Рабочая программа по театральной деятельности
рабочая программа (старшая группа) на тему
Приобщение детей к театральной деятельности с раннего возраста позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, касающиеся формированию художественно-эстетического и интеллектуального воспитания. Театральная деятельность – неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству, воспитатель нравственности и воли. Она развивает коммуникативные качества личности, память, воображение, фантазию, речь, позволяет решить конфликтную ситуацию через игру, создавая при этом положительное настроение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska_rabochaya_programma_po_teatralnoy_deyatelnosti.docx | 34.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по театральной деятельности
Пояснительная записка
Приобщение детей к театральной деятельности с раннего возраста позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, касающиеся формированию художественно-эстетического и интеллектуального воспитания. Театральная деятельность – неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству, воспитатель нравственности и воли. Она развивает коммуникативные качества личности, память, воображение, фантазию, речь, позволяет решить конфликтную ситуацию через игру, создавая при этом положительное настроение.
Театральная деятельность – это самый распространённый вид детского творчества. Она близка и понятна ребёнку, глубоко, лежит в его природе и находит своё отражение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребёнку хочется воплотить в живые образы и действия.
Занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют от ребенка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. У ребенка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобретательность, способность к импровизации. Театральная деятельность и частые выступления перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки. Чередование функций исполнителя и зрителя, которые постоянно берет на себя ребенок, помогает ему продемонстрировать товарищам свою позицию, умения, знания, фантазию.
Упражнения на развитие речи, дыхания и голоса совершенствуют речевой аппарат ребенка. Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений. Театрализованные игры и спектакли позволяют ребятам с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазии, учат замечать и оценивать свои и чужие промахи. Дети становятся более раскрепощенными, общительными; они учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.
Рабочая программа по театральной деятельности детей дошкольного возраста разработана на основе проекта государственных стандартов дошкольного образования.
Содержание образовательного процесса в старшей-подготовительной группе выстроено в соответствии с программой «Театрализованная деятельность в детском саду: игры, упражнения, сценарии»: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений под ред. Е.А. Антипиной. Реализуемая программа строится на принципе личностно-ориентированного взаимодействия взрослого с детьми.
Цели программы
Развитие творческих способности детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности; воспитание думающего, любящего и активного человека, готового к творческой деятельности в любой области.
Задачи
- Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театрализованной деятельности, а также поэтапного освоения детьми различных видов творчества.
- Создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (постановка совместных спектаклей с участием детей, родителей, сотрудников ДОУ, организация выступлений детей старших групп перед младшими и пр.).
- Ознакомить детей с различными видами театров (кукольный, драматический, музыкальный, детский, театр зверей и др.).
- Обучить детей приемам манипуляции в кукольных театрах различных видов.
- Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения.
- Способствовать развитию у детей диалогической и монологической речи, пополнять словарь детей лексикой связанной с искусством театра;
- Разнообразить интонационную выразительность, обращать особое внимание на дикцию детей;
- Приобщить детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт: знания детей о театре, его истории, устройстве, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терминологии, театре города Долгопрудного.
- Развить у детей интерес к театрально-игровой деятельности.
Принципы:
- Импровизационность
- Гуманность
- Систематизация знаний
- Учёт индивидуальных способностей каждого ребёнка
Основные направления программы:
1. Театрально-игровая деятельность. Направлено на развитие игрового поведения детей, формирование умения общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных жизненных ситуациях.
Содержит: игры и упражнения, развивающие способность к перевоплощению; театрализованные игры на развитие воображения фантазии; инсценировки стихов, рассказов, сказок.
2. Музыкально-творческое. Включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей дошкольников, обретение ими ощущения гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений.
Содержит: упражнения на развитие двигательных способностей, ловкости и подвижности; игры на развитие чувства ритма и координации движений, пластической выразительности и музыкальности; музыкально-пластические импровизации.
