Доклад для педагогов ДОО "Логоритмика и ритмопластика на музыкальных занятиях"
учебно-методический материал (старшая, подготовительная группа) на тему
Доклад "Логоритмика и ритмопластика на музыкальных занятиях"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_po_teme_loritmika_i_ritmoplastika.doc | 409 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Д/с КВ № 16»
г. Ачинск.
Использование элементов логоритмики и ритмопластики
на музыкальных занятиях в ДОУ.
Составила:
музыкальный руководитель
Петренко И.В.
2018 г.
Логопедическая ритмика - комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания. Три кита, на которых стоит логоритмика,- это движение, музыка и речь.
Она способствует преодолению самых разнообразных речевых расстройств: от фонетико-фонематического нарушения речи до тяжелых речевых дефектов, таких, как ОНР, заикание и алалия.
В логоритмике выделяют два основных направления в работе с детьми, страдающими речевыми нарушениями:
- Развитие неречевых процессов: совершенствование общей моторики, координации движений, ориентации в пространстве; регуляции мышечного тонуса; развития музыкального темпа и ритма, певческих способностей; активация всех видов внимания и памяти.
- Развитие речи детей и корректирование их речевых нарушений. Эта работа включает в себя развитие дыхания, голоса; выработку умеренного темпа речи и ее интонационной выразительности; развитие артикуляционной и мимической моторики; координацию речи с движением; воспитание правильного звукопроизношения и формирование фонематического слуха.
Все виды лоритмических игр и упражнений предлагаю детям в сочетании с какой- либо ритмической основой: под музыку, под счет или словесное, чаще стихотворное сопровождение.
На подготовительном этапе обычно я использую упражнения на развитие:
- Общих речевых навыков - дыхания, голоса. Это различные распевки.
- Упражнения на формирование чувства ритма, темпа и памяти (моторной, зрительной и слуховой)- это различные музыкально- ритмические упражнения и тренажи;
- Упражнения, способствующие формированию фонематического восприятия (по различению шумовых, а затем и музыкальных звуков);
- Подвижные игры с разнообразными дидактическими задачами (формирование двигательных навыков, эмоционально-волевых качеств, а так же расширение словарного запаса и закрепление в речи детей определенных грамматических конструкций)
Все эти виды заданий сочетаются с упражнениями на развитие общей и мелкой моторики, ориентации в пространстве, координации движений и регуляции мышечного тонуса.
Логоритмика – одна из форм своеобразной активной терапии, основанной на связи движения, музыки и слова. (Г. А. Волкова) Она является частью образовательной и коррекционно-развивающей работой на речевой группе.
Цель логоритмики: коррекция и профилактика имеющихся отклонений в развитии ребёнка.
Задачи:
- развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики;
- формирование правильного дыхания;
- развитие способности ориентироваться в пространстве;
- выработка четких координированных движений во взаимосвязи с речью;
- развитие фонематического слуха, просодических компонентов;
- формирование навыка релаксации;
- развитие и коррекция музыкально-ритмических движений.
Музыкально-ритмические движения - одна из форм коррекции нарушений слоговой структуры.
Развивают внимание, ориентировку в пространстве, координацию движений, чувство ритма, речеслуховую память, помогают выработке правильного ритма дыхания
Например: чередование ходьбы на носочках, в полуприседе:
“Небоскребы – избушки” (тема “Город”);
“Кусты, кустарнички” (тема “Деревья”);
“Животные, их детеныши” (тема “Домашние животные”).
Дыхательные упражнения: помогают выработке диафрагмального дыхания, увеличивают объем легких, продолжительность и силу выдоха.
Например: Гусь (тема “Домашние птицы”)
Вдох через рот, выдох через рот. На выдохе произнесение звука “Ш-Ш-Ш”
Упражнения для развития мелкой моторики.
Ученые установили прямую зависимость, существующую между развитием речи ребенка и координацией движений пальцев рук. Развивая пальчики – развиваем речь!
