Рабочая программа по театральной деятельности
рабочая программа (старшая группа) на тему

Olga_Pirko

Приобщение детей к театральной деятельности с раннего возраста позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, касающиеся формированию художественно-эстетического и интеллектуального воспитания. Театральная деятельность – неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству, воспитатель нравственности и воли. Она развивает коммуникативные качества личности, память, воображение, фантазию, речь, позволяет решить конфликтную ситуацию через игру, создавая при этом положительное настроение. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая программа по театральной деятельности

Пояснительная записка

       Приобщение детей к театральной деятельности с раннего возраста позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, касающиеся формированию художественно-эстетического и интеллектуального воспитания. Театральная деятельность – неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству, воспитатель нравственности и воли. Она развивает коммуникативные качества личности, память, воображение, фантазию, речь, позволяет решить конфликтную ситуацию через игру, создавая при этом положительное настроение.

Театральная деятельность – это самый распространённый вид детского творчества. Она близка и понятна ребёнку, глубоко, лежит в его природе и находит своё отражение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребёнку хочется воплотить в живые образы и действия.

Занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют от ребенка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. У ребенка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобретательность, способность к импровизации. Театральная деятельность и частые выступления перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки. Чередование функций исполнителя и зрителя, которые постоянно берет на себя ребенок, помогает ему продемонстрировать товарищам свою позицию, умения, знания, фантазию.

Упражнения на развитие речи, дыхания и голоса совершенствуют речевой аппарат ребенка. Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений. Театрализованные игры и спектакли позволяют ребятам с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазии, учат замечать и оценивать свои и чужие промахи. Дети становятся более раскрепощенными, общительными; они учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.

        Рабочая программа по театральной деятельности детей дошкольного возраста разработана на основе проекта государственных стандартов дошкольного образования.

        Содержание образовательного процесса в старшей-подготовительной группе выстроено в соответствии с программой «Театрализованная деятельность в детском саду: игры, упражнения, сценарии»: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений под ред. Е.А. Антипиной. Реализуемая программа строится на принципе личностно-ориентированного взаимодействия взрослого с детьми.

Цели программы

Развитие творческих способности детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности; воспитание думающего, любящего и активного человека, готового к творческой деятельности в любой области.

Задачи

  • Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театрализованной деятельности, а также поэтапного освоения детьми различных видов творчества.
  • Создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (постановка совместных спектаклей с участием детей, родителей, сотрудников ДОУ, организация выступлений детей старших групп перед младшими и пр.).
  • Ознакомить детей с различными видами театров (кукольный, драматический, музыкальный, детский, театр зверей и др.).
  • Обучить детей приемам манипуляции в кукольных театрах различных видов.
  • Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения.
  • Способствовать развитию у детей диалогической и монологической речи, пополнять словарь детей лексикой связанной с искусством театра;
  • Разнообразить интонационную выразительность, обращать особое внимание на дикцию детей;
  • Приобщить детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт: знания детей о театре, его истории, устройстве, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терминологии, театре города Долгопрудного.
  • Развить у детей интерес к театрально-игровой деятельности.

Принципы:

  • Импровизационность
  • Гуманность
  • Систематизация знаний
  • Учёт индивидуальных способностей каждого ребёнка

Основные направления программы:

1. Театрально-игровая деятельность. Направлено на развитие игрового поведения детей, формирование умения общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных жизненных ситуациях.

Содержит: игры и упражнения, развивающие способность к перевоплощению; театрализованные игры на развитие воображения фантазии; инсценировки стихов, рассказов, сказок.

2. Музыкально-творческое. Включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей дошкольников, обретение ими ощущения гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений.

Содержит: упражнения на развитие двигательных способностей, ловкости и подвижности; игры на развитие чувства ритма и координации движений, пластической выразительности и музыкальности; музыкально-пластические импровизации.

