Как научить ребенка любить художественную литературу
консультация (подготовительная группа) на тему

Теричева Антонина Владимировна

     С появлением компьютеров дети стали читать меньше книг. Если раньше книга считалась лучшим   подарком, то сейчас практически вся информация приходит через интернет. Однако практическая       ценность книги не снижается, поэтому важно научить ребенка любить книги.

  Чтобы научить малыша любить книги, самим родителям необходимо быть начитанными,  читайте книги даже совсем маленьким детям, можно покупать книги, с которыми ребенок сможет  «общаться» и творчески выражать себя: раскраски, книжки, обучающие рисованию, письму, счету,      приобретите книгу сказок, где каждая сказка начинается с большой красивой буквы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное учреждение «Детский сад №91 компенсирующего вида»

«Как научить ребенка любить художественную литературу»

Выступление на педагогическом совете для педагогов МДОУ

Воспитатель: Теричева А.В.

Саранск

     Что такое литературный вкус? Целесообразно ли говорить о нем в дошкольном возрасте? Уверены : формировать представление о прекрасном учить чувствовать слово, наслаждаться им необходимо с раннего возраста.

    Художественная литература должна занимать в жизни ребенка важное место. Приобщение к книге- одна из основных задач художественно- эстетического воспитания дошкольника. Знакомство с доступными ему образцами художественной литературы и фольклора должно начинаться с первых лет жизни.

    Уже в три, четыре года отличаются дошкольники, высокой познавательной активностью, стремятся расширить свой кругозор, вырваться за рамки той среды, которая их окружает. Главный их помощник в этом - книга. К общению с ней они уже готовы: эмоционально регулируют на услышанное, улавливают и различают разнообразные интонации, узнают любимых литературных героев, сопереживают им. Наиболее активно они воспринимают малые жанры фольклора ( потешки, прибаутки) , песни игрового характера, сказки, стихи. Знакомство детей со стихотворным текстом целесообразно проводить на занятиях, а также во время прогулки, одевания, умывания, кормления. При этом дети вместе со взрослыми разыгрывают сюжет стихотворных произведений, прислушиваются к звукоподражанию, созвучиям, рифмам.

     Читательские интересы дошкольников постарше более разнообразны: им нравится книги о животных, природных явлениях, детях, описание игровых и бытовых ситуаций. Главная ценность данного возраста- высокая эмоциональная отзывчивость на художественное слово, способность сопереживать, с волнением следить за развитием сюжета , ждать счастливой развязки, поэтому мы и говорим о возможности и необходимости формирования литературного вкуса с раннего дошкольного возраста.

    Особенно актуально это для нашей действительности, когда прилавки магазинов завалены яркими, броско иллюстрациями книжками для дошкольников. Но содержательная их сторона, к сожалению, часто примитивна и не только не прививает вкус, а наоборот, обедняет духовный мир ребенка, не  развивает эмоционально- окрашенную, образную речь.

    Важнейшей задачей воспитателя становится отбор таких художественных произведений, которые действительно, способствуют формированию литературного вкуса.

   В последнее время появилось множество обработок известных детских произведений, поэтому выбирая ту или иную обработку, необходимо руководствоваться следующими правилами:

Целесообразность использования данного произведения в детской аудитории.

Его принадлежность к подлинному искусству.

Художественность иллюстраций и их соответствие содержанию литературного произведения.

Например:

Обратимся к официальной части русской народной сказке « Теремок» Первый вариант « Пришел медведь и стучится:

- Кто в тереме живет?

- Я , муха- горюха

- Я, мышка- погрызуха.

- Я, лягушка- квакушка

- Я , заюнок- кривоног, по горке скок.

_ Я, лиса- при беседе краса.

- Я, волк- волчище- из- за куста хватыш.

А ты кто?

- Я вам всем пригнетыш.

Сел  медведь на горшок, горшок раздавил и всех зверей распугал.

Второй вариант. Идет мимо медведь косолапый ревет :

- Терем- теремок! Кто в тереме живет?

- Я, мышка- норушка

- Я, лягушка- квакушка.

- Я, зайчик- побегайчик.

- Я, лисичка- сестричка.

- Я, волчок- серый бочок. А ты кто?

- Я, медведь косолапый

- Иди к нам жить!

Медведь и полез теремок. Лез- лез, лез- лез- никак не мог влезть и говорит: - Я лучше лучше у вас на крыше буду жить…»

    Если внимательно знакомиться с этими вариантами, педагог скорей всего выберет второй, как более понятный для дошкольников. Некоторые слова и выражения из первого варианта ( «пригнетыш», «хватышь» и др.) непонятны ему, а их запоминание и пересказ не способствуют формированию литературного вкуса. Другая сказка «Колобок».

