Консультация: «Формирование представлений об использовании национального декоративно – прикладного творчества в оформлении интерьера»
консультация (старшая группа) на тему

Шабалина Яна Валерьевна

Консультация: «Формирование представлений об использовании национального декоративно – прикладного творчества в оформлении интерьера»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

  Каждый воспитатель хочет, чтобы его группа была уютной. Поэтому все мы стремимся как-то ее украсить. Основным в дизайне интерьера является декоративно-прикладное искусство. Помимо того, что оно способно украсить, оно еще несет в себе эстетическое воздействие на ребенка, на его эмоциональную сферу.

   Однако, для того, чтобы группа не превратилась в картинную галерею или другое похожее заведение, необходимо соблюдать меру при выборе и расположение предметов декоративно-прикладного искусства.

С учетом сложившихся изменений в образовании, организация развивающей среды строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка исходя из его склонностей, интересов, уровня активности.

Народное Декоративно-прикладное искусство участвует во всестороннем развитии детей, радуя их, расширяет понятия и представления, воспитывает художественный вкус.

Главной задачей воспитания дошкольников является создание у детей чувства эмоционального комфорта и психологической защищённости. Очень важно, чтобы и в детском саду дети чувствовали себя любимыми и неповторимыми. Поэтому важным является и среда, в которой проходит воспитательный процесс.

Накопление всевозможных народных промыслов приводит к созданию обогащенной предметно- развивающей среды в группе.

Исходя из цели организации деятельности в группе, каждый педагог определяет основные критерии создания развивающей среды.

В ходе ознакомления с тем или иным промыслом, в игровые уголки вносится соответствующий материал.

Элементы ДПИ неразрывно присутствуют во всех зонах развития детей. А именно, в центре «Семья», среди большого количества стандартной посуды, в целях доступности материалов, находятся деревянные чашки, ложки в стиле хохломской росписи.

В патриотический уголок внесены книги народного творчества по ДПИ. В уголке изобразительной деятельности, среди разнообразия раскрасок, имеются так же издания с изображениями контуров игрушек под «Дымку»«Филимоновскую игрушку»и т. д.

В книжном уголке, который постоянно пополняется новыми книгами, книгами-малютками, книгами-игрушками, книгами-головоломками, познавательными и волшебными сказками, в зависимости от возраста детей в группе, так же имеются книги, с тематикой народного творчества.

Критерии,  по которым можно руководствоваться при организации предметно- развивающей среды по формированию у детей представлений о народном декоративно-прикладном творчестве:

1. Насыщенность развивающей предметной среды.

• много наглядных пособий, разнообразная детская художественная литература, материалы и оборудование для ручного труда, изобразительной деятельности в стиле ДПИ.

• Оборудование и атрибуты игр (настольно-печатные игры, в том числе дидактические, сюжетно-ролевые и другие игры и игрушки).

2. Соответствие требованиям:

• Возрастным (соответствие возрасту детей) ;

• Эстетическим (качества, которые делают данный объект привлекательным для ребенка) ;

• Доступность расположения для детей (возможность самостоятельно находить, подбирать, доставать нужные ему объекты.

Дети хорошо знают, где взять бумагу, краски, карандаши, природный материал, костюмы и атрибуты для игр-инсценировок).

Подобрать практический материал и методические пособия, куда входят подлинные предметы народных промыслов- хохлома, гжель, дымковские игрушки, жостов, матрешки, филимоновская игрушка, городецкие изделия; иллюстрации, альбомы по каждому виду народного искусства.

Многие дидактические пособия можно создать своими руками:

        

Создать папку с контурами из бумаги, картотека детских работ.

А так же, таблицы с элементами народных росписей.

Уголок народного творчества сочетает традиционные и новые компоненты, что обеспечивает преемственность развития деятельности от простых ее форм к более сложным, содержательным.

В каждых группах пространство организовано в виде хорошо разграниченных зон, оснащённых большим количеством развивающих материалов (книги, плакаты, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование) для экспериментов и опытов.

Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, заняться любимым делом, а воспитателю дает возможность эффективно организовать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей. Размещение оборудования по принципу комплексного и гибкого зонирования позволяет детям объединяться небольшими подгруппами по общим интересам.

3. Знакомство детей с народным искусством и разных возрастных группах.