3. Художественно-речевая деятельность. Объединяет игры и упражнения, направленные на совершенствование речевого дыхания, формирование правильной артикуляции, интонационной выразительности и логики речи, сохранение русского языка.

Содержание: упражнения на развитие речевого дыхания, дикции, артикуляционная гимнастика; игры, позволяющие сформировать интонационную выразительность речи (научиться пользоваться разными интонациями), расширить образный строй речи; игры и упражнения, направленные на совершенствование логики речи.

4. Основы театральной культуры. Призвано обеспечить условия для овладения дошкольниками элементарными знаниями о театральном искусстве:

  • Что такое театр, театральное искусство;
  • Какие представления бывают в театре;
  • Кто такие актеры;
  • Какие превращения происходят на сцене;
  • Как вести себя в театре.

5. Работа над спектаклем. Базируется на сценариях и включает в себя темы «Знакомство с пьесой» (совместное чтение) и «От этюдов к спектаклю» (выбор пьесы или инсценировки и обсуждение ее с детьми; работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом; поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев; создание эскизов и декораций; репетиции отдельных картин и всей пьесы целиком; премьера спектакля; обсуждение его с детьми). Включает в себя развитие навыков действий с воображаемыми предметами, а также умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивительно, восхищённо, жалобно, презрительно, осуждающе, таинственно и т.п.); пополнение словарного запаса; образный строй речи. К работе над спектаклем широко привлекаются родители (помощь в разучивании текста, подготовке декораций, костюмов).

Формы работы с детьми:

  • игра
  • импровизация
  • инсценировки и драматизация
  • объяснение
  • рассказ детей
  • чтение воспитателя
  • беседы
  • просмотр видеофильмов
  • разучивание произведений устного народного творчества
  • обсуждение
  • наблюдения
  • словесные, настольные и подвижные игры
  • пантомимические этюды и упражнения

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема / занятие

Цели и задачи

Методические рекомендации

Сентябрь

1.«Сказки на столе»

Показ способов действия с куклами настольного театра

Показ настольного кукольного спектакля «Колобок».

Игровые упражнения «Наши милые зверюшки».

Упражнения на дыхание «Маленький филин», «Волки».

2.Основы театральной культуры

 

Воспитывать культуру

поведения в театре

 

 

Понятие: «этюд», «билеты», «театр. касса», «кассир».

Игра «Театр моды».

Скороговорки («Мышонку шепчет мышь: «Ты все шуршишь, не спишь!».

Мышонок шепчет мыши: «Шуршать я буду тише»).

3.Театральная игра «Одно и то же по-разному»

Развивать воображение, фантазию детей.

Игра «Одно и то же по-разному».

Игра «Превращение предмета».

Упражнения на дыхание «Скрипят деревья», «Больной зуб».

 

4.Театральная игра «Кругосветное путешествие»

Развивать фантазию, умение оправдывать свое поведение.

В игре используются музыка народов мира, шумовые эффекты — гром, дождь, шум бури, шторм, костюмы и маски.

Октябрь

1.Ритмопластика

Развивать умение детей равномерно размещаться по площадке; двигаться, не сталкиваясь друг с другом, в разных темпах.

Игра «Конкурс лентяев».

 Игра «Гипнотизер».

Этюд «Прогулка».

2.Культура и техника речи

Развивать воображение, пополнять словарный запас, активизировать ассоциативное мышление детей.

Творческие игры со словом «Сочини сказку», «Ручной мяч».

Игры со скороговорками «Фраза по кругу».

3.Знакомство со сценарием сказки «Репка»

Познакомить со сценарием

Беседа по сказке.

Игра на расширение диапазона голоса «У бабушки в деревне».

4.Репетиция по сказке «Репка»

Закреплять умение играть куклой с «живой» рукой. 

 

Куклы би-ба-бо «Репка».

Скороговорки ( «Перепел перепелку и перепелят в перелеске прятал от ребят»).