Например: Длинные клювы (тема “Перелётные птицы”)
Упражнение можно выполнять с прищепками.
Клювов длиннее не видывал я,
Чем клювы у аиста и журавля.
(О.И. Крупенчук)
Ритмичное сжимание и разжимание прищепок в правой и левой руках.
Игры на развитие фонематического слуха.
Фонематический слух – это тонкий систематизированный слух, способность узнавать и различать звуки, составляющие слово. Без развитого фонематического слуха невозможно правильное произнесение звуков.
Например: узнаешь птицу? (тема “Зимующие птицы”)
Хлопни в ладоши, когда услышишь правильное название зимующих птиц:
Съегирь снегиль снегирь
Воена волона ворона
Грухаль клухай
Мимические упражнения: способствуют развитию подвижности лицевой мускулатуры; развивают умение выражать эмоциональное состояние, используя невербальные средства общения.
Например: в Африке (тема “Животные жарких стран”):
Обезьянки - кривляки.
Сердитый тигр.
Испуганный тушканчик. (Е. А. Пожиленко)
Оркестр шумовых инструментов: включает в работу слуховой, зрительный, кинестетический анализаторы, развивает чувство ритма, мелкую моторику рук.
Для поддержания интереса к исполнению музыкальных произведений использую разнообразные оркестры детских инструментов:
Оркестр “Шуршалочки” (листочки из гофрированной бумаги, “салютики” из нарезанных полосок целлофана, коробочки от киндер - сюрпризов)
- “Ложкари” (ложки разных размеров)
- “Калинка-малинка” (инструменты изготовлены из пластмассовых стаканчиков из-под мороженого в форме ягод)
- “Бубенцы” (используем колокольчики и бубенчики для рыболовных снастей)
- “Копытца” (деревянные чурочки с выемками в середине, большие скорлупки от грецких орехов).
Пение: тренирует периферические отделы речевого аппарата: дыхательного, артикуляционного, голосообразовательного. Песни сопровождаем движениями рук, для развития плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти, координационного тренинга. Для привлечения малоактивных и застенчивых детей вносим маски, элементы костюмов, атрибуты, игрушки и проводим инсценировки.
Чтобы добиться плавной и выразительной речи с детьми, имеющими речевую патологию, нужно много петь.
Если на I этапе разучивание песни происходит на 6-8 занятиях, то уже к концу II этапа дети быстрее запоминают слова, их пение становится выразительнее, дикция более четкой, многие дети удерживают дыхание до конца фразы. А к концу III этапа вокально-хоровые навыки становятся более совершенны и качественны.
Игры: развивают память, внимание, плавность, координацию движений, ориентировку в пространстве, эмпатию, позитивное самоощущение.
Слушание – релаксация: активизирует и развивает слуховое внимание, воспитывает умение контролировать дыхание, управлять мышечным тонусом; возвращает детей в спокойное состояние.
Танцы: развивают чувство ритма, координацию движений, ориентировку в пространстве, учат соотносить свои движения с темпом, ритмом музыки. Танцы исполняются детьми по показу взрослого, а в последствии самостоятельно.
Опыт проведения логоритмики показывает, что такое построение коррекционной работы позволяет добиться устойчивого внимания детей на протяжении всего занятия, повышает результативность в усвоении практического материала. При помощи точной дозировки таких слуховых раздражителей, как темп, ритм, динамика музыки и слова, логоритмика обеспечивает коррекционную направленность речевого и музыкального развития дошкольников.
Использование элементов ритмопластики.
Музыкально – ритмические движения являются синтетическим видом деятельности,
следовательно, любая программа, основанная на движениях под музыку, будет
развивать и музыкальный слух, и двигательные способности, а также те психические
процессы, которые лежат в их основе.
Поскольку речь идёт о развитии детей в процессе музыкально – ритмических
движений и содержание работы связано со спецификой этого вида деятельности,
рассмотрим более детально её особенности.
