Программа музыкально-театрального кружка "Радуга"
рабочая программа (старшая группа) на тему
ЦЕЛЬ: Приобщение детей дошкольного возраста к искусству музыкального театра, развитие творческой самостоятельности, эстетического вкуса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_teatralnogo_kruzhka_.docx | 46.29 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Программа
музыкально-театрального кружка
(старший дошкольный возраст)
Составитель :
Яблокова Елена Николаевна,
музыкальный руководитель
1 квалификационной категории
г. Верхняя Салда
2010г.
Пояснительная записка.
«Музыка – воображение – фантазия – сказка – творчество –
такова дорожка, идя по которой ребёнок развивает свои
духовные силы»
В.А.Сухомлинский
В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. Современные дети, начиная с дошкольного возраста, умеют решать логические задачи, многие достаточно уверенно владеют компьютером, но они значительно реже восхищаются и удивляются, всё чаще проявляют равнодушие и чёрствость. Психологи наблюдают у детей недостаток творческой выдумки, воображения, фантазии и считают, что самый короткий и верный путь эмоционального раскрепощения, снятия зажатости и обучения воображению лежит через театрализованную деятельность, в основе которой лежит игра.
Всем известно, что театр – это синтез искусств: литературы, музыки, танца, актёрского мастерства. Именно театр способен помочь ребёнку слышать других, сопереживать и действовать сообща, развиваться через творчество и игру. Роль театра в жизни ребёнка велика. По мнению психологов А.Н.Леонтьева и В.К.Вилюнаса, значение и специфика театрального искусства заключается в сопереживании, познавательности, эмоциональности, коммуникативности, живого воздействия художественного образа на личность.
К сожалению, в нашем городе нет профессиональных детских театров. Дети довольствуются приезжими артистами. И замечательно, если родителям удаётся свозить ребёнка в настоящий театр в другой город. Но ещё лучше, если театр входит в повседневную жизнь ребёнка в детском саду на занятиях по театрализованной деятельности.
Театр в детском саду – явление в наше время не редкое, но и не повсеместное. Конечно, во многих дошкольных учреждениях, в том числе и в нашем, имеется некоторый опыт постановки музыкальных спектаклей. На утренниках педагоги часто показывают с детьми различные сценки, разыгрывают мини-спектакли, инсценируют песни. И детям это очень нравится. Но, как правило,не хватает времени для разучивания ролей, репетиций. Поэтому назрела необходимость в создании в ДОУ музыкально-театрального кружка.
Программа кружка рассчитана на детей старшего дошкольного возраста.
ЦЕЛЬ:
Приобщение детей дошкольного возраста к искусству музыкального театра, развитие творческой самостоятельности, эстетического вкуса.
ЗАДАЧИ:
1.Побуждать интерес к музыкально-театральной деятельности, создавая необходимые условия для её проведения.
2.Знакомить детей с театральной культурой ( устройство театра, правила поведения в театре, театральные профессии, театральные термины, театральные жанры, виды театров)
3.Развивать речь, активизировать словарь детей.
4.Развивать музыкальные способности детей .
5.Формировать умение передавать мимикой, жестами, движениями основные эмоции.
6.Развивать песенное, игровое и танцевальное творчество.
7.Развивать инициативу и самостоятельность детей во время постановки спектаклей.
8.Воспитывать коммуникативные качества детей.
9.Побуждать желание выступать перед родителями , сверстниками.
ФОРМЫ РАБОТЫ:
1.Музыкально-театрализованные игры на развитие вокально-слуховой и музыкально-двигательной координации.
2.Рассказы, беседы о театре.
3.Индивидуальные и коллективные творческие задания.
4.Игровые тренинги на развитие психических процессов (внимания, памяти, воображения)
5.Сочинение сказок, придумывание сюжетов.
6.Изготовление атрибутов, костюмов.
7.Постановка спектаклей.
8.Совместное посещение спектаклей и их обсуждение.
9. Оформление альбома о кружке.
Ожидаемые результаты:
1.Раскрытие творческих и музыкальных способностей детей (эмоциональность, выразительность).
2.Развитие психических процессов ( мышление, речь, память, внимание, воображение).
3.Развитие личностных качеств ( коммуникативные навыки, партнёрские взаимоотношения)
Форма и режим занятий:
Расписание занятий кружка строится в соответствии с возрастными требованиями из расчёта 1 раз в неделю во вторую половину дня.
Длительность занятия 30-35 минут.
Во время подготовки спектакля предусмотрены репетиционные занятия, как коллективные, так и индивидуальные.
Работа музыкально-театрального кружка строится по следующим принципам:
- Принцип системности
- Принцип дифференциации (развитие творческих способностей по различным направлениям)
- Принцип увлекательности
- Принцип коллективизма
- Принцип интеграции (развитие речи, музыкальная деятельность, изодеятельность, театральная деятельность, познавательная деятельность)
- Принцип креативности
Актуальность программы обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических и коммуникативных качеств личности.