3. Художественно-речевая деятельность. Объединяет игры и упражнения, направленные на совершенствование речевого дыхания, формирование правильной артикуляции, интонационной выразительности и логики речи, сохранение русского языка.
Содержание: упражнения на развитие речевого дыхания, дикции, артикуляционная гимнастика; игры, позволяющие сформировать интонационную выразительность речи (научиться пользоваться разными интонациями), расширить образный строй речи; игры и упражнения, направленные на совершенствование логики речи.
4. Основы театральной культуры. Призвано обеспечить условия для овладения дошкольниками элементарными знаниями о театральном искусстве:
- Что такое театр, театральное искусство;
- Какие представления бывают в театре;
- Кто такие актеры;
- Какие превращения происходят на сцене;
- Как вести себя в театре.
5. Работа над спектаклем. Базируется на сценариях и включает в себя темы «Знакомство с пьесой» (совместное чтение) и «От этюдов к спектаклю» (выбор пьесы или инсценировки и обсуждение ее с детьми; работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом; поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев; создание эскизов и декораций; репетиции отдельных картин и всей пьесы целиком; премьера спектакля; обсуждение его с детьми). Включает в себя развитие навыков действий с воображаемыми предметами, а также умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивительно, восхищённо, жалобно, презрительно, осуждающе, таинственно и т.п.); пополнение словарного запаса; образный строй речи. К работе над спектаклем широко привлекаются родители (помощь в разучивании текста, подготовке декораций, костюмов).
Формы работы с детьми:
- игра
- импровизация
- инсценировки и драматизация
- объяснение
- рассказ детей
- чтение воспитателя
- беседы
- просмотр видеофильмов
- разучивание произведений устного народного творчества
- обсуждение
- наблюдения
- словесные, настольные и подвижные игры
- пантомимические этюды и упражнения
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тема / занятие | Цели и задачи | Методические рекомендации |
Сентябрь | ||
1.«Сказки на столе» | Показ способов действия с куклами настольного театра | Показ настольного кукольного спектакля «Колобок». Игровые упражнения «Наши милые зверюшки». Упражнения на дыхание «Маленький филин», «Волки». |
2.Основы театральной культуры
| Воспитывать культуру поведения в театре
| Понятие: «этюд», «билеты», «театр. касса», «кассир». Игра «Театр моды». Скороговорки («Мышонку шепчет мышь: «Ты все шуршишь, не спишь!». Мышонок шепчет мыши: «Шуршать я буду тише»). |
3.Театральная игра «Одно и то же по-разному» | Развивать воображение, фантазию детей. | Игра «Одно и то же по-разному». Игра «Превращение предмета». Упражнения на дыхание «Скрипят деревья», «Больной зуб».
|
4.Театральная игра «Кругосветное путешествие» | Развивать фантазию, умение оправдывать свое поведение. | В игре используются музыка народов мира, шумовые эффекты — гром, дождь, шум бури, шторм, костюмы и маски. |
Октябрь | ||
1.Ритмопластика | Развивать умение детей равномерно размещаться по площадке; двигаться, не сталкиваясь друг с другом, в разных темпах. | Игра «Конкурс лентяев». Игра «Гипнотизер». Этюд «Прогулка». |
2.Культура и техника речи | Развивать воображение, пополнять словарный запас, активизировать ассоциативное мышление детей. | Творческие игры со словом «Сочини сказку», «Ручной мяч». Игры со скороговорками «Фраза по кругу». |
3.Знакомство со сценарием сказки «Репка» | Познакомить со сценарием | Беседа по сказке. Игра на расширение диапазона голоса «У бабушки в деревне». |
4.Репетиция по сказке «Репка» | Закреплять умение играть куклой с «живой» рукой.
