План-конспект кружка тестопластики "Мукасолька"
рабочая программа (младшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Дополнительная общеразвивающая программа по тестопластике
«Мукосолька»
для детей 2-3 лет
Составитель: Шаркова Маргарита Александровна,
воспитатель высшей квалификационной категории
г. Заводоуковск, 2018
Содержание
1.Пояснительная записка…………………………………………………………………3 |
2.Цели, задачи……………………………………………………………………………..3 3.Учебно - тематический план программы……………………………………...............4 |
4.Содержание программы младшей группы…………………………………………….5 |
5.Организационно-педагогические условия реализации программы………………..11 6.Планируемые результаты……………………………………………………………..17 |
7.Оценочные и методические материалы: формы контроля, критерии отслеживания усвоение программы, условия реализации программы……………………………….17 |
8. Список литературы……………………………………………………………………18 |
Пояснительная записка
Соленое тесто становиться все более популярным в нашей стране, успешно конкурируя с традиционными материалами – глиной и пластилином. В работе с ним многих привлекает не столько доступность и относительная дешевизна, сколько безграничные возможности, которые дает этот материал для развития творческих способностей дошкольников. Соленое тесто – это замечательный материал для поделок. Оно обладает целым рядом преимуществ: не оставляет следов и легко отмывается, безопасно для детей, экологически чистый натуральный материал, не вызывающий аллергии. Его можно даже съесть. Тесто очень пластичное и позволяет проработать мелкие детали. На тесте остаются замечательные отпечатки от любых предметов – пуговицы, ладошки, вилки, расчески, рельеф, который вам интересен.
Почему именно тесто? Тесто – это такой материал, который для детской руки более удобен – он мягкий и для ребенка представляет больше интереса, чем пластилин. Поделки из теста – древняя традиция, но им находится место и в современном мире, т.к. сейчас ценится все экологически чистое и сделанное своими руками. Работа с тестом – это, своего рода упражнения, оказывающие помощь в развитии тонких дифференцированных движений, координации, тактильных ощущений детей. Всему, что так необходимо ребенку в школе: воспитанию усидчивости, аккуратности, терпению; развитию ловкости рук и точности глазомера; овладению технологическими операциями и, прежде всего, творческому подходу к любой работе, радость творчества посредством самовыражения через изготовление изделий из соленого теста. Каждый родитель, воспитывающий дошкольника, задается вопросом о том, как правильно подготовить ребенка к школе. Ведущая роль в этом деле отводится дошкольным учреждениям. У ребенка особенная острота восприятия. Восприятие красивого формирует у детей эстетическое чувство, уважение и бережное отношение к искусству.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей готовности ребенка к школе. В дошкольном возрасте важно развивать навыки ручной умелости. А для такого развития способствуют занятия по лепке. Лепка способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков. Специфической чертой лепки является ее тесная связь с игрой.
ЦЕЛЬ: научить детей создавать поделки из соленого теста.
ЗАДАЧИ: развивать мелко-моторную функции, овладеть техническими приемами работы с тестом и подручными инструментами, развивать у детей эстетического и художественного вкуса.
Учебно-тематический план
№ п/п | Тема занятия | Количество часов |
ВСЕГО | ТЕОРИЯ | ПРАКТИКА | ||
1 | «Я пеку, пеку, пеку...» | 17 | 7 | 10 |
2 | «Природа» | 13 | 4 | 9 |
3 | Игрушки | 14 | 4 | 10 |
4 | «Насекомые» | 15 | 5 | 10 |
5 | Овощи | 12 | 3 | 9 |
6 | Фрукты | 13 | 4 | 9 |
7 | Посуда | 8 | 3 | 5 |
Итого | 92 | 30 | 62 |
Содержание программы
Месяц | № | Тема | Задачи |
Сентябрь Октябрь | 1-2 3-4 5-6 7-8 1-2 3-4 5-6 7-8 | Волшебный комочек Улитка – длинные рожки
Колобок Мой веселый звонкий мяч Ягодки на тарелочке Мышка-норушка Разноцветные листочки Падают, падают листья… | Познакомить с лепкой из соленого теста, с его особенностями (соленое, мягкое). Продолжать учить детей лепить из соленого теста. Упражнять в умении раскатывать столбик, сворачивать в спираль. Продолжать учить детей лепить из соленого теста. Учить облеплять грецкий орех, делать ему глазки и рот из крупы, создавая образ колобка. Лепить предметы округлых форм. Синхронизировать движения обеих рук: раскатывать тесто круговыми движениями ладоней. Развивать кисти руки. Создать композицию из одного большого предмета (тарелочки) и 5-10 мелких (ягодок). Получить шарообразную форму разными приемами: круговыми движениями ладоней (для тарелки) и пальцев (для ягод). Учить детей лепить мышку на основе конусообразной формы. Показать способы создания выразительного образа: заострение мордочки, использование дополнительных материалов (для ушек – семечек, для хвостика – шерстяных ниток, для глаз – бусинок). Продолжать учить детей лепить из соленого теста. Учить детей делать листочки из соленого теста и закреплять их на основу сплющивая. Создавать изображения предметов на пласте теста: отрывание (отщипывание) кусочков теста (желтого, красного цвета) и примазывание к фону. Развивать чувство цвета и мелкую моторику. |