МЛАДШАЯ ГРУППА

Введение в народное творчество в ДОУ начинаться с младшей группы. Оно проходит в виде игр, во время которых дети рассматривают, манипулируют теми или иными предметами. В своей работе сначала знакомлю детей с дымковской игрушкой. Им нравятся яркие красочные узоры на белоснежном фоне. Воспроизводят простые элементы и узоры дымковской росписи (полоски, клетка, пятнышки и т. д.) Далее, когда дети освоят дымковскую роспись, знакомим их с филимоновской росписью, а так же и игрушками этих мастеров (свистульки, волчки, соломенные игрушки и т. д.) Дети с удовольствием включаются в игру: расставляют на столе, размещают на лесенке, сделанной из кубиков, водят по мостику и слушают сказки. Декоративные ложки с яркой хохломской росписью очень им нравятся. Стуча ими друг о друга, понимают, что можно произвести необычный звук.

Одновременно дети получают задание сравнить игрушки по размеру, выделить основные цвета, крупные части и мелкие детали, узнать и назвать форму частей.

Через предметы народного творчества появляется возможность поставить перед детьми изобразительные задачи и проследить влияние народного искусства на характер детской творческой активности.

СРЕДНЯЯ ГРУППА

В средней группе расширяются возможности выполнения более сложных элементов (волнистые линии, украшение прямых линий и колец точками, пятнышки – примакивания внутри клеточек). Для этой цели пользуемся шаблонами – заготовками. Для росписи можно давать силуэты животных, фигурки барышень, вырезанные из белой бумаги или картона. Для визуализации используются семеновские матрешки, деревянные точеные богородские игрушки, дымковские петушки и козлы, каргопольские игрушки, расписные птицы из Торжка, филимоновская игрушка, гжель.

Уже выделяем все детали: рожки и бородка у козлика, гребешок и крылья у петушка — дети стараются вылепить сами, опираясь на образец. Возможность подойти к предмету во время занятия и рассмотреть его снимает у детей напряжение во время работы. Кроме того, у ребенка появляется желание сделать игрушку и дома. Как варианты исполнения, имеются плакаты с элементами росписи. Так же в уголке творчества находятся пазлы, всевозможные карточки с росписями и элементами. Имеются и наглядные тетради - пособия.

Важно обеспечить периодическую сменяемость игрушек и материалов, обновлять имеющиеся уголки и зоны, а так же вносить изменения в порядок организации группы.

СТАРШАЯ ГРУППА

Предметно- развивающая среда в старшей группе детского сада очень разнообразна.

В старшей группе можно познакомить детей с некоторыми узорами на игрушках, посуде, мебели; указать на особенности изображений, расцветки, расположения узора.

Уголки дополняются книгами, в которых можно найти задания для выполнения детьми работ, в традиционной и нетрадиционной технике. Так же используются и тематические альбомы, плакаты, методические пособия, пазлы, игры.

Дошкольники сравнивают игрушки между собой, выделяя отличительные линии и элементы.

Мелкая моторика рук сформирована и дети могут выполнить любой элемент в росписи узоров, любую деталь в лепке из пластилина и глины по образцу. В это же время рассказываем, что к прикладному искусству так же относятся и кружева, вышивка керамика, ковры, роспись по дереву.

Тут же идет знакомство с городецкой росписью по дереву. Из многообразиямотивов городецких мастеров нужно сначала взять только узоры из цветов, бутонов и листьев. Рассказать о определенной последовательности их нанесения. Элементы следующие: сначала рисуется круглое пятно, затем на него наносится дугообразныймазок и маленький кружочек. Идет проговаривание цвета каждого из элемента. Большинство детей сразу усваивает особенности расцветки.

Еще одним вариантом народного искусства, с которым знакомим детей старшей группы, является гжельская роспись.

Однако, всё это возможно лишь в том случае, если осуществляется планомерное, систематическое ознакомление детей с предметами ДПИ, в результате чего дети создают свои декоративные работы: игрушки, посуду, пластины, украшенные орнаментом по типу образца.

Именно в старшей группе знакомлю детей с историей возникновения декоративно-прикладного искусства.