| Куклы би-ба-бо «Репка». Скороговорки ( «Перепел перепелку и перепелят в перелеске прятал от ребят»). |
Ноябрь | ||
1.Репетиция по сказке «Репка» | Поддерживать стремление детей самостоятельно искать выразительные средства для создания образа, используя умение играть куклой с «живой» рукой.
| Куклы би-ба-бо «Репка» Игровые упражнения для развития. физиологического и речевого дыхания «Петух», «На турнике», «Насос». |
2.Кукольный спектакль «Репка» | Поощрять желание выступать перед зрителями. | Куклы би-ба-бо «Репка». |
3.Театральная игра | Учить детей свободно перемещаться в пространстве, координировать свои действия с товарищами. | Упражнение с предметами. Упражнение со стульями. Игра «Руки-ноги». Упражнения дыхательной гимнастики «Петух», «Каша кипит». Этюды («Битва», «Снеговик»). |
4.Театральная игра | Способствовать развитию чувства правды и веры в вымысел. | Игры «Король», «День рождения». Упражнения дыхательной гимнастики «На турнике», «Насос» |
Декабрь | ||
1.Культура и техника речи | Работа над голосом | Упражнения («Прыгуны», «Свеча»). Скороговорки («Повар Павел, повар Петр. Павел парил, Петр пек»). Игра «Похожий хвостик» |
2.Основы театральной культуры | Продолжить развивать интерес к театральному искусству
| Понятие: «эмоция», «мимика», «жест», беседа-диалог о театре; Упражнения на дыхание («Самовар», «Пчела»). Игра «Диалог по телефону». Этюд на воспроизведение черт характера («Страшный зверь»). |
3.Культура и техника речи | Совершенствовать четкость произношения (дыхание, артикуляция, дикция, интонация). | Упражнение на опору дыхания «Эхо». Игра «Птичий двор». Упражнение «Гудок», «Дрессированные собачки». Скороговорка «В аквариуме у Харитона четыре рака да три тритона». |
4.Ритмопластика | Развивать чувство ритма, координацию движений; умение согласовывать действия друг с другом. | Упражнение «Ритмический этюд». Игра «Считалочка». Упражнение на дыхание «У бабушки в деревне». |
Январь | ||
1.Культура и техника речи | Продолжать совершенствовать речевой аппарат; учить детей пользоваться интонациями, произнося фразы грустно, радостно, удивленно, сердито. | Упражнение на дыхание «Спать хочется». Упражнение на гласные и согласные «Шутка». Работа над пословицами и поговорками. |
2.Ритмопластика | Развивать умение передавать в свободных импровизациях характер и настроение музыки | Игры («Снеговик», «Баба-яга»). Упражнения на силу голоса «Звонок», «Муха». Этюд на воспроизведение черт характера «Волшебное колечко». |
3.Основы театральной культуры | Познакомить с главными театральными профессиями «Кто и что должен делать»
| Понятия: актер, художник, режиссер, композитор. Игра «Крошка Енот». Упражнения для развития физиологического и речевого дыхания («Задуй упрямую свечу», «Паровоз»). Этюд «Жадный пёс». |
4.Театральная игра | Продолжать развивать воображение, фантазию детей, умение оправдывать свое поведение
| Разыгрывание этюдов на основные эмоции: радость, гнев, грусть, удивление, страх, отвращение («Лисенок боится», «Ваське стыдно», «В магазине зеркал»). Игра «Робот». Упражнения для развития физиологического и речевого дыхания («Гуси летят», «Каша»). |
Февраль | ||
1.Культура и техника речи | Пополнять словарный запас, развивать образное мышление детей | Игра «Ворона». Упражнение на дыхание («Бабочка», «Трубач», «Каша кипит»). Работа над стихотворением «Веселые чижи». Игра – импровизация «В гостях у Кузи». |
2.Ритмопластика | Развивать чувство ритма, координацию движений, пластическую выразительность и музыкальность. | Разминочные упражнения. Упражнение на внимание и координацию. Речедвигательная координация. Игра на двигательные способности «Зернышко» Упражнения на опору дыхания («Птичий двор», «Эхо»). Этюд «Ерема». |