Ноябрь

1.Репетиция по сказке «Репка»

Поддерживать стремление детей самостоятельно искать выразительные средства для создания образа, используя умение играть куклой с «живой» рукой. 

 

Куклы би-ба-бо «Репка» Игровые упражнения для развития. физиологического и речевого дыхания «Петух», «На турнике», «Насос».

2.Кукольный спектакль «Репка»

Поощрять желание выступать перед зрителями.

Куклы би-ба-бо «Репка».

3.Театральная игра

Учить детей свободно перемещаться в пространстве, координировать свои действия с товарищами.

Упражнение с предметами.

Упражнение со стульями.

Игра «Руки-ноги».

Упражнения дыхательной гимнастики «Петух», «Каша кипит».

Этюды («Битва», «Снеговик»).

4.Театральная игра

Способствовать развитию чувства правды и веры в вымысел.

Игры «Король», «День рождения».

Упражнения дыхательной гимнастики «На турнике», «Насос»

Декабрь

1.Культура и техника речи

Работа над голосом

Упражнения («Прыгуны», «Свеча»). Скороговорки («Повар Павел, повар Петр. Павел парил, Петр пек»).

Игра «Похожий хвостик»

2.Основы театральной культуры

Продолжить развивать интерес к театральному искусству

 

Понятие: «эмоция», «мимика», «жест», беседа-диалог о театре;

Упражнения на дыхание («Самовар», «Пчела»).

Игра «Диалог по телефону».

Этюд на воспроизведение черт характера («Страшный зверь»).

3.Культура и техника речи

Совершенствовать четкость произношения (дыхание, артикуляция, дикция, интонация).

Упражнение на опору дыхания

«Эхо».

 Игра «Птичий двор».

 Упражнение «Гудок», «Дрессированные собачки». Скороговорка «В аквариуме у Харитона четыре рака да три тритона».

4.Ритмопластика

Развивать чувство ритма, координацию движений; умение согласовывать действия друг с другом.

Упражнение «Ритмический этюд».

Игра «Считалочка».

Упражнение на  дыхание «У бабушки в деревне».

Январь

1.Культура и техника речи

Продолжать совершенствовать речевой аппарат; учить детей пользоваться интонациями, произнося фразы грустно, радостно, удивленно, сердито.

Упражнение на дыхание «Спать хочется».

Упражнение на гласные и согласные «Шутка».

Работа над пословицами и поговорками.

2.Ритмопластика

Развивать умение передавать в свободных импровизациях характер и настроение музыки

Игры («Снеговик», «Баба-яга»). Упражнения на силу голоса «Звонок», «Муха».

Этюд на воспроизведение черт характера «Волшебное колечко».

3.Основы театральной культуры

Познакомить с главными театральными профессиями «Кто и что должен делать»

 

Понятия: актер, художник, режиссер, композитор.

Игра «Крошка Енот».

Упражнения для развития физиологического и речевого дыхания («Задуй упрямую свечу», «Паровоз»).

Этюд  «Жадный пёс».

4.Театральная игра

Продолжать развивать

воображение, фантазию детей, умение оправдывать свое поведение

 

Разыгрывание этюдов на основные эмоции: радость, гнев, грусть, удивление, страх, отвращение («Лисенок боится», «Ваське стыдно», «В магазине зеркал»).

Игра «Робот».

Упражнения для развития физиологического и речевого дыхания («Гуси летят», «Каша»).

Февраль

1.Культура и техника речи

Пополнять словарный запас, развивать образное мышление детей

Игра «Ворона».

Упражнение на дыхание («Бабочка», «Трубач», «Каша кипит»).

Работа над стихотворением «Веселые чижи».

Игра – импровизация «В гостях у Кузи».

2.Ритмопластика

Развивать чувство ритма, координацию движений, пластическую выразительность и музыкальность.

Разминочные упражнения.

Упражнение на внимание и координацию.

Речедвигательная координация.

 Игра на двигательные способности «Зернышко»

Упражнения на опору дыхания («Птичий двор», «Эхо»).