Ноябрь | 1-2 3-4 5-6 7-8 | Репка из сказки Снежинка Мышка норушка Грибы для ёжика | Лепить репку в определенной последовательности: раскатать шар, сплющить, вытянуть хвостик, прикрепить листья. Создать композицию на куске теста (грядка) Продолжать учить детей отрывать маленькие кусочки теста, скатывать их между ладоней и расплющивать пальцем сверху; учить сопровождать слова стихотворения соответствующими движениями. Лепить конусообразную форму и создать образ мышки: заострить мордочку, использовать дополнительные материалы (для ушек – семечки, для глаз – крупа пшено). Создать коллективную композицию из грибов. Лепить грибы из 3-х частей (ножка, шляпка, полянка). Учить соединять детали прочно и аккуратно. |
Декабрь \ | 1-2 3 4 5 6 7-8 | Падают, падают снежинки… Вот ежик – ни головы, ни ножек Зайчик беленький Лесной магазин Сырная елочка для мышки Елочка с игрушками | Создавать изображения предметов на пласте теста: отрывание (отщипывание) кусочков белого теста и примазывание к фону синего цвета. Развивать чувство цвета и мелкую моторику. Моделировать образ ежика: лепить конусообразную форму и дополнять ее «иголками» - спичками, семечками. Развивать чувство формы и мелкую моторику. Учить моделировать образ зайчика: раскатывать тесто в шарики круговыми движениями, для ушек сплющивать и вытягивать круглые формы теста. Лепить лесных зверей комбинированным способом (по представлению). Учить составлять коллективную композицию. Продолжать учить детей лепить из соленого теста, с помощью колпачков от фломастера делать отверстия в «сыре». Создавать рельефную работу в определенной последовательности: скатать большой жгутик и наложить на пластину, затем маленькие жгутики накладывать по порядку. Моделировать игрушки для новогодней елки. Сочетать разные приемы лепки: раскатывание округлых форм, соединение деталей, вырезать фигурки формочками. Продолжать учить украшать с помощью дополнительных материалов ( блестки, макароны, крупа). |
Январь
Февраль | 1-2 3-4 5 6 1-2
3-4 5-6-7 | Снеговики играют в снежки Я пеку, пеку, пеку… Тарелки для каши Лечим чашку Лепка по замыслу Зайчики беленькие Лисички и зайчики в зимнем лесу | Закрепить скатывание кусочков теста круговыми движениями ладоней, создать коллективную композицию в сотворчестве с воспитателем. Развивать чувство формы, мелкую моторику. Учить детей лепить угощение для кукол из соленого теста. Показать разнообразие форм мучных изделий: печенье: (круг или диск), пряник (полусфера), колобок (шар), пирожок, вареник (диск или круг, сложенный пополам), бублик ( кольцо) и т.д. Активизировать освоенные способы лепки и приемы оформления поделок (раскатывание шара, сплющивание в диски полусферу, прищипывание, защипывание края, вдавливание, нанесение отпечатков). Продолжать учить детей лепить предмет округлой формы, совершенствовать навык расплющивания его. Активизировать детей на проявление творчества в выполнении работ, предложив в качестве дополнительного материала к оформлению: сухие веточки, крупы, скорлупа ореха, трубочки для сока Учить моделировать образ зайчика: раскатывать тесто в шарики круговыми движениями, для ушек сплющивать и вытягивать круглые формы теста. Прожолжать моделировать образы животных , раскатывая тесто круговыми движениями. Дополнять работу шишками, сухими веточками. |
Март | 1 2-3 4 5-6 7-8 | Я пеку, пеку, пеку… Бублики, баранки Весенний лес (коллективная работа) Сосульки По замыслу | Лепить угощения для игрушек: раскатывание, сплющивание в диск и полусферу, прищипывание, защипывание края. Развивать чувство формы, мелкую моторику. Раскатывать цилиндры (колбаски) разной длины и толщины с замыканием в кольцо. Оформлять изделия (посыпать маком, манкой, протыкать спичкой или пластиковой вилкой). Развивать глазомер и мелкую моторику. Продолжать учить детей лепить из соленого теста. Упражнять в умении раскатывать столбики, аккуратно выкладывать веточки на кронах деревьев. Освоить способ лепки предметов в форме конуса. Моделировать сосульки разной длины и толщины. Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с тестом |
