Как ребенок запоминает?
статья (старшая группа) на тему

Елена Александровна Тихомирова

Статья об особенностях памяти дошкольника

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kak_rebenok_zapominaet.doc192.5 КБ

Предварительный просмотр:

Как ребенок запоминает?

10% - через чтение

20% - через слух

30% - через зрительное восприятие

50% - через зрительное восприятие + слух

80% - когда может объяснить другим

90% - когда «делает сам»

Сенситивные периоды 

– это кратковременные периоды повышенного восприятия и легкого развития способностей. Так что чаще всего все  наши способности и неспособности формируются именно в дошкольный период.

1 период (3 года)

Ребенок открыт для развития лингвистических способностей (легко обучается любому языку).

2 период (4 года)

Легко овладевает пространственными представлениями (повесьте рядом с ним карту, и он увлечется познанием мирового пространства).

3 период (5 лет)

Расположен к занятиям математикой и музыкой. В это время он легко овладевает понятиями величины и формы, у него повышенное восприятие темпа, ритма, лада.

4 период (6 лет)

Легче развиваются спортивные, двигательные способности).

5 период (8-9 лет)

Второй период для развития языковых способностей.

6 период (10-11 лет)

У ребенка есть возможности для широких познавательных интересов, для разностороннего обучения. Чем больше интересов в этот период будет у ребенка, тем ярче будет развиваться его личность.

 

Что делать, если у ребенка короткая подъязычная уздечка?

Многие родители спрашивают:  «Что делать, если у моего ребенка короткая подъязычная уздечка? Подрезать ее или нет?».

Подъязычная уздечка – перепонка, которая находится под языком и соединяет язык с подъязычным пространством. Как определить, достаточной ли длины подъязычная уздечка?

Действительно, у разных людей подъязычная связка (уздечка) может быть разной длины.  Если ребенок может высунуть изо рта язык и при этом его кончик не раздваивается в форме двух полукруглых лепестков из-за того, что снизу его тянет подъязычная связка, если он может облизать блюдце, поцокать языком, то у него, скорее всего, не будет препятствий для постановки звуков, требующих подъема языка к небу.

У ребенка 5 лет уздечка в растянутом состоянии должна быть не менее 8 мм.

Короткая подъязычная связка (уздечка) — врожденный дефект, заключающийся в укорочении уздечки языка (подъязычной связки).
Чем это грозит?
    
 
Короткая подъязычная уздечка:

  • может вызывать затруднение движений языка, т.к. не дает ему возможности высоко подниматься. В этом случае страдают так называемые "верхние звуки", т.е. нарушается произношение таких звуков, как Ш, Ж, Ч, Щ, Р, Рь
  • может приводить к смещению центра языка, его несимметричному развитию и малой подвижности, что препятствует формированию правильной артикуляционной позы некоторых звуков.
  • может быть и причиной нарушения дикции

Дикция – это ясность, разборчивость произнесения

  • в некоторых случаях, может провоцировать проблемы с формированием нижней челюсти, т.е. могут  отклоняться зубы и оголяться шейки зубов. Есть риск развития пародонтита и гингивита. Поэтому нужна консультация ортодонта.

Что делать?
Здесь два пути:

  • Оперативное вмешательство
  • Растяжение подъязычной уздечки

     Даже если уздечка несколько укорочена (равна 8 мм), то лучше ее растягивать, чем оперировать
Мы, логопеды, рекомендуем не ждать. Начните растягивать уздечку уже сейчас. Существует комплекс упражнений на растягивание подъязычной уздечки. Быть может, что ваши усилия помогут избежать в дальнейшем операции по подрезанию подъязычной уздечки.
Многие упражнения можно начинать делать с самого раннего возраста. Помните! Малыш не сможет сесть с Вами перед зеркалом и выполнять упражнения по Вашей инструкции. Превратите все в игру. Тогда Ваш ребенок с пользой и с удовольствием проведет время.
Самым маленьким можно посоветовать такие упражнения:

  • «Оближи блюдце». Предложите ребенку, как котенку вылизать блюдце
  • Можно тянуться языком за ложечкой
  • «Дотянись языком до подбородка»
  • «Дотянись языком до носа»
  • «Качели»

Открыть рот, кончиком языка потянуться сначала к носу, а потом к подбородку, затем опять к носу, а потом снова к подбородку.
Так качаются качели.
Выше дуба, выше ели       
На качелях мы взлетели.    
А скажите, вы б сумели
Язычком «качать качели»?