    Читательский кругозор дошкольника необходимо расширять, знакомить его с произведениями разных жанров и стилей, с детской классической русской и зарубежной литературой. Чтобы заниматься развитием литературного вкуса ребенка, воспитатель должен быть начитанным человеком с развитым эстетическим вкусом и чувством.

    Известны определенные методы, способствующие формированию вкуса в дошкольном возрасте. Их можно использовать воспитателем, поэтому ими овладеть должен каждый.

Выразительное чтение в слух  способствует созданию у ребенка образных представлений, воздействует на эмоции и восприятие, помогает заинтересовать ребенка, вызвать у него желание вновь слушать знакомые произведения. Более того, чтение вслух приучает к внимательному слушанию текста.  Выбирая эту форму работы с книгой, важно соблюдать определенные правила: четко выговаривать слова, читать не очень громко, но и не очень тихо, соблюдать паузы. Монотонное, однообразное чтение вряд ли будет слушать даже взрослый. Целесообразно выбирать небольшие по объему произведения, с динамичным сюжетом, повторами, что способствует более внимательному слушанию и более быстрому запоминанию текста. Для выразительного чтения рекомендуется русские народные сказки.

Использования иллюстративного  комментария при чтении вслух младшим дошкольникам, например стихотворений А. Барто, Б. Заходера, К. Чуковского.. методика работы следующая: воспитатель читает вслух художественный текст, дети показывают предметы и героев, изображенные а иллюстрации к книге.

Иллюстрирование старшими дошкольниками художественных произведений детской литературы. Воспитатель может предложить нарисовать запоминающегося героя, понравившийся сюжет.

Литературные викторины. Их организацию необходимо досконально продумать, иначе неизбежны шум, гвалт и , что самое недоступное, обиды и даже необъективность оценки детских достижений. Особое значение придается подготовительному этапу, который включает чтение книг, организацию книжной выставки, предварительное ознакомление с вопросами и т. д.

Кукольные драматизации. В современной методики дошкольного воспитания кукольным спектаклям уделяют серьезное внимание. Дошкольники могут под руководством воспитателей или родителей заниматься изготовлением кукол, быть не только слушателями, но и полноценными участниками спектакля. Кукольный театр поможет ребенку более осознанно слушать литературный текст, ярче представлять героев, следить за развитием действий.

     Помимо указанных методик по формированию у детей литературного вкуса, воспитатель должен овладеть приемами, позволяющими включать художественное слово  в повседневной жизни ребенка. Например, надевая варежки ребенку на прогулку зимой, можно обыграть стихотворение. После дневного просыпания прочитать стихотворение  Е. Благининой « Наша Маша рано встала».

     Важное условие успешной педагогической работы - сопровождение чтение игровыми действиями. Дошкольники способны слушать понравившееся произведение многократно, сохраняя непосредственность эмоционального переживания.

    Начинать знакомство с новой книгой можно с показа ярких цветных иллюстраций. Уже в раннем возрасте малыши учатся прогнозировать будущее чтение, отвечать на вопросы по иллюстрациям : « О ком эта сказка?» «Кто это?» «Кто к кому пришел в гости?» и т. д. Наиболее эффективно такое рассматривание книг с небольшой группой детей ( не более четырех- пяти человек), когда каждого можно включить в беседу, каждому обеспечить доступ к книге.

   

   

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как научить ребенка любить литературу

семинар практикум для родителей студентов и педагогов....

Как научить ребенка любить литературу

Художественная литература должна занимать в жизни ребенка важное место.Приобщение к книге-одна из основных задач художественно-эстетического воспитания ребенка.Знакомство с доступными ему образц...

Консультация для родителей "Как научить ребенка любить литературу"

Консультация для родителей "Как научить ребенка любить литературу"...

Как научить ребенка любить литературу?

Как научить ребёнка любить литературу?Что такое литературный вкус? Целесообразно ли говорить о нём в дошкольном возрасте? Формировать представление о прекрасном ,  учить чувствовать слово, наслаж...

Как научить ребенка любить литературу?

Художественная литература должна занимать в жизни ребенка важное место. Приобщение к книге - одна из основных задач художественно-эстетического воспитания дошкольника. Знакомство с доступными ему обра...

" Как научить ребенка любить литературу ? "

Научить ребенка любить книгу и уметь наслаждаться чтением - одна из важных задач правильного воспитания.Человек воспитанный на книгах, имеет широкий кругозор, может красочно описать словами свои впеча...