3.Чтение сказки «Гуси-лебеди» | Прочитать и обсудить сказку «Гуси-лебеди» | Рассматривание иллюстраций. Упражнения на дыхание («Пчела», «Скрипят деревья»). |
4.Обсуждение сказки «Гуси-лебеди» | Учить детей высказывать свое мнение о прочитанной сказке | Беседа о прочитанной сказке «Гуси-лебеди». Деление сказки на эпизоды. Импровизация сказки «Гуси-лебеди». Упражнения на дыхание («Пьем чай», «Колокольчики»). |
Март | ||
1.Театральная игра | Способствовать развитию чувства правды и веры в вымысел; развивать навыки действий с воображаемыми предметами | Игры «Король», «День рождения». Упражнения с предметами. Игра на расширение диапазона голоса «Чудо лесенка». Скороговорки («Еле-еле Лена ела, есть из лени не хотела»). |
2. Работа над эпизодами сказки «Гуси-лебеди» | Работать с импровизированным текстом эпизодов сказки «Гуси-лебеди»; Развивать воображение, память, фантазию. | Упражнения на артикуляцию гласных и согласных («Волки», «Комар», «Качаем малыша»). Работа над скороговорками «Милая Мила мылась мылом». Репетиция эпизодов сказки «Гуси-лебеди» с импровизированным текстом. |
3.Репетиция эпизодов сказки «Гуси-лебеди»: «Налетели Гуси - лебеди», «Алёнушка ищет Иванушку» | Работать с импровизированным текстом, развивать воображение, память, фантазию, внимание детей. | Работа над техникой речи (дыхание, дикция). Упражнения на опору дыхания «Птичий двор». Упражнения на силу голоса «Муха». |
4.Репетиция эпизодов сказки «Гуси-лебеди»: «Иванушка у Бабы-яги», «Побег» | Работать с импровизированным текстом | Беседа о героях, репетиция. Упражнения на силу голоса («Многоэтажный дом», « Звонок»). |
Апрель | ||
1.Культура и техника речи | Развивать четкое, верное произношение гласных и согласных; учить детей бесшумно брать и добирать дыхание, пользоваться интонацией. | Работа над дыханием. Игровые упражнения для развития физиологического и речевого дыхания («Гуси летят», «Самолётики», «Бабочка»). Работа над произношением поэтического текста. |
2.Репетиция спектакля «Гуси-лебеди» | Провести репетицию, используя все выразительные средства спектакля (декорация, музыка, костюмы, свет, реквизит, бутафория). | Упражнения на дыхание («Большой филин», «Маленький филин», «Скрипят деревья»). Этюд «изобрази животное». |
3.Премьера спектакля «Гуси-лебеди» | Поощрять желание выступать перед зрителями. |
|
4.Театральная игра | Развивать воображение, фантазию детей. Учить подбирать рифмы к словам. | Развлекательная программа «Это вы можете». Игра на внимание «Последний герой». Упражнения на дыхание («Пьем чай», «Больной зуб»). Этюд «Цветок». |
Май | ||
1.Культура и техника речи. | Формировать правильное произношение, артикуляцию; учить детей быстро и четко проговаривать труднопроизносимые слова и фразы. | Игра «Любитель-рыболов». Работа со скороговорками («Горячи кирпичи!», «Тары-бары»). Игровые упражнения для развития физиологического и речевого дыхания («Пастушок», «Аист», «Каша»). |
2.Основы театральной культуры.
| Продолжать знакомство с гримом; профессиональный костюмер; воспитывать культуру поведения в театре и на концерте | Предложить детям сочинить этюды на поведение в зрительном зале и игру «Что можно взять с собой в театр». Упражнения дыхательной гимнастики («Трубач», «Петух», «Насос»). Этюд «Что я делаю?» «Назови действие» |
3.Театральная игра «Цирковое представление» | Создать условия для организации цирковых номеров | Клоунада («Наездники», «Гимнастки»). Упражнения дыхательной гимнастики («Летят мячи», «Вырасти большой», «Регулировщик»). |
Результаты использования образовательной технологии
Уметь произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц.