  •  «Лошадка»

     Улыбнуться, открыть рот. Пощелкать кончиком языка, как цокают лошадки. Рот при этом открыт, язык должен быть широким. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, а нижняя челюсть оставалась неподвижной.

Едем, едем на лошадке
По дорожке гладкой.
В гости нас звала соседка
Кушать пудинг сладкий.
Мы приехали к обеду,
А соседки дома нету.
Можно сесть на игрушечную лошадку (если она есть в доме), а можно – к маме на колени.

       Детям постарше, наряду с предыдущими, можно давать такие упражнения:

  • «Вкусное варенье»

      Слегка приоткрыть рот, язык двигается по верхней  губе сверху вниз, но не из стороны в сторону (как будто слизывает варенье). Нижняя челюсть должна быть неподвижна.

  • «Маляр»

УПРАЖНЕНИЕ «МАЛЯР»

УПРАЖНЕНИЕ «БАРАБАН»

УПРАЖНЕНИЕ «ГРИБОК»

Предложите ребёнку языком, как ”кисточкой”, покрасить в ”доме” - ротике потолок. Для этого надо открыть рот и широким кончиком  языка погладить нёбо, делая движения вперёд-назад (от зубов вглубь ротовой полости и обратно)

Красить комнаты пора.
Пригласили маляра.
Челюсть ниже опускаем,
Маляру мы помогаем

  • «Барабан»

     Покажите ребенку, как можно изобразить барабан, отбивая дробь с помощью языка. Для этого надо открыть рот, слегка улыбнуться и напряженным кончиком  языка постучать по альвеолам (бугоркам за верхними резцами), многократно и отчетливо, на одном дыхании, произнося звуки «Д-Д-Д». Сначала стучать следует медленно, а затем увеличьте темп.
Попросить ребенка повторить. Следите за тем, чтобы во время выполнения упражнения ребенок не закрывал рот. Посоревнуйтесь, чей барабан дольше стучит.

  • «Грибок»

           Широко открыть рот, прижать широкий язык всей плоскостью к небу и присосать его. Удерживать язык в таком положении 5-10с. Язык будет напоминать шапку грибка, а растянутая подъязычная связка – его тоненькую ножку. Затем, «отклеить» язык и закрыть рот.  
Повторить упражнение 2-3 раза.

  • «Гармошка» 

     Покажите ребенку, как можно изобразить с помощью языка гармошку. Для этого надо присосать широкий кончик языка к небу, как в упражнении «Грибок», а затем, не отклеивая язык, открыть и закрыть рот. Подъязычная связка (уздечка) будет выполнять роль гармошки, которая то растягивается на всю длину, то потом сжимается.

На гармошке я играю,
Рот пошире открываю,
К небу язычок прижму,
Ниже челюсть отведу.
Помните!

  • Упражнения необходимо выполнять систематически, постепенно увеличивая время их выполнения (количество повторений каждого упражнения), только тогда будет достигнут нужный эффект.
  • Чем раньше Вы начнете занятия с ребенком, тем быстрее достигнете нужного результата.
  • Чем старше ребенок, тем сложнее  растянуть подъязычную уздечку (целенаправленное растягивание подъязычной уздечки с применением логопедического массажа – процедура неприятная, довольно болезненная для ребенка). Растягивание наиболее успешно до 5 лет.

Методы и приёмы работы с детьми, имеющими укороченную подъязычную связку (уздечку)

Практикующие учителя-логопеды в своей работе часто сталкиваются с механической (органической) дислалией, при которой нарушено строение органов артикуляционного аппарата и, как следствие, страдает звукопроизношение.

Содержание данной статьи в доступной форме раскрывает логопедическую работу с многочисленной категорией дислаликов – детьми, имеющими укороченную подъязычную связку (уздечку).

Подъязычная связка

уздечкаВ норме длина уздечки составляет 1,5 см.

Если уздечка укорочена, движения языка ограничены. В итоге нарушается произношение звуков, требующих поднятие языка вверх ([ш], [ж], [р] и т.д.).

Подрезать или нет?

