоили способ действия, алгоритм убирается воспитателем); для формирования потребности в двигательной активности в группе есть мячи большие, малые, средние; обручи, кольцеброс, кегли, детская баскетбольная корзина. Воспитателем Ерёминой С.В. собраны картотеки: подвижных и малоподвижных игр в группе  и на улице, считалок для выбора водящего.

Изготовлены с помощью родителей:

  • «Дорожки для хождения босиком» (профилактика плоскостопия);
  • «Дорожка здоровья» (изготовлена из бросового материала);

Художественно-эстетическое развитие.

Развивающая предметно-пространственная среда, выстроенная воспитателем, способствует приобщению детей к изобразительному искусству, приобщению к музыкальному искусству; развитию умений и навыков в изобразительной деятельности; служит для развития детского творчества.  Зоне художественного творчества отведено хорошо освещенное место. В нем представлен необходимый материал для рисования: краски, кисточки, бумага различных размеров и цветов, карандаши, пастель, мелки, раскраски; материал для лепки: пластилин, стеки, оттиски различных предметов; материал для создания аппликаций: бумага различной фактуры и цветов, картон, ножницы, кисточки, клей; материал для аккуратной организации своего рабочего пространства: клеенки, нарукавники, фартуки, тряпочки, салфетки; книжки-инструкции для самостоятельной деятельности. В зону творчества также внесены: раскраски по  лексическим темам, совместно с родителями созданы разные виды театров – кукольный, пальчиковый, би-ба-бо, теневой; пополнена зона ряженья. Для развития интереса к музыкальному искусству за два последних года обновлены музыкальные инструменты: шумовые инструменты, погремушки, колокольчики; в группе есть магнитофон, аудиокассеты с записями детских песен, произведения П.И. Чайковского, Моцарта, Бетховена, аудиозаписи сказок «Золушка», «Кот в сапогах», «Снежная королева» и многое другое, пением птиц, голосов природы (для релаксационных упражнений).

Учет возрастных особенностей детей

Организация предметно-развивающей среды в группе построена в соответствии с возрастными и гендерными особенностями воспитанников. В пространстве группы воспитателем созданы зоны по интересам, в которых дети могут заниматься разными видами деятельности. Для мальчиков и для девочек подобран соответствующий игровой материал соответственно. Машинки различных размеров, конструкторы, раскраски, костюмы, атрибуты для сюжетно-ролевых игр, энциклопедии про космос, рыцарей, самолеты, динозавров. Куклы различных размеров, атрибуты для сюжетно-ролевых игр: посуда, наряды, бусы и др. Воспитателем, при построении развивающей среды всегда учитываются возрастные особенности детей. На каждом возрастном этапе правильно подобран игровой материал. Педагогом учитывается специфика детской сюжетной игры. Игрушки, подобранные, в каждом возрасте обладают разной мерой условности. В группе представлены: игрушки, имитирующие реальные предметы (орудия, инструменты, средства человеческой деятельности, позволяющие воссоздавать смысл настоящего действия, например, игрушечные чашка, утюг, молоток, руль); разного рода куклы, фигурки людей и животных; игровой материал, представляющий ролевые атрибуты, специфичные для какого-либо персонажа (роли), например, белая шапочка врача, каска пожарника; игрушки, указывающие на место действия, обстановку, в которой оно происходит.

Предметно-развивающая среда спроектирована в соответствии с образовательной программой дошкольного образования, адаптированной для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (с нарушением опорно-двигательного аппарата) реализуемой в ГБДОУ детского сада № 19 Василеостровского района (созданы условия реализации образовательных областей: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие)

Учет образования детей с ограниченными возможностями здоровья, особыми потребностями в обучении, других категорий детей

В группе созданы на каждого ребенка карта индивидуального маршрута, где на основе мониторинга планируется индивидуальная работа с каждым ребенком по необходимому направлению.

Вывод: Развивающая предметно-пространственная среда в группе Ерёминой Светланы Валентиновны создана с учетом ФГОС ДО и дает возможность эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности. Таким образом, предметно - развивающая среда эмоционально комфорта в период пребывания ребёнка в группе, способствует своевременному всестороннему развитию формированию у детей  нравственной жизненной позиции, развивает инициативность и обеспечивает самореализацию через различные виды деятельности, укрепляет здоровье  и своевременное всестороннее развитие.

Заведующий ГБДОУ №19   ___________________

«______» ________________ 20______                            


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аналитическая справка о педагогической деятельности

Аналитическая справка о педагогической деятельности МАЛАЧЕВОЙ ИРИНЫ МИХАЙЛОВНЫ Воспитателя МБДОУ Березовский ДС «Семицветик» Образовательное учреждение: Шарыповский район, муниципальное бю...

ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА О МБДОУ

Работая в должности старшего воспитателя, мне часто приходится составлять информационные справки о своем учреждении, которые затем сопровождают различные плановые документы стратегического и тактическ...

Аналитическая справка о деятельности воспитателя

В этой справке отражена моя педагогическая деятельность...

Аналитическая справка по теме "Адаптация детей в ДОУ"

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребёнка детский сад № 4 «Золотой ключик» (МБДОУ № 4 «Золотой ключик»)   ...

Справка в аттестационную комиссию для повышения квалификации.1. Аналитическая справка об уровне сформированности ИКТ - компетентности педагога.2.Организация развивающей предметно- пространственной среды группы.

              Аналитическая справка об уровне сформированности ИКТ - компетентности педагога.Дана воспитателю Романишко Татьяне Леонидовне воспитателю МБДОУ -...