Само название «декоративно-прикладное искусство» подсказывает его назначение. Это деятельность прикладная, т. е. направленная на улучшение качества предметов.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА

В подготовительной группе знакомимся с хохломской, жостовской росписью; углубляем знания и умения в городецкой и гжельской росписи. Чаще занятия строятся в виде беседы, в течение которой расширяются знания детей и обогащается их словарь. Как закрепление, желательно провести занятие с декоративным рисованием.

Основное внимание уделяется хохломской росписи.

Бокалы, чашки, мисочки, ложки, вазы, расписные доски –великое разнообразие вариантов. Все изделия выточены из дерева, а затем украшены народнымимастерами из Хохломы.

Работа с хохломой так же начинается с разбора и изображения одного элемента, проработки цветовой гаммы. Выделяются основные цвета.

При этом важно, чтобы дети поняли и усвоили характерные черты росписи.

Познакомившись в течение года с двумя - тремя видами народного декоративного искусства, дети умеют сравнивать их между собой, отмечать их особенности.

Играя в «Дочки –матери» дети используют посуду из глины. На полках магазина появляются фрукты, овощи. Развивая задуманный сюжет, дети в игре распределяют роли действующих лиц. Для этого они выбирают кукол по их характерной выразительности, наряжают их, готовят детали костюмов, различные самоделки, используя самый разнообразный материал. Следовательно, игра представляет возможности для декоративного ее оформления.

И ручной труд непосредственно связан с декоративно-прикладной деятельностью. Работа идёт с бумагой, картоном, тканью, травой, корой, деревом, листьями. Изготовление различных предметов всегда требует художественной отделки. Мастерит ли ребенок сувениры маме к 8 Марта, делает ли игрушки, шьет платье кукле, плетет ли из бересты коробочки — все это он стремится сделать привлекательным, красивым по форме и цвету.

Праздники и развлечения предоставляют большие возможности для художественно-декоративной деятельности детей. Ребята поют, танцуют, читают стихи, они также принимают участие в оформлении своей группы и зала, в приготовлении выставок своих рисунков, подарков малышам и т. д.

     Нужно помнить, что любое произведение искусства может, как украсить интерьер, так и испортить его. В любом случае, произведения искусства должны оставаться гармоничными, нести эстетическое значение и положительно влиять на эмоции ребенка, не вызывая чувств нагроможденности, давления и излишков.

БОУ г. Омска «Детский сад № 375 комбинированного вида»

Консультация: «Формирование представлений об использовании национального декоративно – прикладного творчества в оформлении интерьера»

Составила: Шабалина Я. В.

10.11.2018г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по рисованию совместная деятельность воспитателя с детьми средней группы, с использованием нетрадиционных техник (рисование поролоном) "Плюшевый медвежонок". Образовательная технология - декоративно-прикладное творчество.

Конспект НОД по рисованию совместная деятельность воспитателя с детьми средней группы, с использованием нетрадиционных техник (рисование поролоном) "Плюшевый медвежонок". Образовательная технология - ...

Выступление на конференции 2015 г: "Повышение уровня интеллектуального развития детей с ограниченными возможностями здоровья посредством использования ряда техник декоративно-прикладного творчества".

Повышение уровня интеллектуального развития детей с ограниченными возможностями здоровья посредством использования ряда техник декоративно-прикладного творчества...

Инновационный педагогический проект «Ступеньки творчества» развитие творческих способностей старших дошкольников средствами декоративно – прикладного творчества с использованием нетрадиционных техник.

В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных. Однако до сих пор проблема развития творчества остаётся наименее изученной и недоста...

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ ПРИ ОЗНАКОМЛЕНИИ ДЕТЕЙ С ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНЫМ ТВОРЧЕСТВОМ»

Разнообразные способы рисования в декоративно-прикладном искусстве рождают у детей оригинальные идеи, развивают фантазию и воображение, вызывают желание придумывать новые композиции в оформлении работ...

Формирование представлений у дошкольников о декоративно-прикладном творчестве кубанских казаков

Декоративно-прикладное искусство призвано украшать, облагораживать и преобразовывать предметный мир. Люди стремились, чтобы вещи были не только практичными и удобными для пользования, но и привлекател...

«Осеннее оформление фойе в детском саду» (декоративно-прикладное творчество) Работа «Ах, осень, эта рыжая девица!..»

Фотоотчет о проделанной работе «Осеннее оформление фойе в детском саду» (декоративно-прикладное творчество)...