Во – первых, ритмика – это синтетический вид деятельности, в основе которого
лежит музыка, а движения выражают музыкальный образ и конкретизируют
основные средства музыкальной выразительности.
Помимо единства художественного образа, настроения и характера исполнения,
музыка и движение тесно взаимосвязаны также и тем, что это временные виды
искусства, при этом движение, протекающее в пространстве, как бы делает зримым,
ощутимым течение времени. Музыка и движения, таким образом, имеют много
общих параметров, к которым относятся:
• все временные характеристики (начало и конец звучания, темп, ритм;
• динамика (чем громче музыка, тем больше амплитуда движения;
• форма произведения и композиционная структура двигательной композиции.
В связи с этим ставлю перед собой следующие задачи обучения и воспитания детей.
1. Развитие музыкальности:
• развитие способности воспринимать музыку, то есть чувствовать её настроение
и характер, понимать её содержание;
• развитие специальных музыкальных способностей: музыкального слуха,
чувства ритма;
• развитие музыкального кругозора и познавательного интереса к искусству
звуков;
• развитие музыкальной памяти.
2. Развитие двигательных качеств и умений.
• развитие ловкости, точности, координации движений;
• развитие гибкости и пластичности;
• воспитание выносливости, развитие силы;
• формирование правильной осанки, красивой походки;
• развитие умения ориентироваться в пространстве;
• обогащение двигательного опыта разнообразными видами движений.
3. Развитие творческих способностей:
• развитие творческого воображения и фантазии;
• развитие способности к импровизации: в движении, в изобразительной
деятельности, в слове.
4. Развитие и тренировка психических процессов:
• развитие эмоциональной сферы и умения выражать эмоции в мимике и
пантомимике;
• тренировка подвижности нервных процессов;
• развитие восприятия, внимания, воли, памяти, мышления
5. Развитие нравственно – коммуникативных качеств личности:
• воспитания умения сопереживать другим людям и животным;
• воспитание умения вести себя в группе во время движения, формирование
чувства такта и культурных привычек в процессе группового общения
с друзьями и взрослыми.
Практическая работа:
Основу для музыкально-ритмических композиций составляют простые, но
вместе с тем разнообразные движения (имитационные, танцевальные,
общеразвивающие и др.), позволяющие выразить различные по характеру
эмоциональные состояния, сюжеты, образы и настроения музыкальных
произведений.
1. «Плюшевый медвежонок» муз. В.Кривцова.
Задачи: развитие чувства ритма, выразительности движений, воображения.
2. «Марш» муз. Г Свиридова
Задачи: развитие координации движений рук и ног в процессе ходьбы,
развитие ритмического слуха (чувства сильной доли), ловкости и точности
движений.
3. «Птички и Ворона» муз.А.Кравцович.
Задачи: развитие музыкальности, выразительности движений, способности
к импровизации, воображения и фантазии.
4. «Осенний парк» муз. Е.Доги «Вальс»
Задачи: развитие музыкальности. Пластичности и выразительности движений рук.
5. «Танец Месяца и Звёздочек» Композиция на пьесу Поля Мориа «Звёзды
в твоих очах»
Задачи: развитие музыкальности, пластичности, мягкости движений, образного
мышления, памяти и внимания.
6. «Птичий двор», Песня «Ки – ко – ко» в исполнении Пипо Франко
Задачи: развитие чувства ритма, координации движений, воображения,
способности к импровизации.
Приступая к разучиванию танца с детьми, страдающими нарушением речи, стараюсь подбирать материал в соответствии с возрастом, моторным и психическим развитием детей. Большое значение имеет музыкальное сопровождение.
Произведения, используемые для музыкально- ритмических движений должны обладать рядом особенностей:
- музыка должна быть художественная, яркая, вызывающая эмоциональный отклик у детей;
-доступность содержания музыкального произведения. Произведение должно быть близко и понятно дошкольникам, их жизненному опыту.