Апрель | 1-2 3-4 5-6 7-8 | Птички прилетели Филимоновские игрушки Бабушкина корзина Наши четвероногие друзья | Учить создавать выразительный образ знакомой птички, дополняя работу мелкими деталями (перышки, семечки, бусинки). Создавать коллективную композицию в сотворчестве с воспитателем. Познакомить с филимоновской игрушкой. Рассмотреть, обследовать. Моделировать образы спящих существ. Лепить игрушки или животных в стилистике «пеленашек»: туловище (яйцо), голова – шар. Оформить композицию в маленьких коробочках. Лепить отдельные изображения по замыслу (яблоки, печенье, орехи, пряники) и выкладывать их на общую основу (корзинку). Развивать мелкую моторику. Привлекать к самостоятельной лепке фигурок животных из шариков, плотно соединяя их между собой, дополняя их отличительными признаками (хвост, ушки). |
Май | 1 2-3 4-5 6 7-8 | Мимоза (коллективная работа) Приглашаем в гости Мишку, Лисичку, Зайку
Букет цветов Клоун Я пеку, пеку, пеку… | Продолжать учить детей лепить из соленого теста. Учить отображать яркие представления в лепке; вызвать желание сделать коллективную работу, лепить всем вместе Помочь найти приемы для усиления выразительности образов: сплющивание, скручивание, вытягивание, свивание, налепы. Побуждать детей лепить разные по форме конфеты (круглые, длинные, приплюснутые). Воспитывать доброе отношение к животным. Лепить предмет, состоящий из частей, разных по форме (жгутики, шарики) и величине. Развивать чувство формы и пропорций. Делить тесто на части с помощью стеки. Лепить фигурки, состоящие из частей одной формы, но разного размера. Развивать чувство формы и пропорций, моторику рук. Продолжать учить детей лепить угощение для кукол из соленого теста. Показать разнообразие форм мучных изделий: печенье: (круг или диск), пряник (полусфера), колобок (шар), пирожок , вареник (диск или круг, сложенный пополам), бублик (тор, кольцо) и т.д. Активизировать освоенные способы лепки и приемы оформления поделок (раскатывание шара, сплющивание в диски полусферу, прищипывание, защипывание края, вдавливание, нанесение отпечатков). |
Июнь | 1 2-3 4-5 6 7-8 | Мой веселый звонкий мяч Мостик Птичка в гнездышке «Ути – ути»! Подводное царство (1-е задание) Подводное царство (2-е задание) | Лепить предметы округлых форм. Синхронизировать движения обеих рук: раскатывать тесто круговыми движениями ладоней. Развивать кисти руки. Моделирование мостика из 3-4 бревнышек, подобранных по длине (лишнее отрезается стекой). Создать композицию из ручейка и мостика. Моделировать гнездышко: раскатать шар, сплющить в диск, вдавить, прищипать. Слепить птенчика по размеру гнездышка. Обыграть композицию (червячок в клюве). Воспитывать интерес к лепке. Лепить птиц в стилистике народной игрушки: раскатать шар или овоид, оттянуть часть теста для головы, прищипнуть хвостик, вытянуть клювик. Воспитывать интерес к познанию природы. Продолжать учить детей лепить из соленого теста, вырезать стеками по картонному шаблону рыбок разной формы, с помощью дополнительных материалов (бусины, макароны, горох, крупа, фасоль, пуговицы) создавать выразительный образ. Продолжать учить детей лепить из соленого теста, украшать работу с помощью дополнительных материалов (бусины, блестки макароны, горох, крупа, фасоль, пуговицы) создавая подводное царство. |
Июль Август | 1-2 3-4-5 6-7-8 1-2 3-4 7 8 | Салют из шариков Васька Собачка Жучка Цыпленок Баю бай засыпай Что у бабушки растет… Коллективная работа "Цветок для мамы" | Продолжать учить сплющивать круглые формы, создавать цветную композицию, использовать дополнительный материал: цветные ниточки. Создавать образ любимого животного, используя различные приемы и способы лепки. Развивать чувство пропорции. Продолжать лепить домашних животных. Искать приемы для усиления выразительности образа: оттягивание, сплющивание, вытягивание. Развивать мелкую моторику .Воспитывать любовь к природе Продолжать учить детей лепить из соленого теста, обмазывать грецкий орех, обкатывать в пшене, соединять детали и получать выразительный образ цыпленка; дополнять различными материалами. Моделировать образы спящих существ. Лепить игрушки или животных в стилистике «пеленашек»: туловище (яйцо), голова – шар. Оформить композицию в маленьких коробочках. Учить лепить предметы круглой формы, вытянутой. Дополнять поделки деталями из картона (листочками) Учить раскатывать тесто в шар,затем, придавать овальную форму, дополнять работу веточками и листочками дерева. |
Организационно-педагогические условия реализации программы:
Программа «Мукосолька» рассчитана на 1 год. Занятия проводятся 2 раза в неделю. Продолжительность занятий составляет 15 минут. Общее количество часов 92.При разработке программы учтены возрастные и индивидуальные особенности детей. По каждой теме, входящей в программу, даётся необходимый теоретический и практический материал. Основную часть времени каждой темы занимает практическая работа.