Даже если уздечка укорочена (менее 8 мм.), то лучше её растягивать, чем оперировать. В пользу этого говорит то, что после операции на уздечке останется рубец, который также будет сокращать её подвижность. Кроме того, прооперированный ребёнок ещё долго будет опасаться делать артикуляционные упражнения для подъязычной связки, чтобы избежать некогда испытанных болевых ощущений.

Короткая уздечка языка растягивается на необходимую длину с помощью специальных упражнений. Если она очень короткая на её растягивание  может потребоваться достаточное количество времени (может быть, около трёх месяцев).

Правила выполнения упражнений

(по М.А. Поляковой [6]):

1.      При выполнении упражнений рот нужно открывать максимально широко, но в то же время так, чтобы ребёнок мог дотянуться кончиком языка до альвеол.

  1. Все движения должны выполняться медленно, на улыбке, близко к пределу возможного.
  2. Имейте в виду, что выполнение упражнений для ребёнка физически тяжело, язык может уставать, подъязычная связка может болеть – дайте ему отдых.

Артикуляционные упражнения для растягивания уздечки языка

(Е. М. Косинова [4],  Е. Н. Краузе [5], О.А.Новиковская [7]):

«Маляр»

упражнение на развитие уздечки малярУлыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить нёбо от зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться.

Красить комнаты пора.
Пригласили маляра.
Челюсть ниже опускаем,
Маляру мы помогаем.

«Лошадка»

Улыбнуться, открыть рот. Пощёлкать кончиком языка, как цокают лошадки. Рот при этом открыт, кончик языка не вытянут и не заострён. Следить, чтобы он не подворачивался внутрь, а нижняя челюсть оставалась неподвижной.

Едем, едем на лошадкезанятие на развитие уздечки лошадка
По дорожке гладкой.
В гости нас звала соседка
Кушать пудинг сладкий.
Мы приехали к обеду,

А соседки дома нету.

«Грибок»

упражнение на растягивание уздечки грибокУлыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язык к нёбу. Это шляпка гриба, а подъязычная связка – ножка. Кончик языка не должен подворачиваться, губы – в улыбке. Если ребёнку не удаётся присосать язык, то можно пощёлкать языком, как в упражнении «Лошадка». В пощёлкивании тренируется нужное движение языка.

Я стою на ножке тонкой,
Я стою на ножке гладкой,
Под коричневою шляпкой
С бархатной подкладкой.

«Гармошка»

Положение языка как в упражнении «Грибок», губы в улыбке. Не отрывая язык, открывать и закрывать рот.занятие на развитие уздечки

На гармошке я играю,
Рот пошире открываю,
К нёбу язычок прижму,
Ниже челюсть отведу.

«Барабан»

Улыбнуться, открыть рот. Многократно и отчетливо произносить звук Д-Д-Д. Язык при произнесении этого звука упирается в верхние зубы, рот не закрывать. Очень часто при выполнении этого упражнения ребенок закрывает рот. упражнение барабанЧтобы этого не происходило, можно зажать зубами палочку шириной примерно 1 см или ручку детской зубной щетки прямоугольной формы (ручка не должна быть толстой, она должна быть прямой, как линеечка).

В барабан мы сильно бьем
И все вместе мы поем:
«Д – д – д – д!»

«Качели»

Улыбнуться, открыть рот. На счет «раз-два» поочередно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом неподвижна.

На качелях я качаюсь

Вверх-вниз, вверх-вниз.

Я все выше поднимаюсь,
А потом – вниз.

«Дотянись до носа»

Улыбнуться, открыть рот. Широкий кончик языка поднять к носу и опустить к верхней губе. Следить, чтобы язык не сужался, а губы и нижняя челюсть были неподвижны.

«Футбол»

Рот закрыть, кончик языка с напряжением упирать то в одну, то в другую щёку так, чтобы под щекой надувались упражнение футболмячики.

«Котёнок»

На блюдечко положить немного сгущёнки (сметаны, варенья) и предложить ребенку слизать её языком как котёнок. Можно также лизать мороженое.

«Грибок» с элементами самомассажа

Предложить выполнить упражнение «Грибок».  Ребёнок сам перетирает уздечку большим и указательным пальцами руки.

Механическая помощь при выполнении артикуляционных упражнений

Если язычок провисает, ребенок не может выполнить упражнения «Лошадка», «Грибок», то для правильного растягивания логопед берет зонд («расчёска») и поднимает язык или «качает» его на «расчёске».