- моторность звучания (физиологическое воздействие, побуждающее к действию). Это свойство ярко выражено в танцевальных мелодиях, современных песнях (В.Шаинского, Б.Савельева и т.д.);
-объем музыкального произведения (2-3 мин.)
-доступность для двигательной интерпретации соответственно возрастным возможностям. Определение доступности движений связано с анализом следующих параметров:
1.координационной сложности;
2.объема движений;
3.переключаемости движений;
4.интенсивностью нагрузки.
Начинаю разучивание танца
1. с прослушивания музыкального произведения, уточнения его характера и стиля;
2.разучивание отдельных движений, входящих в танец;
3.разучивание всей композиции.
Чтобы дети поняли и почувствовали форму движений, стараюсь выразительно и четко показывать их детям. Так же важны и словесные объяснения. Они должны быть кратки, образны и конкретны. Показ музыкально - ритмических движений необходим во всем процессе работы над ним. Дети должны видеть художественное воплощение музыкально- двигательного образа - это будит воображение. Иногда показываю движения всей группе в исполнении одного – двух успевающих детей. Ребенок легче схватывает и понимает движение, его связь с музыкой, когда его выполняет ровесник. Такой прием учит видеть и оценивать хорошее исполнение. Так же необходимо поддерживать интерес у детей, постоянно внося в задание занимательные элементы, будить воображение, возбуждать творческую фантазию.
Методика обучения детей с ОНР музыкально - ритмическим движения имеет ряд особенностей:
1.обучение ребенка движениям с музыкой должно носить характер игры;
2.в работе с детьми хорошо использовать разнообразные пособия и игрушки, действия с которыми интересны детям;
3.каждое занятие с детьми должно заключать в себе что-то новое, чтобы не иссякал интерес детей, не утомлялось их внимание;
4.необходимо внимательное отношение к каждому ребенку, знание его темперамента, душевного мира, потребностей детского возраста;
5.общение с детьми должно проходить в атмосфере радости, и это самое главное, так как радость - могущественное и наиболее благотворное воздействие на ребенка. Из всех чувств радость лучше всего влияет на жизнь ребенка, развитие его способностей. В атмосфере радости душа ребенка легче всего открывается навстречу прекрасному.
писок литературы.
- «Поиграем, потанцуем» Г.П.Федорова С-Пб, Издательство «Акцидент» 1997год.
- Логоритмика» О.А.Новиковская С-Пб «Корона принт» 2005год.
- «Ритмическая пластика для дошкольников» А.И.Буренина С-Пб. 1994год.
- «Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей» Учебно-методическое пособие для воспитателей и педагогов. Москва 1997год.
- М.Ю. Картушина «Логоритмические занятия в детском саду».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование элементов логоритмики и ритмопластики на музыкальных занятиях в ДОУ.
Доклад музыкального руководителя для педагогического совета....
Использование ритмопластики на музыкальных занятиях с детьми с ОВЗ
Методическая разработка направлена на применение ритмопластики для совершенствовния танцевально-двигательной активности детей с ОВЗ. Использование этой инновационной методики на музы...
Выступление " Использование элементов логоритмики и ритмопластики на музыкальных занятиях"
Логоритмика – это связь движения, музыки и слова....
Презентация " Использование элементов логоритмики и ритмопластики на музыкальных занятиях"
Методическая разработка для музыкальных руководителей, воспитателей старшего дошкольного возраста. Цель : Повышение уровня профессиональной компетентности музыкальных руководителей по использован...
Использование ритмопластики на музыкальных занятиях с детьми с ОВЗ
Использование ритмопластики на музыкальных занятиях с детьми с ОВЗ...
Доклад на тему: «Использование конструктора ЛЕГО на музыкальных занятиях»
Среди многих видов искусства музыка по праву занимает особое место в эстетическом и художественном воспитании и во всей системе формирования всесторонне и гармонически развитого человека.Пал...
Доклад для педагогов: «Инновационные технологии в работе музыкального руководителя и их использование»
Доклад для педагогов: «Инновационные технологии в работемузыкального руководителя и их использование»...