Педагогическая целесообразность программы определяется возрастными особенностями дошкольников:
разносторонними интересами, любознательностью, увлечённостью.
Содержание программы.
Программа состоит из 4 разделов, работа над которыми проходит параллельно.
1 раздел: «Основы театральной культуры» -предполагает знакомство детей с
устройством театра, театральными атрибутами, театральными
терминами, даёт представление детям о театре, как виде
искусства.
2 раздел: «Музыкально-театрализованные игры» - направлен на развитие
эмоциональной сферы ребёнка, умение перевоплощаться,
передавать различные характеры и настроения персонажа.
3 раздел: «Творческая мастерская» - включает в себя упражнения и игры на
развитие песенного и танцевально-ритмического творчества и
помогает раскрыть творческие способности детей в
инсценировании песен, стихов, придумывании сюжетов, образов.
4 раздел: « Работа над спектаклем» - объединяет в себя все этапы
подготовки спектакля: знакомство с пьесой, обсуждение,
распределение и разучивание ролей, совместный подбор
костюмов, декораций, репетиции.
Календарно – тематический план.
Тема занятия | Основы театральной культуры | Музыкально-театрализованные игры | Творческая мастерская | Работа над спектаклем |
1.«Что такое театр» | Беседа об устройстве театра. | Сюжетно-ролевая игра «Идём в театр» | Песня-игра «Слово на ладошке» | |
2.«Театральные профессии» | Знакомство с театральными профессиями. Заповеди настоящего артиста. | «Жил да был Жилдабыл» | ||
3. «Виды театров» | Знакомство с различными видами театров. | Театр игрушек. (импровизация) | ||
4. «Реквизит, декорации, костюмы» | Знакомство с театральными атрибутами. | Волшебные превращения неволшебных предметов | ||
5. «Мимика, жест, сценическая пластика» | Что такое выразительность. | «Тайна» | Этюды и игры на развитие двигательного творчества «Живая картина» | |
6. «Особенности театрального искусства» | Чем отличается театральное искусство от других видов искусств (музыка, живопись, кино) | Игра на развитие внимания «Поймай хлопок» | «Слово на ладошке» | |
7. «Осеннее настроение» | Что такое эмоции. | «Осенняя разминка» | Придумай свой осенний листик. | |
8.Сказка – импровизация. | Подбор костюмов к сказке. | Музыкальная импровизация сказки «Колобок» ( с пением) | ||
9.Инсценирование песни. | Знакомство с жанрами «опера» и «оперетта» | Игра «Придумай жест» | ||
10. «Мышиные истории». | Что такое «образ». | «Вышли мышки…» «Часы» | Мышки грустные, мышки озорные. | |
11. «Кое- что из жизни кошек». | Что такое «пластика». | Инсценирование песни «Два кота» | ||
12.Сказки бывают разные. | Озвучивание спектакля. | Сочинить сказку-«звук» («Сказка о ночных шорохах») | ||
13. Сказки бывают разные. | Сочинить сказку – «движение» («Быстрая сказка», «Прыгучая сказка») | |||
14.Сказки бывают разные. | Сочинить сказку – «эмоция» «Весёлая сказка», «Грустная сказка») | |||
15. Сказки бывают разные. | Сочинить сказку – «цвет» («Белая сказка» и т.п.) | |||
16. «Приключение в Цветочном городе» | Игра «Походка сказочных героев» | Знакомство с пьесой. | ||
17. «Приключение в Цветочном городе» | Игра «Маски» | Обсуждение поступков и характеров героев. | ||
18. «Приключение в Цветочном городе» | Игра «Шляпная коробка» | Распределение ролей. | ||
19. «Приключение в Цветочном городе» | Игра «Тряпичная кукла» | Разучивание текста. | ||
20. «Приключение в Цветочном городе» | Игра «Вопрос –ответ» | Разучивание песни «Волшебный город» | ||
21. «Приключение в Цветочном городе» | Игра «Зеркало» | Разучивание танца «Коротышки» | ||
22. «Приключение в Цветочном городе» | Разучивание песни «Нарисую» | |||
23. «Приключение в Цветочном городе» | Игра «Цветики» | Разучивание танца «На лугу» (бабочки, пчёлка, божья коровка, цветы) | ||
24. «Приключение в Цветочном городе» | Закрепление песен и танцев. | |||
25. «Приключение в Цветочном городе» | Игра «У жирафа» | Работа над постановкой сцен, закрепление текста. | ||
26. «Приключение в Цветочном городе» | Репетиция отдельных сцен и музыкальных номеров. | |||
27. «Приключение в Цветочном городе» | Репетиция спектакля. | |||
28. «Приключение в Цветочном городе» | Репетиция спектакля. | |||
29. «Приключение в Цветочном городе» | Репетиция в костюмах. | |||
30. «Приключение в Цветочном городе» | Премьера спектакля. | |||
31. «Приключение в цветочном городе» | Показ спектакля для родителей. | |||
32. «Приключение в Цветочном городе» | Показ спектакля для детей и сотрудников ДОУ. | |||
Формы взаимодействия с родителями по музыкально-театрализованной деятельности.