Ориентироваться в пространстве, равномерно размещаясь по площадке.
Уметь двигаться в заданном ритме, по сигналу педагога, соединяясь в пары, тройки, четверки.
Уметь коллективно и индивидуально передавать заданный ритм по кругу или цепочке.
Уметь создавать пластические импровизации под музыку разного характера.
Уметь запоминать заданные режиссером мизансцены.
Находить оправдание заданной позе.
На сцене выполнять свободно и естественно простейшие физические действия. Уметь сочинить индивидуальный или групповой этюд на заданную тему.
Владеть комплексом артикуляционной гимнастики.
Уметь менять по заданию педагога высоту и силу звучания голоса.
Уметь произносить скороговорки и стихотворный текст в движении и разных позах. Уметь произносить на одном дыхании длинную фразу или стихотворное четверостишие.
Знать и четко произносить в разных темпах 8—10 скороговорок.
Уметь произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями. Уметь прочитать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения.
Уметь строить диалог с партнером на заданную тему.
Уметь составлять предложение из 3—4 заданных слов.
Уметь подобрать рифму к заданному слову.
Уметь сочинить рассказ от имени героя.
Уметь составлять диалог между сказочными героями.
Знать наизусть 7—10 стихотворений русских и зарубежных авторов.
- повышение творческого потенциала воспитанников;
- пробуждение интереса детей и родителей к театру;
- получение детьми первичных навыков в области театрального искусства, использовании мимики, жестов, интонационной выразительности, кукловождения;
- включение театрализованной деятельности в единый образовательный процесс;
- повышение самооценки участников проекта;
По окончании курса обучения ребенок овладевает следующими знаниями, умениями и навыками:
- имеет представление о театре как о виде искусства, особенностях театра, сценической культуре;
- имеет навыки концентрации внимания и координации движений, выступления в спектаклях;
- знает основные понятия в рамках театрального искусства (театр, сцена, спектакль, роль, выступление, костюм, реквизит, основные элементы сцены и т.д.);
- умеет пользоваться важными средствами выразительности мимикой, жестами;
- умеет свободно ориентироваться на сценической площадке;
- умеет произносить одну и ту же фразу с разными интонациями;
- умеет сочинять этюды по сказкам.
- может применить полученные знания в социальной и игровой деятельности, объяснить свои потребности и не боится высказать свое мнение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по театрализованной деятельности "Театральная мозаика»
Рабочая программа по театрализованной деятельности...
рабочая программа по театральной деятельности
ПЛАН–ПРОГРАММА«Маленький актер» на основе программы М.Д. Маханевой «Театр-детям»...
Рабочая программа по театральной деятельности
Выразительность речи развивается в течение всего дошкольного возраста: от непроизвольной эмоциональной у малышей к интонационной речевой у детей средней группы и к языковой выразительности речи у дете...
Рабочая программа кружка театрализованной деятельности «Театральные ступеньки» в старшей группе
Театр – это волшебный мир, в котором ребёнок радуется играм, а играя, познаёт окружающее. Синтетический характер всех театрализованных игр – представлений позволяет успешно ...
Рабочая программа по театральной деятельности «Улыбка»
Целью работы является: совершенствование эстетического воспитания через развитие личностной культуры ребёнка и формирование всесторонне – развитой творческой личности....
Рабочая программа по театральной деятельности
Рабочая программа по театральной деятельности...
Рабочая программа по Театральной деятельности 6-7 лет
Рабочая программа разработана с целью развития сценического творчества детей дошкольного возраста средствами театрализованных игр и игр представлений, расширение кругозора....