Этюд «Ерема».

3.Чтение сказки «Гуси-лебеди»

Прочитать и обсудить сказку «Гуси-лебеди»

Рассматривание иллюстраций.

Упражнения на дыхание («Пчела», «Скрипят деревья»).

4.Обсуждение сказки «Гуси-лебеди»

Учить детей высказывать свое мнение о прочитанной сказке

Беседа о прочитанной сказке «Гуси-лебеди».

Деление сказки на эпизоды.

Импровизация сказки «Гуси-лебеди».

Упражнения на дыхание («Пьем чай», «Колокольчики»).

Март

1.Театральная игра

Способствовать развитию

чувства правды и веры в вымысел;

развивать навыки действий с воображаемыми предметами

Игры «Король», «День рождения». 

Упражнения с предметами.

Игра на расширение диапазона голоса «Чудо лесенка».

Скороговорки («Еле-еле Лена ела, есть из лени не хотела»).

2. Работа над эпизодами сказки «Гуси-лебеди»

Работать с импровизированным текстом эпизодов сказки «Гуси-лебеди»;

Развивать воображение, память, фантазию.

Упражнения на артикуляцию гласных и согласных («Волки», «Комар», «Качаем малыша»).

Работа над скороговорками «Милая Мила мылась мылом».

Репетиция эпизодов сказки «Гуси-лебеди» с импровизированным текстом.

3.Репетиция эпизодов сказки «Гуси-лебеди»:

«Налетели Гуси - лебеди», «Алёнушка ищет Иванушку»

Работать с импровизированным текстом, развивать воображение, память, фантазию, внимание детей.

Работа над техникой речи (дыхание, дикция).

Упражнения на опору дыхания «Птичий двор».

Упражнения на силу голоса «Муха».

4.Репетиция эпизодов сказки «Гуси-лебеди»:

«Иванушка у Бабы-яги», «Побег»

Работать с импровизированным текстом

Беседа о героях, репетиция.

Упражнения на силу голоса («Многоэтажный дом», « Звонок»).

Апрель

1.Культура и техника речи

Развивать четкое, верное произношение гласных и согласных; учить детей бесшумно брать и добирать дыхание, пользоваться интонацией.

Работа над дыханием.

Игровые упражнения для развития физиологического и речевого дыхания

(«Гуси летят», «Самолётики», «Бабочка»).

Работа над произношением поэтического текста.

2.Репетиция спектакля «Гуси-лебеди»

Провести репетицию, используя все выразительные средства спектакля (декорация, музыка, костюмы, свет, реквизит, бутафория).

Упражнения на дыхание («Большой филин», «Маленький филин», «Скрипят деревья»).

Этюд «изобрази животное».

3.Премьера спектакля «Гуси-лебеди»

Поощрять желание выступать перед зрителями.

 

4.Театральная игра

Развивать воображение, фантазию детей.

Учить подбирать рифмы к словам.

Развлекательная программа «Это вы можете».

Игра на внимание «Последний герой».

Упражнения на дыхание («Пьем чай», «Больной зуб»). 

Этюд «Цветок».

Май

1.Культура и техника речи.

Формировать правильное произношение, артикуляцию; учить детей быстро и четко проговаривать труднопроизносимые слова и фразы.

Игра «Любитель-рыболов».

Работа со скороговорками («Горячи кирпичи!», «Тары-бары»).

Игровые упражнения для развития физиологического и речевого дыхания («Пастушок», «Аист», «Каша»).

2.Основы театральной культуры.

 

Продолжать знакомство с

гримом; профессиональный костюмер;

воспитывать культуру

поведения в театре и на концерте

Предложить детям сочинить этюды на поведение в зрительном зале и игру «Что можно взять с собой в театр».

Упражнения дыхательной гимнастики («Трубач», «Петух», «Насос»).

 Этюд «Что я делаю?»