1.Выступления на родительских собраниях.
2.Анкетирование родителей.
3.Офомление наглядного материала по театрализованной деятельности.
4.Создание библиотеки, видеотеки.
5.Индивидуальные беседы и консультации.
6.Совместное изготовление костюмов , атрибутов, декораций.
7.Встречи с интересными творческими людьми.
8. Совместное посещение спектаклей.
9.Открытые показы занятий кружка.
10.Участие родителей в спектаклях.
Условия и средства реализации программы.
Формы взаимодействия с педагогами ДОУ по музыкально-театрализованной деятельности.
1.Выступления на педсоветах, педчасах.
2.Консультации для воспитателей по театрализованной деятельности.
3.Привлечение воспитателей к изготовлению атрибутов, костюмов и
декораций к спектаклям.
4.Совместная работа по постановке, организации репетиций спектаклей.
5.Викторина для воспитателей «Знаешь ли ты театр?»
6. Обмен опытом среди педагогов по организации театрализованной
деятельности.
7. Участие педагогов в спектаклях.
8. Совместная организация посещений детьми театров в городах области.
9. Организация посещений спектаклей в культурных учреждениях нашего
города.
10. Организация выступлений детей в других ДОУ.
ПРОГРАММНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.
ФЕДЕРАЛЬНАЯ ПРОГРАММА | МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ И РЕКОМЕНДАЦИИ | ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА |
«Из детства в отрочество»- Программа развития ребёнка дошкольного возраста под редакцией Т.А.Дороновой | «Подготовка и проведение театрализованных игр в детском саду» Т.И.Петрова, Е.Л.Сергеева, Е.С.Петрова | «Игровые досуги для детей» И.В.Бодраченко 2009 г. Москва |
Государственный образовательный стандарт (национально-региональный компонент) образования в период детства, основного общего и среднего (полного) общего образования Свердловской области, Екатеринбург | «Театрализованные музыкальные представления для детей» И.В.Бодраченко «Музыкальные игры в детском саду» И.В.Бодраченко 2009 г. Москва | «Волшебные колокольчики» Л.Е.Кисленко 2005 г. Ростов-на-Дону |
«Развитие детей в театрализованной деятельности» Доронова Т.Н. Доронова Е.Г. 1997 г. Москва | «Музыка, игра-театр!» Л.Б.Гавришева 2004г. Санкт-Петербург | |
«Коммуникативные музыкальные игры в социальном развитии детей» Н.Г.Куприна 2002 г. Екатеринбург | «Сказки и пьесы для семьи и детского сада» Т.Рик 2008 г. Москва | |
«Играем в театр» Т.Н.Доронова 2004 г. Москва | Журналы «Музыкальный руководитель» | |
«Театрализованные занятия в детском саду» М.Д.Маханёва 2003 г. Москва |
Программа
музыкально-театрального кружка
(старший дошкольный возраст)
Составитель :
Яблокова Елена Николаевна,
музыкальный руководитель
1 квалификационной категории
г. Верхняя Салда
2010г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста 4-7 лет Музыкально-театрального кружка" Сказочная страна".
Программа расчитана для детей дошкольного возраста в возрасте 4-7 лет....
Программа музыкально-театрального кружка "Рябинушка"
МБДОУ "Детский сад №8", Корсаковского городского округа, Сахалинской областиПрограмма музыкально-театрального кружка "Рябинушка", 2017-18 учебный годразработана музыкальным руковод...
Рабочая программа по музыкально-театральной деятельности для детей 5-7 лет
Программа реализуется как дополнение к общей образовательной программе "Детство", может быть интересна музыкальным руководителям, воспитателям и педагогам дополнительного образования.Цель - ...
"Программа дополнительного образования музыкально - театрального кружка "Занавес"
Программа дополнительного образования...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через музыкально-театральную деятельность»
Цели программы:Формирование творческой личности ребёнка средствами музыкально-театральной деятельности.Выявление одарённых детей в области музыкально-театрального искусства в старшем дошкольном возрас...
Программа музыкально-театрального кружка «Вдохновение»
Программа обучения музыкально-театральному искусству детей старшего дошкольного возраста, наиболее эффективный вид деятельности для всестороннего развития ребенка. Занимаясь музыкально-театрализованно...
Рабочая программа по реализации дополнительной образовательной услуги на бесплатной основе по музыкально-театральной деятельности «Сказочный мотив» ОО»Художественно-эстетическое развитие» с воспитанниками в возрасте от 1года 6 месяцев до 3 лет на 2022-20
Рабочая программапо реализации дополнительной образовательной услуги на бесплатнойоснове по музыкально-театральной деятельности «Сказочный мотив»ОО»Художест...