Массаж уздечки языка

массаж уздечки языкаБольшим и указательным пальцами левой руки, взявшись за кончик языка, поднять его вверх.

Рот при этом раскрыт.

Указательным и большим пальцами правой руки растягивающим движением скользить по уздечке языка снизу вверх.

*****

*****

Растягивание уздечки

  • Прием Е.В. Новиковой [6]

Рис. 1. Прием растягивания уздечки по Е.В. Новиковой (а)

Рис. 2. Прием растягивания уздечки по Е.В. Новиковой (б)

Наложив на язык стерильный платок (салфетку), поставить указательный и средний пальцы под язык, уздечка между пальцами, большим пальцем нажать на переднюю часть языка и выполнить подтягивающие движения языка наружу.

Указательный и средний пальцы неподвижны (см. рис. 1 и 2).

  • Упражнение   «Крот»

Прием Н.Г. Водовозовой [8]-

Указательными и большими пальцами рук тянуть язык за кончик вниз.

- Во дворе горка, -

Указательными и большими пальцами рук тянуть язык за кончик вверх.

- Под горкой норка. –

Указательным пальцем с силой поглаживать снизу вверх подъязычную уздечку, растягивая её.

- В этой норке

- Крот стережет норку.

Упражнение с резиновым колечком.

(Ф.Я. Хорошилкина [9])

На кончик языка накладываете резиновое кольцо (нарезанное из пипетки). Ребёнок широко открывает рот, прижимая кольцо кончиком языка к нёбу, затем закрывает. После усвоения упражнения его повторяют 3 раза в день по 10 раз.

Правила постановки звуков при короткой уздечке

(М.А. Полякова [8])

Звуки, требующие заметного подъёма кончика языка вверх ([р], [ш], [ж]) ставятся после полного вытягивания у ребёнка подъязычной связки.

Звуки ([л], [ч], [щ], [т’], [д’]) можно начинать ставить, когда уздечка ещё не до конца растянулась, но уже есть некоторый подъём вверх кончика языка.

Нормативному произношению прочих звуков русского языка короткая уздечка не препятствует.

Литература

  1. Архипова Е.Ф. Логопедический массаж при дизартрии. – М., 2008.
  2. Водовозова Н.Г. Логопедический массаж язычной мускулатуры с речевым сопровождением  // Логопед. – 2009.- № 2.
  3. Дьякова Е.А. Логопедический массаж. – М., 2005.
  4. Косинова Е.М. Уроки логопеда. – М., 2003.
  5. Краузе Е.Н. Логопедия. Логопедические занятия с детьми раннего и младшего возраста. – СПб., 2005.
  6. Новикова Е.В. Зондовый массаж: коррекция звукопроизношения. – М., 2006.
  7. Новиковская О.А. Речевая гимнастика.- М., 2008.
  8. Полякова М.А. Самоучитель по логопедии. Универсальное руководство. – М., 2007.
  9. Хорошилкина Ф.Я. «Ортодонтия» Медицинское информационное агентство М.,2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Права ребенка", Сборник загадок о правах ребенка, Викторина для детей на тему: "Права ребенка"

Данный конспект занятия помогает:упорядочить, систематизировать знания детей о гражданских правах и обязанностях;развивать правовое мировоззрение и представления о нравственности;учить анализировать, ...

Консультации для родителей: "Как научить ребенка общаться с людьми?", "Как помочь тревожному ребенку, агрессивному ребенку?"

В группу детского сада входит ребенок. Он напряженно вгляды­вается во все, что находится вокруг, робко, почти беззвучно здоро­вается и неловко садится на краешек ближайшего стула. Кажется, что...

« Адаптация ребенка к детскому саду. Психологическая подготовка родителей к поступлению ребенка в ДОУ. Помощь ребенку в адаптации к дошкольному учреждению»

Детский сад - это первое социальное учреждение, с которым встречается ребенок. Социальное в том смысле, что ребенок впервые встречается с требованиями общества. Эти требования могут совпадать с требов...

Брошюры: "Развитие ребенка 3-4 лет", "Развитие ребенка 4-5 лет", "Развитие ребенка 5-6 лет", "Развитие ребенка 6-7 лет"

В  брошюрах описанны особенности развития детей в разные возрастные периоды- 3-4,4-5,5-6,6-7 лет....

Ребенок дома, ребенок на улице ,ребенок в природе

Основы безопасной жизнидеятельности ребенка...