«Назови действие»

3.Театральная игра «Цирковое представление»

Создать условия для организации цирковых номеров

Клоунада («Наездники», «Гимнастки»).

Упражнения дыхательной гимнастики («Летят мячи», «Вырасти большой», «Регулировщик»).

Результаты использования образовательной технологии

Уметь произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц.

Ориентироваться в пространстве, равномерно размещаясь по площадке.

Уметь двигаться в заданном ритме, по сигналу педагога, соединяясь в пары, тройки, четверки.

Уметь коллективно и индивидуально передавать заданный ритм по кругу или цепочке.

Уметь создавать пластические импровизации под музыку разного характера.

Уметь запоминать заданные режиссером мизансцены.

Находить оправдание заданной позе.

На сцене выполнять свободно и естественно простейшие физические действия. Уметь сочинить индивидуальный или групповой этюд на заданную тему.

Владеть комплексом артикуляционной гимнастики.

Уметь менять по заданию педагога высоту и силу звучания голоса.

Уметь произносить скороговорки и стихотворный текст в движении и разных позах. Уметь произносить на одном дыхании длинную фразу или стихотворное четверостишие.

Знать и четко произносить в разных темпах 8—10 скороговорок.

Уметь произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями. Уметь прочитать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения.

Уметь строить диалог с партнером на заданную тему.

Уметь составлять предложение из 3—4 заданных слов.

Уметь подобрать рифму к заданному слову.

Уметь сочинить рассказ от имени героя.

Уметь составлять диалог между сказочными героями.

Знать наизусть 7—10 стихотворений русских и зарубежных авторов.

- повышение творческого потенциала воспитанников;

- пробуждение интереса детей и родителей к театру;

- получение детьми первичных навыков в области театрального искусства, использовании мимики, жестов, интонационной выразительности, кукловождения;

- включение театрализованной деятельности в единый образовательный процесс;

- повышение самооценки участников проекта;

По окончании курса обучения ребенок овладевает следующими знаниями, умениями и навыками:

- имеет представление о театре как о виде искусства, особенностях театра, сценической культуре;

- имеет навыки концентрации внимания и координации движений, выступления в спектаклях;

- знает основные понятия в рамках театрального искусства (театр, сцена, спектакль, роль, выступление, костюм, реквизит, основные элементы сцены и т.д.);

- умеет пользоваться важными средствами выразительности мимикой, жестами;

- умеет свободно ориентироваться на сценической площадке;

- умеет произносить одну и ту же фразу с разными интонациями;

- умеет сочинять этюды по сказкам.

- может применить полученные знания в социальной и игровой деятельности, объяснить свои потребности и не боится высказать свое мнение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по театрализованной деятельности "Театральная мозаика»

Рабочая программа по театрализованной деятельности...

рабочая программа по театральной деятельности

ПЛАН–ПРОГРАММА«Маленький актер» на основе программы М.Д. Маханевой «Театр-детям»...

Рабочая программа по театральной деятельности

Выразительность речи развивается в течение всего дошкольного возраста: от непроизвольной эмоциональной у малышей к интонационной речевой у детей средней группы и к языковой выразительности речи у дете...

Рабочая программа кружка театрализованной деятельности «Театральные ступеньки» в старшей группе

Театр – это волшебный мир, в котором ребёнок радуется играм, а играя, познаёт окружающее. Синтетический характер всех театрализованных игр – представлений позволяет успешно ...

Рабочая программа по театральной деятельности «Улыбка»

Целью работы является: совершенствование эстетического воспитания через развитие личностной культуры ребёнка и формирование всесторонне – развитой творческой личности....

Карта успешной практики Рабочей программы по театрализованной деятельности театральной студии "Клёпа"

Рабочая программа дополнительного образования по театрализованной деятельности детской театральной студии «КЛЁПА» (с детьми дошкольного возраста от 4 до 7 лет)   Цель программы ...

Рабочая программа по театральной деятельности

Рабочая программа по театральной деятельности...