Формы, методы, приёмы
Методические приемы
• показ технологических приемов.
• рассматривание игрушек,
• рассматривание иллюстраций из книг,
• игровые приемы (приход героя и др.).
• упражнение детей навыках использования инструментов для лепки (стеки, печатки и т.д.).
Оценочные и методические материалы:
Формы контроля поквартально:
-Проведение открытого мероприятия" Грибы для Ёжика" (3кв.ноябрь)
-Оформление фотовыставки детских работ по тестопластике. (2кв. фев.)
-Проведение мастер-класса среди родителей "Приемы для усиления выразительности образов в лепке"(3кв. май)
Критерии освоения программы:
Диагностика в зависимости от поставленных задач, охватывает ряд показателей эффективности освоения программы, в качестве которых могут выступать:
1.Освоение навыками раскатывания теста прямыми и круговыми движениями, выполнение работ из двух частей.
2.Уровень развития психо-моторного развития(мелкой маторики , координации движений, внимания.
3.Проявление творческих спрсобностей.
Для выявления степени сформированности вышеуказанных показателей проводятся диагностические процедуры на начало и конец года.
Условия реализации программы
Наличие наглядно-иллюстративного и дидактического материала:
– методические разработки занятий;
– учебные и методические пособия;
– технологические карты по изготовлению изделий;
– фотографии;
– образцы изделий.
Материалы и инструменты:
мука, соль “Экстра”, клей обойный, клей ПВА, “Момент”, краски акриловые; краски акварельные, гуашь, кисти, ножницы, стеки, доска, рамки, пищевая фольга; проволока, лак, валик-скалка, формочки, мисочки для теста, ёмкость с водой, зубочистки, ситечко, бисер, бусинки, мешковина, ткань. Аудиозаписи, муляжи, игрушки, поделки из соленого теста.
Планируемые результаты: дети научатся создавать поделки из соленого теста.
Список литературы
1. Васина Н. С. Соленое тесто. - М. : Айрис - пресс, 2010. - 66с.
2. Доронова Т. Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей: методические рекомендации для воспитателей, работающих с детьми 3 – 6 лет по программе “Радуга”. - М. : Просвещение, 2000. - 160 с.
3. Хананова И. Н. Соленое тесто. - М. : Аст - пресс - книга. - 104 с.
Интернет: statya_kruzhok.odt kruzhok.odt
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План – конспект занятия кружка для детей второй младшей группы «Праздничный салют». Коллективная работа. Рисование коктельной трубочкой
Занятие разработано для детей второй младшей группы, образовательная область "Художественное творчество". На занятии дети знакомятся с историей Великой Отечественной войны в игровой форме. Рисование п...
План – конспект занятия « Клуба – эрудит кружка «Мягкой игрушки»
Цель: вовлечь детей в мир познавательной игры. Задачи: Обучающие: Пополнить знания детей о мире игрушки. Развивающие: Развивать дикцию, музыкальные способности, смекалк...
План-конспект занятия кружка "Рукотворчество" по лепке из соленого теста "Мимоза" на 8 марта.
Занятие расчитано на детей старшей группы детского сада, первый год посещающих кружок. Ребята уже знают как обращаться с тестом. На данном этапе вводится новый элемент работы с разноцветным тестом и в...
План - конспект занятия экологического кружка
Знакомит детей с новым для них видом размножения растений - черенкованием....
Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при определении величины предметов....
План - конспект занятия кружка «Речевичок» в старшей группе коррекционной направленности для детей с ТНР ДОУ.
Вашему вниманию предлагается план - конспект занятия кружка «Речевичок» в старшей группе коррекционной направленности для детей с ТНР ДОУ. Тема занятия: Изготовлени...
План - конспект занятия кружка «Речевичок» в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР ДОУ.
План - конспект занятия кружка «Речевичок» в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР ДОУ.Тема занятия: Изготовление малышек - «з...